Джонатан Хардинг «MENSCH: За конусами» 2. Kompetenz (Компетентность)
Об авторе. Благодарности. Пролог
***
«Мы учимся не для тестов, а для жизни».
— Франк Вормут
Приветливый с самого начала, Франк Вормут похож на старого друга, которого ты не видел несколько месяцев, но когда вы все-таки встретились, кажется, что вы как будто бы и не расставались. В течение большей части последних девяти лет он был главным инструктором по тренерству в немецкой академии тренерского дела в Хеннефе. Без Франка это был бы просто еще один сонный городок, спрятанный в немецком лесу, но теперь это недооцененная родина лучших тренеров Германии.
За коридором, вдоль которого на стекле висят тактические наброски величайших голов Германии, находится группа скромных классных комнат, которые отлично бы вписались в любую начальную школу. За ними находится кабинет, разделенный надвое. В этом месте есть что-то скромное, простое, но тихое, наполненное особой силой. Его очарование заключается не в том, как он выглядит, а в людях.
— Это не весь мир, — говорит мне Франк.
— Но ты изменяешь миры с его помощью? — я отвечаю.
— Да! Мне это нравится. Это не весь мир, но благодаря ему мы изменяем миры. Сделай из этого торговый знак, — отвечает он с широкой ухмылкой, которую я привык видеть в течение дня.
Я хотел поговорить с Франком о высшем уровне тренерского образования в Германии, узнать о деталях курса, о том, насколько индивидуальным был его подход и о том, как такие тренеры, как Юлиан Нагельсманн или Доменико Тедеско, превратились в таланты, которыми они являются сегодня. Я хотел обратиться к источнику тренерского таланта страны и расспросить ответственного человека обо всем этом процессе.
Все, кого я встречаю за обедом с Франком, дружелюбны и приветливы. Есть внештатный лектор из менхенгладбахской «Боруссии», который обсуждает структурные проблемы, связанные с тем, чтобы молодые игроки получали достаточно времени для персональных тренировок. Ведущий психолог академии сидит через пару мест. Разговор увлекательный, и он весь вращается вокруг Франка. Игрок Йоахима Лева во «Фрайбурге», позже его помощник в «Фенербахче», бывший защитник стал главным тренером, в основном в региональных лигах Германии, но также и в сборной Германии до 20 лет, прежде чем стать главным инструктором академии тренерского мастерства в 2008 году. Во время нашей встречи он сосредоточился на оптимизации и реформировании нынешней тренерской системы. Во время наших бесед есть намек на то, что Вормут скучает по тренерской скамейке, и почти год спустя я улыбнулся, когда прочитал новость о том, что он возглавит команду Эредивизи «Хераклес» в сезоне 18/19. Очарование тренерской скамейки так же велико, как и самоустранение, которое приходит с длительным пребыванием вдали от нее.
Хотя он больше не руководит академией (Даниел Ниджковский занял пост главного инструктора в конце марта 2018 года, но подробнее об этом в восьмой главе), бóльшая часть информации, которую рассказал мне Франк, актуальна и сегодня. Изменения неизбежно произойдут, как это принято, чтобы идти в ногу с неумолимой эволюцией футбола, но основная суть того, что сказал мне Франк, когда я приехал к нему, остается неизменной.
Чтобы тренировать в трех лучших дивизионах Германии, тебе необходимо иметь элитную лицензию, называемую Fußball-Lehrer. Немецкий язык имеет репутацию грубого и непривлекательного, но он склонен к моментам буквальной красоты. Fußball-Lehrer переводится как «учитель футбола», и чем больше я разговаривал с Франком, тем больше понимал, что это именно то, кого создает академия. «Наша главная цель — создать дирижеров, которые не обязательно должны уметь все, но должны быть в курсе всего», — говорит мне Франк.
На региональном уровне сойдут лицензии категории В и С. Выше них находится Elite Youth (элитная молодежная) лицензия, лицензия A и, наконец, Fußball-Lehrer. Лицензия Elite Youth — это шаг вперед по сравнению с обычной лицензией B, и в глазах DFB это первый шаг к элитному тренерству, что является одной из причин, по которой ее получение является обязательной в Германии (в отличие от других стран).
Существуют тонкие различия между лицензией Fußball-Lehrer и лицензией UEFA Pro в Англии, и начинаются они с названия. В Англии «Уровень ФА 5» — это несколько шаблонное название, данное лицензии тренера UEFA Pro, в то время как в Германии название курса гораздо более буквальное.
В Англии, согласно веб-сайту Федерации Ассоциации, тренерам требуется 245 часов «ориентированного обучения» для завершения курса. В Германии вам нужно почти 800 часов. Почему существует такая разительная разница?
«Это минимальные требования, установленные УЕФА, — говорит Франк. — Есть страны, где это не так важно, и они не могут требовать 800 часов из-за финансов или менталитета. Они в поисках фундамента».
«Здесь, в Германии, все типично по-немецки: если мы хотим что-то сделать, мы сделаем это правильно», — говорит мне Франк. — Главное в том, чтобы делать все правильно — это повышает качество». «Дверь открыта для всех, но вы должны войти, и как только вы войдете, вы должны быть хороши», — говорит Франк.
Согласно английской ФА, на прохождение курса уходит 18 месяцев, но большинство из будущих тренеров заканчивают за 12. В Германии курс длится 10 месяцев. Чтобы получить Fußball-Lehrer, это стоит примерно 11 тыс. евро (проезд не включен). В Англии члены ФА могут пройти курс за 10 165 евро, а не члены — за 11 140 евро. Статистика не отражает всей картины, но интересно видеть, что, хотя в Англии все, возможно, немного дешевле, существует тревожный разрыв в количестве учебных часов.
Каждый год в январе, в день окончания приема заявок, многие тренеры понимают, что они недостаточно хороши. Строгий процесс подачи заявок не оставляет места ни для чего, кроме высочайшего качества. В среднем 66 тренеров ежегодно подают заявки на получение Fußball-Lehrer. Половина этой группы посещает трехдневный оценочный центр с понедельника по среду, другая половина — со среды по пятницу. Оценка включает письменные, устные и практические тесты. В конце концов, для курса выбирается окончательный список из 24 человек.
«Наша задача не в том, чтобы сказать, что вы не можете этого сделать. Мы не можем так сказать, — говорит Франк. — Но мы не можем сделать их личностью, если у них этого нет. Если вы этого хотите, идите и платите кому-то 200 евро в час в течение пяти лет, и, возможно, через три года вы изменитесь. Возможно, ваше отношение будет позитивным. Негативно мыслящие люди всегда видят стакан наполовину пустым. "Да, все так и есть", — говорят они. "Хорошо, тогда посмотри на наполовину полный стакан". Их ответ: "Ладно, но как?" Переосмыслите его. Если вы проиграли и проявляете агрессию по отношению к своей команде, вы можете потерять ее. Попробуйте переосмыслить поражение и извлечь из него что-то позитивное. И если вы сможете усвоить это, то, возможно, вы будете относиться к этому иначе.
Мы даем им инструменты. Мы не знаем, сработает ли это, но, по крайней мере, у них есть план. Мы спрашиваем, как они могут контролировать эту эмоцию? Это роль нашего психолога или меня как тренера. Мы можем показать им, какие они, но мы не можем их изменить.
Все мы — личности. Подходят ли они для этой роли во внешнем мире — это другой вопрос. Но у того, кто тихий и застенчивый, тоже есть индивидуальность. И они это знают. Мы не говорим тому, кто не разговаривает, говорить. Мы просто спрашиваем их, как они собираются взаимодействовать с командой. Нужно найти свой путь», — говорит мне Франк.
Франк говорит, что он видел, как тренеры добивались успеха на высшем уровне, хотя на старте это могло показаться маловероятным. Эффективное взаимодействие и правильные слова в нужное время могут иметь решающее значение. Порой тренерам не обязательно быть великими, чтобы добиться успеха.
Система сложна — она должна быть такой, чтобы иметь дело с таким разнообразием личностей, но она также справедлива по отношению к каждому кандидату. И это видно по сбалансированному разбросу оценок. Вышеупомянутые вступительные оценочные тесты взвешиваются следующим образом: 15% письменных, 25% устных и 40% практических. Остальные 20% процентов основаны на вашем опыте. Если вы не были профессионалом, но имели 10-летний опыт работы в пятом дивизионе немецкого футбола — это помогает, но если у вас не было опыта работы тренером, а раньше вы были профессионалом, то и это тоже помогает. Однако предыдущий тренерский опыт явно имеет преимущество. «Ты получаешь очки. Если бы вы были и игроком и главным тренером, то получили бы больше очков. Если вы будете работать с профессионалами впоследствие, то всегда будет преимуществом быть одним из них до того. Мы справедливы», — говорит мне Франк.
Бывший полузащитник сборной Англии Джермейн Дженас написал эксклюзивную статью для Yahoo! Спорт о том, как устаревшая система тренерской работы ФА виновата в нехватке английских тренеров. Его аргумент был следующим:
«Я не говорю, что тренерская работа никогда не приходила мне в голову. Но стоит отметить, что если бы я завтра решил, что хочу быть главным тренером, и начал получать свою лицензию через ФА, мне потребовалось бы четыре с половиной года, чтобы завершить свое обучение. Хотя я и не сомневаюсь, что получил бы отличное образование — это долгий срок. Слишком долгий. Вопрос в том, должен ли бывший футболист проходить тот же четырехлетний курс, что и человек с улицы?»
Есть аргумент, что люди не должны получать «особое отношение» только потому, что они бывшие профессионалы. Но по сравнению с тем, кто никогда не играл в эту игру профессионально, я думаю, что разница есть. Нельзя недооценивать ценность опыта участия в крупных турнирах и в Лиге чемпионов. О том, чтобы знать, каково это — быть на самом деле в раздевалке в этих невероятно напряженных ситуациях. Не говоря уже о работе с некоторыми мировыми топ-тренерами.
Бывший игрок мюнхенской «Баварии» и сборной Германии Мехмет Шолль сделал аналогичные комментарии в Германии, выпустив тираду против так называемых «ноутбуковых тренеров» в интервью «Шпигель»:
«Они никогда не играли на высшем уровне и понятия не имеют, как работает профессионал самого высокого уровня. Они думают о футболе топ-уровня, но никогда не испытывали его на себе. Он начинается на курсе Fußball-Lehrer. Я испытал это на себе. Чем больше я наблюдаю за кандидатами, которые набирают лучшие баллы, имеют типичные лица тех, кто является лучшим на курсе и впитал всю информацию, тем больше у меня волосы встают дыбом. Для них тактика — главная директива, они — ноутбуковые тренеры».
Как бывший игрок, Дженас имеет веские основания полагать, что существует определенная разница между бывшими игроками и теми, кто никогда не играл в профессиональный футбол. И он прав, предполагая, что ФА должна рассмотреть вопрос о том, как подходить к возможностям, предоставляемым талантливым молодым тренерам в Англии.
Однако, хотя некоторые аспекты того, что вы уже испытали этот мир, могут быть полезными, то, что вы бывший игрок, не гарантирует, что вы станете хорошим тренером, и поэтому это также не должно гарантировать вам лучшие шансы. Любой опыт имеет ценность, но предпочитать одно другому было бы ошибкой, и именно поэтому система баллов Франка логична.
В конце концов, не из всех хороших журналистов получаются хорошие редакторы, не из всех хороших политиков получаются хорошие премьер-министры или президенты. Если и было что-то, что последние несколько лет показали довольно резко, так это то, что лидерство и аспекты характера, связанные с ним, чаще предполагаются, нежели развиваются. Так почему же бывшие футболисты должны получать преференции, когда дело доходит до тренерской работы?
«Раньше у нас так и было, но с тех пор, как я здесь, мы относимся ко всем одинаково, — говорит Франк. — И из этого у нас получились хорошие главные тренеры. Юлиан Нагельсманн не был профессионалом. У нас были хорошие главные тренеры, вышедшие из сферы образования, психологии, и они по-настоящему хорошо разбираются в футболе. Они могли бы играть, что всегда является преимуществом, но так и не стали профессионалами. Тем не менее, они все же знают, как работает профессиональная игра. Этим уходом от бывших профессионалов и бывших игроков сборных мы открыли двери для людей, которые сейчас находятся в Бундеслиге. У Штефана Эффенберга есть целая футбольная родословная, но он никогда не был главным тренером, а потом просто стал им. Ситуация в "Падерборне" была неудачной», — говорит Франк, имея в виду краткое пребывание Эффенберга во главе тогдашнего клуба второго дивизиона, где он одержал всего две победы в 15 матчах и наблюдал за тем, как его команду уничтожает дортмундская «Боруссия» со счетом 1:7 во втором раунде Кубка Германии.
«Это не сработало, но вопрос в том, есть ли у него сейчас еще один шанс? Что ж, шансы выглядят вполне хорошими. У него есть родословная, он может руководить играми, но у него не так много опыта в качестве главного тренера — и это видно. В отличие от Кристиана Вернса, у которого есть опыт управления молодежью в «Бохуме», молодежный опыт в «Дортмунде» и «Аугсбурге». Когда он однажды пробьется наверх, у него не будет никаких проблем. Он научился этой работе с нуля».
Юлиан Нагельсманн, несомненно, является примером, к которому стремится академия. В свои 30 лет он быстро сделал себе имя в «Хоффенхайме». Он спас клуб от вылета, а затем к началу сезона 2017/18 вывел его в Европу, где они проиграли в квалификации Лиги чемпионов будущему финалисту «Ливерпулю». Степень таланта Нагельсманна была поставлена под сомнение, когда европейский дебют «Хоффенхайма» закончился со стоном, но он снова обеспечил себе выход в Европу с еще одной сильной второй половиной сезона лиги. Впечатляюще, что это произошло после неудачного старта и потери Себастьяна Руди и Никласа Зюле в рядах мюнхенской «Баварии» предыдущим летом. Летом 2018 года было объявлено, что в сезоне 2019/20 Нагельсманн станет главным тренером «РБ Лейпциг». И все это исходит от человека, который сказал в подкасте «Бильд», что Бундеслига — это игра футболистов, а не тренеров.
У Франка давно было ощущение, что Нагельсманн мог бы стать топ-тренером. В очередной раз немецкий язык раскрывает свою скрытую магию. Слово Trainer можно перевести как инструктор, тренер или футбольный менеджер, но в Германии менеджер — это нечто другое. Trainer тренирует команды и тренирует игроков. Управление — часть его работы, но основное внимание явно уделяется развитию. Глядя на такого тренера, как Нагельсманн, становится ясно, почему Германия использует слово Trainer для обозначения своих главных тренеров.
«Он был помощником главного тренера при Маркусе Гиздоле, а также выиграл лигу с командой до 19 лет, так что у него есть опыт в юношеском футболе, — говорит мне Франк. — Реформа в 2000 году, когда DFB сделала обязательными молодежные академии, означала, что в молодежном футболе стало появляться все больше и больше главных тренеров. И действительно, главный тренер команды Бундеслиги до 19 лет ничем не отличается от главного тренера Бундеслиги. Это просто не так заметно на публике — у него другой доход, и качество игроков не столь хорошее. Но он проводит одни и те же тренировки шесть, семь раз в неделю и предсезонную подготовку. Большим преимуществом является то, что клуб может видеть, как развивается их собственный талант. Нагельсманн был хорош и хорошо себя представил тем, кто был наверху. Зачем привлекать кандидата со стороны, если вы знаете, что он подходит, даже если ему 29 лет? Ты отсылаешь его прочь, а потом, три года спустя, он ничуть не лучше. Он уже хорош».
Переход к продвижению кандидатов изнутри породил новое движение, которое началось благодаря успеху Юргена Клоппа, а затем и Томаса Тухеля. Оба показали, что можно не только отойти от нормы и передать бразды правления кандидату, который уже работает в клубе, но и что это может быть успешным шагом. Назначение Юлиана Нагельсманна имело такой же смысл — и его качества были очевидны задолго до него.
«Мы были вовне, и я сознательно ступил внутрь — я уверен, что Нагельсманн это запомнит — и столкнул его кое с чем, — говорит Франк. — Я спровоцировал его, потому что, в конце концов, мне нужны не 24 друга, а 24 полностью обученных тренера. Я уверен, что он делает то же самое в "Хоффенхайме", но с другой уверенностью и другим языком. Он сказал игроку: "Ты должен атаковать мяч, чтобы игрок, стоящий позади тебя, не мог отпасовать ему". Я сказал: "Юл, как он может это видеть? У него же нет глаз на затылке. Если он от него оторвется, то как я узнаю об этом?" Именно тогда он понял, что теория верна, но на практике это не работает.Я мало что мог ему дать, но было несколько моментов. "Будь осторожен, ты работаешь со взрослыми профессионалами". В "Хоффенхайме", вероятно, все спокойно с ребятами, молодыми, которые играют в хороший футбол и отдадут на поле все свои силы, но что если он перейдет в другой клуб, скажем, в "Дортмунд"? Ведь там вы будете работать с разными типами игроков. Тогда Матс Хуммельс, которого нет больше в команде, мог бы сказать: "Что вы вообще здесь делаете?" Это работает в "Хоффенхайме". Очень важно найти правильную работу в нужное время».
Относительно быстрый рост Нагельсманна сделал его желанным тренером, но слова Вормута о будущей работе кажутся уместными, учитывая ряд факторов, которые играют роль в успехе тренера. Именно поэтому переход Нагельсманна в «РБ Лейпциг» — еще одну команду с группой голодных молодых игроков — имеет большой смысл для молодого главного тренера.
Чтобы получить возможность воспользоваться подходящими возможностями, когда они появятся, вы должны пройти курс Fußball-Lehrer. В итоге в программу принимаются только 24 тренера, каждый из которых обладает различным прошлым. Не все из них вытекают из основ игры, не все являются бывшими профессионалами. Подход всегда сбалансирован, чтобы убедиться, что одна группа не перевешивает другую.
Прежде чем закрадывается предположение, что те, кто тренирует тренеров, свободны от критики, Франк говорит мне, что академия провела 2,5-летнее исследование курса, чтобы убедиться, что то, чему они обучали тренеров, было актуальным и все было на месте. «Профиль работы настолько же хорош, насколько и профиль предлагаемого образования», — говорит он.
На курсе Fußball-Lehrer два психолога, доктор спортивной медицины, лучший тренер по фитнесу в стране (который также является тренером по фитнесу в сборной Германии до 21 года и тренером всех других тренеров по фитнесу в молодежных командах DFB), тренер по питанию и главный инструктор следят за прогрессом группы.
10-месячный (40-недельный) курс разбит следующим образом. Кандидаты проводят в академии три дня в неделю (с понедельника по среду) в течение 22 недель. Затем двенадцать недель идут на получение опыта работы, а шесть недель — на домашнем обучении. Из 22 недель в академии 19 тратятся на обучение тренеров, три — на их тестирование. В классе 2016 года 12 недель опыта работы были разделены: одна неделя на чемпионате Европы среди юношей до 19 лет, одна неделя на занятие речью, восемь недель в клубе Бундеслиги и две недели в ассоциации. Особенностью курса также становятся зарубежные стажировки в таких странах, как Нидерланды, Швейцария и Австрия. Куда бы ни отправились тренеры, эта работа добавляется к 10 месяцам интенсивного обучения и развития.
Все это начинается в июне, когда встречают всех кандидатов и знакомят их с предметами курса. Однако это не только улыбки и фотографии. Часто именно на этом этапе Франк и его команда могут лучше всего понять, какие необработанные характеристики заложены в их тренерах.
«С самого начала мы должны принять их сырыми, — говорит Франк. — Еще до того, как Маркус Гиздоль успел переодеться, мы заставили его выступить. Пять минут перед группой из восьми человек. Мы снимали все это, как всегда. У нас был бывший игрок, который встал и ничего не сказал. Они привыкли отвечать на вопросы, а не говорить что-то сами. Мы могли бы сказать: "Расскажите нам, что вы думаете о сезоне Бундеслиги в прошлом году и что вы заприметили?" Я могу распознать, есть ли у них структура. Вы заметите, что некоторые делают множество заметок, а затем просто говорят, без структуры. Вам нужно введение, основной аргумент и завершение. Первое предложение — самое важное».
Затем Франк рассказал о том, как курс начинается с анализа футбола топ-уровня. «Мы и англичане всегда были на этих мероприятиях, но они были там, чтобы снимать для своей команды, а не для своих учеников-тренеров. Мы были первыми, кто снимал видео для нашего тренерского курса. Из последних — Чешская Республика, а так еще 12 разных стран сделали нечто подобное для своих курсов на лицензию категории pro. Слухи разнеслись о том, чем мы здесь занимаемся», — сказал Франк.
Работа, проводимая в академии, была предметом многих статей. Представители вечно инновационного «АЗ Алкмар» приехали к нам после того, как голландский журналист написал статью об академии. В то время как остальной мир был одержим исследованием своего соперника или развитием собственных талантливых игроков, они забывали обучать тренеров. Теперь все изменилось.
«Аналитическая работа проводится группами по три человека, — сказал Франк. — Вы нарезаете фильм, помещаете его в PowerPoint, а затем представляете и получаете обратную связь. Все дело в их знаниях. Все изучается с нуля, так что, когда вы главный тренер, вы знаете, какие проблемы возникают у видеоаналитика. Мы не говорим им, что делать, мы просто напоминаем им о нескольких вещах. Важно не судить сразу. В футболе все правильно — вы просто должны это оправдать».
Одна из задач, стоящих перед тренерами — написать, что такое футбол, на странице формата А4. «Они не верят, что это возможно. Они приходят с большим количеством знаний, но уходят со структурированными».
Также ведется работа по коммуникации для телевидения или печатных СМИ, которую, по словам Франка, он хочет расширить во время реформ (в частности два вступительных блока для класса в июне 2018 года были «связи с общественностью» и «представления»). Главные тренеры практикуют пресс-конференции, играя разные роли (например, их первая команда разговаривает с новой командой) и отвечая на сложные вопросы. «Мы немного попотели на этих сиденьях», — говорит Франк с улыбкой.
К августу начинается подготовка к предсезонке, параллельно текущему сезону. Затем, в сентябре, преподается основа знаний. Это включает в себя техническую и тактическую часть игры, а также методологию и правила. В то же время появляется психология, которая включает в себя психологию образования и общения, другими словами: «Как я представляю?» Затем физиология футбола — тренировки, спортивная медицина, питание. В конце концов, еженедельный план может выглядеть примерно так (FL = Fußball-Lehrer занятия):
Понедельник.
Психология (5 занятий), FL (6 занятий, 2 практических вечера с демонстрационной группой) — 11 упражнений (с 8:00 до 20:00)
Вторник
FL (7 занятий, 4 практических, утро вместе, вечером — с демонстрационной группой, команда до 19 лет из местных), Физиология (5 занятий) — 11 упражнений (с 8:00 до 20:00)
Среда
FL (5 занятий), Правила/Питание, Физиология — 11 упражнений (8:00–18:30)
«У нас редко бывают фронтальные занятия. Мы продвигаемся вперед благодаря знаниям группы. Мы даем им задания в группах по три человека, они выполняют их, а затем представляют свои идеи, и все, что я делаю, это заполняю пробелы в качестве лектора. Они всегда спрашивают из-за моего более чем 20-летнего опыта и тренерской работы на международном уровне команд до 20 лет, но я говорю: "Сначала расскажите мне о своих мыслях". Затем я заполняю пробелы и говорю, как бы я это сделал», — говорит мне Франк.
За пределами класса каждый тренер получает тему и 30 минут с демонстрационной группой/местной командой (по три тренера на команду). Один тренер записывает содержание, другой — поведение, а остальные наблюдают. На следующий день тренера сажают на свидетельское кресло и расспрашивают о тренировке. Каждый тренер на курсе находится на свидетельском кресле семь раз (Франк хотел, чтобы их было больше), и каждый тренер может наблюдать и задавать вопросы всем другим тренерам во время таких 161 «горячих» сеансов. Обучение происходит постоянно.
«Дело не только в линии офсайда, но и в том, как это влияет на игру. Увеличение пространства означает, что мы не сможем совершать подкаты. Существуют разные ситуации обучения и разные способы показать, как их задача влияет на игру», — говорит мне Франк.
После этого следует полноценная 90-минутная тренировка с дополнительной возможностью для саморефлексии и обратной связи. Затем другие группы представляют то, над чем вы работали, заставляя тренеров узнавать свой предмет изнутри. Затем Франк сопровождает тренеров во время упражнений, которые охватывают все темы футбола, от оборонительного поведения до контратак. Каждый тренер получает возможность поразмышлять о своей работе и дать отзыв о работе других тренеров.
«Я разговариваю с ним во время упражнения, — говорит Франк. — Я могу сказать: "Игрок не делает того, о чем вы его только что попросили". Он отвечает: "Я знаю. Он не слушал". "Он не слушал, или вы не объяснили ему это должным образом?" — спрашиваю я. "Следует ли мне собрать группу вместе?" "Что ж, тогда вы теряете ритм. Так, может быть, позже?"» Именно такого взаимодействия Франк хочет больше на более низких уровнях тренерской пирамиды.
«Если вы занимаетесь на Fußball-Lehrer, то у вас фантастическое образование, а образование для получения лицензии А все еще немного слабовато. Здесь мы работаем с ними 10 месяцев, и они приходят и говорят: "Франк, ты кое-что упоминал на прошлой неделе, не могли бы мы поговорить об этом?" У меня есть время. Для получения лицензии А вы будете учиться всего три недели. Именно это я сейчас и меняю. Я хочу продолжать совершенствовать преподавание. Есть несоответствие между тем, что у меня есть, и тем, что я себе представлял. Курс совершенствуется только благодаря преподавателям».
«Viel Masse, wenig Klasse, — говорит Франк, играя на рифме между немецкими словами Masse (масса) и klasse (класс). Это переводится как «много тренеров — мало класса». — Я должен сотворить больше Klasse из Masse», — добавляет он с усмешкой.
«Есть 24 тренера, и у нас есть подход к групповому тренерству, но мы всегда видим только тренера как индивидуальность. Обучение индивидуальное, даже в группах, потому что в конце всего этого главный тренер остается один», — говорит мне Франк.
Одной из задач, которая меня больше всего заинтриговала, была концепция «возглавить команду в октябре». Франк и его команда разыгрывают сценарий, в котором у четырех команд Бундеслиги высшего дивизиона и второго дивизиона возникают проблемы, и они звонят, чтобы подготовить главного тренера к собеседованию. В каждом клубе шесть главных тренеров готовятся так, как если бы они вот-вот получили шанс взять бразды правления в свои руки.
«Параллельно со своей обычной работой, продолжительностью в три недели, они получают игры своих соответствующих команд, данные Opta и могут пользоваться Интернетом. В конце трех недель у них проходит воображаемое собеседование при приеме на работу. Процесс начинается в октябре. Они смотрят игры в течение трех недель, а в начале ноября начинают свою подготовку. В феврале у них есть пять уроков, чтобы показать свою подготовку, как они прошли бы собеседование и как они тренировали бы команду до Рождества. У нас только что был «Шальке». Послезавтра у нас «Карлсруэ». Затем они используют этот опыт для подготовки к реальной работе.
«Валерьен Исмаэль позже сказал мне, что "Нюрнберг" был им впечатлен, потому что они признали, что он сделал свою домашнюю работу. Было нечто большее, чем просто его знания. Именно так он научился создавать ощущение, что он идеально подходит для этой работы. Его подготовка была на высоте».
Франк тогда пошутил, что через полгода студентов вышвырнут с тренерской работы, потому что другие понятия не имели о футболе. Хотя отчасти это юмор Франка, это также было твердым напоминанием о поразительной реальности, к которой готовились эти тренеры. Исмаэль продержался в «Нюрнберге» всего 14 матчей, прежде чем был уволен.
В декабре акцент на индивидуальном тренере усиливается. Работа выполняется в парах, чтобы выяснить, где могут быть какие-либо пробелы. На этом этапе тренеры в значительной степени являются Fußball-Lehrer. В новом году повторение является ключом к сохранению знаний, первоначально полученных в начале курса. Присутствие приглашенных докладчиков играет ключевую роль на этом этапе курса.
«Сначала мы работаем над нашим мнением, а затем приглашаем внешних лекторов и уже тогда они делятся с нами своими мыслями, а не наоборот. Потом все будут знать, что мы делаем, и тогда мы сможем привлечь кого-нибудь извне», — говорит мне Франк.
Фолькер Финке, бывший главный тренер сборной Камеруна и «Фрайбурга» (где он руководит 16 лет — рекорд по количеству времени во главе клуба), должен был прибыть на следующий день после того, как я встретился с Франком, чтобы поговорить о работе в сборных. Бывшие участники курса, такие как бывший главный тренер «Гамбурга» Маркус Гиздоль, звонят по Cкайпу, чтобы провести 20-минутные занятия. Даже бывший главный тренер «Арсенала» Арсен Венгер однажды туда приезжал. «Через час я сказал: "Вы сказали мне, что у вас всего полчаса". Он мог бы говорить часа три. Он был в своей стихии», — сказал Франк с улыбкой.
Существует сочетание дедуктивного и индуктивного обучения — и то, и другое имеет первостепенное значение для роли любого главного тренера. Иногда тренерам нужно сказать игроку, что делать, в других случаях им нужно спросить, чтобы увидеть, как далеко игрок продвинулся. Индуктивный аспект сосредоточен на участниках. «Нам нужны их знания, — говорит мне Франк. — Поставлена задача, например: что делает прессинг хорошим? Группа работает вместе, а затем представляет ответ». Презентация на первой неделе предназначена для проверки их методов, и Франк фокусируется на содержании и поведении. «Вы говорите с командой о том, чтобы играть спокойно, но руки у вас так и ходят ходуном в разные стороны. Как это должно работать? Язык вашего тела и ваши слова не совпадают, и тогда все кажется неправильным. Вот что мы объясняем. Мы позволяем им работать. Тот, кто учит — учится. Если вы что-то объясняете, вы сами понимаете, поняли вы это или нет. Последовательное представление помогает этому, и курс живет за счет обменов мнениями».
Любимая часть курса Франка — зеркальное отражение: «показать им, какие они на самом деле, а не то, что они видят. Кто я такой? Куда я иду? Мы постоянно задаем эти вопросы. Смысл зеркала в том, чтобы вывести их из зацикленности. Вы были игроком и слышали, что сказал главный тренер. И вот, вы — главный тренер и делаете в точности то, что делал ваш тренер. Разорвать этот круг — вот на чем мы здесь сосредоточены. «У нас был главный тренер, который сказал: "Я тренировал неправильно в течение 15 лет". Я говорю: "Нет, вы тренировали по-другому". Так что вы можете либо продолжать тренировать, как и раньше, либо взять что-то отсюда, от всей группы. Он принял это к сведению и изменился».
С середины февраля до середины марта — время экзаменов. «Мы учимся не для тестов, а для жизни», — говорит Франк с усмешкой. Существует три модульных теста по всем предметам, но каждый тест составляет всего 5,5% от итоговой оценки. Они выполнены в стандартном стиле вопросов и ответов и предназначены для того, чтобы студенты учились во время курса.
Юлиана Нагельсманна спросили, когда его назначили главным тренером, как ему удалось сбалансировать свой тренерский курс, управляя командой Бундеслиги. Франк сказал, что у него не было никаких проблем, потому что он справлялся с модулями. У него уже были знания.
Заключительные тесты в конце — это то, где студенты должны применить свои знания. Существует трехчасовой письменный тест, одночасовой устный, одна 10-минутная презентация их футбольной философии, а затем 45 минут вопросов от преподавателей, врачей, других тренеров и психолога. Затем им вручают тему для работы, и они должны пройти 30-минутное практическое занятие со своей демонстрационной группой. «Их курсовая работа — это их футбольная философия, философия тренировок, лидерство и организация, описанные на 12-15 страницах, — говорит мне Франк. — Это рабочая тетрадь, и она остается точкой отсчета. То, что у меня есть в голове, теперь оформлено в виде тетради». Вот как тренеры могут перейти от простого улучшения игроков к тому, чтобы заставить игроков понять, почему они лучше.
К концу обучения тренеры прошли восьмиуровневую структуру развития компетенций. Это начинается с предметной компетенции, но они также должны уметь передавать эти знания, что выводит их на второй уровень: передача компетенции. Все это не имеет никакого значения, если они не умеют правильно говорить, так что речевая компетентность тоже присутствует. Разговаривая, социальная компетентность имеет решающее значение, поэтому изучаются эмпатия, авторитет, идентичность и характер. Логично, что сюда также входит лидерская компетентность, а также медиакомпетентность. Существует также компетенция «я»: кто вы? И сетевая компетентность: что произойдет, если вы не в курсе событий и вам нужно совершить несколько звонков? Вам нужны эти знакомства. Это дает старт 24 тренерам на курсе.
Каким бы феноменальным ни был этот первый шаг, тренеру зачастую бывает этого недостаточно, чтобы выжить. В первой половине сезона Бундеслиги 2016/17 рекордные семь главных тренеров потеряли свои рабочие места. В сезоне 2017/18 пять из девяти тренерских изменений были внесены до января. Было ли это связано с повышенным вниманием и ожиданиями от Бундеслиги и ее главных тренеров или просто частью футбола?
«Дело не в давлении, а в том, что я, как объект этого давления, делаю, — говорит Франк. — Похоже, что у многих людей на руководящих должностях в клубах не хватает терпения или сил для этого, чтобы кого-то придерживаться. Они ищут самый простой способ, и это перемены, но это ничего вам не гарантирует — зато потом вы можете сказать, что перепробовали все. Мне всегда забавно, когда спортивные директора в первый день говорят, что это был наш идеальный кандидат, а потом, полгода спустя, говорят: "Нам жаль, что ничего не вышло". Тогда вы также должны спросить с человека, который привел его сюда.
Спортивные директора должны присутствовать и сохранять эту философию для клуба, а затем они должны нанять главного тренера, который соответствует клубу», — говорит мне Франк. Стюарт Уэббер — яркий пример спортивного директора в Англии, помогающего формировать философию в клубах, либо не имеющих таковой, либо не знающих, как развить уже существующую. Будучи директором по футбольным операциям в «Хаддерсфилд Таун», Уэббер сыграл огромную роль в привлечении Дэвида Вагнера в клуб в то время, когда Уэббер считал, что клуб нуждается в культурных изменениях. Затем Уэббер переехал в «Норвич Сити», где он был ответственен за привлечение Даниэля Фарке, еще одного тренера молодежной команды дортмундской «Боруссии». В обоих случаях Уэббер определил необходимость философских изменений на уровне клуба, а затем совершил назначение, которое дало клубу наилучшие шансы добиться успеха в этом. И Вагнер, и Фарке изменили культуру в своих клубах, что имеет решающее значение в то время, когда трансферы игроков стали гораздо более сложной наукой.
«Вы не можете просто покупать игроков, — продолжает Франк. — Вы должны развивать их. Используя этот короткий жизненный цикл, вы сталкиваетесь с опасностью прибытия игрока, даете ему три дня, и если не срабатывает — вы заполучаете следующего. Хотя они умеют играть в футбол. Они не были куплены за миллионы просто так, поэтому я должен подходить к игрокам так, чтобы они играли. И если он не сможет играть, тогда мне придется спросить со своей команды скаутов. Вот почему я говорю, что когда игрок не может играть в клубе, это на 90% вина главного тренера, потому что он должен подходить к нему так, чтобы заставить его работать. Конечно, будут случаи, когда тренер скажет, что он не ладит с ним, и все же его все равно покупают, тогда его нельзя винить. Клаус Аллофс и Томас Шааф много лет работали вместе в бременском "Вердере" и покупали игроков только по обоюдному согласию. Я, как главный тренер, должен что-то сделать, чтобы игрок был счастлив. Но после он должен играть и подталкивать себя. И если он этого не сделает, значит, я заранее не сделал свою домашнюю работу. Я должен знать, может ли он быть тем, кто может действовать под давлением. Множество людей вовлечено в успех игрока», — говорит мне Франк.
Успех одного может усложнить задачу другому, и в Германии есть ощущение, что с приходом Нагельсманна и Доменико Тедеско из «Шальке» в немецкий футбол входит новое мышление. Фаза, начавшаяся с Клоппа, возобновилась, поскольку молодые главные тренеры продолжают получать свой шанс на топ-уровне, в то время как бывшие герои наблюдают за происходящим. Но действительно ли повестка того дня — это реальность?
«Это сложнее не из-за таких тренеров, как Нагельсманн, а из-за большого числа главных тренеров, которые уже работали и создали репутацию. Некоторое время назад на 15 мест претендовало 20 главных тренеров. Теперь дверь стала шире, благодаря нашей тренерской работе здесь и в молодежных академиях. Раньше то, чего вы достигли, или то, были ли вы бывшим профессионалом, давало вам шанс. Валерьен Исмаэль, Джо Цинбауэр, Нагельсманн, Клопп, Тухель — там новая дверь. Претендентов становится больше, потому что больше людей могут продемонстрировать свой опыт. Теперь всем будет труднее попасть внутрь», — говорит мне Франк.
Из семи главных тренеров, уволенных в первой половине сезона Бундеслиги 2016/17, три местных тренера оказались их заменами, в то время как Торстен Фрингс сменил клуб и должность, перейдя из штаба бременского «Вердера» на пост главного тренера в «Дармштадте» (где он провел почти год). К январю 2017 года 12 из тогдашних 18 команд Бундеслиги продвинули на роль главного тренера человека из системы. «Ингольштадт» — одна из двух команд, вылетевших в том сезоне — назначил бывшего главного тренера второй команды Штефана Ляйтля (который после 36 матчей был освобожден от своих обязанностей вскоре после начала сезона 2018/19), и еще четыре назначения изнутри были сделаны в клубах Бундеслиги в сезоне 2017/18.
В сезоне 2016/17 Крейг Шекспир («Лестер Сити») и Майк Фелан («Халл Сити») стали главными тренерами, уже работая в системе своих клубов. Ни один из них не продержался на своей новой работе более четырех месяцев. В сезоне 2014/15 временный главный тренер Крис Рэмси подписал трехлетний контракт, чтобы стать главным тренером «Куинз Парк Рейнджерс» (КПР). Через полгода он был уволен. Тенденция ясна. Английский футбол не решается принимать такие решения. А когда они их делали, то либо поступали слишком опрометчиво, либо тренерам не давали достаточно времени. Возможно, дело не в бóльшем количестве главных тренеров, чем раньше, а в бóльшей открытости идее о том, что члены тренерского штаба станут главными тренерами. Речь идет о том, чтобы доверять кому-то вести команду, а не просто быть ее частью.
Давление в Премьер-лиге такое, что для принятия этого решения нужен храбрый человек. Сэм Эллардайс на протяжении многих лет был главным тренером семи различных клубов Премьер-лиги. Марк Хьюз тренировал шесть команд АПЛ, Алан Пардью — пять, а Дэвид Мойес — четыре. К концу сезона 2017/18 эта четверка руководила девятью из 20 команд Премьер-лиги. В конце того же сезона в Германии восемь из тогдашних тренеров руководили 13 командами высшего уровня того времени. Тренерские карусели являются нормой во многих странах, включая Германию, но кажется довольно удивительным, что почти половина Премьер-лиги была разделена всего между четырьмя мужчинами.
«Я знаю этот страх, — говорит мне Франк. — У нас был такой много лет назад. Ответственный человек выбирал молодого главного тренера, это не работало, затем они выглядели плохо в прессе, а затем клуб вылетал или терял спонсорские деньги. Я боюсь, поэтому привожу имя, даже если имя не такое великое, но это имя. Это не срабатывает, но вы пытались, вы привели имя, вы перепробовали все. По поводу Томаса Тухеля в «Майнце» спортивный директор Кристиан Хайдель сказал: «Он меня убедил». К счастью, это сработало, он добился успеха, но потом другие начали понимать, что мы тоже могли бы нанять молодого тренера. И вот, спортивный директор «Штутгарта» говорит: мы возьмем Ханнеса Вольфа. Он выиграл три титула в юношеском футболе в Германии. Он хорош. Но отвезите Ханнеса Вольфа в «Гамбург». У него были бы те, наверху… Они разорвали бы его на части. Они должны подходить».
По иронии судьбы, несколько месяцев спустя Ханнес Вольф был объявлен новым главным тренером «Гамбурга» ближе к концу октября 2018 года. Хотя я не сомневался в решении Вольфа вернуться на тренерскую скамейку, я был удивлен, что он решил сделать это в «Гамбурге» — именно по той причине, о которой сказал мне Франк за несколько месяцев до того, как его придуманный пример стал реальностью.
В конце концов, Кристиан Титц, тренер, отстраненный от должности и которого заменил Вольф, восстановил в клубе некоторый порядок и дал молодым игрокам шанс. Однако всего после 11 игр нового сезона, когда «Гамбург» отставал всего на два очка от первого места, Титц ушел. Пришло время для нового тренера.
«Я думаю, что молодым немецким главным тренерам сейчас предоставляется больше шансов из-за изменения отношения, из-за Тухеля и экспериментов с успешными молодыми тренерами. Все началось с Клоппа».
Перемены — это то, что стимулирует развитие. В своей фантастической книге «Наследие» о «полностью черных», доминирующей команде союза регби Новой Зеландии, Джеймс Керр использует четыре этапа организационных изменений Уилла Хогга, чтобы подчеркнуть, что изменения должны происходить на всех уровнях, иначе вероятность истинных изменений сильно снижается. Керр перечислил их следующим образом:
Аргументы в пользу перемен
Убедительная картина
Устойчивая способность к изменениям
Заслуживающий доверия план для исполнения.
Был ли у «Гамбурга» повод для перемен, когда они решили уволить Титца и назначить Вольфа, большинству остается неясным, но у Германии определенно был повод в начале тысячелетия, когда игра их национальной сборной рухнула. Их план на будущее состоял в том, чтобы вернуться на вершину, и после постоянных усилий измениться, они выиграли чемпионат мира в 2014 году. План выполнения был отражен в внедрении в Германии академий, из которых родилось поколение высокоинтеллектуальных игроков («Поколение Почему» — игроков, которые спрашивают, почему они что-то делают, а не просто делают это), тренируемых более умными, образованными тренерами. После разочарования на чемпионате мира 2018 года будет интересно посмотреть, сможет ли Германия реализовать еще один необходимый план перемен и быть такой же успешной, как и раньше.
С тех пор, как назначение Юргена Клоппа в «Майнц» стало триумфом, другие клубы Германии поняли, что можно выбрать тренера из системы или немного более молодого кандидата. Многие клубы заняли коллективную позицию против внешнего давления в назначении «имени», и при этом изменили культурный подход к назначениям тренеров. Успех Эдди Хау в «Борнмуте» мог бы стать тем моментом для английского футбола. Вместо этого Премьер-лига продолжала расти, продолжала подписывать новых талантов и продолжала появляться на экранах телевизоров в самых сельских барах Вьетнама. За все это приходится платить определенную цену.
Что важно в назначении Клоппа, так это то, что «авантюра» окупилась. Безусловно, можно утверждать, что если бы Клопп не добился успеха в «Майнце», тренерский ландшафт Германии сейчас мог бы выглядеть немного иначе. Два титула Бундеслиги подряд и Кубок Германии за дортмундскую «Боруссию» позволили его тренерской деятельности и личности выйти на новый уровень. К тому времени, когда он вывел «Ливерпуль» в финал Лиги чемпионов в 2018 году, Клопп стал гораздо большим, чем просто человеком, изменившим тренерскую культуру в Германии. Он стал одним из лучших в футболе, и отчасти потому, что рос вместе с развиваемыми им же игроками. Как отмечает Мелисса Редди в своей удивительно подробной статье для Джо под названием «Из Гонконга в Киев: В конце шторма — золотое небо...», история Клоппа об «объятиях, кулаках в воздух и ругани, но она должна быть о сдержанном лидере, который умеет читать раздевалку и никогда не уклоняется от принятия важного решения».
Ничем не примечательный игрок, но навсегда выдающийся персонаж, Клопп стал современным символом немецкого тренерства, и все же во многих отношениях он не особо-то и немец.
«Клопп вписывается в любую команду благодаря своей невероятной связи с игроками, — говорит Франк. — Хотя некоторые игроки приходили ко мне, когда я был тренером сборной Германии до 20 лет, и говорили, что иногда их расстраивает его позитивность. Почему? Они отвечали: "Потому что он превозносит меня до небес, но я не играю". Еще один пример его позитивности — когда он рассказал мне об игроке с потрясающей левой ногой. Я звоню ему, а потом думаю, что это, должно быть, тот самый пример. Порой он преувеличивает, насколько особенным персонажем является этот игрок, а потом он приходит и становится просто очередным игроком. Мне нравится позитивность Клоппа, но на самом деле легко понять, почему случаются недоразумения. Однако это помогает игрокам, и я думаю, что это хорошее качество, потому что лучше видеть позитив, чем негатив. Мы, немцы, часто видим негатив еще до того, как говорим о том, что было хорошо. Клоппо в этом отношении не немец. Он всегда позитивный».
Так много замечательных людей работают в английском футболе в течение многих лет. Некоторые из их историй были блестяще и трогательно рассказаны в книге Майкла Кэлвина «Жизнь на вулкане». И все же слишком многим никогда не выпадает шанс выйти из тени, а когда они это делали, то зачастую оказывались обремененными нереалистичными ожиданиями. В начале декабря 2017 года состоялась интересная дискуссия на передаче BT Sport Score, в ходе которой Джермейн Дженас, Джон Хартсон, Тим Шервуд, Майкл Оуэн, Крис Саттон и Робби Сэвидж обсудили «Кто преграждает путь молодым тренерам?»
Примечательны слова Оуэна что последнее, о чем он подумал бы — это получить свои тренерские лицензии, потому что единственная работа, которую он получит, будет в Национальной лиге (прим.пер.: 5 уровень в английской пирамиде). Оуэн добавил, что у него было бы больше шансов добиться успеха на уровне Премьер-лиги, чем на полулюбительском уровне, потому что он не знает игроков или систем на этом уровне. Хотя точка зрения Оуэна о том, что ФА не предоставляет возможностей английским тренерам, в некоторых отношениях понятна, его аргументация сомнительна. Наличие лицензий или известность бывшего игрока не должны автоматически гарантировать вам работу на самом высоком уровне — и если это так, значит, с системой что-то не так.
Молодые английские тренеры не получают возможностей отчасти потому, что директораты клубов хотят назначить «имя», и оно зачастую бывает успешным иностранным тренером. Во многом это связано с тем, что Премьер-лига хочет укрепить свой статус «одной лиги со всеми звездами» и считает, что главные тренеры являются частью этого. Чтобы это изменилось, в английском тренерстве должен произойти культурный сдвиг, который начинается с того, что вы сосредотачиваетесь на правильном назначении в клуб, а не принимаете решение на основе вышеупомянутых причин.
Во многих отношениях решение «Арсенала» назначить Унаи Эмери является прекрасным примером. Эмери, несомненно, успешный и опытный главный тренер, но подходит ли он для «Арсенала»? Микель Артета оказался более подходящим тренером для «канониров», обладающим всеми необходимыми качествами. Бывший игрок «Арсенала», который понимает клуб и его культуру, человек, который играл и работал в Премьер-лиге — совсем недавно в качестве тренера в замечательной завоевавшей титул команде Пепа Гвардиолы «Манчестер Сити». Конечно, это не гарантирует успеха. Эмери вполне может стать главным тренером «Арсенала», но решение руководства не совершать решительный и смелый переход в новую пост-венгеровскую эру тренерской деятельности — это упущенная возможность.
«Вест Бромвич Альбион», в конце концов, назначил «правильного» для клуба человека. После того, как в конце сезона 2017/18 клуб почти избавился от того, что выглядело как неминуемое понижение в классе, Даррен Мур превратился из временного тренера в постоянного. Принял бы клуб такое смелое решение, если бы сохранил свой статус в Премьер-лиге, неизвестно, но назначение Мура не менее важно. В конце концов, другие результаты гарантировали, что «Бэггис» опустятся в Чемпионшип, но Мур набрал 11 очков в своих шести матчах — в результате «Вест Бромвич» обыграл «Манчестер Юнайтед» и «Тоттенхэм Хотспур» и сыграл вничью с «Ливерпулем».
Бывший игрок «Вест Бромвича», Мур работал в клубе тренером молодежи с 2012 года, постепенно продвигаясь вверх. Привлеченный в качестве помощника Алана Пардью в первой команде, Мур затем получил эту работу на временной основе, когда Пардью был уволен. Шесть игр, какими бы впечатляющими они ни были, не должны быть единственными аспектами оценки пригодности Мура. Это человек, который знает и уважает все уровни клуба — став тренером месяца Премьер-лиги в апреле 2018 года, Мур разделил свой успех, сфотографировавшись со 118 сотрудниками. Это человек, который раньше играл за клуб и понимает сообщество, в котором он находится. Это квалифицированный, способный и идеально подходящий для данного клуба человек. Его назначение ни в коем случае не гарантирует успеха, но оно свидетельствует о большем учете всех факторов, которые могут к нему привести.
«То, что я сижу здесь в той роли, которая у меня теперь есть, вдохновляет всех молодых британских тренеров, — сказал Мур после своего назначения на постоянной основе. — И надеюсь, сегодняшняя роль вдохновит их на правильный путь от массового футбола прямо к профессиональной игре. И если подобное по-настоящему происходит с отдельными людьми, то я очень горжусь этим».
Назначение Мура — это шанс для «Вест Бромвича» и английского футбола начать менять тренерскую культуру, включив в нее возможности для молодых тренеров и людей из системы клубов. Чтобы это культурное изменение пустило корни, Мур должен быть успешным. Невозможно избежать того, что без подтверждения на поле решение выбрать более молодого, менее известного тренера с меньшей вероятностью станет частью мыслительного процесса.
Есть надежда, что ему дали время сделать это, но в Англии время кажется потерянным товаром (прим.пер.: Мур покинул пост тренера клуба, продержавшись на месте менее года). Когда «Лидс Юнайтед» уволил 40-летнего Пола Хекингботтома, тот провел всего 16 матчей. Из последних восьми главных тренеров клуба только один проработал целый сезон. Это цифры, подтверждающие утверждение о том, что подходы клубов к главным тренерам часто безрассудны, а также доказательство того, что процесс найма главных тренеров в некоторых английских клубах нуждается в доработке.
Однако назначение Мура открывает уникальную возможность, гораздо более важную, чем признание неизвестных тренеров. Это шанс изменить расовую дискриминацию чернокожих, азиатов и тренеров из числа этнических меньшинств (BAME) в Англии. Как написал Джонатан Лью, блестящий главный спортивный обозреватель «Индепендент», в пугающе правдивой статье:
«С 2000 года доля чернокожих футболистов, выступающих за сборную Англии, возросла, но в то время как 25% белых игроков получили работу на руководящих должностях после выхода на пенсию, этот показатель снизился всего до 10% для чернокожих игроков… Только 7% нынешних главных тренеров Премьер-лиги и Футбольной лиги — BAME».
Сол Кэмпбелл, имеющий профессиональную лицензию УЕФА и накопивший опыт работы на клубном и международном уровнях, долго ждал, прежде чем ему дали шанс. В начале декабря 2018 года команда из нижней части Лиги Два, на этом этапе профессиональная команда с самым низким рейтингом в Англии, «Макклсфилд Таун», назначила Кэмпбелла главным тренером. В то время, как индивидуальные убеждения различаются, социальные предрассудки по-прежнему четко отражаются на всех видах рабочих мест, включая футбол: у белых главных тренеров больше шансов, чем у главных тренеров BAME. Как и Крис Хьютон в «Брайтон и Хоув Альбион», назначение Мура — шаг в правильном направлении, но главные тренеры BAME остаются слишком редким зрелищем.
Весной 2018 года то, что внезапно стало привычным зрелищем в Британии — это белые бывшие профессионалы, получающие работу главного тренера. В апреле 2018 года Стивен Джеррард (38 лет) был объявлен новым главным тренером «Рейнджерс». Вскоре после этого бывший товарищ по сборной Англии Фрэнк Лэмпард (39 лет) был назначен главным тренером «Дерби Каунти». Той весной также Джоуи Бартон (35 лет) был объявлен главным тренером «Флитвуд Таун».
«Представьте, что Арсен Венгер покидает "Арсенал", и они отдают эту работу неизвестному тренеру команды "Манчестер Сити" до 19 лет, который проделал огромную работу, — говорит Франк. — Во-первых, менталитет других людей таков: "Что такое это? Мы привыкли получать все самое лучшее". Игроки скажут: "Что этот отчаянным малый может нам сказать?" Вы должны изменить менталитет».
Изменить менталитет — значит дать шанс таким тренерам, как Джеррард, Лэмпард или Бартон. По общему признанию, их назначения не свободны от некоторых тревожных соображений, когда речь заходит о том, насколько они квалифицированы. Лэмпард тренировал на молодежном уровне, хотя и работал не на полную ставку, но, как выяснилось в интервью «Гардиан» в мае 2018 года, он получит лицензию Про лишь в сентябре 2018 года. У Бартона есть лицензия УЕФА, но, как и у Лэмпарда, у него нет лицензии Про.
У Джеррарда, возможно, лучшее соотношение опыта и квалификации, и у него, возможно, лучшие шансы. В интервью «Гардиан» за пять месяцев до своего назначения бывший капитан «Ливерпуля» сказал, что за время своего пребывания на посту главного тренера команды «Ливерпуля» до 18 лет он «за шесть месяцев постарел на два года». Бывший полузащитник открыто говорил о преимуществах обучения ремеслу вдали от камер и о том, как время «определенно подготовит» его к тому, где бы он ни оказался. Несмотря на все преимущества того, чтобы быть Стивеном Джеррардом, бывший полузащитник «Ливерпуля» полон решимости сделать это «правильно», сообщает «Гардиан»: «Я не сижу здесь и не думаю, что делал это пять месяцев, так что давайте-ка мне собеседования по приему на работу… Через шесть месяцев, год или два может представиться возможность, когда я думаю, что буду гораздо лучше подготовлен, чем пять месяцев назад. Например, работа в "МК Донс", которая появилась сразу после того, как я закончил играть, была похожа на пощечину. Я ни за что не был готов возглавить клуб или команду. Стал ли я ближе к этому сейчас? Конечно, но я счастлив там, где нахожусь сейчас».
В статье для «Таймс» в конце мая 2018 года Оливер Кей, главный футбольный корреспондент газеты, поговорил с самым молодым тренером Англии лицензии УЕФА Про. 32-летний Кевин Николсон сказал Кею, что было что-то вроде «335 тренеров на лицензию Про, которые прошли через схему ФА». Это число делает назначения Джеррарда, Лэмпарда и Бартона — ни у кого из которых на момент назначения не было лицензии Про (английская версия немецкой Fußball-Lehrer) — еще более трудными для восприятия.
«Это не похоже на Германию, где Нагельсманн получил работу в "Хоффенхайме" в 28 лет, а Тедеско — в "Шальке" в 31 год, — сказал Николсон Кею. — Но все, что мы можем сделать, как молодые тренеры — это продолжать работать и надеяться, что наше время придет. Я надеюсь, что так и будет. Я думаю, что это пошло бы на пользу всему нашему футболу».
И это правда. Будь то Николсон, Джеррард или Лэмпард, у каждого молодого нового главного тренера есть шанс оказать положительное влияние на игру. Франк считает, что в Англии есть хорошие тренеры, но футболу не хватает к ним доверия. Возможно, Джеррард, ныне главный тренер «Рейнджерс» в Шотландии, завоюет достаточное доверие, возможно, Лэмпард получит достаточно времени в «Дерби», чтобы вырасти, возможно, Бартон докажет, что критики ошибаются, но их потенциал и потенциал каждого молодого главного тренера важно признать для английского футбола. Надежда состоит в том, что если кто-либо из вышеупомянутых тренеров добьется успеха, это вызовет большее доверие к молодым тренерам, что отчасти стало возможным благодаря пересмотру критериев опыта, а не спешке назначать бывших игроков. Чтобы изменения в культурном тренерстве работали в полной мере, речь должна идти о способностях человека, а не об имени в заголовках.
Нельзя отрицать, что назначение Юргена Клоппа в «Майнц» изменило тренерскую работу в Германии, и что, когда он стал главным тренером дортмундской «Боруссии», это назначение оказало большее влияние на немецкий футбол. Летом, после того, как молодежные сборные Англии выиграли чемпионаты мира до 20 и до 17 лет, а также чемпионат УЕФА до 19 лет и турнир в Тулоне, у английского тренерского штаба также появилась возможность совершить совершенно своевременный культурный сдвиг в своем подходе к назначениям на руководящие должности, особенно после успеха Гарета Саутгейта со сборной Англии на чемпионате мира 2018 года. Пришло время изменить менталитет.
«В Германии, благодаря молодежным академиям, у нас появляется все больше и больше молодых игроков, — говорит мне Франк. — Бундеслига помолодела благодаря этим талантам, и эти таланты знают тип главных тренеров, которые объясняют им футбол, которые не просто говорят "Сделай это", а разговаривают с ними. Тренеры прониклись этими талантами, и игроки теперь не ожидают, что они будут старой закалки и скажут: "Все вперед" или "Беги". Они ожидают, что им скажут, как бежать, и если это не сработает, скажут: "Не волнуйтесь, мы поговорим об этом, у меня есть видеоанализ, который мы можем посмотреть, мы все решим". Это вопрос доверия.
Если тренерские курсы в Англии были не очень хороши, то вы можете тренировать в системе своего собственного клуба. Возможно, это то, чем Англии нужно больше заниматься? Мы это делаем. Я не думаю, что мы лучше или хуже французов, голландцев, швейцарцев или англичан. Мы не лучше, — говорит Франк. — У каждого свой путь. Немецкие главные тренеры знают систему, и благодаря работе, которую они выполняют в детско-юношеском футболе, они знают ее лучше, они говорят на этом языке, они знают нашу философию. Если я поеду в Англию и Италию и привезу оттуда главного тренера, то я их не знаю. У них языковая проблема. Это можно было видеть с Пепом Гвардиолой и даже с Карло Анчелотти. У них блестящая команда, но есть языковая проблема. Я был с Йоахимом Левом в "Фенербахче", и в конце мы сказали, что не соединяемся с душами игроков», — говорит мне Франк.
Обсуждение душ современных футболистов — мутное дело, но легче ли понять сердце хорошего футбольного главного тренера? По состоянию на май 2017 года Франк Вормут обучил 241 студента на курсе Fußball-Lehrer с тех пор, как он вступил в должность. Если кто-то и знает, как сделать хорошего тренера, так это он.
«Я очень структурированный человек. Я ориентируюсь на восемь компетенций — за вычетом сетевого взаимодействия, потому что это приходит позже. После все зависит от того, где я буду главным тренером. Иногда президент клуба звонит и говорит: "Мне нужен новый тренер", и я всегда спрашиваю: "Какова должностная инструкция? Как выглядит команда?" Они спрашивают "зачем?". Я должен знать. Нужен ли мне симпатичный персонаж, который общается с людьми, для которых знания менее важны? Тогда я бы порекомендовал его мадридскому "Реалу". Ему приходится справляться с людьми. Был бы Зинедин Зидан хорошим тренером в Букстехуде (маленький городок на севере недалеко от Гамбурга), я не знаю. Является ли он тренером-преподавателем или может работать только с готовыми футболистами? Я должен это знать. Вот почему я не могу сказать: "Это хороший главный тренер". Он должен быть хорош во всех семи компетенциях, но даже тогда это не гарантирует, что он впишется в команду. Хороший главный тренер зависит от работы, которую он выполняет, от команды, которая у него есть. Тогда я смогу посмотреть, сможет ли он работать с командой, сможет ли он передавать информацию, есть ли у него идея. Он все еще может проиграть, но он все еще хороший тренер».
Реформы академии, о которых думает Франк, когда мы встретимся, будут означать изменения, особенно добавление нового блестящего центра производительности во Франкфурте, который должен быть завершен к 2021 году. При потенциальной оценочной стоимости в 150 млн. евро, новая академия станет самой дорогой инвестицией в истории ассоциации. Центр будет в значительной степени учитывать современные цифровые аспекты развития футбола. От больших данных до 360-градусных визуальных эффектов, «Силиконовая долина» футбола, как предположил менеджер сборной Германии Оливер Бирхофф, является ярким примером того, как Германия пытается оставаться впереди. После выступления команды в России можно предположить, что Германии снова пора наверстывать упущенное.
Центральным узлом академии будет научно-исследовательский центр. Запущенный в начале 2018 года, проект призван стать пространством, где можно обсуждать инновационные идеи, связанные со спортивной наукой, психологией и фитнесом. В интервью журналу «Трейнинг Граунд Гуру» в июле 2018 года д-р Томас Хаузер, руководитель проекта, раскрыл ряд интригующих идей о НИЦ, проекте, который, по-видимому, разрабатывался восемь лет. С точки зрения тренерства, самым важным посланием была тренерская интеграция. «Мы надеемся найти ответы, чтобы поддержать тренеров. Они говорят: "Мы хотим тренировать индивидуально". Если вы хотите это сделать, вам нужно понять биологию организма. Это не входит в программу тренерского обучения», — сказал Хаузер.
Учитывая широту программы, впечатляет мысль о том, что DFB думает об еще большем количестве способов оснащения своих тренеров. Один взгляд на катастрофическое выступление сборной Германии на чемпионате мира 2018 года (подробнее об этом позже) наводит на мысль, что, возможно, сейчас самое подходящее время для поиска еще большего количества инноваций. Чемпионат мира по футболу 2018 года для сборной Англии прошел успешно, и это также связано с работой, проводимой в центральной академии страны, «Сейнт Джордж Парк». Хаузер сказал, что они посетили академию Англии, признав, что, хотя у них нет НИЦ, как у DFB, англичане «намного продвинулись в идее академии».
Создать пространство для размышлений и дискуссий в такой упрямой и уверенной в себе среде, как футбол, непросто, особенно на самом высоком уровне, поэтому решение DFB развивать и продвигать идею такого проекта является положительным. «Порой это похоже на игровую площадку — мы можем попробовать что-то, — сказал Хаузер в интервью "Трейнинг Граунд Гуру". — Порой мы добиваемся результатов, а порой и нет».
Однако я слышал, как Хаузер выступал на Международном тренерском конгрессе 2018 года (ITK), конгрессе для главных тренеров со всего мира, в Дрездене, и позитивность проекта была потеряна где-то за другой волной деловых разговоров DFB. Это была комната, полная более чем 1000 главных тренеров, которых нужно было убедить в том, что аналитический центр принесет им пользу, а не шквал графики и аккуратных лозунгов.
Были использованы такие фразы, как «Будущее не просто приходит, оно создается всеми нами» и «Футбольный Гарвард», и было представлено художественное впечатление о том, как будет выглядеть новая академия. Идея состояла в том, что академия станет средой, специально разработанной для того, чтобы перенести вас в определенные пространства и взаимодействовать с разными людьми. То, как это было изображено, имитировало концепцию мультфильма «Головоломка», в котором олицетворения пяти основных эмоций влияют на поведение маленькой девочки Райли с консоли в ее сознании. Однако, в отличие от отмеченного наградами анимационного фильма, эта презентация не смогла привлечь внимание тысячи с лишним тренеров в конгресс-холле. Поразительная летняя жара, возможно, и сыграла свою роль, но во время лекции Хаузера у многих начали закрываться глаза.
Есть надежда, что концепция сработает лучше, чем ее представление. В таком жестоком соревновательном виде спорта, как футбол, создание пространства, в котором можно подумать, а иногда и потерпеть неудачу, имеет решающее значение. В конце концов, обмен и развитие различных мнений лежат в основе человеческого роста — по-крайней мере пока это делается правильно. Мнение Вилли Брандта, бывшего канцлера Германии и лауреата Нобелевской премии мира, прекрасно это отражает: «Часто требуется больше мужества, чтобы изменить свое мнение, чем чтобы сохранить его». На самом высоком уровне и в дополнение к уже насыщенной обменом тренерской программе, похоже, немецкий футбол пытается сделать именно это.
«Франция начинала с такого рода академии в Клерфонтене, — говорит мне Франк. — Испания всегда была на вершине, и мы всегда занимаем второе место, когда играем с ними. Они больше работают со структурой игры, в то время как мы немного голландцы и фокусируемся на пасе. Затем мы смотрим на голландцев и видим, что они сосредоточены только на позиционной игре, и это неправильно. Мы всегда сравниваем себя с окружающими и все еще недовольны нашей школой. Типично по-немецки, мы никогда не можем быть довольны», — говорит Франк с улыбкой.
«Мы постоянно стремимся к совершенствованию. Это положительный аспект, но в жизни есть две полосы, и есть также и негатив — у нас много выгорания. У французов не так много успехов, но они живут хорошо. Они выпивают стакан красного, едят белый хлеб и не толстеют. Мне нравится это отношение невмешательства. Ладно, вы немного опаздываете, но жизнь продолжается. То, что мы делаем, несколько экстремально. Я думаю, немного французского не помешало бы», — говорит мне Франк. Возможно, именно поэтому Франция выиграла чемпионат мира 2018 года.
В замечательном заявлении на баварской радиостанции «Байеришер Рундфунк» в декабре 2017 года Мехмет Шолль сказал, что тренерский курс был «11 месяцами промывания мозгов». 47-летний бывший футболист добавил, что «Тедески и Вольфы возникли из ниоткуда» и что «в будущем немецкий футбол столкнется с тяжелым случаем приступа тоски».
Возможно, самым убийственным заявлением Шолля о новом тренерском поколении было то, что они «на самом деле больше не интересовались людьми или футболистами». Шолль, который является квалифицированным тренером, но не работал в профессии с тех пор, как делал это в молодежных командах мюнхенской «Баварии» в 2013 году, считает, что игроки тренируются роботами, чтобы быть роботами. «Дети должны пасовать, они больше не могут вести мяч. Они не получают правильного совета, почему пас или подкат не сработали. Вместо этого они могут пукнуть 18 разными способами».
Комментарии вызвали ажиотаж в средствах массовой информации и со стороны тренеров, которым были адресованы комментарии. Ханнес Вольф, тогдашний главный тренер «Штутгарта», ответил: «Он мне очень нравится, его креативность, его юмор, но для него, как для бывшего игрока, задавать вопросы тренерам, которые не были игроками — вот где граница. И я думаю, он это знает». В интервью «Зюддойче Цайтунг» главный тренер «Шальке» Доменико Тедеско отверг идею о том, что тренерский курс промывал мозги своим студентам. «С моей точки зрения, дело совсем не в этом, — сказал он. — В футболе представлено и обсуждается все: владение мячом, длинные забросы, прессинг и глубокая оборона… Это как шведский стол с мясом, рыбой, салатом и всем прочим. Как главный тренер, я иду и сам набираю себе еды. Ничего обязательного там нет».
Франк Вормут сказал «Бильд», что, по его мнению, комментарии Шолля не имели под собой никаких оснований и что он видел только «крик о помощи от разочарованного человека». Но больше всего резонировали слова Юргена Клоппа. Выступая на немецком телеканале ZDF в январе 2018 года, Клопп сказал: «Я не знаю, что сказать на самом деле. Мне нравится Мехмет Шолль. Я не так хорошо его знаю, но он мне очень нравился как игрок, и мы встречались то здесь, то там. Он реально хороший парень. Очевидно, он много думает о футболе, и где-то всегда есть доля правды в том, что он, возможно, говорит, но это не вся правда. Все молодые главные тренеры, которые прошли через академию, получили высшее образование; по сравнению с предыдущими годами, Ханнес Вольф руководил футбольной командой в течение семи лет, прежде чем получил работу в Бундеслиге. Не просто кого-нибудь, а на высшем уровне — только в молодежной команде. Доменико Тедеско сделал то же самое, Юлиан Нагельсманн сделал то же самое. Они не просто в одночасье получили работу. Если бы бывшие профессионалы были готовы пойти по этому пути и не тренировать в больших командах с самого начала, или сказать, что они должны тренировать на определенном уровне или получить работу в клубе Бундеслиги в качестве своей первой работы… Если бы они были готовы приступить к работе на пригодном уровне и освоить эту работу — потому что вы должны ее освоить, потому что работа не имеет ничего общего с тем, чтобы быть профессиональным футболистом. Вы должны руководить командой, а не играть в ней, и это огромная разница. Поэтому я надеюсь, что Ханнес, Тедеско, Нагельсманн, все имена, я, наверное, забыл несколько, Сандро Шварц — что они не думают о том, что сказал Мехмет Шолль, потому что это не важно. Это мнение, ему позволено придерживаться этой точки зрения, но у парней есть все необходимое, чтобы идти своим путем в невероятно сложной обстановке, где все оценивается и контролируется каждый день, так что это вам не пикник каждый день».
От его сочувствия до признания ценности обучения — в ответе Клоппа есть многое, что можно поддержать. И, по правде говоря, доказательства в этой главе объясняют усилия, прилагаемые в тренерской академии, чтобы избежать именно того, что, по мнению Шолля, происходит. Очевидно, что тренеров обучают системам, но также и тому, как обращаться с игроками, как развивать широкий спектр компетенций, как обращаться со средствами массовой информации, как управлять своей собственной и чужой силой психологии. Им предоставляются инструменты для выживания в напряженной рабочей среде, которые дают им наилучшие шансы адаптироваться — ключевая черта в любой профессии, но особенно в такой динамичной и развивающейся, как футбол.
Известный немецкий кинорежиссер Вернер Херцог считает так же. В книге «Вернер Херцог: Руководство для озадаченных» он упоминает, насколько важно управлять изменениями: «Технические знания неизбежно устаревают; способность адаптироваться к изменениям всегда будет более важной». Трудно предположить, что один из инструментов тренерства важнее другого, но способность к адаптации, безусловно, дает любому тренеру наилучшие шансы. И когда представится шанс, вы должны им воспользоваться. Помните слова Франка Вормута: «Дверь открыта для всех, но вы должны войти, и как только вы войдете, вы должны быть хороши».
Ключевой урок
Абсолютная приверженность усердной работе и достижению совершенства, по моему опыту, является очень немецкой чертой. Немцы, в целом, не боятся тратить время, потому что знают, что оно будет признано. Они не боятся изучать все аспекты своей работы, потому что у них есть понимание того, какие улучшения это приносит, как индивидуально, так и коллективно. Слова Франка снова звучат правдиво: «Если мы хотим что-то сделать, то делаем это правильно».
Это культурное понимание распространено по всей стране. Компании уважают сотрудников, которые продвигаются вверх со стажерских должностей. Клубы уважают тренеров, которые прошли свой путь через молодежные команды. Все время усваиваются знания и накапливается опыт как у самого человека, так и у тренера. Процесс обучения жизни уважается и часто вознаграждается.
***
Автор перевода: Антон Перепелкин
Редактор перевода: Софи Кожанова
***
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер.
Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube, телеграм-каналу и группе VK.