Лейпциг – в шаге от финала Еврокубка. Но когда-то он там уже был
Правда, немецкий город представляли совсем другая страна и команда.
Восточногерманский футбол, частью которого в свое время был Лейпциг, традиционно находился в тени своего «старшего брата» - Западной Германии. На крупных международных турнирах сборная ГДР участвовала всего лишь раз, а вершиной клубного футбола является победа «Магдебурга» в Кубке обладателей Кубков, когда как «западный урожай» выглядит в десятки раз солиднее. Любопытно, что оба этих знаковых события произошли в 1974 году. Но есть в истории бывшей ГДР еще одна памятная страница - выход лейпцигского «Локомотива» в финал Кубка кубков в 1987 году.
Свой еврокубковый поход железнодорожники Лейпцига, как обладатели национального кубка, начали незадолго до исторического воссоединения с Западом - в сентябре 1986-го. Их соперником стал скромный североирландский «Гленторан». Впрочем, встреча в Белфасте оказалась на редкость упорной. Более того, хозяева даже вели в счете, но не смогли удержать минимальное преимущество. В итоге ничья 1:1.
Ответный матч проходил на основной для «Локомотива» арене – стареньком «Бруно-Плахе-Штадионе». Но и на поле соперника гости были в деле почти до самого финального свистка, и лишь гол Ханса Рихтера в самой концовке перечеркнул шансы «Гленторана» перевести игру в дополнительное время. 2:0 – дальше идет «Локо».
В 1/8 финала с огромным трудом был преодолен барьер в виде венского «Рапида» - опытного еврокубкового бойца, несколькими сезонами ранее доходившего до финала Кубка Кубков. В Вене снова было равновесие (1:1), но и матч в Лейпциге, который проводился уже на огромном «Центральштадионе», также не выявил победителя в основное время. Причем «Локомотиву» пришлось отыгрываться. Его спасителем снова оказался Ханс Рихтер, отправивший игру в овертайм. Там все шло к тому, что команды будут выяснять отношения в серии пенальти. Но за две минуты до конца Ханс-Йорг Ляйцке замкнул навес на дальней штанге и выстрадал для хозяев победу.
В марте 1987 года настала пора четвертьфиналов. «Локомотиву» выпало играть с крепким швейцарским «Сьоном», выбившим на ранних стадиях шотландский «Абердин» и польский «Катовице», которые в ответных встречах были повержены с одинаковым счетом 3:0. С ним немцам тоже пришлось крайне туго, и лишь в заключительном отрезке домашнего поединка мячи Олафа Маршалла и «палочки-выручалочки» Рихтера качнули чашу весов в пользу хозяев. В гостях «Локо», держа в уме магию сьонского стадиона, скатал нулевую ничью, и этого было достаточно, чтобы выйти в следующий раунд.
Полуфинал с французским «Бордо» стал самым жарким противостоянием того сезона. Вернее, его ответный матч. С «Парка Лескюр» железнодорожники увезли минимальную победу, поэтому в родных стенах им было достаточно ничьи с любым счетом, чтобы пробиться в финал. Эта игра собрала рекордное количество болельщиков, превративших стадион в кипящий котел.
«Локо» энергично начал игру, бросаясь в подкаты, явно разгоряченный шумом и азартом толпы внутри стадиона. Но вскоре она была обескуражена - на 3-й минуте французы вышли вперед и свели преимущество хозяев к нулю. Все оставшееся время на поле шла зашкаливающая борьба на нервах. На последних минутах Лейпциг получил прекраснейший шанс решить все вопросы, но Уве Цётше не смог переиграть голкипера с «точки», а последующий удар пришелся в перекладину. Развязка наступила в послематчевой серии 11-метровых, героем которой стал вратарь лейпцигцев Рене Мюллер, сперва парировавший удар Зорана Вуйовича, а затем реализовавший решающую попытку, вколотив мяч на радость своих болельщиков и товарищей по команде.
О том, сколько этих самых болельщиков присутствовало в тот чудесный вечер, ходят легенды. По одной из версий, игра прошла при полном аншлаге, хотя официальная посещаемость гласит о 73 тысячах зрителей при вместимости «Центральштадиона» в сто тысяч. Скорее всего, столько же билетов и было продано, но говорят, что за 10 марок стюарды стадиона пускали на матч всех подряд. Люди протискивались по скамейкам и лестницам, а юноши сажали своих подружек на колени, чтобы освободить место для соседней парочки.
13 мая в Афинах состоялся финал. Несмотря на свои внушительные масштабы, греческий «Спирос Луис» не сумел собрать серьезную аудиторию и наполовину пустовал. В соперниках был амстердамский «Аякс» во главе с Йоханом Кройфом, имевший в своих рядах будущих заводил «Милана» Райкарда и Ван Бастена. Именно Ван Бастен сказал решающее слово, забив победный гол. Но это не отменяет того факта, что, выйдя в финал, команда Ханса-Ульриха Томейла совершила настоящий подвиг. Подвиг, достойный уходящей эпохи.
Судьба «Локомотива» во многом повторила судьбу бывшей ГДР. Отчаянно пытаясь избавиться от негативных ассоциаций с коммунизмом и казаться единым целым со своими новыми западными соотечественниками, в 1991 году команда перестала именоваться «Локомотивом» и вернула старое название - VfB Leipzig. Несмотря на то, что «Лейпциг» быстро ворвался в Бундеслигу, в дальнейшем он опустился в низшие дивизионы, а в 2004-м, стоя на грани банкротства, прекратил свое существование.
Сегодня «РБ Лейпциг» может повторить достижение своих земляков 35-летней давности. Клуб, которому в мае исполнится всего 13 лет, не имеет ничего общего со своим предшественником и не является его правопреемником, но болельщики со стажем, прежде всего, жители Лейпцига, сохранили в памяти эту правопреемственность, считая новую команду продолжением славных футбольных традиций города. Насколько парни Доменико Тедеско оправдают это призвание, покажет ответная игра с «Рейнджерс».
Так что да, реально выдающееся достижение Лейпцига.