Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 6. «Девятка»
***
В предыдущей главе мы обсуждали роль функциональной полузащиты в этой модели игры «Ливерпуля». Три игрока полузащиты функционируют таким образом, чтобы более креативные игроки полузащиты «Ливерпуля» могли бы процветать. В другой главе мы обсудили роль «шестерки» или опорника в основе полузащиты и важность этого игрока как ориентира для всей команды с точки зрения позиционирования на поле. Теперь мы переходим к роли второго опорного игрока, который играет решающую роль в обеспечении ротаций и движений атакующих игроков вокруг него, роли Фирмино.
Почему мы называем это ролью Фирмино, а не ролью «девятки» по отношению к номеру, обычно присваиваемому центральному нападающему в схеме 4-3-3, когда роли традиционно привязаны к номеру игрока, которого мы обсуждаем? «Шестерка», «восьмерка», «десятка» и «девятка» обычно используются в этом смысле. Разница в данном случае заключается в том, что профиль позиции «Ливерпуля» полностью меняется, когда Роберто Фирмино отсутствует на поле. В сезоне 2019/20 были моменты, когда такие игроки, как Садьо Мане или Дивок Ориги, играли в качестве центральных нападающих в схеме 4-3-3. Однако быстро стало очевидно, что, несмотря на то, что Садьо Мане, как правило, играет на центральных позициях, сдвигаясь с позиции левого нападающего, картина была совсем иной, когда он сам играл «девяткой». Мане постоянно стремился использовать пространство за линией обороны, играя «на плече» у защитника и стараясь использовать свою скорость, чтобы попасть в то место, куда идут сквозные пасы.
Это неудивительно, учитывая профиль игрока. Мане полагается на свою скорость и взрывные движения, смещаясь из фланга в центр, и у него есть способность читать оборонительную структуру противника, чтобы воспользоваться пространствами, которые появляются в оборонительной линии. В этом смысле Мане — один из самых опасных атакующих игроков в футболе. Однако, играя в роли «девятки», найти это пространство было сложнее, потому что не было игроков, которые могли бы вытащить защитников из своих слотов, чтобы создать его.
Вот тут-то и появляется роль Фирмино. «Ливерпуль» подписал игрока сборной Бразилии в 2015 году из команды немецкой Бундеслиги «Хоффенхайм», но когда они это сделали, было неясно, подписывали ли они нападающего или атакующего полузащитника. В «Хоффенхайме» мы обычно видели, как Фирмино играл на более глубоких позициях, откуда он передвигался в продвинутые зоны, чтобы поддерживать нападающего и комбинировать. Однако при Юргене Клоппе мы видели, как Фирмино прочно вошел в роль «девятки», откуда его футбольный интеллект обеспечивает бо́льшую часть основы для атакующей структуры его команды.
Хотя мы видели, как нападающие, преимущественно Мане, играли на центральной позиции, их профиль кардинально отличается от профиля Фирмино. Там, где Мане предпочитает выходить за пределы оборонительной линии и стремится растянуть высоту поля, мы видим, что Фирмино стремится опуститься в более глубокие области поля, чтобы создать пространство для других.
Это создание пространства является одним из наиболее важных аспектов игровой модели «Ливерпуля», когда они владеют мячом и находятся в фазе атаки. В предыдущих главах мы уже обсуждали, как три игрока атаки двигаются и взаимодействуют друг с другом, и нам было ясно, что это взаимодействие является ключевым компонентом модели атакующей игры. Движение от Фирмино, когда он уходит с линии атаки в более глубокие места поля, имеет важное значение для создания возможностей для крайних нападающих смещаться в центр, чтобы занять центральные районы.
Движение от Фирмино, чтобы занять более глубокие пространства, немедленно создает проблемы для оборонительного блока противника, поскольку он заставляет игроков совершать трудный выбор. Возьмем, к примеру, центральных защитников; им приходится выбирать, опускаться ли глубоко, чтобы следовать за Фирмино на пространство, или удерживать свою позицию в оборонительной линии. Если они опускаются глубоко, то создают пространство, которым умным движением могут воспользоваться Салаха или Мане. Если они сохранят свою позицию в линии обороны, то позволят Фирмино подбирать мяч на пространстве, и с этой позиции он может разворачиваться и созидать. Такой же выбор затем навязывается центральному полузащитнику соперника. Если они распознают движение Фирмино, то нужно ли им опуститься глубже, чтобы защитить пас ему в ноги, или они должны остаться в слоте и защищать структурную целостность оборонительного блока? Любой из вариантов подвергает обороняющуюся команду угрозе использования пространства где-то на поле.
Завладевая мячом в этих зонах, Фирмино создает пространство для других, но он также дает «Ливерпулю» продвинутую платформу, с которой может начаться атака. Это означает, что, когда игрок сборной Бразилии овладевает мячом, он может принимать, а затем контролировать темп игры. Затем эта продвинутая платформа позволяет реализовать все остальные аспекты атакующей структуры. Мы уже упоминали о том факте, что крайние нападающие затем смещаются в центр, чтобы атаковать пространство между центральными защитниками, но это также позволяет левому защитнику продвигаться вперед с левой стороны, а Джордану Хендерсону разворачиваться на правом фланге.
Прелесть этих продвинутых платформ в том, что они не ограничиваются центральными позициями, а могут быть доступны с любой позиции между линиями полузащиты и обороны противника. Нередко можно увидеть, как Фирмино играет в центре поля и отступает прямо к средней линии, чтобы завладеть мячом, прежде чем соединиться со своими товарищами по команде на широких пространствах или действовать в качестве опорника, который позволяет игроку полузащиты выдвигаться выше, чтобы предоставить больше возможностей для паса.
Мы говорим о важности прогрессивного паса и наличия игроков, которые могут нарушать линии оборонительной структуры противника точным пасом вперед, и мы уже обсуждали в предыдущей главе роль, которую Трент Александер-Арнолд играет в прогрессивном перемещении мяча. Хотя эти пасы невероятно важны, они актуальны только в том случае, если они находят игрока, который находится в этих промежутках между линиями. Точно так же, если Фирмино совершает этот забег, а паса для разрыва линий нет, то забег становится почти бессмысленным.
Эта теория была более подробно рассмотрена немецкой компанией IMPECT, когда они начали собирать то, что они называли пэкинг-данными. Эти данные предназначены для идентификации игроков любой команды, которые играют ключевую роль в продвижении мяча к воротам соперника. Если игрок обороны, такой как Александер-Арнолд, совершает вертикальный пас, который разрывает линии, то пэкинг-данные — это общее количество игроков, которые были обойдены этим пасом. Умная вещь, которую проделала IMPECT — это присудить такие очки не только игроку, который разыгрывает пас, но и игроку, который получает мяч; каждый из них получает равный балл. Затем эти данные позволяют нам определить, кто лучшие игроки в поиске этих промежутков пространства между линиями, а также найти игроков, которые лучше всего разыгрывают пасы, которые делают этих игроков доступными. Неудивительно, что Роберто Фирмино чрезвычайно высоко оценивается IMPECT в данных по полученным пасам.
Эта роль почти исключительно бескорыстна. Большинство нападающих считают своей «работой» на поле доступ в штрафную и создание моментов, но для «Ливерпуля» основная угроза воротам исходит от крайних нападающих, в то время как крайние защитники отвечают за продвижение мяча в последнюю треть и штрафную площадь. Таким образом, нападающий по своей роли, Фирмино становится почти второстепенной угрозой с точки зрения забитых мячей, но он будет играть ключевую роль в обеспечении творческой угрозы для этого «Ливерпуля».
Когда Фирмино играет на этой позиции, одним из наиболее важных технических аспектов, которые он привносит в команду, является его способность получать мяч в труднодоступных местах поля, после чего манипулировать им и удерживать владение под давлением. Это то, что особенно важно, когда «Ливерпуль» играет на краю штрафной площади. Мы часто видим, как «Ливерпуль» продвигает мяч в заключительную треть, после чего с помощью мощного паса пытается найти ноги Фирмино. Бразилец способен мгновенно контролировать ситуацию, и когда он получает мяч в этих областях, и он чрезвычайно устойчив к давлению, это означает, что он остается спокойным под давлением и способен сдерживать соперника, пытающегося выдвинуться на него, чтобы вернуть мяч. Когда мяч попадает к Фирмино в этих областях, мы привыкли к его трюкам и финтам, когда он пытается найти путь через последнюю линию обороны и дальше в штрафную площадь. Он также проявляет свой творческий потенциал, ожидая, когда товарищи по команде совершат прорывающие линию обороны забеги вперед. Эти забеги впоследствии позволяют Фирмино забросить мяч в штрафную площадь, получая шанс забить.
Когда мы говорим о важности того, чтобы Фирмино опускался глубоко, получая доступ к пространству в последней трети, и о том, как это создает возможность для крайних нападающих для смещения в центр, мы, по сути, рассказываем только половину истории. Движение на глубокие позиции действительно создает пространство для таких игроков, как Салах и Мане для того, чтобы те смещались в центр, но их движение в центральные районы является ключевым для обеспечения того, чтобы пространство для Фирмино сохранялось.
Мы ясно видим это на рисунке 29, где Фирмино опустился в пространство «десятки». Ранее в этой главе мы говорили о том факте, что эти движения вынудили игроков соперника сделать выбор, который повлияет на доступное пространство для «Ливерпуля». В этом примере, однако, мы можем ясно видеть, что движение крайнего нападающего по смещению в центр, по сути, полностью убрало подобный выбор. Каждый из двух центральных защитников теперь один на один с нападающим «Ливерпуля», и если бы они выдвинулись, чтобы сразиться с Фирмино, когда тот завладеет мячом, то оставили бы одного из самых опасных игроков в футболе свободным на краю штрафной площади.
На рисунке 30 показана несколько иная ситуация, но снова Фирмино играет «девяткой», и снова он глубоко опускается на сторону поля, на которой находится мяч. Именно это движение является ключом к подтягиванию игроков обороны к мячу и открытию пространства в других местах поля. Когда Фирмино опускается в это пространство, центральные защитники, которые предпочитают сохранять свою оборонительную позицию, оставляют его свободным. Этому, конечно, отчасти способствует движение крайних нападающих, которые уже переместились в центр. Если один из центральных защитников теперь выдвигается со своей позиции, чтобы последовать за Фирмино, то в линии обороны создается пространство для передачи мяча Мане или Салаху, чтобы те атаковали на скорости.
Этот пример дает прекрасное представление о созидании на противоположной половине передовых платформ, с которых атакует «Ливерпуль». По мере продвижения мяча от правого защитника к Фирмино появляются шесть игроков соперника, которые фактически полностью выводятся из игры. Хотя эти игроки, конечно, могут восстановить свою позицию, они будут пытаться сделать это, возвращаясь к своим собственным воротам.
Здесь, однако, как только Фирмино вступает во владение, у него сразу же появляется время и пространство для приема мяча и разворота в сторону штрафной соперника. Теперь, когда Мане сместился в центр, он потащил за собой правого защитника соперника, и это создало возможность для левого защитника «Ливерпуля» выйти на высокую линию. Когда Фирмино поворачивается, Энди Робертсон уже опережает полузащитника соперника, и у Фирмино есть диапазон паса, необходимый для того, чтобы исполнить диагональный пас на пространство.
С этой позиции, когда соперник играет на относительно высокой оборонительной линии, мы видим, что одним простым переключением игры «Ливерпуль» может получить доступ к пространству сбоку от оборонительной линии, и забег Робертсона удобно выводит его за пределы защитного блока. С этой позиции оборонительная линия вынуждена восстанавливать свои позиции лицом к своим воротам, а скорость таких игроков, как Мане и Салах, может быть смертоносной.
Также важно отметить эффект, который оказывают эти глубокие движения от «девятки» в этой системе «Ливерпуля», когда один из защитников смещается со своей позиции. На рисунке 31 мы видим, как Фирмино снова глубоко опускается, и снова он движется к стороне поля с мячом, чтобы создать пространство. На этом этапе интересно отметить, что разные нападающие будут располагаться на поле в разных местах. Нападающий, который любит использовать скорость для проникновения через линию обороны, может отойти на дальнюю сторону в поисках свободного пространства. Фирмино, однако, движется к мячу, чтобы обеспечить связь между полузащитой и атакой.
Теперь, когда Фирмино опускается все глубже, правый центральный защитник выбирает идти за ним тенью, и оставляет брешь в линии обороны. Это все в одной картинке — красота движений, которые производит Фирмино, играя за в качестве «девятки» Если защитник не отслеживает забег Фирмино, то бразилец создает платформу в заключительной трети. Если он все-таки решит отслеживать забег, как мы видим на этом примере, то между правым защитником и левосторонним центральным защитником образуется дыра.
Мы видим, как мяч перемещается от Вирджила ван Дейка в линии обороны вперед на Джорджиньо Вейналдума, и сразу же мяч перемещается в созданное движением Фирмино пространство. Этот пас через оборонительную линию позволяет Мане убежать от крайнего защитника на пространство в оборонительной линии. Это привело к легкому голевому шансу.
На рисунке 32 показан еще один пример, когда защитник решает следовать за Фирмино, когда тот покидает самую дальнюю линию. В заключительной трети мы видим, что игроки «Ливерпуля» полностью доверяют способности Фирмино принимать мяч под давлением и сдерживать защитников. Когда мяч идет вперед в ноги Фирмино, он сопротивляется давлению, и другие игроки «Ливерпуля» немедленно двигаются вперед, поддерживая мяч.
В то время как Салах владеет мячом перед линией обороны, Фирмино снова движется к мячу, чтобы дать возможность выбора. Защитник следует за Фирмино, чтобы помешать бразильцу развернуться, но как только пас попадает в ноги Фирмино, мы видим, как Салах и Мане немедленно совершают вертикальные забеги за линию обороны. Когда Фирмино завладевает мячом в этой области, а защитник находится рядом с ним, мы видим, как бразилец крутится и поворачивается, чтобы скинуть с себя защитника, после чего посылает пас вразрез на выделенное пространство за линией обороны.
Эти вертикальные забеги обычно совершают Мане и Салах, но Робертсон с левой стороны также выходит за пределы линии обороны всякий раз, когда Фирмино подбирает мяч в этих областях.
Эти позиции невероятно важны для того, как «Ливерпуль» смотрит на игру, потому что их полузащита столь функциональна. Мяч продвигается к заключительной трети, и с этой позиции атакующее движение течет и вращается вокруг Фирмино.
Конечно, важно отметить, что только то, что Фирмино может попасть в зону «десятки» не означает, что он всегда это делает. По мере того как «Ливерпуль» продвигается вперед и продвигается в заключительную треть, мы время от времени обнаруживаем, что Фирмино сохраняет свою позицию в линии обороны. Пример этого мы видим на рисунке 33, где бразилец расположен прямо перед линией обороны противника.
В эти моменты мы снова видим важность тщательного контроля и сопротивления прессинга Фирмино в этой роли. Когда мяч перемещается вбок от Робертсона, который занял высокую позицию на фланге, Фирмино получает мяч, и сразу же у «Ливерпуля» появляется центральная платформа, с которой они могут атаковать. Это та позиция, в которой невероятно важно, чтобы нападающий обладал технической способностью принимать мяч в подобных местах, а затем стремился к взаимодействию. Здесь, когда мяч попадает к Фирмино, происходит немедленный вертикальный забег от Мане, который начинает с более глубокого пространства, а затем прорывается в штрафную площадь.
Здесь важно то, что Фирмино способен принять мяч одной ногой, а затем перебросить мяч вперед другой через линию обороны.
Подавляющее большинство работ, которые выполняет «девятка» в этой системе «Ливерпуля», конечно же, выполняется в последней трети. Но есть моменты, в которых Фирмино заходит гораздо глубже, чтобы повлиять на игру и помочь продвинуть мяч за свою команду.
Пример этого мы видим на рисунке 34, когда Фирмино отступает к средней линии, чтобы создать пространство для партнера по команде и позволить мячу продвигаться вперед. Когда Жоэль Матип владеет мячом, он разыгрывает вертикальный пас, а Фирмино подходит к мячу, чтобы получить его на пространстве. При этом он проходит мимо полузащитника соперника и немедленно заставляет этого игрока последовать за ним, выдергивая его из своего защитного слота.
Когда затем Фирмино завладевает мячом, а полузащитник хочет прессинговать, мы видим Джордана Хендерсона, который играл на позиции «шестерки» в основании полузащиты, и затем перемещается вертикально на то пространство, которое было освобождено игроком, который последовал глубоко за Фирмино.
Способность выводить игроков обороны с их позиций в этих областях является ключевой частью системы игры, которую внедрил Юрген Клопп, поскольку она создает возможности для игроков атаковать с широких или глубоких пространств. Это позволяет «Ливерпулю» прорвать оборонительный блок противника.
***
Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости.