Немного о коучинге в Голландии
В своих статьях я использую материалы из разных источников информации: книг, фильмов, подкастов, встреч с футбольными людьми, цитат известных людей и так далее. А также делюсь своим мнением по этому вопросу. Оно может быть ошибочным, оно может не совпадать с вашим, но на то мы и люди, мы все разные. Моя цель – погрузить Вас чуть глубже в мир футбола, рассказывая о нем простым и доступным языком для всех. Я хочу, чтобы каждый пользователь, читающий эту статью, понимал сложность и многогранность тренерской работы в футболе. А теперь настройтесь на футбольный язык, мы начинаем!
Немного отойдем от Испании. Поговорим о голландской методике и о тренерах в этой футбольной стране. Материал я взял из книг, представленных на сайте голландской федерации футбола.
Тренер может проявить свое влияние во время тренировки или матча. Коучинг должен быть в первую очередь сосредоточен на принципе выполнения лучше и чаще. Реакция на коучинг и прогресс в дриблинге, создании пространства, передаче, приеме, прессинге, закрывании, изменении направления и скорости – это ответственность тренера и его игроков.
В этом отношении важны несколько принципов:
1. Разминка предназначена для игроков. Игроки должны научиться разминаться самостоятельно без подсказа тренера. Тренер лишь наблюдает и следит за процессом.
2. Каждый игрок одинаково важен. Поэтому тренер в этой части тренировки должен применить коллективный метод. Индивидуализация в разминке не нужна. Тренер так же следит за тем, чтобы он видел всех, а игроки слышали объяснение или видели демонстрацию.
3. Давайте объяснение и демонстрацию одновременно. Делайте это как можно короче. Разминка должна начаться как можно быстрее.
4. Позвольте игрокам самим обнаружить сильные и слабые стороны исполнения.
5. Вводите сложные упражнения «Кто может…?».
6. Точно отслеживать результаты (они играют, чтобы выиграть).
7. Пусть игроки сами принимают решения, проявляют терпение и придают необходимую уверенность. Они должны знать, что им позволено совершать ошибки. Помогайте им найти решение с помощью позитивного коучинга.
8. Очень много коучинга идет на вред, потому что дети воспринимают очень мало информации.
9. Говорите на языке ребенка (используйте визуальные образы с самыми маленькими).
10. Всегда поощряйте игроков. Вы тренируете, чтобы они чувствовали, что вы пытаетесь им помочь.
11. Во время выполнения определенных игровых упражнений не давайте указания игроку с мячом до того, как он выполнит действие. Позвольте им самим найти решение.
12. Разговор перед упражнениями должен быть коротким. Во время подготовительных бесед теряется большая часть времени тренировки, поэтому постарайтесь сделать его как можно более компактным. Подготовительная беседа так же бесполезна, если рассказ не связан с демонстрацией упражнения.
13. Важны победы, но не результат. Игроки играют так же, как тренируются. Элемент соревнования – отличный инструмент для мотивации игроков и повышения эффективности тренировок. Старайтесь вносить элемент соревнования в каждое упражнение. В данном случае победа – это момент, когда игрок стал лучше, а не выиграл матч.
14. Как я хочу достичь своих целей? Для этого может пригодиться учебный план. Например, составьте план на каждую неделю. Чтобы превратить каждую тренировку в успех, необходимо, чтобы тренер знал, на что игроки способны и в чем хороши. Анализируйте тренировочный процесс!
Такими пунктами руководствуются тренеры в Голландии. Надеюсь, вы что-то подчеркнули для себя.