Клубы опасаются, что УЕФА заберет £2 миллиарда из фонда помощи COVID-19
Эксклюзив от The Athletic.
Клубы по всей Европе опасаются того, что УЕФА, руководящий орган спорта, намерен отказаться от предложенного многомиллиардного фонда помощи, предназначенный для стимулирования роста трансферного рынка после экономических трудностей, возникших во время пандемии Covid-19.
В декабре 2023 года на веб-сайте УЕФА появилось объявление: «Исполнительный комитет УЕФА проинформировал о плане восстановления европейского клубного футбола».
Covid-19 в разной степени повлиял на спортивные команды из-за потери доходов от матчей и продажи билетов и снижения рейтинга коммерческих партнерских отношений.
Отчет УЕФА о футбольной деятельности, опубликованный в феврале 2022 год, показал, что прогнозируемые убытки европейских клубов высшего дивизиона в 2021 году составят €4 млрд. Также цифры продемонстрировали растущую разницу между АПЛ и другими конкурирующими с ней чемпионатами по всему континенту, поскольку именно на английский чемпионат приходилось 34% мировых трансферных расходов.
Европейская ассоциация клубов, которой поручено представлять интересы клубов, поддержала план помощи, и источники сообщили The Athletic, что клубы Франции, Турции, Греции, Кипра, Польши, Хорватии и Португалии выразили обеспокоенность: по какой причине УЕФА до сих пор не реализовал эту инициативу.
Руководители ведущих клубов Турции, к примеру, говорят, что им чрезвычайно трудно получить кредиты от западных кредиторов из-за слабой отчетности их топ-клубов и бедное финансовое положение местной валюты.
На прошлой неделе The Athletic разговаривал с руководителями нескольких клубов из разных европейских лиг, и некоторые из них сказали: по их мнению, УЕФА вряд ли теперь будет продвигать план помощи. Руководители клубов пожелали не называть их имен по причине деликатных отношений с УЕФА, но двое из них заявили, что невыплата средств может подтолкнуть клубы к более рискованным подходам к сбору средств: продажа прав на трансляции, как это сделала «Барселона», или продвижение в области фан-токенов и NFT.
УЕФА признал, что фонд еще не осуществил выплаты, но объяснил задержку «новой экономической средой» в результате событий на Украине. По этой причине, по их же словам, «рыночные условия резко и неожиданно изменились». Финансовый комитет УЕФА, который возглавляет бывший исполнительный директор «Манчестер Юнайтед» Дэвид Гилл, также выразил сомнения по поводу этого плана.
Представитель УЕФА заявил The Athletic: «Непредвиденный конфликт между Россией и Украиной спровоцировал жесткие меры экономической политики, продолжает нарушать работу несколько отраслей и поднимает волатильность мирового финансового рынка до исторически высокого уровня. Примечательно, что через несколько недель после начала событий на Украине произошло значительное расширение кредитного спрэда, что свидетельствует об ужесточении условий финансирования».
План состоял в том, чтобы использовать доходы от клубных турниров УЕФА в качестве поддержки, что позволит европейским клубам получить доступ к большей ликвидности, что, в свою очередь, стимулировало бы инвестиции и рост на трансферном рынке.
Была надежда, что бренд УЕФА и потоки доходов от турниров обеспечат достаточно доверия и позволят клубам занимать деньги по более низким процентным ставкам, чем обычно.
Первоначально фонд помощи должен был быть предоставлен клубам, участвующим в европейских клубных соревнованиях, таких как Лига Чемпионов, Лига Европы и Лига Конференций. Возврат заемных денег будет связан с будущими платежами, которые УЕФА должен клубам за их участие, которые могут составлять десятки миллионов каждый год.
На веб-сайте УЕФА в декабре прошлого года было сказано: «Начиная с предполагаемой первоначальной суммы в €2 млрд, ожидается, что программа финансирования со временем будет расти».
УЕФА также сообщил, что Citigroup был назначен единственным глобальным банком-координатором программы, и добавил: «В случае ободрения банк может начать работу уже весной 2022 года».
Средства были переданы клубам на генеральной ассамблее Европейской ассоциации клубов в столице Австрии Вене в марте, что повысило надежду на получение средств до трансферного окна этим летом. Однако этого не произошло. В мае агентство Bloomberg сообщило, что УЕФА приостановила планы по фонду из-за опасений: как именно будут распределены деньги между клубами и как УЕФА будет регулировать свою роль организатора турниров и посредником в кредитовании (хотя сам УЕФА кредитором не был).
Однако теперь УЕФА публично связывает задержку средств с событиями на Украине, что является одной из проблем, на которую ссылается финансовый комитет УЕФА.
Комитет возглавляет Гилл, который также занимает должность казначея УЕФА. В комитет входят еще три сотрудника: венгерский банкир Шандор Чаньи, генеральный директор Французской футбольной федерации Флоренс Ардуэн и президент Финской футбольной ассоциации Ари Лахти.
Отвечая на просьбу изложить опасения финансового комитета, представить УЕФА сказал: «Мы несколько раз консультировались с Финансовым комитетом УЕФА по поводу этой инициативы с момента создания фонда. Его члены указали на новые риски, которые неожиданно обрушились на мировую экономику в целом после более чем 10 лет стабильных условий с низкими процентными ставками».
Однако УЕФА представил клубам предложение на Генеральной ассамблее ECA в конце марта – более чем через месяц после событий на Украине.
Руководящий орган европейского футбола все еще должен сообщить об изменениях плана в переписке с клубами, в то время как высокопоставленные источники в ECA также указали на то, что они остаются в неведении относительно причин, по которым фонд не начал свою работу. И это несмотря на неоднократные попытки высокопоставленных сотрудников ECA, а также президента «Париж Сен-Жермен» Нессера Аль-Хелаифи и, в частности, председателя ECA и члена Исполнительного комитета УЕФА, поднять вопрос на встречах с официальными лицами УЕФА.
Представить УЕФА сообщил, что клубы будут проинформированы о статусе фонда на заседании совета директоров ECA в конце августа и на заседании Исполнительного комитета УЕФА в сентябре. Представитель добавил, что необходимо «тщательно оценивать текущую неустойчивую рыночную ситуацию и оценить несколько альтернатив, прежде чем приступить к ее исполнению». УЕФА добавил, что опасается вызвать «непредвиденные последствия» при выполнении плана фонда помощи.
Не все руководители клубов, с которыми разговаривал The Athletic, считали этот фонд столь необходимым, как предполагают некоторые: один руководитель утверждает, что его можно использовать в качестве помощи для клубов, у которых было плохое управление еще до пандемии, и добавил, что европейский футбол доказал свою эффективность, устойчивость. Хотя во время пандемии были апокалиптические предсказания, что клубы будут разорены.
Однако во многих национальных лигах произошло значительное сокращение расходов на трансферном рынке, и АПЛ оказалась заметным исключением. Клубы в Турции, например, предположили, что кредиты ведущих европейских клубов, таких как «Фенербахче», «Бешикташ» и «Галатасарай», будут иметь эффект водопада для средних и небольших клубов этой страны, поскольку более крупные клубы будут инвестировать полученные деньги в трансферный рынок. Скептики, однако, предупреждают, что подобный каскадный подход иногда просто еще больше укрепляют власть и привилегии тех, кто находится на самом верху отрасли.
Среди руководителей многих клубов широко распространенно мнение о том, что УЕФА допустил ошибку, объявив о фонде и рекламируя его до того, как получить одобрение своего финансового комитета, поскольку некоторые клубы уже начали работу по кредитам. Действительно, некоторые утверждали, что УЕФА, осознавая постоянную угрозу со стороны Суперлиги, стремился дать смелые обещания защитить финансы европейского футбола, чтобы обеспечить лояльность клубов по всей Европе. УЕФА отвергает такое предположение.
УЕФА также возразил: «Обязанностью УЕФА было подробно представить и объяснить клубам программу с целью оценить их интерес к инициативе и получить их устное одобрение. По сути, клубам были представлены многочисленные обновления плана, в том числе окончательный отчет о фонде на генеральной ассамблее ECA в Вене. В каждой презентации для ECA поясняется, что реализация программы по-прежнему подлежит утверждению Исполнительным комитетом УЕФА в соответствии с решением Финансового комитета».
Citigroup не стал комментировать ситуацию.
Статья на The Athletic здесь.