Каким должен быть тренер?
В своих статьях я использую материалы из разных источников информации: книг, фильмов, подкастов, встреч с футбольными людьми, цитат известных людей и так далее. А также делюсь своим мнением по этому вопросу. Оно может быть ошибочным, оно может не совпадать с вашим, но на то мы и люди, мы все разные. Моя цель – погрузить Вас чуть глубже в мир футбола, рассказывая о нем простым и доступным языком для всех. Я хочу, чтобы каждый пользователь, читающий эту статью, понимал сложность и многогранность тренерской работы в футболе. А теперь настройтесь на футбольный язык, мы начинаем!
В данной статье я распишу правила тренера согласно требованиям ИИФ (Итальянской Федерации Футбола).
До начала я хочу коротко описать систему подготовки молодых футболистов в Италии, чтобы у вас было представление, на что именно работают тренеры в этой стране.
Итак, методика подготовки в большинстве академий основывается на двух базовых вещах – это развитие координации без мяча и развитие принятия решений в игровых ситуациях. В одной из следующих статей я более подробно распишу структуру тренировок с описанием принципов по каждому упражнению.
В целом, система ЛЮБОЙ тренировки в Италии выглядит так.
1. Разминка
2. Координационная часть
3. Техническое упражнение
4. Игровая ситуация
5. Игра с заданием
6. Свободная игра
Далее расписаны качества тренера – основная тема данной статьи.
Для достижения всех целей специалист футбольной школы должен с помощью своего персонала найти хороший пример, чтобы привлечь внимание ребят через коммуникацию и поведение:
1. Всегда говорить во множественном числе: «Мы проиграли», «Мы должны достичь…», «Мы должны улучшить».
2. Указывать группе цели для достижения в тренировке, в соревновании, в определенный период.
3. Установить правила общей жизни: эти правила должны быть приспособлены сознательно к возрасту учеников, к характеристикам спортивной среды, дополняться воспитательными составляющими (школа и семья), которые способствуют вместе с футболом процессу формирования и развития личности ребят.
4. Вместо того, чтобы выделять недостатки, подчеркивать положительное поведение собственным одобрением: «Молодец, это хорошее решение», «Хороший удар головой», «Хорошо, ты сделал то, что я хотел». Использование положительного усиления помогает поддерживать высокий стимул и вызывает в ребятах желание достичь финиша сверх своих возможностей. Подчеркивая ошибки, вы создаете менталитет, ограничивающий допущение ошибок в игре.
5. Препятствовать проявлению слишком индивидуального поведения: в такой игре, как наша, существует один мяч на 22 игрока, необходимо гарантировать всем моральное удовлетворение от владения мячом.
6. Стимулировать участие ребят в принятии решений и в деятельности команды, давая возможность всем выражать свое мнение и проявлять собственные идеи.
7. Поощрять случаи нахождения вместе. Является чрезвычайно полезным предлагать возможности для развлечений, что позволяет ребятам находиться в атмосфере вне спорта и, особенно наиболее младшим, находиться в семье. В последние годы мы очень часто видим юношеские команды, проводящие несколько дней в горах в начальный период деятельности, перед началом работы школы. Действительно, такие инициативы подражают «уходу из спорта» профессиональных футболистов, и также верно то, что в этот короткий период, от 2 до 3 дней, ребята имеют возможность объединиться и лучше узнать друг друга, создавая основу для будущей сплоченности.
8. Создавать обратную связь, что укрепит растраченное усердие ребенка. Этот важный педагогический аспект присутствует на всех возрастных этапах, однако он является основным с начинающими футболистами, которым нравится повторять и повторять технические движения, даже если они еще недостаточно владеют ими. Если же напротив, их будут поощрять только тогда, когда технические упражнения будут правильно выполнены, возможно, что они ограничатся, делая только то, в чем они чувствуют себя уверенно, что значительно сократит их усердие и ограничит возможности получения конечных результатов, которые изначально кажутся очень сложными.
В чисто дидактическом плане первичной задачей тренера футбольной школы является в основном содействие в обучении юных атлетов посредством точного организационного выбора, в силу чего:
1. Деятельность должна осуществляться с постоянным обучением, чтобы стимулировать процессы, способствующие развитию личности.
2. Необходимо позволять юным атлетам быть активными действующими лицами, у которых происходит постоянный рост положительного опыта, стимулируя их эмоции и мотивировки.
3. Сама работа должна координироваться ответственным специалистом и обществом в целом для того, чтобы говорить на одном и том же языке.
Поэтому тренер должен:
1. Знать технику игры и этапы, из которых состоит обучение.
2. Мотивировать и поддерживать личные и групповые интересы, создавая ситуации благоприятные для достижения предусмотренных целей, контролируя время и место и создавая атмосферу сотрудничества.
3. Способствовать встречам с различными моторными знаниями собственного культурнотехнического багажа, чтобы формировать язык для подчеркивания выразительности и творчества.
4. Оценивать весь опыт, уделяя максимальное внимание личному и групповому моральному удовлетворению.
5. Способствовать взаимодействию юношей во время игры, подчеркивая психологические черты каждого субъекта для показа единства группы.
6. Составлять план работы, предусматривающий цели для достижения и предлагаемые дидактические методы, изменяемые при контроле и оценке, проводимой в определенные моменты.
Кроме того, тренер:
1. Принимает участие в технических и организационных советах, назначенных клубом.
2. Постоянно осведомляет ответственного специалиста и руководителя футбольной школы о положении в его группе, совместно пытаясь решить проблемы коллектива.
3. Составляет письменные отчеты о дидактических планах в целом и в течение определенных периодов, отмечая особенности своей группы.
4. Обучать усердию, взаимному уважению и сотрудничеству.
5. Не отдавать предпочтение ни одному ученику в частности, быть последовательным в данных правилах и выполнять данные обещания.
6. Подбадривать и заинтересовывать, не попрекать.
7. Не восхвалять себя при победах, не падать духом при поражениях.
8. Нести энтузиазм, радость, уверенность и оптимизм.
9. Уважать желание ребят развлечься.
10. Предлагать задачи для решения, а не решения для запоминания.
11. Преследовать очередную цель, помня, что слишком много стимулов вызывают путаницу.
12. Кратко излагать в нескольких фразах значение тренировки или игры.
13. Составлять планы выполняемой работы, учитывая возрастные этапы.
14. Уделять внимание, как росту индивидуума, так и команды в целом.
15. Вселять командный дух, пробуждая великодушие к товарищам.
16. Стараться максимально ограничить уход ребят во время сезона.
17. Заставлять всех учеников играть в состязательном и соревновательном духе.
Работа тренера многогранна, поэтому и правил очень много. Главное – правильно их использовать в своей работе и становиться лучше с каждым днем.