«Ему нужно было один раз выполнить подъем, и он выполнил. Тридцать подъемов» / Глава 6 (Часть 2)
Восхищение Пепа Гвардиолы
Когда Рауль отметил пять лет в элите футбола, он уже зарекомендовал себя как футболист. Пеп Гвардиола на вопрос газеты El Pais о том, как бы он охарактеризовал своего соперника по клубу и товарища по сборной, дал очень интересную оценку, которая, я думаю, стоит того, чтобы ее отметить.
«Я восхищаюсь двумя типами игроков. Один не имеет ко мне никакого отношения. Я о футболистах, что делает вещи, которые я вообще не умею делать: это о тех, кто забивают голы, которые решают матчи, основываясь на своих индивидуальных качествах. Это такие игроки, как Ривалдо или Рауль. Другой тип игроков, который вызывает у меня восхищение, - это те, кто чем-то близок к тому, к чему я стремлюсь. Они хорошо позиционируют себя на поле, они различают, что уместно в каждой зоне, они играют в одно касание, когда это необходимо, они ведут мяч, когда того требует случай, они разрезают оборону, они диктуют игру.
Я упомяну двоих из этого класса: Зидана и Рауля. Вот что меня поражает в Рауле: он принадлежит к двум моим категориям великих футболистов. У него есть еще одно интересное достоинство. Есть игроки, которым нужно удобное место, команда, соответствующая их характеристикам, чтобы все было подготовлено так, чтобы можно было максимально раскрыть их качества. С Раулем такого не бывает. Играет ли его команда хорошо или плохо, Раулю всегда есть что сказать. Очень немногим удается преодолеть неблагоприятные для них условия. Рауль - исключение.
Он умудряется хорошо играть в команде, которая плохо играет. Для меня без вопросов он самый важный игрок в испанском футболе. Тот, кто побьет рекорды. Тот, кто приблизится или превзойдет рекорд Сарры как лучшего бомбардира Ла-Лиги. Ему нужно только найти стабильность своей команды. Много раз он был вынужден пойти на многое, чтобы помочь ей. Когда я играю с ним, у меня такое же впечатление, как и с Фигу: я смотрю на поле и мгновенно нахожу его, а затем чувствую себя спокойно, потому что знаю: Рауль сделает то, что необходимо сейчас. Если он в полузащите, то игра в одно касание. Если он подходит к штрафной, то будет дриблинг или удар, а в штрафной он этого не прощает: вряд ли кто-то завершает, как он. Если бы я был зрителем, я бы выбрал Рауля как идеального игрока, потому что ничто не раздражает нас больше, чем футболисты, которые ведут мяч, когда им нужно пасовать, которые пасуют, когда им нужно вести мяч. К счастью, Рауль учит нас, как делать все правильно».
Восхищение между ними взаимно, потому что Рауль также хвалит своего друга Пепа. «У нас всегда были особые отношения. Мой первый гол за сборную в Валенсии был после его паса. Всякий раз, когда мы виделись, мы много говорили о футболе. Когда он был игроком, он уже мыслил как тренер. Он идеальный тренер для «Барселоны», потому что знает сущность, ее ценности и знает, как их передать».
Фернандо Редондо, не просто его товарищ по команде, а друг, всегда отмечал, что Рауль не похож на футболиста. «Не зная его, вы бы отмахнулись от него, потому что он не был похож на футболиста. Мне так казалось, когда он перешел в первую команду, но когда вы видите, как он тренируется и, прежде всего, как играет, а особенно в важных играх, вы понимаете, что он настоящий футболист».
Канисарес, сначала товарищ по команде, а затем соперник, как и в случае с Гвардиолой, определяет его как неординарного нападающего. «Иногда он подпускает к мячу, иногда финтом обыграет, то заставит выйти далеко вперед, или кажется, что он отпасует на товарища по команде, то кажется, что он собирается сильно ударить. Он использует так много вариантов, что это становится кошмаром для вратарей».
Хорхе Вальдано также убежден в этом. «Рауль обладает превосходным футбольным интеллектом. Он учится из всего, что ему говорят, и из всего, что он видит, он учится в каждом матче. Одна из черт, отличающих его, которая является его естественным качеством, - это его необыкновенная способность к концентрации. Он обладает самообладанием, типичным для того, кто прожил три жизни. Он всегда поражал меня серьезностью, серьезностью, с которой он играл».
Эмилио Бутрагеньо, его товарищ по команде, в «Реале» игравший на той же позиции, и как никто другой понимающий в нападении, выделяет два качества Рауля. «Как футболист он обладает двумя большими достоинствами. Во-первых, это его собственный победный дух, который влечет за собой яростное сопротивление поражению, а во-вторых, его способность забивать голы. И эти два достоинства сопровождали его в играх, а главное, на всех тренировках. Рауль всегда очень хорошо понимал игру. Великий футболист должен знать, что делать с мячом, когда он его получает. Великий футболист должен что-то изобретать. Он должен развивать свой внутренний интеллект, и весь этот процесс намного сложнее, чем кажется, но не для Рауля.
Прежде чем получить мяч, вы должны оценить эту возможность в соответствии с позицией соперника, который опекает вас, и товарища по команде, который собирается передать вам мяч. Это он очень хорошо понимал. Зидан всегда отдавал мяч ему, а не другому товарищу по команде с меньшими техническими способностями. Перед получением мяча Рауль знал, где находится его партнер и соперник, и в этот момент он должен был бы знать, что он собирается делать, и он всегда знал. Великие игроки всегда знают, что они собираются делать, и именно здесь в игру вступает их техническое мастерство.
Я не собираюсь говорить, что он был, как Марадона, но технически Рауль всегда был очень одаренным игроком. Он не обращается с мячом ювелирно, но он знает все его достоинства и недостатки настолько хорошо, что он соотносит их, комбинирует и заставляет их работать на себя. Помимо того, что он забивает голы, что является его сильной стороной, он умеет успокоить игру, знает, когда играть в одно касание, а когда надо придержать мяч. У него такой уровень концентрации на протяжении всей игры, как у немногих других игроков, которых я видел. Это позволяет ему всегда знать, что нужно делать. Только футболисты знают, насколько это важно».
Другой его тренер, который знал его с детства, так как он был одним из тех, кто отвечал за академию «Реал Мадрид», и который позже тренировал его уже в первой команде, Весенте дель Боске, также согласен с теорией большинства о его позиции на поле. «С футбольной точки зрения я считаю его вторым нападающим. Ему нужен игрок впереди, Саморано, Морьентес, Анелька, Роналдо, Ван Нистелрой. В паре всегда получалось лучше, у Рауля нет терпения нападающего, который ждет впереди своего момента, когда мяч прибудет, чтобы забить. У него необходимость в игре, много касания мяча, всегда в движении, лучше двигается ниже, не находясь в штрафной. Мы поставили его между линиями вдали от центральных защитников и полузащитников соперника, и он хорошо понял эту позицию. Он искал глубокие пасы, которыми снабжал его Фернандо Йерро, или он открывался впереди, чтобы получить пас с большей перспективой. Там он чувствовал себя в комфортно, потому что принимал больше участия в игре. Более того, когда он не вступал в игру, он злился. Ему нужно быть в контакте с мячом, в моментах, быть главным героем игры. Его завершение моментов в штрафной непревзойденно».
Он, Рауль, со своей стороны, никогда не хотел причислять себя к определенной позиции. Он всегда играл так, как говорил ему тренер, но признает, что чаще в паре с эталонным нападающим, таким как Саморано, Морьентес, Ван Нистелрой... Однако с Роналдо это было не так - идеальное партнерство. «Вначале мы не понимали друг друга, но со временем стали хорошо компенсировать один одного. Роналдо был гораздо более индивидуальным игроком. Благодаря своей мощности и навыкам он в одиночку решал моменты. Он был одним из лучших нападающих в мире. Ты знал, что можешь отдать ему мяч и все. Во многих моментах команда играла в поисках вдохновения. Именно так мы выиграли много игр, но, в конечном счете, чтобы выигрывать титулы, от команды нужно гораздо больше».
Работа – самое главное для футболиста
Он всегда рассматривал футбол, как свою профессию, свою работу, и так было на протяжении всей его карьеры. В марте 2008 года, накануне матча Лиги Чемпионов против «Ромы», он дал интервью газете L'Equipe и воспользовался случаем, чтобы озвучить свои идеи на международном уровне. «Работа - самое главное для футболиста. Коллективная работа - основа всего. У «Мадрида» очень хорошие игроки. Верно, но исторически этот клуб известен не только своими великими личностями, какими бы блестящими они ни были. Моя теория проста. С индивидуальностями вы выигрываете матчи, но не титулы. Командная игра необходима. И многое другое в современном футболе. «Реал Мадрид» изобрел это пятьдесят лет назад, как и во всем мире: именно люди должны служить команде.
Я беру пример с Роналдиньо, вижу его дриблинг и чувствую, что это зрелищно. Не отрицаю, но в команде я предпочту Это'о. Он обязательно поставит свой талант и дриблинг на благо команды, а Роналдиньо сначала устроит свое шоу. Это может создать проблемы».
На вопрос, как ему удавалось оставаться на таком высоком уровне столько лет, он ответил просто. «Каждую тренировку воспринимаю, как последнюю. Каждый день я говорю себе, что то, что я заработал и достиг за эти годы, никто у меня не отнимет. Так я стал игроком, человеком, профессионалом. И раз я этого достиг, я хочу продолжать, это по-человечески. Футбол - это не только игра, но и школа жизни, где нужно бороться за все мячи, чтобы продвинуться на метр. Мне повезло, что я очень хорошо себя знаю, и я готовлю свою голову и тело, чтобы выкладываться по максимуму в каждом матче».
На протяжении стольких лет ему приходилось приспосабливаться к множеству игровых систем и к самым разным и почти всегда исключительным партнерам по команде. Но Раулю действительно нравится комбинационная игра с большим количеством касаний и владением мячом, в которой много скорости и передвижения. Ему нравятся команды, которые играют и прессингуют на поле соперника, и в этом он считает «Барселону», сначала Кройфа, а затем Райкарда и Гвардиолы, эталонной.
Несмотря на то, что он проводит свободное время, наблюдая за всеми видами футбола, он особенно очарован английским из-за его ритма, борьбы, самоотверженности игроков. Даже не смотря на то, что это нарушает каноны, которые он любит больше всего, такие как игра в пас, ведь английский футбол более бросок, более прямолинеен от защиты к атаке.
Когда дело касается работы, Рауль знает, о чем говорит. У него была РАБОТА с большой буквы. Мало кто из профессионалов заботиться о себе так, как он. Никто больше не упоминает о его физической слабости. Он сформировал свое тело на основе многих часов на поле, в тренажерном зале, а также на кушетке в руках своего доверенного физиотерапевта Педро Чуэка. Его чувство ответственности, в данном конкретном случае физической подготовки, становится навязчивым. Никто лучше него не знает, что, когда он прибыл в «Реал Мадрид», ему приходилось надевать четырех- или пятимиллиметровую стельку, потому что одно бедро было выше другого, и этот дисбаланс вызывал у него боли в спине в возрасте 17 лет. Если бы проблему не исправили, со временем могло произойти искривление позвоночника, и его карьера была бы под угрозой. Ему были также прописаны некоторые витаминные добавки, чтобы набрать вес.
Благодаря его благоразумию выяснилось, что Рауль в юности получил травму лобка, и абсолютно каждый день необходимо было лечить ее: специальные упражнения, растяжки, массажи. «Лобковая травма не лечится, ее контролируют», - говорит Педро Чуэка. Самые близкие в раздевалке ветераны клуба помнят, что доктор Мигель Анхель Эррадор посоветовал ему сделать операцию, и его спасли от нее, потому что через месяц в руках Педро Чуэка, который тогда был в баскетбольной команде, Рауль якобы поправился. Рауль попал на тренировку баскетболистов, и когда он увидел, что Педро свободен, то бросился к нему на кушетку.
С тех пор они неразлучны. Всегда вместе. Вплоть до того, что Рауль попросил Федерацию, чтобы Чуэка присоединился к национальной сборной на крупных турнирах, таким образом, он был на Чемпионате Мира в Корее и Японии. Поэтому никто лучше него не может говорить о физиологии игрока.
«С первого прихода Капелло я работаю с ним практически каждый день, или он со мной, и это доставляет мне много хлопот, потому что его мышцы, его тело подвержены травмам. Если у него была только одна серьезная травма в карьере, и это было колено, то это было из-за профилактики, потому что он работает каждый день, чтобы избежать их. Из-за той травмы, по причине которой предстояла операция, он оправился за три месяца и был готов к Чемпионату Мира в Германии.
Я также помню, что в Корее и Японии Рауль получил травму приводящей мышцы. Прогнозы восстановления были в течение двух недель, а через пять дней он был уже готов. Хотя тренер не выпустил его против корейцев, то только для того, чтобы он был в лучшей форме к полуфиналу. Работали утром, днем и ночью. И я не преувеличиваю, до рассвета».
О том экспресс-восстановлении к Чемпионату Мира 2006 года ходит много забавных историй. Чуэка отвез его в горы Мадрида, в Серседилью, и заставил карабкаться на холмы высотой в сто метров, со снегом до колен. Ему нужно было один раз выполнить подъем, и он выполнил. Тридцать подъемов. Когда он закончил, его стошнило. Физиотерапевт сказал ему, что они уезжают, и с него хватит, Рауль очень серьезно ответил ему: «Я побегу за машиной». Чуэка не мог в это поверить, бросив в ответ: «Ты не сможешь добраться до ресторана бегом». Спуск вниз занимал километров шесть с половиной. Спустившись, Рауль сделал пятьдесят отжиманий и произнес: «Теперь мы можем поесть». Чуэка не мог в это поверить: «Ты сумасшедший».
Чуэка высмеивает тело своего близкого друга. «У него то, что мы называем очень форсированным варусным телом (ноги-арки) с сильным поворотом коленного сустава. Но он справится со всем, потому что, как я ему говорю, его мать не была первой в очереди, когда раздавали тела, она была, скорее, последней, но она была первой на раздаче мозгов. Рауль такой, какой он есть, благодаря своей голове, благодаря своей ежедневной работе. Все управляется усилиями. Травма лобка, боли в спине, любой небольшой мышечный дефект... От головы все передается к телу. Я никогда не видел такого случая, как у него.
Когда он настраивается на восстановление от травмы, ничто не может ему помешать. За двенадцать лет я не выиграл ни одной ставки касательно его физики, которую делал. Он всегда в конечном итоге выигрывает, потому что, если дело доходит до отжиманий, он делает еще десять сверху. Он не одержим телом, как Криштиану, но одержим тренажерным залом и своей подготовкой. Он знает, что должен делать, потому что знает, на что похоже его тело».
И так каждый день. Его тренировочный режим редко меняется. Он первым приходит на тренировку, и теперь он нашел хорошего конкурента в лице Криштиану Роналду. Поскольку они соседи, они соревнуются, чтобы увидеть, кто первым доберется до работы. Сначала общие упражнения: раздача заданий. Затем двадцать минут растяжки перед выходом на поле. Когда почти все его товарищи по команде идут в душ, он идет в спортзал, где уже находится Криштиану, чтобы укрепить свои мышцы. И перед тем, как на кушетке закончить растяжку и расслабить мышцы, он проходит контрастные ванны с горячей и холодной водой. Проходит почти четыре часа с его приезда на тренировочную базу Сьюдад Депортива.
Еще один ключевой момент для Рауля каждый год - это предсезонка. То есть, как он говорит, где он наполняет бак до конца года. «Вы страдаете, и все болит, когда ложитесь спать, но потом в течение года вы получаете пользу от этой работы». Он также считает важным спать восемь или девять часов в день, и если однажды он не соблюдает это правило, хорошим лекарством может стать хороший сон.