Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 14. Роберто Фирмино
***
Признаком тактической гибкости и изобретательности этого «Ливерпуля» является то, что роли трех атакующих игроков почти полностью инвертированные, и это доставляет обороне противника бесконечные проблемы. Когда ваш центральный нападающий первой команды отвечает за связывание игры и созидание, а ваши крайние нападающие отвечают за то, чтобы занимать центральные зоны и позиции для удара по воротам, тем самым вы задаете интересный набор вопросов для планов оборонительной игры других команд.
Конечно, для того, чтобы ваш центральный нападающий занимал более глубокие позиции и эффективно диктовал темп и угол атаки, для этого вам сначала нужно найти подходящего нападающего. К счастью для «Ливерпуля», их отдел по подбору персонала сумел подписать игрока, который почти идеально соответствовал этому профилю, несмотря на заметное противодействие со стороны главного тренера — в то время Брендана Роджерса. Этим игроком является 28-летний игрок сборной Бразилии Роберто Фирмино.
Роберто Фирмино ближе всего к игроку элитного футбольного уровня, который, можно сказать, обладает уникальным профилем. Он может созидать из центральных зон, либо глубоко опускаясь, либо оставаясь на краю штрафной площади, получая мяч и связывая игру с выдвинутой платформы. Он может агрессивно прессинговать в моменты перехода или глубоко опускаться, чтобы перекрыть пасовые возможности и мешать сопернику начать эффективные атаки. Другими словами, Фирмино способен сделать практически все, что вы можете попросить его сделать с тактической точки зрения. Однако, хотя он и способен выполнять все эти бескорыстные и ориентированные на команду задачи, это не означает, что он будет действовать таким образом. К счастью для «Ливерпуля», Фирмино — игрок, который всегда стремится поставить команду выше собственных интересов. В то время как форвард сборной Бразилии не стремится попасть в заголовки газет, он является ключевым игроком, стоящим за теми, кто-таки стремится.
Однако, как и в случае со многими другими игроками этого «Ливерпуля», путь, по которому Фирмино пошел, чтобы достичь вершины, был совсем необычным.
Первоначально Фирмино дебютировал на профессиональном уровне в своей родной Бразилии, но не в одном из традиционных гигантов бразильского футбола. Вместо этого Фирмино совершил свой прорыв с «Фигейренсе», но далеко не в той роли, в которой, как мы видим, Фирмино преуспел сейчас. Вместо того, чтобы играть в качестве нападающего, Фирмино был использован на более глубокой оборонительной позиции. В какой-то степени мы можем понять, почему эта позиция и роль были бы логичны для такого игрока, как Фирмино. Его самообладание при работе с мячом и способность вовлекать других в игру играют ключевую роль на этапе построения атаки, а его готовность постоянно работать без мяча, помогают при переходе в оборону.
Когда Фирмино перешел в европейский футбол в 2011 году, он присоединился к команде, которая только начинала укрепляться в немецкой Бундеслиге — «Хоффенхайм». Тем не менее, Фирмино там не будет использоваться в качестве чистого нападающего. Он использовался в более продвинутых областях, но больше как традиционная «десятка» или как крайний нападающий, и всегда вместе с «девяткой», которая будет действовать в центре атакующего движения команды. В этом смысле Фирмино теперь рассматривался скорее как игрок поддерживающего плана, нежели как тот, кто будет центром внимания в команде. Это не помешало сторонникам немецкой команды немедленно прикипеть к нему с его креативностью и трудолюбием, сочетающим ценности бразильского и немецкого футбола. Действительно, во многих отношениях Фирмино обладает менталитетом, который мы традиционно ассоциируем с немецким игроком. У него есть много трюков в рукаве, и нет ничего необычного в том, чтобы видеть, как он пытается финтить на краю штрафной площади, пытаясь создать пространство для удара по воротам; однако эти трюки сочетаются с целеустремленным желанием усердно работать и совершенствоваться в качестве игрока.
Постепенно мы увидели, что Фирмино зарекомендовал себя не только как ключевой игрок «Хоффенхайма», но и как один из самых интересных атакующих игроков в Германии, и это привело к тому, что команда по подбору персонала «Ливерпуля» захотела привезти бразильца в Англию. И в самом деле, именно в этот момент мы впервые начали замечать растущее влияние нынешнего спортивного директора Майкла Эдвардса в клубе. Эдвардс и его команда хотели, чтобы клуб подписал Фирмино в качестве координатора атаки, в то время как тогдашний тренер Брендан Роджерс хотел, чтобы клуб купил нападающего «Астон Виллы» Кристиана Бентеке. В конце концов был достигнут компромисс, и клуб подписал обоих игроков, но, оглядываясь назад, становится ясно, какое решение оказалось лучшим. Бентеке испытывал проблемы с тем, чтобы забивать но они продолжились и после того, как он перешел в «Кристал Пэлас». Фирмино, с другой стороны, стал одним из самых важных игроков «Ливерпуля».
В «Ливерпуле» мы видели, как Фирмино продолжает свою тактическую эволюцию, продвигаясь от основания полузащиты к тому, чтобы вести линию атаки за собой. Хотя его креативность по-прежнему является его ключевым атрибутом, не следует сбрасывать со счетов и его способность забивать. В мировом футболе мало игроков, обладающих его способностью распознавать, где создается пространство в оборонительной структуре соперника. Эта способность находить пространство сочетается с готовностью смещаться со своей центральной позиции, чтобы занять позицию в этих пространствах, и из этих областей бразилец может влиять на игру, либо завладевая мячом, либо просто стоя на месте и притягивая к себе игроков обороны. Как только эти игроки приближаются к бразильцу, они оставляют за собой пространство, которое могут использовать другие атакующие игроки в этой системе «Ливерпуля».
На рисунке 74 мы видим пример позиционной гибкости, которую показывает Фирмино с его способностью перемещаться в разные области поля, будь то через переднюю треть или обратно в пространство «десятки». На этот раз бразильский нападающий оттянулся во фланг, позволив Мане двигаться к центру, а Салаху расположиться справа.
Когда Фирмино подбирает мяч, он полностью свободен и под углом атакует штрафную. Это движение притягивает ближайшего защитника соперника к нему, и это, в свою очередь, оставляет Мане на пространстве рядом с передней штангой. Когда Фирмино движется к бровке, защитник атакует его, но бразилец движется в одну сторону, затем в другую и может направить мяч на ближнюю штангу, где в тот момент находится Мане.
Так что бо́льшая часть атакующей эффективности «Ливерпуля» зависит от позиций, которые Фирмино занимает на поле. Его способность находить пространство для приема мяча неизменно привлекает защитников соперника к мячу, а затем создает возможности для товарищей по команде самим использовать это пространство.
Из всех игроков «Ливерпуля», пожалуй, нет никого, за исключением Салаха, кто был бы столь же креативен и способен работать в тесных пространствах. Мы видим пример этого на рисунке 75 из матча против «Тоттенхэм Хотспур». В штрафной площади нет свободного места, когда игроки «Ливерпуля» пробиваются в 16,5-метровую площадь, но «Ливерпулю» все же удается получить доступ к пространству, чтобы нанести удар по воротам.
Мяч сначала движется в центр к Салаху, который затем передает мяч налево к Фирмино. Когда бразилец получает мяч, он позволяет ему пролететь мимо защитника, после чего быстро перемещается за линию обороны. В этих областях умение манипулировать мячом в стесненных пространствах является ключевым, и Фирмино регулярно раздает пасы и создает моменты.
Когда Фирмино опускается в глубокие области, он опасен как с точки зрения его способности создавать во владении, так и с точки зрения его способности создавать пространство для других. Мы видим пример его опасной способности владеть мячом на рисунке 76.
Вернувшись в центр, мы видим, что туда и чуть вышел сместился Салах, а Мане расположился во фланге с левой стороны. Фирмино мог бы попытаться обыграться с другими игроками, занимающими более глубокие позиции. Вместо этого Фирмино уходит в ситуацию один в один и переигрывает ближайшего игрока обороны, после чего перемещается в пространство позади них и перед линией обороны. Теперь, получив доступ к этому пространству, Фирмино немедленно начинает привлекать внимание защитников — три игрока движутся к бразильцу, чтобы атаковать игрока с мячом и прессинговать его.
Эти движения немедленно создают возможности для «Ливерпуля» перегрузить линию обороны. Фирмино пользуется этим, отправляя пас вразрез на левую сторону штрафной, где Мане движется на мяч по диагонали.
На данный момент в футболе нет нападающих, которые бы так эффективно обыгрывался с товарищами по команде, как Фирмино в «Ливерпуле», и мы видим наглядный пример этого на рисунке 77. Движение сверху вниз от Фирмино снова оказывается ключевым.
Салах подтянулся к дальней штанге, где он хочет противостоять игроку обороны в его слепой зоне, в сторону от от мяча, а Мане с мячом расположился в углу штрафной площади. Фирмино совершает начальное движение от линии атаки в более глубокую область. Когда он занимает эту позицию, он свободен от защитного внимания и возвращается к штрафной площади в позицию, в которой он может обыграться с Мане.
Это начальное движение от передней линии является частью движения, которое отделяет его от опекуна и позволяет Фирмино затем помогать в продвижении мяча.
Когда он возвращается к штрафной площади, Мане совершает боковой пас на бразильца, который затем пускает мяч мимо линии обороны. Этот пас позволяет Мане двигаться по диагонали мимо линии обороны, тем самым создается возможность для удара по воротам. Эти движения и смена позиций необходимы для того, чтобы помочь «Ливерпулю» разрушить компактные защитные блоки.
На рисунке 78 мы снова видим момент, когда Фирмино сделал движение сверху вниз против упрямой оборонительной команды, на этот раз в матче Лиги чемпионов против «Ред Булл Зальцбург». Поскольку «Ливерпуль» играет на левой стороне поля, Робертсон владеет мячом и отдает простой пас во фланг на пространство, где Мане переместился на более высокую линию.
Когда Мане бросается к мячу, он тащит за собой игрока обороны, который защищается на широком пространстве. «Ливерпуль» всегда пытался найти способ прорваться через оборонительный блок, но в оборонительной фазе австрийская команда была исключительно хорошо подготовлена.
Теперь, когда мяч отдан во фланг, движение Фирмино на более глубокое пространство дало бразильцу свободу. Когда Мане перемещается вниз по флангу, Фирмино совершает разбивающий защитный блок точный вертикальный забег, и когда мяч разыгрывается в направлении передней штанги, Фирмино находится в позиции для удара по воротам. В то время как ранее мы видели, что Мане совершает эти отложенные забеги на скорости из более глубоких областей, Фирмино, с другой стороны, стремится почти незаметно проникнуть в эту область из более глубокой позиции, полагаясь не на скорость, а на своевременность.
В качестве отправной точки для атаки Роберто Фирмино играет роль, которая абсолютно необходима для успеха этого «Ливерпуля». На рисунке 79 мы видим, почему это так.
Опустившись в пространство «десятки», мы видим остальных игроков «Ливерпуля» в их типичной атакующей структуре. Как вы можете видеть, Фирмино расположен в центре с возможностью доступа ко всем областям поля финальной трети и глубже. В этом случае мяч был отдан на левый фланг, где Робертсон смог выдвинуться высоко, чтобы завладеть им. Опускаясь таким образом на пространство за пределами передней линии, Фирмино может завладеть мячом и обыграться с остальной частью атакующей структуры.
***
Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости.