14 мин.

Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 3. Важность «шестерки»

Вступление

  1. Трент Александер-Арнолд

  2. Защитники при владении мячом

  3. Важности «шестерки»

  4. Прессинг в качестве плеймейкера

  5. Функциональная полузащита

  6. «Девятка»

  7. Ложный вингеры

  8. Вирджил ван Дейк

  9. Джордан Хендерсон

  10. Фабиньо

  11. Наби Кейта

  12. Садьо Мане

  13. Мохамед Салах

  14. Роберто Фирмино

  15. Анатомия гола

Заключение

***

В предыдущих главах мы уже затрагивали тот факт, что Юрген Клопп и его тренерский штаб сделали определенный шаг в направлении усиления контроля над матчами в тактическом смысле. Произошел определенный и значительный отход от подхода, ориентированного на хаос, который Клопп переехав в Англию изначально реализовывал. Но был ли этот отход? В модели атакующей игры, которую, как мы видели, «Ливерпуль» реализовал в сезоне 2019/20, все еще присутствует элемент хаоса. Рассмотрим предписанные смены позиций и движения, которые мы уже описывали в предыдущих главах. Одинокий нападающий опускается глубоко, и это позволяет двум крайним нападающим двигаться к центру. Движение крайних нападающих в центр создает пространство в широких областях поля, а левый защитник перемещается высоко, чтобы занять это пространство. С правой стороны правый защитник перемещается в полупространство, но это создает проблему с шириной справа, и поэтому правый центральный полузащитник смещается в край. Все эти движения создают хаос как с точки зрения заполнения и создания пространства, так и с точки зрения напряжения, которое они оказывают на оборонительную структуру соперника.

Поэтому вместо того, чтобы описывать общую структуру, которую «Ливерпуль» использует во владении, как хаос, возможно, организованный хаос более эффективен. Эти движения организованы потому, что они так хорошо встроены в игроков благодаря работе на тренировочном поле. Мы, как зрители, уже понимаем движения, которые собираются предпринять игроки «Ливерпуля», и у соперника будет такая же информация. Однако одно дело знать, что они собираются делать, но совсем другое — остановить этот «Ливерпуль».

Однако при всех передвижениях и смене позиций на поле важно иметь игрока, который все еще способен придать матчу ощущение спокойствия и контроля. В этом «Ливерпуле» эта роль отводится «шестерке» или единственному стержню в основании тройки полузащитников.

В течение сезона 2019/20 было три игрока, которые выполняли эту роль в «Ливерпуле». 26-летний игрок сборной Бразилии Фабиньо является первым кандидатом на эту роль, но и Джорджиньо Вейналдум, и Джордан Хендерсон также проводили время в качестве единственного стержня в течение сезона.

Конечно, существуют разные способы, которыми команды могут использовать игрока на позиции опорника. Традиционно самый глубокий из трех полузащитников выполнял чисто оборонительную роль, его цель состояла в том, чтобы срывать атаки противника, после — удерживать мяч с помощью безопасных передач. Постепенно мы увидели появление глубинного плеймейкера в опорной позиции, роль которого заключалась в том, чтобы распределять владение мячом. Выбор переместить плеймейкера с его более традиционного места в качестве одного из двух более продвинутых полузащитников в тройке был сделан для того, чтобы создать больше пространства для плеймейкера, который получал бы мяч, а затем постепенно продвигал его. Для «Ливерпуля» в сезоне 2019/20 мы увидели сочетание этих двух ролей, и ожидается, что игрок в этой роли сможет внести свой вклад как в оборонительную, так и в атакующую фазы игры.

Эта роль является неотъемлемой частью того, как играет «Ливерпуль», как при владении мячом, так и вне его, и показательно, что один из самых надежных помощников Клоппа, Пепин Лейндерс, описал Фабиньо как ключ к контролю пространства и, следовательно, к игре для «Ливерпуля».

В интервью для веб-сайта Liverpoolfc.com после победы со счетом 2:1 над «Шпорами» на «Энфилде» Лейндерс сказал: «Он должен быть тем, кто постоянно защищает нас, он контролирует очень важное пространство для контратак. И делает он это, как никто другой, вот почему я назвал его "маяком" — он ведет нас. Он контролирует это пространство, как никто другой». Это ключевое понимание роли, которую должен играть опорник в этом «Ливерпуле». В то время как происходят атакующие ротации, а пространство занято и перегружено в последней трети, конечно, существует естественная реакция на все это в том смысле, что если будет контратака в качестве атаки соперника в переходный период, то на половине «Ливерпуля» образуется пространство, которое и будет для нее использована. Атакующие движения левого защитника, располагающегося широко и высоко, и правого защитника в полупространстве означают, что широкие пространства остаются открытыми. Этому немного противостоит пара центральных защитников, которые мобильны и способны защищаться в условиях один в один на больших пространствах, в то время как мяч быстро передается вперед при смене фазы атаки, но есть еще один эффективный способ решить эту проблему.

Это пространство также может быть защищено опорником, поскольку у этого игрока есть возможность двигаться влево или вправо, чтобы свести на нет пространства, в которые противник может попытаться атаковать. Фабиньо уникально подходит для этой роли, учитывая тот факт, что при первом знакомстве с европейским футболом он играл на позиции правого защитника как за «Риу Аве» в Португалии, так и за «Реал Мадрид Кастилья» в Испании. Когда он переехал в «Монако» в 2013 году, мы увидели, что бразилец стал играть либо в центре обороны, либо в основе полузащиты.

Эта тактическая универсальность, которой обладает Фабиньо, наряду с его мобильностью, приобретенной в качестве атакующего крайнего защитника, означает, что он может с легкостью охватывать всю ширину поля. Оборонительные профили двух других игроков, занявших роль «шестерки», немного отличаются. Игрок сборной Голландии Вейналдум преуспевает в защите и блокировании линий паса благодаря своему пониманию углов и положения тела, но гораздо менее подвижен, чем Фабиньо. Джордан Хендерсон, с другой стороны, чрезвычайно мобилен и очень хорошо играет в обороне в условиях хаоса. Однако в ситуациях, когда требуется больший контроль, Хендерсон может раскрываться. В то время как эти различные профили предлагают тактические вариации для Клоппа и его штаба, без тени сомнения, есть вариант, который намного лучше других, и это игра Фабиньо в качестве «шестерки». Игрок сборной Бразилии излучает уверенность и спокойствие, что невероятно важно в хаосе смен позиций и движений вокруг него. В то время как «Ливерпуль» переходит к модели контролируемого хаоса в сезоне 2019/20, нет никаких сомнений в том, что Фабиньо обеспечивает контроль вместе с Вирджилом ван Дейком в центре обороны.

Итак, мы не знаем о требованиях к «шестерке» или опорнику в системе «Ливерпуля», когда они не владеют мячом, но как насчет владения? В конце концов, мы должны иметь в виду тот факт, что «Ливерпуль» в большей степени владеет мячом почти в каждом матче, в котором они играют; это, конечно, реакция на способность «Ливерпуля» быстро атаковать в переходный период с помощью своей тройки нападающих мирового класса. Команды опускаются глубже и более пассивны в своей оборонительной фазе, потому что они обеспокоены тем, чтобы оставить пространство за своей оборонительной линией, которое могло быть использовать.

Общее расположение опорника «Ливерпуля» остается центральным. Этот игрок играет ту же роль, что и центральные защитники, хотя и на более выдвинутой позиции, поскольку они выступают в качестве точки отсчета, чтобы мяч возвращался с одной стороны поля, прежде чем его переведут обратно на другую сторону, но в этой роли есть нечто большее, и именно здесь Фабиньо действительно вступает в свои права. «Ливерпуль» периодически использует опорника в качестве инструмента для разрыва линий противника с помощью замедленных движений вперед, от которых трудно эффективно защититься. Эти движения, как правило, наталкиваются на глубокие и компактные защитные блоки, когда «Ливерпуль» находится на второй или даже третьей фазе своей атаки, что означает, что первоначальное атакующее движение было отбито, и «Ливерпулю» пришлось произвести перезагрузку во владении, чтобы снова попытаться найти путь через оборону. Когда это происходит, мы видим, как опорник делает шаг вперед, чтобы сформировать более активную часть атакующей структуры. Если мы рассмотрим движущиеся фигуры, от которых сопернику уже приходится защищаться — крайние нападающие, движущиеся с флангов в центр, в то время как нападающий движется от верха к низу; левый защитник перемещается высоко, а правый защитник угрожает перегрузкой в полупространстве — теперь у нас есть игрок, рост которого в случае Фабиньо превышает 183 см., который запоздало бежит к краю штрафной площади в движении, которое исключительно трудно остановить. Эти вертикальные передвижения добавляют еще одно направление, с помощью которого «Ливерпуль» может разрушить оборону — они эффективны в создании быстрых ситуаций, в которых оборонительная линия может быть перегружена и прорвана.

 

На рисунке 14 мы начинаем видеть важность того, чтобы игрок занимал центральное положение, чтобы сформировать точку отсчета для остальной команды. Когда мяч попал на правую половину поля, где расположился Трент Александер-Арнолд, мы начинаем видеть знакомые схемы движения в заключительной трети. По мере того как Роберто Фирмино опускается на более глубокую позицию, оба крайних нападающих смещаются в центр, чтобы привлечь внимание центральных защитников. Эти движения, конечно, сковывают игроков обороны и мешают им следовать за Фирмино на пространство.

Ширина обеспечивается с левой стороны Эндрю Робертсоном, перемещающимся высоко на половину поля соперника, в то время как Джордан Хендерсон меняет позицию на край бровки правой стороны поля.

Пока все это происходит, Фабиньо сохраняет свою позицию в центре поля. Это, конечно, имеет решающее значение, если Александер-Арнолд попытается сделать пас в последнюю треть или штрафную, который затем будет перехвачен, поскольку Фабиньо может быстро прикрыть своих товарищей по команде, которые переместились на более выдвинутые позиции.

Самое интересное в этом «Ливерпуле» то, что есть два ключевых опорных игрока, которые формируют ориентиры для команды в фазе атаки. Один из них — Фирмино, когда он играет на позиции «девятки» и покидает атакующую линию, где стремится занять центральные позиции, через которые можно разыгрывать мяч; другой — «шестерка» и, в частности, Фабиньо. Важность того, чтобы игроки занимали центральные зоны, никогда не следует воспринимать как должное, особенно среди всего этого движения в полупространствах и из них.

 

Наличие игрока, особенно Фабиньо, обладающего исключительной мобильностью в роли «шестерки», может быть важным исключительно из-за тенденции к тому, что атакующие структуры сильно распределены по мячу на поле.

Пример этого мы видим на рисунке 15, где мяч снова находится в полупространстве, хотя на этот раз Алекс Окслейд-Чемберлен владеет мячом, а Александер-Арнолд переместился на более высокую позицию на фланге. Можно ясно видеть, что общая структура «Ливерпуля» переместилась на сторону мяча на поле. Это становится ясно, когда мы смотрим на расположение центральных защитников, причем оба они расположены на правой стороне. Это совершенно нормально, и два защитника на первой линии расположены таким образом, чтобы обеспечить предохранительный клапан для мяча в случае срыва атакующего движения. Это привело бы к тому, что мяч был бы возвращен центральным защитникам, прежде чем его можно было бы переместить на противоположную сторону поля.

Такое расположение, хотя и является нормальным явлением, все же может быть проблематичным, учитывая отсутствие прикрытия на слабой стороне поля, если соперник отвоюет мяч и сумеет начать собственную атаку в переходный период.

Это то, что мы видим здесь, когда Окслейд-Чемберлен в первую очередь пытается направить мяч на край штрафной площади только для того, чтобы соперник отвоевал мяч обратно. Затем они стремятся прямым пасом быстро перейти на слабую сторону, на которой видно, что один из их полузащитников хочет бежать к мячу на пространстве.

Теперь «Ливерпулю» повезло, что у них есть центральные защитники, обладающие отличной скоростью. Вирджил ван Дейк, Джо Гомес и Жоэль Матип — все они способны покрывать поле и защищаться, когда находятся в ситуациях один в один в этих районах. Однако, поскольку Фабиньо играет как «шестерка», в этом нет необходимости, так как бразилец быстро приспосабливается, чтобы стать активным в оборонительной фазе. Будучи способным защищаться в этих зонах, «шестерка» обеспечивает более сбалансированную оборонительную структуру с двумя центральными защитниками, способными защищать центр и мяч на ближней стороне поля. Это не позволяет сопернику быстро переключиться, прежде чем вытянуть защитников к мячу и переключить игру назад, создавая атакующие перегрузки.

 

В то время как оборонительные способности игрока в роли «шестерки» в «Ливерпуле», конечно, важны, рассматриваемый игрок оказывает влияние на фазу атаки. Ранее в этой главе мы уже обсуждали важность того, чтобы этот игрок мог присоединиться к атаке с помощью запоздалых забегов, которые вызывают хаос и создают перегрузки, способные прорвать оборонительную структуру противника.

Мы видим пример того, как это работает на рисунке 16, когда игра снова выстраивается в правом полупространстве, на этот раз с Джорданом Хендерсоном. Ключом к успеху атакующего движения является движение с высокой линии Фирмино, когда он хочет получить мяч. На этот раз, однако, один из центральных защитников соперника решает последовать за бразильцем, когда тот опускается в пространство «десятки», и это создает возможность для «Ливерпуля» создать перегрузку в этой зоне.

Поскольку пас идет в ноги Фирмино, мы видим, что с Мане, расположенным в левом полупространстве, и Салахом, расположенным в центре, «Ливерпуль» имеет хорошие возможности воспользоваться пространством в линии обороны, которое было создано движением отслеживающего забег Фирмино защитника. Чтобы усилить эту угрозу, мы затем видим, как Фабиньо совершает вертикальный забег с позиции «шестерки».

Когда Фирмино получает мяч, мы видим, что Фабиньо идеально рассчитал время забега, и мяч можно просто направить ему на ход. Теперь, когда Мане и Салах, по сути, оттесняют своих ближайших защитников, поскольку ни один из защитников не желает покидать опасных нападающих, учитывая их способность взрываться на пространстве, мы видим, что «Ливерпуль» создал перегрузку в центре оборонительного блока противника.

По мере того как Фабиньо овладевает мячом, его импульс позволяет ему прорваться через линию обороны, чтобы создать возможность у ворот.

 

В то время как способность «шестерки» в системе «Ливерпуля» создавать эти перегрузки на самой высокой линии дает возможность проникать в штрафную соперника, они также играют ключевую роль в разрыве линий чуть ниже, помогая в продвижении мяча. На рисунке 17 мы видим наглядный пример этого, когда «Ливерпуль» пытается порвать команду, играющую компактным блоком с начальной структурой 4-5-1.

Одна из проблем, с которой сталкиваются команды, когда они пытаются давить на команды с большим количеством владения мячом только с одним нападающим игроком, заключается в том, что для более эффективного давления им, как правило, приходится привлекать более глубоких игроков к прессинг-действиям.

Мы ясно видим это в приведенном выше примере, в то время как «Ливерпуль» уверенно владеет мячом. Мяч изначально находится у Александер-Арнолда в правом защитном слоте, в то время как прессингующий игрок атаки все еще находится ближе к левостороннему центральному защитнику. Это заставляет одного из игроков соперника выйти за линию полузащиты, чтобы оказать давление на игрока с мячом. Когда мяч сначала возвращается к Жоэлю Матипу, правому центральному защитнику, мы видим, что игрок полузащиты, который перешел к взаимодействию с прессингом, по сути, находится в плохой позиции.

Затем мяч может быть чисто передан Фабиньо, снова играющему как «шестерка», в позиции, в которой он может забрать мяч, а затем использовать пространство, созданное полузащитником соперника, выходящим из своей позиционного слота. Это ключевая функция «шестерки» в этой новой системе «Ливерпуля», реализованная в сезоне 2019/20. В то время как, как мы уже обсуждали, «шестерка» обеспечивает контроль, который уравновешивает хаос, игроки, которым доверена эта позиция и роль, также должны быть в состоянии вырваться из этой контролируемой роли, чтобы усилить хаос с точки зрения разрыва линий соперника, когда представится такая возможность.

Это видно из этого примера, когда Фабиньо завладевает мячом, и мы видим, что линия полузащиты соперника была растянута и разорвана игроком, выдвинувшимся в прессинг. Фабиньо проносится через это пространство, а затем заставляет одного из защитников отреагировать, чтобы вступить в контакт с мячом.

Когда защитник движется, чтобы атаковать Фабиньо, это создает еще одну брешь в защитном блоке, на этот раз в оборонительной линии, и в этом случае Фирмино решил использовать это пространство диагональным движением, в то время как Мане опустился на более глубокую позицию.

Способность и готовность игроков «Ливерпуля» прорывать линии таким образом являются для них ключевыми, поскольку все больше и больше противников, с которыми они сталкиваются, готовы сидеть в глубоком блоке, чтобы лишить их возможности играть в последней трети. Вытягивая игроков из их защитных слотов, как мы дважды видели в этом примере, «Ливерпуль» затем способен создавать возможности для проникновения в ключевые зоны по всей штрафной площади.

 

Имея возможность контролировать пространство, а затем присоединиться к фазе атаки, чтобы создавать возможности против глубоких защитных блоков, игрок в роли «шестерки» также играет ключевую роль в создании углов атаки для обыгрыша с игроками, помогая продвижению мяча.

Пример этого мы видим на рисунке 18, где Джордан Хендерсон на этот раз играет роль «шестерки». И снова мяч продвигается с правой стороны, хотя на этот раз Джо Гомес играет на позиции правого защитника, и, конечно же, Гомес представляет меньшую угрозу с точки зрения продвижения мяча, чем Александер-Арнолд.

Как обычно, мы видим, как Фирмино опускается к мячу, чтобы обеспечить возможность передачи, но Гомес с меньшей вероятностью разыграет этот разрывающий линию пас, вместо этого Хендерсон, как «шестерка», движется к мячу, чтобы сократить расстояние паса между двумя игроками.

Это движение позволяет Гомесу исполнить простой боковой пас в ноги Хендерсону, который затем сам выполняет прогрессивный пас через головы линии полузащиты, чтобы найти Окслейда-Чемберлена, который в это время находится в роли правого полузащитника.

Интересно еще раз отметить, что расположение крайнего центрального полузащитника Вейналдума ставит его на ту же линию, что и «шестерку». И снова полузащита более функциональна, чем креативна, но это создает прочную базу, с которой «Ливерпуль» может играть в атакующей фазе.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости.