Даниэл Джи. «По рукам» 5. Развитие молодежи
***
«Манчестер Юнайтед» только что проиграл «Астон Вилле» со счетом 1:3 в первый день сезона 1995/96. Алан Хансен, бывший игрок «Ливерпуля» и эксперт передачи «Матч дня», был язвителен в своей критике: «С детьми ничего не выиграешь». Тем летом в команде произошли серьезные перемены. Признанные звезды, такие как Пол Инс, Марк Хьюз и Андрей Канчельскис, были проданы, а замены им куплены не были. Команда в тот первый день сезона действительно зависела от горстки молодых ребят: Дэвида Бекхэма, Ники Батта, Райана Гиггза, Пола Скоулза и братьев Гэри и Фила Невиллов. Это далеко не конец эпохи, эти игроки академии стали основой успеха команды, в том же сезоне сделав дубль, выиграв Премьер-лигу и Кубок Англии, а в 1999 году — требл (Премьер-лига, Кубок Англии и Лига чемпионов).
Дети были необходимы и для других клубов. На южном побережье «Саутгемптон» был переведен под внешнее управление, с клуба сняли очки и он вылетел в Лигу Один в конце сезона 2008/09. Последовала огромная работа по перестройке, основной упор был сделан на развитие молодежи и продвижение в основной состав молодых игроков. Возможно, отчасти это было связано с нехваткой денег, доступных для подбивки бухгалтерских книг в первые годы после введения внешнего управления. Семья Либер (тогдашние владельцы) вместе с Лесом Ридом (вице-председателем и главой отдела развития футбола) были в авангарде перемен. Невероятно впечатляющий набор доморощенных талантов тренировался и перешел из клуба, в том числе Гарет Бэйл, перешедший в «Реал Мадрид» из Шпор за рекордные на тот момент €100 млн.; Алекс Окслейд-Чемберлен, перешедший в «Ливерпуль» из «Арсенала» за £35 млн. после того, как «Арсенал» заплатил «Саутгемптону» £15 млн.; Калум Чемберс, купленный «Арсеналом» из «Саутгемптона» за £20 млн.; Адам Лаллана, купленный «Ливерпулем» из «Саутгемптона» за £25 млн.; и Люк Шоу, купленный «Манчестер Юнайтед» из «Саутгемптона» за £27 млн.
Помимо реальной выгоды от того, что множество высококлассных молодых игроков в юном возрасте соревнуются за место в первой команде, финансовый плюс заключается в том, что «Саутгемптон» получил большие трансферные сборы, дабы компенсировать потерю игроков, которых они тренировали. Эти суммы были использованы для улучшения тренировочной базы, а также реинвестированы в состав первой команды. Оказавшись на грани банкротства в 2009 году, клуб реализовал стратегию развития молодежи и вложил средства в капитальный ремонт инфраструктуры, которая у многих вызывает зависть. Особенно известен их «черный ящик», оперативная база данных, которая поддерживается рядом аналитиков и которая позволяет клубу отслеживать прогресс своих собственных игроков и потенциальных игроков и менеджеров в других клубах.
В последние годы развитие молодежи попало в заголовки газет, отчасти после введения Плана эффективности элитных игроков (EPPP — Elite Player Performance Plan; см. ниже). «Брентфорд» сам же пострадал, когда более крупные клубы подписали двух их восходящих звезд. Игрок команды до 16 лет Ян Карло Поведа подписал контракт с «Манчестер Сити» после двух лет тренировок в клубе. Вскоре после этого Джошуа Бохуи, игрок сборной Англии в возрасте до 17 лет, был подписан в «Манчестер Юнайтед». По условиям EPPP, «Брентфорд» получил установленную компенсацию, а не плату за трансфер, а «Сити» и «Юнайтед», как сообщалось, заплатили около £30 тыс. каждый.
До тех пор, пока игрок не подпишет профессиональный трудовой контракт с клубом, когда ему исполнится 17 лет, клуб имеет ограниченную финансовую защиту (см. ниже). Потерпев неудачу, «Брентфорд» пришел к выводу, что академия, обучающая и развивающая игроков в возрасте от восьми до 16 лет, не является финансово жизнеспособной — особенно если клуб не может защитить своих игроков от их подписания другими более крупными клубами за небольшую часть их рыночной стоимости. Они закрыли свою академию, сэкономив при этом £1,5 млн., и создали команду класса Б из игроков, отпущенных другими элитными клубами, которые были рады переехать в «Брентфорд» за вторым шансом.
План эффективности элитного игрока
EPPP был введен в 2012 году и представлял собой совместный план между ФА, Премьер-лигой и Футбольной лигой по развитию более сильного набора доморощенных игроков. Он работает на трех уровнях: Зачаток в возрасте от 9 до 11 лет; развитие молодежи в возрасте от 12 до 16 лет; и профессиональное развитие в возрасте от 17 до 21 года. Клубы классифицируются от 1 до 4, в зависимости от ряда установленных критериев.
Ранее клуб не мог подписывать молодых игроков в возрасте до 18 лет из-за пределов своего района — подведомственной территории, определенной как 90 минут езды от. Это ограничение прекратилось, когда вступили в силу новые правила EPPP. Более крупные клубы теперь могут ориентироваться на игроков со всей страны. Чтобы гарантировать, что клубы получают компенсацию за обучение, существуют установленные суммы компенсации, которые должны быть выплачены новым клубом, когда зарегистрированные игроки переходят в другую академию.
Подлежащая выплате компенсация зависит от категории клуба, в котором тренировался игрок. За любого ребенка в возрасте от 9 до 11 лет взимается фиксированная плата в размере £3 тыс. в год. Затем эта сумма значительно возрастает. Компенсация игроку старше 12 лет, выступающему за клуб категории 1, составляет £40 тыс. за каждый год в клубе. Для академий категории 2 эта сумма снижается до £25 тыс. в год, а для академий категории 3 плата составляет £12,5 тыс.
Однако было несколько сообщений о молодых ребятах, которым было отказано в переходе в другой клуб, потому что новая академия либо не заплатит, либо не сможет выплатить компенсацию, необходимую для регистрации игрока. Предположим, что родители переезжают в другой город, а их 14-летний ребенок посещал клуб 1-й категории. Любой новый клуб, желающий подписать игрока, должен будет заплатить потенциально огромную сумму денег. Это оставляет юных игроков в подвешенном состоянии и вызывает серьезные сомнения в том, полностью ли родители осведомлены об условиях контракта, который они подписывают от имени своего ребенка.
В одной из зарегистрированных ситуаций мальчик, который тренировался в клубе категории 1 в возрасте от 9 до 10 лет, решил уйти. Когда некоторое время спустя он захотел присоединиться к молодежной академии клуба 2-й категории, его семья узнала, что «подписание» 11-летнего игрока обойдется новому клубу в £6 тыс. Новый клуб не мог позволить себе такую сумму.
Ученический договор
Игрок также может быть подписан, когда ему исполнится 16 лет, подписав ученический договор со своим клубом. Это двухлетняя сделка.
На практике, игрок может подписать профессиональный контракт, когда ему исполнится 17 лет. Так, для ряда элитных игроков клубы гарантируют, что игрок подпишет профессиональный контракт в 17 лет, который может быть заключен максимум на три года. Это затем удаляет этого игрока из системы EPPP и облагает его трансферным сбором, если игрок покинет клуб во время действия контракта.
Запреты клубов на вербовку молодежи
За последние несколько лет целый ряд топ–клубов Премьер-лиги и Ла Лиги, включая «Барселону», «Реал Мадрид», «Атлетико Мадрид», «Манчестер Сити» и «Ливерпуль», нарушили правила, регулирующие трансферы для развития молодежи.
В апреле 2017 года «Ливерпуль» был оштрафован и ему было запрещено подписывать каких-либо игроков академий из клубов английской лиги в течение двух лет после того, как клуб признали виновным в том, что он предлагал некоторые стимулы игроку молодежной команды «Сток Сити», чтобы убедить его присоединиться к клубу; они заплатили ему и его семье за посещение матча и предложили частное образование.
В мае 2017 года «Манчестер Сити» был оштрафован на £300 тыс. и на два года лишен права подписывать игроков академий, зарегистрированных в другом клубе Премьер-лиги или Футбольной лиги за предыдущие 18 месяцев.
ФИФА наложила на «Барселону» трансферное эмбарго на два трансферных окна: январское и летнее окна 2015 года. Согласно правилам ФИФА, касающимся перемещения игроков в возрасте до 18 лет между странами, игроку разрешается переезжать, если, например, его родители переезжают в новую страну по причинам, не связанным с футболом. ФИФА пришла к выводу, что наем «Барселоной» 10 молодых игроков нарушил ее правила.
В 2017 году ФИФА наложила на мадридский «Реал» годичную трансферную дисквалификацию за подписание контрактов с молодыми игроками за пределами Испании.
Мадридскому «Атлетико» также было запрещено покупать каких-либо игроков в течение двух трансферных окон в 2017 году. ФИФА объяснила, что правила были введены для «защиты несовершеннолетних, которые переезжают в другие страны, и предотвращения их эксплуатации футбольными клубами».
Подожди-ка... а как насчет игрока, у которого закончился контракт? Разве он не может свободно переезжать?
Когда у игрока в возрасте до 24 лет в Премьер-лиге или Футбольной лиге заканчивается контракт и он переходит в другой клуб Премьер-лиги или Футбольной лиги, предыдущий клуб игрока будет иметь право на компенсацию. Обычно правило Босмана означает, что любой игрок без контракта, может перейти без выплаты трансферного взноса, но для того, чтобы стимулировать клубы тренировать игроков и инвестировать в их развитие, выплачивается компенсационный взнос, если игрок переезжает «внутри страны». Этот сбор устанавливается независимым трибуналом, называемым Компенсационным комитетом профессионального футбола (PFCC — Professional Football Compensation Committee).
Как объясняется в главе о трансферах игроков, когда Дэниэл Старридж, у которого закончился контракт, перешел в «Челси» из «Манчестер Сити», PFCC обязал «Челси» заплатить £3,5 млн. вперед, и эта сумма выросла до £6,5 млн., как только он сыграл за сборную Англии и провел определенное количество матчей. Когда Старридж в январе 2013 года перешел в «Ливерпуль», «Манчестер Сити» также получил 15% от трансферного сбора в размере £12 млн. Совсем недавно «Ливерпулю» было приказано выплатить «Бернли» первоначальную сумму в размере £6,5 млн. после того, как Дэнни Ингз присоединился к клубу в 2015 году. «Бернли» также был вознагражден 20% от любой прибыли, которую получит «Ливерпуль», если Ингз будет впоследствии продан.
Расчет компенсации за профессионального футболиста
При принятии решения о причитающейся компенсации PFCC примет во внимание ряд факторов:
статус клубов по покупке и продаже;
возраст игрока;
продолжительность времени, в течение которого продающий клуб обучал игрока;
условия любого нового контракта, предложенного ему как покупающими, так и продающими клубами;
его послужной список, включая любые игры за сборную; и
любой интерес, проявленный другими клубами к приобретению игрока.
Так, например, 18-летний игрок, переходящий из одного клуба Премьер-лиги в другой, который тренировался в клубе Премьер-лиги в течение пяти лет, но никогда не играл в Премьер-лиге (несмотря на то, что недавно начал играть за сборную Англии до 19 лет), вероятно, будет оценен на более низком уровне в рейтинге шкалы компенсаций PFCC, чем 23-летний игрок сборной Англии, который провел 50 матчей в Премьер-лиге, получает еженедельную зарплату в размере £70 тыс. и за которого годом ранее команда Премьер-лиги предлагала £25 млн.
Очевидно, что первый игрок обладает бо́льшим потенциалом, но реальность такова, что в настоящее время он не находится на уровне элиты Премьер-лиги. Поэтому маловероятно, что PFCC присудит значительную первоначальную компенсацию. Скорее, их разумная практика в прошлом заключалась в том, чтобы компенсировать любую потенциальную компенсацию небольшой компенсационной премией и более высокими выплатами, связанными с играми (в зависимости от количества матчей в Премьер-лиге и за рубежом), наряду с суммой за продажу в случае, если игрок будет продан с прибылью в любой момент в будущем.
Напротив, компенсация PFCC за 23-летнего игрока сборной Англии, не имеющего контракта, зарабатывающего £70 тыс., вероятно, будет даже выше, чем сумма, которую «Ливерпулю» пришлось заплатить за Ингза в приведенном выше примере.
Итан Ампаду перешел в «Челси» из «Эксетер Сити» из Лиги Два летом 2017 года. Трибунал установил размер суммы компенсации в размере как минимум £1,3 млн. с возможностью увеличения до £2,5 млн. в зависимости от появлений на поле и доли суммы будущего трансфера. Потенциальная сумма стала рекордной для «Эксетера», но их председатель Джулиан Тагг выразил свое разочарование: «Мы считаем, что это решение посылает неверный сигнал с точки зрения финансового вознаграждения тем владельцам, председателям, менеджерам и тренерам по всей стране, которые так же усердно, как и мы, работают над улучшением своих клубов, воспитывая талантливых доморощенных игроков как для клуба, так и для страны».
Трудный акт балансирования
Клубы тратят миллионы фунтов стерлингов в год на развитие молодежи. Цель состоит в том, чтобы подготовить игроков для первой команды или иным образом продать их более крупным клубам за значительные суммы. Остается открытым вопрос: идут ли правила на пользу игрокам? Если в подростковом возрасте они захотят перейти в другой клуб, финансовая компенсация, которую может предложить новый клуб, может оказаться слишком велика. Точно так же клубы должны знать, что игроки, в которых они инвестировали в течение многих лет, не могут перейти в другой клуб без выплаты какой-либо компенсации. Трансферные сборы ныне могут исчисляться десятками миллионов, поэтому самые интересные подростки (15 - или 16-летние) могут привлечь внимание клубов по всему миру. Соответствующим органам власти приходится нелегко балансировать, чтобы защитить интересы как игроков, так и клубов.
***
Приглашаю вас в свой новый телеграм-канал, где только переводы книг о футболе.