Как строить тренировку в U10-U11?
В своих статьях я использую материалы из разных источников информации: книг, фильмов, подкастов, встреч с футбольными людьми, цитат известных людей и так далее. А также делюсь своим мнением по этому вопросу. Оно может быть ошибочным, оно может не совпадать с вашим, но на то мы и люди, мы все разные. Моя цель – погрузить Вас чуть глубже в мир футбола, рассказывая о нем простым и доступным языком для всех. Я хочу, чтобы каждый пользователь, читающий эту статью, понимал сложность и многогранность тренерской работы в футболе. А теперь настройтесь на футбольный язык, мы начинаем!
В предыдущей статье, которую вы можете прочитать здесь, я рассказывал о направленности тренировок в возрасте U8-U9 по Испанской системе. Сегодня мы окунемся с головой в тренировки более старших ребят, а именно будем говорить о возрастной категории U10-11.
В моем блоге уже есть статьи про голландские и итальянские принципы тренировок. Сравните с испанской, это достаточно увлекательное занятие. Вообще, обладание знаниями многих методик и принципов дает возможность обширнее посмотреть на футбол, а самое главное – думать и задавать себе вопрос: «Почему именно так?». Сравнение и анализ - это ключ к нахождению правильного ответа именно для вас, как для тренера или обычного болельщика. Задумайтесь.
А сейчас мы переходим к теме.
Итак.
U10-U11
В этом возрасте у испанцев тренировки становятся продолжительнее на 10-15 минут, чтобы юные дарования привыкали к более продолжительной работе с мячом.
Так же ключом к успеху является техника, но при этом тактика играет более значимую роль, поэтому любимые вопросы у испанских тренеров: «Почему ты действовал именно так?» или «Почему ты принял такое решение?». Такие постоянные вопросы развивают мыслящих и креативных игроков.
Помимо индивидуальной техники, которая никуда не делась, добавляется такое понятие, как командная техника. Что это такое по мнению испанцев? Это поточные упражнения, которые игроки выполняют один за другим. Например, прохождение конусов, выстроенных в линию, змейкой с последующим ударом по воротам. Но такие упражнения у испанцев продолжаются не долго, все-таки превалирует обучение технике через игру.
Тактика усложняется, помимо простейших ситуаций 1-2 годами ранее, добавляются принципы атаки и защиты («шире-уже»), первые рондо в классическом понимании (3 в 1, 4 в 2), а также игровые ситуации в атаке и защите 2 в 1, 3 в 1, 4 в 2. Игроков учат правильно располагаться по отношению к партнеру, создавать линию передачи, открываться в нужную зону. Но самое главное – добиться понимания от детей, зачем они это делают, какое преимущество они получат.
В этом возрасте на поле игроков учат азам билдапа (выхода в атаку от своих ворот) обязательно с участием вратаря, который должен играть ногами. Начинают именно с этих моментов, поскольку генеральная линия всего обучения в Испании – сохранение владения мячом и территорией.
Игроков учат правильно располагаться в защите 1 в 1. Какая нога должна быть впереди, как разворачивать корпус в той или иной ситуации, как загонять соперника в угол и так далее.
При этом объеме новой информации для игроков тренеры используют только пассивное сопротивление, если это не касается обычной игры в футбол. Даже если это рондо, то игроков в обороне просят не отбирать мяч, а перекрывать линию передачи. Это дает возможность начинающим футболистам думать и использовать индивидуальные технические элементы в игре, но без большого риска потерять мяч.
Целью обучения в данном возрасте является адаптация игроков к тому, что у них могут отобрать мяч, что этим мячом нужно делиться с партнерами и стараться быть открытым, чтобы получить мяч вновь. И безусловно игроки должны расширить свои технические умения, которые в будущем станут навыками, и мозг игрока уже не будет задумываться над техническим выполнением приема.
Вот такое видение у испанцев. В следующей статье поговорим про возраст U12-13.