24 мин.

Даниэл Джи. «По рукам» 3. Агенты

Вступление. Меняющаяся игра.

  1. Футбольная экосистема

  2. Трансферы и контракты игроков

  3. Агенты

  4. Клубы

  5. Развитие молодежи

  6. Менеджеры

  7. Футболисты и менеджеры плохо себя ведут

  8. Глобальная игра

  9. Трансляция футбола

Дополнительное время

Об авторе/Благодарности

***

С точки зрения общественности, быть агентом — или, как их теперь называет ФИФА, посредником — это гламурная, престижная и очень прибыльная профессия, которая, по мнению некоторых, требует очень мало работы или усилий. Их зачастую считают проклятием современной игры, людьми, ответственными за повышение или понижение трансферных цен и заработной платы, в зависимости от приоритетов их клиентов. В свете таких аргументов, действительно ли футбольная индустрия выигрывает от агентов? Скажу это шепотом — да. Агенты необходимы и играют важную роль в создании зрелища, коим является современный футбол.

В любой профессии есть плохие парни, но есть много чрезвычайно трудолюбивых агентов, которым очень хорошо платят и которые делают фантастическую работу для своих клиентов. Одним из таких «суперагентов» является Мино Райола [прим.пер.: скончался в Милане 30 апреля 2022], который представляет интересы Поля Погба и, как сообщается, заработал более £40 млн. на переходе своего клиента из «Ювентуса» в «Манчестер Юнайтед». Широко распространено осуждение Райолы и бывший председатель ФА Дэвид Бернштейн был одним из его самых яростных критиков: «Даже если они [трансферы] осуществляются в рамках существующих правил, цифры такого размера в качестве комиссионных агентам просто аморальны. Может, это и не противозаконно, но аморально». Эти деньги были дополнением к значительным суммам, которые Райола заработал на посреднических сделках с Ромелу Лукаку, Златаном Ибрагимовичем и Генрихом Мхитаряном. Такие выдающиеся агенты неизбежно окрашивают представление СМИ о профессии; не все сделки столь громкие или прибыльные.

В главных футбольных лигах мира работают тысячи агентов. Только в английской Премьер-лиге и Футбольной лиге работает более 1800 зарегистрированных агентов. Справедливости ради стоит сказать, что суммы, заработанные Мино Райолой, Пини Захави (агентом Роберта Левандовски) и Жорже Мендешом (агентом Криштиану Роналду), являются в значительной степени исключением из правил. Тем не менее, они попадают в заголовки газет — потому что элитные клубы готовы платить рекордные день за трансфер и зарплаты элитным игрокам мирового класса.

Лучшие агенты — это высококвалифицированные переговорщики и впечатляющие сетевые специалисты, которые обеспечивают связи с клубами, которые в противном случае с трудом бы могли заключить сделку. Конечно, не все агенты столь подкованы, как другие. Но болельщики и широкая публика обычно имеют лишь очень искаженное представление об агентах, полагая, что им нужно всего лишь позвонить, назначить встречу, а затем положить в карман значительные комиссионные. Такие обстоятельства, по моему опыту, редки. Действительно, переход Погба в «Юнайтед» — приведу лишь один пример — займет много месяцев, будет включать в себя подробные и нюансные переговоры, в которых примут участие многочисленные клубы, руководители, деятели и политики. Агенты — мастера преодолевать препятствия и находить решения.

«Как агент (также известный как посредник), ты всегда должен принимать во внимание наилучшие интересы своего клиента. Независимо от того, думаешь ли ты о заключении нового контракта, переходе в другой клуб или работе над спонсорскими соглашениями, ты должен информировать своего клиента о важных происходящих событиях. Это является важнейшей частью репертуара агента. Лояльность и доверие к игроку, которого ты представляешь — это фундаментальное требование профессии. Без этих ключевых навыков очень трудно добиться успеха».

Эркут Сёгют, агент Месута Озила

Делать грязную работу за игроков

Многие агенты действительно зарабатывают значительные суммы, но они хорошо вознаграждаются отчасти из-за хрупкого и непредсказуемого характера их работы. Гламурная церемония подписания контракта — это лишь верхушка айсберга управления игроками. Основная роль агента игрока может заключаться в том, чтобы понимать, когда, с одной стороны, агрессивно настаивать на трансфере или новом контракте с клубом, а когда, с другой стороны, быть дипломатом, если у игрока проблемы с обустройством, руководством или игрой на поле. Агент делает свою лучшую работу, управляя и используя ситуации (как положительные, так и отрицательные) в интересах игрока.

Многие агенты заботятся обо всех потребностях своих клиентов, начиная со стирки и заканчивая бронированием отпуска и организацией уборки дома. Они — умельцы, друзья, доверенные лица и рассказчики правды в одном лице.

Помните также, что агенты усердно трудятся, выявляя и подписывая молодых футбольных талантов, и часто могут годами представлять интересы игроков, которые так и не достигнут высокого уровня или не принесут сколько-нибудь значимой прибыли. Вдобавок к этому агенты будут годами выстраивать отношения с игроками, постоянно сталкиваясь с риском того, что игрок, в которого они вложили серьезное количество времени, передумает и перейдет к конкуренту.

Если другой агент вскружит голову игроку, предложив более выгодную сделку или громкий трансфер, он может разорвать отношения со своим нынешним агентом. Эти отношения могут включать в себя долгие годы службы с агентом без слишком большого вознаграждения, а затем заканчиваться как раз в тот момент, когда игрок находится на пороге сделки, которая изменит его жизнь. Это правда, что агент может подать в суд, но факт в том, что многие агенты постоянно оглядываются через плечо, беспокоясь о том, что другой агент размахивает морковкой побольше. Это сложная, небезопасная и высокорисковая отрасль.

Дабы частично компенсировать этот риск, некоторые отдельные агенты находят «утешение в цифрах» благодаря формальным или неформальным рабочим отношениям с более крупными футбольными агентствами, такими как Gestifute, Base Soccer, Wasserman Media Group (WMG) и Stellar Football. Преимущество заключается в том, что там могут быть значительные дополнительные ресурсы, которые помогут игроку со всеми его коммерческими потребностями на поле и вне его. Также может случиться так, что некоторые крупные агентства имеют лучшие отношения или связи с конкретными клубами, их руководителями, спортивными директорами и скаутами, что может помочь с конкретными трансферами или в переговорах о повышении по существующему контракту.

Помощь клубам

При покупке игрока клуб определяет ряд потенциальных целей. Они могут обратиться непосредственно в клуб, чтобы попросить разрешения поговорить с конкретным игроком (что случается реже, чем ранее), или могут нанять агента для связи с агентами игроков, которых они идентифицировали. В некоторых случаях это может рассматриваться как своего рода закулисная возня (когда клуб будет разговаривать с игроком другой команды без согласия этого клуба), но это также может произойти между двумя агентами, каждый из которых представляет одну из сторон в переговорах, которые неофициально обсуждают, может ли игрок быть заинтересован в переходе в этот конкретный клуб. Если результат будет положительным, между обоими клубами могут состояться дальнейшие обсуждения возможного трансфера. На практике трудно установить и преследовать «закулисную возню», поскольку официальные жалобы подаются редко. Единственным исключением является Вирджил ван Дейк: «Саутгемптон» пригрозил подать жалобу в Премьер-лигу после того, как стало известно, что главный тренер «Ливерпуля» Юрген Клопп встречался с игроком без согласия «Саутгемптона».

В июне 2017 года «Ливерпуль» был вынужден сделать официальное заявление:

Футбольный клуб «Ливерпуль» хотел бы официально выразить наше сожаление по поводу недавних спекуляций в СМИ относительно футбольного клуба «Саутгемптон» и трансферов игроков между двумя клубами. Мы приносим извинения владельцу, совету директоров и болельщикам «Саутгемптона» за любые недоразумения относительно Вирджила ван Дейка. Мы уважаем позицию «Саутгемптона» и можем подтвердить, что прекратили какой-либо интерес к игроку.

«Саутгемптон» не стал раскручивать дело дальше, и Премьер-лига не стала проводить расследование. Шесть месяцев спустя Ван Дейк перешел в «Ливерпуль» за £75 млн., что стало мировым рекордом для защитника.

Преимущество работы через посредников заключается в том, что личность клуба покупателей потенциально может быть скрыта (по крайней мере, на начальном этапе), что позволяет избежать напрасного подхода. Главные клубы Премьер-лиги иногда назначают завышенные трансферные суммы (называемые английскими премиальными, отчасти из-за крупной телевизионной сделки на сумму £8,4 млрд., согласованной на 2016-19 годы), поэтому привлечение агента для согласования суммы трансфера может снизить ее или сохранить на более разумном уровне. Например, команда Премьер-лиги напрямую обращается к итальянской команде, что почти наверняка приведет к тому, что итальянский клуб добавит английские премиальные. Именно в этом случае для итальянского клуба может стать обычной практикой указывать одну трансферную сумму для клубов Премьер-лиги и ее меньший аналог для всех остальных. Таким образом, агенту, представляющему команду Премьер-лиги, может быть поручено снизить трансферную сумму или попытаться заключить более выгодную сделку и сократить расходы.

Агенты также могут быть готовы стать козлами отпущения для клуба-продавца, который хочет действовать жестко за своего звездного игрока или который хочет, чтобы игрок двигался дальше. Клубам нужны хорошие агенты для продажи и покупки игроков, и почти все клубы это понимают. Они выстраивают отношения с доверенными агентами, чтобы заключать сделки тогда, когда это необходимо. Это означает, что с некоторыми агентами клубы не могут позволить себе сжигать мосты.

Агенты понимают, кто находится на рынке для конкретного игрока, и могут подобрать игрока, который больше не нужен в одном клубе, и который получит возможности в другом. Председатель или исполнительный директор клуба-продавца может не знать об этой лазейке. Агенты имеют более полное представление о рынке продажи и покупки и могут иметь ключевое значение как для продажи, так и для покупки клубами.

Некоторые могут спросить, зачем клубам нужны агенты для продажи своих игроков, но порой агенты могут получить более высокую трансферную стоимость для клубов. У них может быть более сложная сеть клубов, заинтересованных в подписании игроков, и клубы выигрывают от аутсорсинга процесса, который в противном случае мог бы занять значительное количество времени исполнительного директора и руководства.

Агенты также осведомлены о движущихся частях различных сделок, которые могут вызвать цепную реакцию. Отдельные руководители клубов могут не иметь такого ви́дения. Например, агент может знать, что один клуб ищет нападающего, и заплатит за трансфер £10 млн. плюс зарплату в размере £50 тыс. в неделю. Он также может быть осведомлен о том, что какой-то игрок собирается заключить сделку с другим клубом, и поэтому этот клуб должен найти нападающего в качестве альтернативы. Этот агент сможет предложить альтернативные варианты нападающего — возможно, даже до того, как клуб поймет, что игрок вообще куда-то переходит.

Лучшие агенты также полностью осведомлены о рынке, на котором они работают, и ценят динамику клуба. Например, председатель правления в одном клубе может принимать окончательные решения, в то время как владелец в другом клубе является «непосредственно» во время переговоров о трансфере, и любая сделка требует его одобрения. Сообщалось, что Роман Абрамович время от времени просил менеджера «Челси» рассмотреть конкретные трансферные цели, такие как Шевченко и Торрес. В отличие от этого, владельцы «Ливерпуля» Fenway создали трансферный комитет, который рекомендует трансферные цели нынешнему менеджеру. Юрген Клопп признался, что комитет убедил его купить Мо Салаха у «Ромы». В сезоне 2017/18 форвард стал лучшим бомбардиром Премьер-лиги. Таким образом, решения о трансфере могут приниматься «комитетом одного» или многих, в зависимости от конкретного клуба. Агенты должны быть осведомлены обо всех этих нюансах и личностях, когда пытаются протолкнуть или привлечь конкретных игроков в конкретные клубы.

Заключение сделок

Трансферы могут превратиться в игру взаимосвязанных переговоров, в которой каждое действие имеет последствия и последствия для различных сторон. Один трансфер может вызвать цепную реакцию. Предположим, у «Манчестер Сити» есть выбор из двух игроков, и они ведут напряженные переговоры, чтобы добиться лучшей сделки. Такие переговоры и трансферы могут длиться до последних нескольких дней трансферного окна. Как только клуб согласится на сделку, агент игрока, которого отклонил «Ман Сити», возможно, одновременно вел переговоры с несколькими другими клубами, и один из этих клубов теперь может попытаться завершить трансфер. Во время январского трансферного окна 2018 года «Ман Сити» проявил интерес к Алексису Санчесу из «Арсенала», но как только их интерес остыл, соседи «Сити» — «Юнайтед» быстро заручились услугами чилийца. Такие переговоры будут проходить не только в совете директоров клуба. Они могут включать в себя многомесячные сообщения в WhatsApp, электронные письма, звонки и неформальные личные встречи во время матчей.

Поскольку трансфер вот-вот состоится, другой игрок в «Ман Сити» теперь вряд ли будет играть так много, и ему может быть предложено найти новый клуб во время этого окна. На самом деле, это одна из известных причин, по которой в 2016 году покинул клуб Эдин Джеко. Независимо от того, решит ли клуб купить, подождет переговоров о конкретной сделке или откажется от трансфера, это неизбежно будет иметь побочные последствия для других трансферов, прямо или косвенно с ним связанных. Проницательный агент будет осведомлен обо всех подобных ситуациях в нескольких клубах, в различных лигах по всему миру. Агент будет играть в эквивалент сеанса одновременной игры сразу нескольких партий в шахматы, ища возможности и стратегически планируя на несколько ходов вперед.

Не слишком ли велики гонорары футбольных агентов?

С 2016 года ФА публикует подробную информацию о каждом пересмотре контракта и трансфере предыдущего сезона. В подобном отчете не приводится разбивка отдельных сделок, но присутствуют общие цифры. Эта дополнительная прозрачность приветствуется и, что интересно, также определяет, какие агенты на самом деле заключают сделки.

Например, в период со 2 февраля 2017 года по 31 января 2018 года «Ливерпуль» выплатил агентам и посредникам почти £27 млн. гонораров, согласно данным, предоставленным английской футбольной федерацией. В общей сложности за тот же период 20 клубов Премьер-лиги потратили более £211 млн. на комиссионные агентам.

Агенты вряд ли получат много симпатий от болельщиков за свою работу, но, по моему опыту, они очень необходимы как клубам, так и игрокам, и многие из них обладают набором навыков, необходимых для заключения сделок.

Тем не менее, президент УЕФА Александр Чеферин недавно изо всех сил подчеркивал, что гонорары агентов достигли астрономических уровней. Он сообщил, что агенты часто пытаются диктовать условия, говоря покупающим клубам: «Послушайте, вы заплатите мне 50% от суммы трансфера, или игрок уйдет в другой клуб». УЕФА подсчитал, что в период с 2013 по 2017 год агентам было выплачено более €3 млрд., и даже предложил ограничить гонорары агентов. Эту же рекомендацию ранее озвучила и ФИФА. Еще предстоит выяснить, является ли законным ограничение того, что могут зарабатывать агенты.

Гонорары агентов часто отражают трансферную политику клуба. «Манчестер Сити» после нескольких лет высоких инвестиций стабилизировал свои расходы в 2017/18 годах, в то время как «Ливерпуль» их увеличил. Относительно скромные агентские гонорары, выплачиваемые Шпорами, возможно, свидетельствуют об их уверенности в своей нынешней команде и в своей программе развития молодежи.

Правила для агентов

В 2015 году ФИФА изменила свои правила, переименовав агентов в «посредников» и введя новые правила, которые те должны соблюдать. На практике это возлагало ответственность на национальные ассоциации, такие как ФА, за то, чтобы агенты соблюдали правила. В ответ ФА и различные национальные ассоциации, включая Королевскую федерацию футбола Испании (RFEF) и Бразильскую Конфедерацию футбола Бразилии (CBF), ввели свои собственные правила. Регламент ФА включает в себя следующие области:

Агенты должны быть зарегистрированы. Чтобы быть использованным клубом или игроком Премьер-лиги или Футбольной лиги, агент должен быть признан руководящим органом. Кроме того, агент должен иметь действующий представительский контракт с клубом или игроком, который обычно включает в себя переговоры по контракту с игроком и/или передачу регистрации игрока. Эти контракты должны быть представлены в ФА в течение 10 дней с момента подписания.

Управление репутацией. Декларация ФА о хорошей репутации очень похожа на ее же тест для владельцев и директоров (ODT), который также используется как Премьер–лигой, так и Футбольной лигой. Предполагаемый агент должен подписать декларацию, подтверждающую, среди прочего, что он не был осужден за определенные конкретные преступления, отстранен от занятий спортом, лишен права быть директором или объявлен банкротом.

Агентам можно платить — только не слишком много. ФА рекомендует, чтобы общая сумма, которую можно выплачивать агенту, не превышала 3% от дохода игрока или (в случае агента, действующего от имени клуба) 3% от фактически уплаченной суммы трансфера. Проблема с такой рекомендацией заключается в том, что агенты обычно получают 5-10% от конкретных сделок. С тех пор как рекомендация вступила в силу, на самом деле мало что изменилось — пока.

Они просто дети. Агент может заключить представительский контракт с 16-летним игроком при условии, что бумага также подписана родителем или законным опекуном игрока и агент прошел расширенный тест. Однако агенту не могут быть оплачены его услуги, если игроку не исполнилось 18 лет, хотя игроки с 17-летнего возраста могут подписывать контракты с профессиональной Премьер-лигой или Футбольной лигой. На практике комиссионные агента обычно начисляются задним числом, так что они все же выплачиваются, но как только игроку исполняется 18 лет.

Только два года, спасибочки. Правила ФА допускают, что представительский контракт заключается максимум на два года. Это рассматривается как достижение правильного баланса — разумный компромисс между предоставлением агенту достаточно времени для налаживания отношений, а также предоставлением игроку простого ухода, если все пойдет не так, как планировалось. Однако агенты вкладывают годы усилий в конкретного игрока и живут с риском того, что конкурирующий агент может вскружить голову их игроку в оптимальное время для трансфера или выгодного пересмотра контракта. Агенты могут быть готовы потратить значительное время на развитие отношений за минимальные комиссионные (потому что игрок, возможно, еще не добился успеха на поле) в надежде, что через несколько лет игрок перейдет в более крупный клуб и будет соответственно зарабатывать.

Отношения между агентом и представителем футболиста

Для большинства агентов обычно есть две отдельные области деятельности: первая — подбор игроков, а вторая — оказание помощи этим игрокам в пересмотре контрактов и/или трансферах. Заставить игроков подписать представительский контракт — это только половина дела; удержание игрока и поиск агентов, обещающих сделать лучшую работу для игрока, может занять серьезное количество времени.

Футбольный агент редко играет ту гламурную роль, как люди себе представляют. Обычно его работа включает в себя посещение многих, многих футбольных матчей — хотя не все они, если вообще, будут громкими матчами Премьер-лиги. Для начинающих агентов подавляющее большинство матчей будут молодежными и матчами академии, поскольку они пытаются наладить ценные связи со скаутами, тренерами, игроками и их семьями (где это разрешено правилами).

В поисках талантливых игроков агенты постоянно находятся в разъездах, путешествуя по всей стране, а часто и по всему миру. Необходимость набора игроков должна быть сбалансирована с необходимостью удовлетворения потребностей уже существующих. Иногда необходимо договориться о крупных трансферах, но обычно это более приземленные задачи, требующие значительных трудовых ресурсов. Вот почему крупные агентства нанимают бегунков и/или множество административного персонала, чтобы те помогали присматривать за игроками и их большими семьями. Сотрудникам футбольного агентства можно поручить что угодно: забронировать отпуск, оплатить коммунальные платежи, организовать такси, чтобы забрать члена семьи из аэропорта, даже вывести собаку на прогулку. Некоторые игроки могут нуждаться в уходе 24/7, в то время как другие самодостаточны. Поэтому, ориентируясь на конкретных игроков, агенты, вероятно, сделали свою домашнюю работу, чтобы понять, какие игроки потребуют значительного ухода, а какие будут прибегать к их услугам только в случае крайней необходимости.

В любой конкретный день агент может пересматривать условия контракта с одним игроком, ехать на матч команд до 23 лет в другую часть страны, иметь дело со вторым игроком, который опубликовал что-то, чего он не должен был в Instagram (что, вероятно, потребует разговора с юристами и успокоения раздраженного исполнительного директора клуба игрока) и связываться с журналистом по поводу интервью для третьего игрока.

На момент написания статьи сообщалось, что ФИФА рекомендует радикальные изменения в правилах, включая повторное введение агентского экзамена, прекращение работы агента игрока, представляющего несколько сторон, фиксированный процент комиссионных и расчетный центр для всех денежных средств, которые будут выплачены при трансфере.

Представительский контракт между агентом и футболистом

Все контракты между агентом и футболистом соответствуют базовому шаблону, доступному на веб-сайте Футбольной ассоциации. Вкратце, агент захочет убедиться, что представительский контракт охватывает следующие пункты:

  • Данные игрока указаны правильно, чтобы информация, имеющаяся, например, в ФА или ФИФА, соответствовала его представительскому контракту на момент подачи всех документов.

  • Контракт рассчитан максимум на два года, возможных в соответствии с правилами, дабы гарантировать, что игрок не будет слишком надолго связан контрактом с агентом.

  • Контракт является эксклюзивным, так что никакой другой агент не может представлять игрока. Если другой агент заявляет, что представляет игрока, а первый агент затем выходит из сделки и теряет комиссионные, вполне вероятно, что на игрока подадут в суд за нарушение контракта. Летом 2017 года ФА ввела дополнительные правила, дабы попытаться избежать подобных ситуаций в будущем.

  • Агент имеет право представлять игрока при переговорах о трансферах, трудовых контрактах и всех коммерческих сделках. Для агента важно, чтобы он мог получать комиссионные не только от трансферов на местах и пересмотра контрактов, но и от всех коммерческих соглашений (включая сделки с производителями бутс, модных брендов и роли посла бренда). Это гарантирует, что агент может предоставить полный всесторонний сервис, позволяющий игроку максимизировать прибыль на поле и за его пределами.

  • Указана ставка комиссии. Ставка за переговоры о новом контракте или трансфере игрока может составлять от 3% до 10% от общей зарплаты игрока. При заключении коммерческих сделок (скажем, сделка с производителем бутс или сделка по поддержке бренда) агенты обычно имеют право на получение до 20% от стоимости сделки. Это может быть значительная сумма: сообщается, что такой игрок, как Поль Погба, может зарабатывать от Adidas более £3 млн. в год.

  • Любые споры будут разрешаться национальной ассоциацией. Например, если игрок покидает агента в течение срока действия контракта или использует другого агента при переговорах о трансфере, а первоначальный агент не получает комиссионных, то старый агент обычно подает в суд.

Во многих случаях агент также будет действовать от имени клуба. Действительно, сообщалось, что Дэниел Леви, председатель правления «Тоттенхэма», попросил агентов использовать часть комиссионных, полученных в результате сделки, для покупки мест в корпоративных ложах на «Уайт Харт Лейн». Инновационная стратегия ведения переговоров!

Но кто на самом деле платит агентам?

И вот теперь может показаться достаточно простым делом — предположить, что агент получает комиссию в размере 5% — или, если повезет, 10%. Трудная часть объяснения обычно заключается в том, кто же платит агенту. Можно было бы подумать, что это будет игрок, верно? Неправильно. Большинство трансферов в Премьер-лиге и топовых футбольных лигах связаны с тем, что покупающий клуб платит агенту. Детали могут варьироваться. Ниже приводится ряд различных структур. Приготовьтесь, суммы указаны с налогами!

Игрок платит

При очень ограниченных обстоятельствах, когда имеешь дело с игроками Премьер-лиги, игрок может заплатить своему агенту за завершение трансфера. В соответствии с контрактом на представительство игрока с этим агентом, как указано выше, игрок может быть обязан выплачивать своему агенту, скажем, 5% от его валовой базовой заработной платы. На практике такое случается не слишком часто.

Пример 1: Игроку платят £2 млн. в год. Агент получает от игрока £100 тыс. (5%) в год в виде одного ежегодного платежа.

Клуб платит в рамках соглашения о трансфере

На практике, даже если игрок обязан платить своему агенту, как указано в их представительском контракте, агент игрока может договориться о том, чтобы клуб платил агенту от имени игрока. Это преимущество означает, что игроку не нужно платить своему агенту. Тем не менее, выплата суммы от имени игрока классифицируется налоговыми органами как пособие в натуральной форме, и игрок будет платить налог на выплату клубом агенту.

Пример 2: Игроку платят £2 млн. в год. Агент получает от клуба £100 тыс. (5%), выплачиваемых от имени игрока в качестве пособия игроку.

Клуб платит, потому что агент действует от их имени

Иногда покупающий клуб платит агенту игрока за то, чтобы тот действовал от их имени во время трансфера. Можно подумать, что это конфликт интересов, и так и есть. В таком случае игрок должен согласиться с тем, что его агент может работать на обе стороны.

Пример 3: Игроку платят £2 млн. в год. Агенту будут платить за работу, которую он выполняет для клуба, и за работу, которую он выполняет для игрока. Затем агент может получить £50 тыс. (2,5%) за работу от клуба, выполненную от имени клуба, и £50 тыс. (2,5%) от клуба в качестве вознаграждения игроку за работу, выполненную от имени игрока.

Не вдаваясь в подробности, многие сделки являются вариациями примера 3. В примере 2 игрок обязан уплатить налог с суммы £100 тыс., выплаченной клубом от его имени. В примере 3 игрок будет платить налог только с £50 тыс. за часть работы, выполненной от его имени, что сократит его налоговый счет. Чтобы оправдать свой гонорар в размере £50 тыс., агент должен будет продемонстрировать, что он действительно работал от имени клуба, и это обычно оговаривается в отдельном представительском контракте между игроком, клубом и агентом.

На момент написания статьи Премьер-лига рассматривает возможность отказа от этого подхода и упрощения вопросов, чтобы игрок должен был выплачивать своему агенту причитающиеся комиссионные. Это будет радикальным изменением.

Различная сила агентов

Редко бывает что-то прямолинейное в том, чтобы быть агентом. Ценность агента почти всегда заключается в его сети контактов и подходе, основанном на решениях.

Агент должен быть фантастическим рекрутером, чтобы заполучить игрока в первую очередь; отличным хранителем талантов, чтобы показать игроку, что он постоянно хорошо работает; невероятно хорошо организованным, чтобы менеджеры, спортивные директора, председатели и владельцы брали трубку, когда есть необходимость в заключении сделки; и должен иметь представление о более широком рынке и о том, какие клубы ищут определенного типа игроков.

Насколько силен агент, зависит от обстоятельств. Для агентов, представляющих элитных футболистов, их переговорная позиция часто может быть сильной — но это всегда зависит от того, смогли ли они создать спрос на игрока в нужном клубе в нужное время. Агенты нуждаются в клубах так же сильно, как клубы нуждаются в агентах. Когда топ-игроки переходят в другие клубы, агенты обычно находятся в позиции силы, потому что на рынке нет аналогичного игрока, а это означает, что они в состоянии диктовать (в некоторой степени) ставки по заработной плате и комиссионные.

С тех пор как ФИФА изменила порядок регулирования деятельности агентов, стало регистрироваться все больше агентов. В Великобритании в ФА зарегистрировано более 1800 агентов — на момент изменения правил в апреле 2015 года их было чуть более 500 — но лишь немногие агенты в конечном итоге реально заключают сделки. Обычно это те же самые агенты, работающие в крупных агентствах, которые уже сами заключают крупные сделки. Агенты будут решительно сопротивляться слухам об изменениях, таких как ограничение комиссионных сборов. Проблема в том, что заработная плата выросла, в то время как комиссионные в размере 3-5% остались более или менее постоянными. Это означает, что агентам на высшем уровне платят больше, чем когда-либо прежде. Действия УЕФА, ФИФА или национальных лиг по ограничению такого вознаграждения были бы весьма спорными и, скорее всего, закончились бы судебным разбирательством.

***

Приглашаю вас в свой новый телеграм-канал, где только переводы книг о футболе.