5 мин.

Mad ready

ЦСКА, последний представитель России в еврокубках, сегодня вечером проведет ответный матч с «Реалом» – по такому случаю в Мадрид прибыло три тысячи русских болельщиков. Настраиваясь на матч, Денис Романцов перечитывал стародавнее интервью Сантьяго Бернабеу, изумлялся флагу «Барселоны» над стадионом его имени и отбивался от нападок испанской прессы.

«Я был интровертом всю свою жизнь. Женился в сорок пять, после войны и после того, как узнал все бордели Мадрида. Когда меня сделали президентом, я думал, что это всего на год» Сантьяго Бернабеу

Мадрид отстает от Москвы на три часа, зато превосходит на тридцать градусов по шкале Цельсия. Распознать в трехмиллионном городе болельщиков ЦСКА проще, чем японских туристов или беженцев из Африки. Большинство россиян – в шортах и майках, в то время как местные – в плащах и кожаных куртках, а девушки – еще и в сапогах не ниже колена (давно убедился, что испанки не признают другой обуви): ну, потому что горожане в курсе, что вечером похолодает градусов на десять, и вообще «плюс 24» для мадридцев – еще не повод загорать. Я живу в комнатушке размером с новый «ламборгини» Криштиану Роналду недалеко от площади Тирсо де Молины. Это вроде как центр, полтора километра до фонтана Сибелес, где «Реал», как мы знаем, планирует обмыть Кубок чемпионов, – но атмосфера тревожная. Лавочки и бордюры у станции метро Tirso de Molina что утром, что вечером являют собой лежбище бездомных и просто малообеспеченных людей, а окрестный асфальт основательно пропитан продуктами их жизнедеятельности. Парни, судя по внешнему виду, родились вдали от Испании, и мне страшно представить, каково им было на родине, если они оставили ее ради жизни на смрадной скамейке в центре Мадрида.

Но сомнительные личности рядом с домом – еще полбеды. Настоящая пытка для меня – спуск в мадридское метро. Я-то летел в этот город, заинтригованный словами Мессины, который воспевал испанскую столицу и уверял, что его семья останется жить там несмотря на увольнение из «Реала», но теперь понял: Этторе – из тех звезд, что не ездят в метро. Спустись он туда хоть раз – думаю, вообще не стал бы связываться с Флорентино Пересом. Так уж вышло, что ростом я с Милоша Теодосича и на станции Tribunal, даже согнувшись в три погибели, был вынужден протирать макушкой потолок – до того он низок. До вчерашнего дня мне казалось, что дискриминация людей выше среднего – грех исключительно российских маршруток.

«Так как Испания – страна завистников, наши беды идут оттого, что мы столько раз становились чемпионами» Сантьяго Бернабеу

Впервые я подобрался к стадиону «Реала» понедельничным вечером – ради ужина с коллегами в темпераментном ресторанчике Jose Luis. Сблизившись с ареной, я изумился и не поверил своим глазам – хотя мучительную трезвость хранил как до, так и после ужина: на самом видном месте, прямо у надписи «Сантьяго Бернабеу», примерно у буквы T, величественно реял … флаг «Барселоны». Протерев глаза, я увидел, что неподалеку развеваются флаги и других клубов примеры, но пришел в себя все равно не сразу. Выросший на «Барселоне» Нуньеса, который вообще брезговал ездить в Мадрид на класико, я искренне полагал, что ничего даже отдаленно напоминающего о «Барсе» в Мадриде быть не может – не говоря уж о флаге на «Сантьяго Бернабеу». Я жестоко ошибался. В Мадриде не то чтобы на каждом шагу, но уж точно в каждом спортивном магазине и сувенирной лавке, за исключением фаншопа «Реала», можно преспокойно купить сине-гранатовую майку, больше того – футболки Месси много где висят прямо на витринах. То ли я чего-то недопонимаю в футбольном мироощущении мадридцев, то ли популярность «Барсы» приобрела настолько вопиющий характер. Такого разгула вражеской атрибутики в Барселоне я как-то не припомню.

«Говорят, что «Мадрид» – команда богачей, когда на самом деле основная масса болельщиков – это люди, вроде тех, что строили стадион. Из первых сорока тысяч сосьос аристократов наберется около двадцати. «Реал Мадрид» – абсолютно народный клуб» Сантьяго Бернабеу Вечером вторника случилась пресс-конференция Леонида Слуцкого и Алана Дзагоева. Алан много улыбался, признавался, что хочет заполучить майки Роналду и Алонсо, и обещал исполнить какой-нибудь номер в случае гола. Слуцкий же – сама серьезность. Зал пару раз взрывался от хохота (от юморесок армейского медиадиректора Сергея Аксенова и трех подряд одинаковых вопросов про Хонду), но Леонид Викторович оставался каким-то отвлеченно-сосредоточенным. Отвечать на таких мероприятиях приходится не только приезжим тренерам и игрокам, но и журналистам. Год назад в Салониках клубное ТВ ПАОКа просило меня оценить шансы команд и я исполнил этакого Игоря Семшова, отметив, что они безусловно «50 на 50, но мы надеемся на победу». Неделю назад в Лиссабоне португальский фотограф просил меня показать на поле, где находится Александр Кержаков, а теперь вот по пути с тренировки армейцев меня настиг испанский журналист с заковыристым вопросом: - А почему ваша команда привезла трех вратарей? - Акинфеев только вылечился и не сыграет. Чепчугов основной, Ревякин – дублер. - Но ведь Акинфеев – лучший вратарь России. Почему стоит Чепчугов? - Акинфеев был травмирован полгода. - Да, но ведь он тренируется наравне со всеми. Тут уж я исполнил этакого Василия Березуцкого и, крепко прижав к уху телефон, сделал вид, что не могу говорить, – слишком важный звонок. PS. Вторничным утром я прочитал в «Спорт-Экспрессе», что Романа Широкова признали лучшим игроком СНГ по итогам февраля. Внутренне согласившись с мнением коллег из ближнего зарубежья, я ради интереса посмотрел, за кого голосовал каждый из них. Поначалу, ничего интересного: Широков, Широков, Погребняк, Широков... Посреди списка меня будто ударило током. Киргизское издание sport.kg поставило на первое место Сергея Чепчугова – человека, в прошлом году стабильно пускавшего от двух до четырех мячей и в этом сезоне еще ни разу не сохранившего ворота на замке. Добравшись до «Сантьяго Бернабеу», я первым делом призвал к ответу корреспондента «СЭ» Дмитрия Симонова. - Это не опечатка? – спрашиваю. - Нет. Но это еще что, – был мне ответ, – украинцы вообще Аршавина на первое место поставили. Если сегодня вечером Чепчугов наконец-то отстоит на ноль, таких глупых вопросов у меня больше никогда не возникнет.