Суперлига имени Переса и Аньелли. Перемены неизбежны?
Сегодня на календаре 12 июля 2022 года. Ничем не примечательная дата для европейского футбола, на первый взгляд. Но все-таки нечто значимое сегодня произошло – Европейский суд инициировал возобновление рассмотрения спора между УЕФА и Суперлигой – соответствуют ли определенные положения уставов ФИФА и УЕФА, позволяющие им блокировать конкурирующие события, правилам конкуренции ЕС. Или это злоупотребление своим доминирующим положением, по сути монополией. Что все эти судебные дрязги значат для рядового болельщика, который просто хочет наслаждаться любимой игрой и следить за любимой командой? Глобально – особо ничего, топовые клубы продолжат биться друг с другом, а средние коллективы продолжат быть грушей для битья. Или дьявол в деталях? Попробуем взглянуть на ситуацию с позиции рядового фаната.
Что произошло?
18 апреля 2021 года футбольный мир сотрясла сенсация – прямо накануне заседания Исполнительного комитета УЕФА насчет обновления формата проведения Лиги Чемпионов и увеличения числа ее участников прозвучало объявление о создании стороннего турнира под названием Суперлига в противовес уже существующему турниру. О вступлении в эту лигу заявили сразу 20 команд из Англии, Италии и Испании, а инициаторами создания стали Ювентус, Барселона и Реал Мадрид. Это стало громом среди ясного неба, поскольку заявление было сделано совершенно внезапно и имел эффект настоящей разорвавшейся гранаты.
Что было дальше?
В этот же вечер УЕФА выпустило свое заявление, в котором осудило действия учредителей Лиги и ее участников, а также пообещало добиться дисквалификации всех клубов из Суперлиги из европейских и национальных турниров, а игроки потеряют возможность выступать за сборные своих стран. Болельщики не ушли далеко и также стали один за одним объединением выпускать общие заявления об осуждении действий руководств своих любимых команд. В дело даже вмешались местные политики стран. Устоявшийся порядок вещей грозил разрушением. Но имела ли право УЕФА на подобные действия?
Чем закончилось?
Схлопнулось все столь же быстро, как и началось – 21 апреля, спустя всего лишь три дня 17 участников Лиги сообщили о решении покинуть турнир и вернуть статус участников турниров под эгидой УЕФА. Для этих команд УЕФА предусмотрело штрафные санкции и, что иронично, похвалу за смелость. В Суперлиге остались только учредители Ювентус, Барселона, Реал. Президент Ювентуса Андреа Аньелли покинул пост председателя Ассоциации европейских клубов, который быстренько занял владелец клуба ПСЖ Нассер Аль-Хелаифи, не преминув окрестить участников не самыми приятными словами. Глава организации УЕФА Александер Чеферин разразился гневной тирадой с личностными оскорблениями президентов этих клубов, а также заявил, что эти команды могут забыть о Лиге Чемпионов и играть в своей выдуманной лиге сколько им угодно:
"УЕФА не монополист. Клубы могут сами решать, участвовать ли в наших соревнованиях или организовывать свои собственные. Но в таком случае они не смогут играть в наших турнирах. Логично, да? Проект Суперлиги мертв, потому что никто не хочет в нем участвовать. Я вижу только трех обозленных на всех вокруг людей, тащащих всех в суд. Но теперь все кончено."
Что это было?
Необходимость перемен долгое время назревала, и даже самые преданные поклонники Лиги Чемпионов не могли не заметить явной стагнации турнира в целом и тенденции на увеличение ежегодных косяков со стороны организаторов. Постоянные проблемы и скандалы с жеребьевкой, несправедливая сетка плей-офф, одни и те же пары соперников из раза в раз, увеличивающийся разрыв между топовыми и низовыми коллективами, странное распределение спонсорских выплат, телевизионных прав, проблемы с календарем, и так далее. Все вышеперечисленное вкупе влияло на интерес к турниру со стороны новых болельщиков и все меньше интриговало новое поколение. Реформы просились давно, но их проведение постоянно откладывалось. УЕФА обещало, обсуждало, предлагало, но каждый год все заканчивалось ничем. Крупные клубы получали довольно ограниченную часть общих доходов с проведения турнира и их справедливо заинтересовало, почему они получают так мало? В чем смысл участия небольших команд, вроде Мальмё или Копенгагена в ущерб внутренним чемпионатам, если они не смогут толком заработать в групповом этапе и закупиться качественными игроками? Вопросов много, ответов нет вообще. Поэтому командам надоело подчиняться сомнительным решениям УЕФА и ждать изменений, поэтому они взяли судьбу в свои руки и самоорганизовались.
Почему Суперлига привлекла почти все топовые коллективы сильнейших лиг, которые почти сразу же и покинули проект?
Здесь пока точного ответа нет, что именно пообещали клубам Перес и Аньелли, однозначно можно сказать одно – руководителям клубов-участников не предоставили конкретный план действий, только перспективу и общий взгляд на концепцию. Основная идея была в том, что у Суперлиги будут очень богатые американские спонсоры и ежегодный доход для каждой команды гарантирован космический. Формат турнира был слишком упрощен и не очень жизнеспособен, а организация внутренней структуры не продумана в должной мере. Скорее всего новоиспеченное правление Лиги поторопилось с заявлением из-за предстоящего в УЕФА заседания, что в итоге и стало фатальным. Все поспешили сбежать с тонущего корабля.
Что будет дальше?
Штрафным санкциям подверглись все команды, кроме Ювентуса, Барселоны и Реала. Организаторы Суперлиги пошли в Европейский суд и подали иск против ФИФА и УЕФА о нарушении европейского законодательства в области конкуренции, усмотрев в действиях организаций признаков монополистов, что запрещено. Первое решение суда было в пользу Суперлиги и три клуба избежали штрафов и санкций, получив возможность создавать любой турнир в рамках установленных регламентом правил. Разумеется, это не стало окончательной победой, была подана апелляция и Европейский суд сегодня, 12 июля 2022 года инициировал возобновления судебного заседания по вопросу данного спора. Если победит УЕФА – это ознаменует эру полного диктата со стороны руководителей одной организации в проведении своих турниров по своим правилам и на свое усмотрение. Если победит Суперлига – команды получат свободу выбора без опасных последствий.
Каково мнение зрителя, который просто любит футбол?
С моей точки зрения заявленная Суперлига была сразу непригодна для эксплуатации. Формат выглядел чересчур упрощенным и неинтересным: просто 20 команд в лиге, которые встретятся друг с другом по два раз, дома и в гостях, набирая балы и в конце сезона между верхушкой таблицы будет проведен плей-офф. Обычная национальная лига, только без возможности вылететь и влететь в турнир. Участники прельстились деньгами, не подумав об интересе от зрителей. Лига Чемпионов в нынешнем состоянии тоже сильно устарела, современному болельщику не очень неинтересно наблюдать за двухмчатчевым противостоянием в 180 минут, из которых 170 будут в закрытой борьбе и перекатывании мяча в страхе совершить ошибку. Разница в силе участников порой столь велика, что условный Ювентус или Ливерпуль может на последние игры группового этапа позволить себе выпустить молодежный состав на игры со слабыми соперниками, понимая, что те не представляют угрозы и проход дальше обеспечен. Сенсации порой появляются, например, в лице Аякса сезона 2018/2019, Вильярреал сезона 2021/2022, но это все равно сильные коллективы, та же Желтая субмарина только-только победила в Лиге Европы, а Аякс и вовсе числится в ранге лучших команд в истории Лиги Чемпионов. Из последних 10 лет победителями становились одни и те же команды. Прошли времена внезапных победителей или темных лошадок. Все заранее понимают, что в финале сыграют кто-то из списка Реал, Манчестер Сити, Бавария, Ливерпуль, Челси, ПСЖ. Там не будет Порту, Монако, Ромы, Лестера или Бетиса. Лига Европы и Лига Конференций переплюнули старшего брата в компоненте интриги. Можно ли представить сейчас победителем Лиги Чемпионов Астон Виллу, как это произошло в 1982 году?
«В текущем формате можно спрогнозировать, кто сыграет в 1/8 финала после жеребьевки. После реформы гранды будут чаще встречаться между собой, а у небольших клубов появится больше шансов пройти квалификацию. Команды в группах будет бороться до конца. Это звучит зрелищно"
(с) Александер Чеферин
Суперлига пока точно не представляет собой решения назревших проблем. Даже постоянные изменения в формате или правилах далеки от тех, которые будут в состоянии привлечь зрителя. Куда ближе родной гимн, родная заставка, привычное ожидание начала матчей Лиги Чемпионов осенью, интриги жеребьевки, ставки на финал. Чтобы конкурировать с ностальгией и историей необходимо предложить по-настоящему готовый продукт, инновационный и с собственной изюминкой. Пока подобным и не пахнет. Тогда смысл болеть за новый турнир, который будет еще проблемнее нынешнего? В этом и заключается главная причина, по которой интереса к большим амбициям организаторов Суперлиги не наблюдается. Да, Лига Чемпионов устарела, полна скандалов и из года в год становится все скучнее. Но альтернативы нет. Поэтому смысла в судебном противостоянии пока не очень много, ведь даже если Пересу и его друзьям дадут возможность конкурировать, смогут ли они это сделать? Очень характерно, что Аньелли и Ювентус при всей их нацеленности на создание Суперлиги все равно мечтают победить в Лиге Чемпионов. Предстоит долгий и невероятно сложный путь. А мне, как простому обывателю, пока куда интереснее будет ждать жеребьевки группового этапа и осенних игр, нежели судебных дрязг. Но ничто не вечно под луной. Повторюсь: перемены назрели и с каждым годом выглядят все более неизбежными.
В заключении хочется обратить внимание на анонсированный новый формат Лиги Чемпионов, который заявлен на 2024 год и призван окончательно убить интерес зрителей к любым параллельным турнирам, по словам Александера Чеферина.
В чем состоят главные изменения?
Групповой этап будет проводиться по швейцарской системе. Как это может выглядеть в рамках ЛЧ? За счет увеличения состава турнира до 36 участников будет сформирована одна таблица, вместо прежних групп по четыре команды. Будет проведена жеребьевка, но по ее итогу будет решаться не прежнее распределение составов групп. Вместо этого жеребьевка решит, кто с кем сыграет из таблицы. Всего сыграют 10 матчей каждая команда. По итогу группового этапа в плей-офф выйдут 8 первых команд. 16 следующих команд проведут между собой дополнительно маленький плей-офф по две игры, в результате которых 8 команд отправятся в Лигу Европы. Оставшиеся 12 команд выбывают. Далее стандартный плей-офф со своей стандартной типичной жеребьевкой. Остается еще в воздухе вопрос касательно проведения игр плей-офф по стандартному сценарию, или по одной игре. На выходе пока получаем порядка 10 игр для каждой команды в групповом этапе и по две в плей-офф, если все останется как прежде. Учитывая график национальных чемпионатов, а также желание ФИФА проводить крупные международные турниры для сборных каждое лето такие реформы поспособствуют лишь увеличению травм, хронической усталости и дисбалансу формирования календарей внутренних лиг, слишком много игр в рамках одного сезона. Можно посмотреть на состояние Ливерпуля в недавно прошедшем финале ЛЧ, к которому они подошли после 62 игр, то есть провели все возможные матчи в сезоне. Но следить за любыми изменениями всегда интересно.
Ждем решения Европейского суда и реакцию руководителей Суперлиги и УЕФА. Что они предложат нам, обычным зрителям?
Подписывайтесь на блог.
Больше информации и новостей в телеграмм-канале:
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Также по ссылкам можно ознакомиться с другими работами:
https://www.sports.ru/football/blogs/3058787.html
То, что УЕФА грозит исключением из ЛЧ - это как бы логично, но при нынешнем раздутом календаре основателям СЛ одновременно играть и в Лиге Чемпионов, и в СуперЛиге просто физически невозможно, а без грандов никому эта ЛЧ не будет нужна, превратится в Лигу Европы.
Суперлиге быть, рано или поздно.
Вообще не секрет, что создатели СЛ вдохновлялись заокеанскими национальными чемпионатами НХЛ, НБА.. которые многие десятилетия остаются самыми популярными чемпионатами в спорте, при этом допуская минимум изменений в формате. Возможно он и попроще, но гениальность в простоте. А то что каждый год колдует УЕФА уже на голову не налазит. Первым серьезным поворотом не туда было деление квалификации на путь чемпионов и нечемпионов, в следствии чего мы получили уйму "интересных" команд. Сейчас они во многом украли идею СЛ с одной общей группой, дополнив ее швейцарской системой, которую фанаты будут понимать ещё ни один год.
Вообще же главный лейтмотив борцов с СЛ это частые встречи топклубов друг с другом, мол это все быстро приестся и ТД и тп. Но как видим из опыта все тех же заокеанских чемпионатов все там с этим хорошо, лиги растут и процветают, никому не надоедают обилие матчей грандов. Да даже не нужно ходить в другие виды спорта. В том же футболе сейчас самой популярной лигой считается АПЛ с огромным просто отрывом от преследователей. И стала она такой популярной во многом из за конкурентоспособности, которая в свою очередь появилась от равного распределения твправ, но это уже если углубляться. Так вот, идея СЛ это как раз воссоздание АПЛ только на европейском уровне.
Основная проблема УЕФА, как организации, это абсолютная незаинтересованность чинуш в результатах своей работы. Это "классический" выборный чиновник на должности. У Чеферина и Cо нет интереса по большому счету развивать футбол стратегически. Их интерес - набить карманы здесь и сейчас, потому что дальше другой аферист может их переиграть на предвыборной кампании и у них останется лишь наворованное в период "на должности" бабло. То, что футбол деградирует в перспективе, им неинтересно, им интересно утащить здесь и сейчас. Если ЛЧ схлопнется через 20 лет за потерей зрительского интереса, понятно, что Чеферина это не заботит никоим образом сегодня.
Что такое Суперлига? Это совсем другое дело. Это конкретная лига с конкретными задачами по примеру НБА, НХЛ, АПЛ, Ла-Лиги и так далее. Здесь перед руководителем ставится конкретная задача - развивать лигу, то есть увеличивать зрительский интерес, доходы и так далее. Сейчас УЕФА за это не отвечает ни перед кем, просто не кому спросить с УЕФА за результаты работы. Представителей местных федераций больше интересует, чтобы УЕФА не лезла в их маленький местный гешефт, а не развитие европейского футбола.
У Суперлиги будет конкретный хозяин - Голдман или Морган, или группа инвесторов, не важно, которые будут заинтересованы в росте стоимости своего актива - Суперлиге.
Именно такая задача будет ставиться перед руководством Суперлиги. Что это означает, на пальцах?
Это означает пролет мимо кассы футбольных жучков типа Нассера. Руководству Суперлиги просто неинтересно фолловить ПСЖ или Челси или Реал, поскольку это отрицательно скажется на качестве продукта в целом и в итоге обернется репутационными и рейтинговыми потерями гораздо более значимыми, чем размер условной Нассеровской взятки. Это как украсть колеса со своего автомобиля и продать за полцены - не имеет смысла.
Думаю, стоит ожидать рост качества судейства, потому что руководство суперлиги продает не чемпионство Реала или там Баварии, а продукт в целом. Чем меньше скандалов, тем лучше репутация, тем больше зрительский интерес. Судейство станет объективнее.
Следующий плюс, который я вижу.
Суперлига будет зарабатывать в целом и тратить в целом. Еще раз подчеркну, что задача руководства - максимизация рейтингов и зрительского интереса. Что может максимально подогреть зрительский интерес, кроме как "дерзкий новичок претендует на победу"? Когда Лестер побеждал в АПЛ, английский чемп смотрели люди, которые до этого не смотрели АПЛ в принципе, потому что всем приятно видеть, как новичок натягивает мастодонтов. Да и сами себя спросите - что вам привлекательнее, в 20-й раз победа Реала или например, Валенсии? А еще чище - Гетеборга. Представляете, какой бум будет в Швеции, если условный Гетеборг станет общеевропейским чемпионом?
Поэтому шансы клубов будут уравниваться искусственным образом - это потолок зарплат, драфты, выравнивание доходов от телеправ, запреты на внутрилиговые переходы и так далее, есть механизмов куча, мы все это видим на примере других профессиональных лиг.
Не удивлюсь, если скромные клубы будут подпускаться постепенно в суперлигу и получать нехилые подъемные, чтобы конкурировать с мастодонтами. По крайней мере рыночные законы говорят за то, что так и будет. Владельцам неинтересно, чтобы чемпионат закисал. Мы это видим на примере других профессиональных лиг. Так, в НБА Торонто Рэпторз стал чемпионом совсем недавно. Если провести аналогию - это как если бы Лигу чемпионов выиграл какой-нить Эйбар или Суонси. Ничего себе, а? Болельщик любого клуба в НБА или НХЛ знает, что победа его клуба вполне вероятна, хоть и не железобетонна, конечно, болельщики же Кельна, Ренна, Уэски и Бристоля знают, что их клубам никогда и нигде не победить. Интересно болеть за такой чемп?
Все, что я тут выше изложил - секрет Полишинеля. Это давно работает во многих профессиональных видах спорта. Поэтому я могу говорить об этом с уверенностью, этоне предполагаемые законы рынка, а вполне себе действующие механизмы.
Кроме того, УЕФА, как любая другая организация без хозяина, очень уязвима к коррупции, что мы сейчас видим на примере Нассера и Чеферина, который уже является чуть ли не публичным лакеем своего катарского хозяина.
Разные правила игры для участников способствуют падению интереса к турниру в целом.
В результате идет возмущение хозяев клуба, которые тратят сотни миллионов на приобретение игроков, содержание стадиона, скаутских, экипировочных и медицинских служб должны отдавать УЕФА львиную долю заработка в ЛЧ за мифическую эгиду, то есть они работают на посторонних дядей и в связи с этим испытывают вполне законное возмущение и желание отделиться.
Зритель же в нашем лице имеет кучу неинтересных матчей в рамках заведомый фаворит против заведомого же андердога типа: Ливерпуль издевается над очередным клужем, который озабочен одной задачей - не пропустить больше 5 банок в свои ворота. Честно говоря, интересных равных противостояний в ЛЧ можно пересчитать по пальцам одной руки, а, как правильно написано в статье, фаворитов, которые разыграют финал - можно предсказать заранее - это пять-шесть клубов, их названия всем известны. Это не турнир, а дрянь.
Кроме того, мы наблюдаем некачественное, мягко скажем, судейство, когда арбитры демонстрируют лояльность к суперклубам, и презрение к тем, чей голос не слышен, потому что не подкреплен солидными владельцами.