8 мин.

Юный Смолов в «Динамо»: дружба с Кокориным, неудачный эксперимент с Голландией и старт сухой мем-серии

Федор вернул свой 2007-й.

Федор Смолов возвращается в «Динамо» – можно сказать, родной клуб. Родной – с некоторой натяжкой, ведь до пятнадцати лет Федор воспитывался в Саратове, а в 2005-м получил последний шанс в «Мастер-Сатурне» из Егорьевска. Перед поездкой в Подмосковье он обещал отцу: если не пройдет просмотр – бросает футбол, сосредотачивается на гимназии, усиленно учится и поступает в МГУ. И все-таки успешный просмотр открыл дорогу наверх. Уже следующей осенью 16-летнего Смолова забрало «Динамо».

«Когда Смолов в первый раз поехал на сборы с дублем, то сразу забил в контрольном матче с азербайджанской командой два гола, – вспоминал юного форварда тренер Сергей Силкин. – И я позвонил Кобелеву: «Андрей, у меня парень, которому в дубле делать нечего». На следующем сборе Смолов работал с основным составом».

Смолов стремительно пробрался в основу: 28 апреля 2007-го он появился на поле в выездном матче с «Лучом-Энергией» и стал самым молодым дебютантом «Динамо» в чемпионатах России (17 лет, 2 месяца и 19 дней). В составе того «Динамо» уже играл Антон Шунин, а Смолов появился на поле на 90-й минуте вместо Сисеру. Всего в 2007-м он поучаствовал в трех матчах.

Первые два года Федор в основном провел в молодежке. И фактически его первым партнером в дубле стал… Дмитрий Булыкин – экс-форварда сборной сослали туда за плохую форму. «Дима, конечно, не игрок уровня дубля, турнир резервистов не для него. Он в футболе знает намного больше, чем мы все. Но в то же время играет, выкладывается, много пользы приносит», – говорил тогда Смолов.

Федор попал в «Динамо» в удачное время. Хотя у Андрея Кобелева получилась одна из самых ярких версий «Динамо» за долгие годы, с нападающими было негусто: Пименов, Генков и… все. Причем болгарин не всегда играл в центре. И Федор периодически подменял кого-то впереди. В 2008-м он забил первый гол за «Динамо» – в скандальном матче с «Крыльями». Самарцы тогда привезли себе два гола, матч закончился 3:3, а Владислав Безбородов удалил двоих игроков «Крыльев», одного динамовца и дал в пользу «Динамо» странный пенальти на последних минутах.

Смолов же подстерег ошибку Эдуардо Лобоса и пробил в пустые ворота, а потом показал язык.

«Это я показывал язык Кокорину и Гранату, которые сидели на скамейке запасных. Положительных эмоций было много, ведь дебютного гола в чемпионате ждал больше, чем любого другого. Уже получил множество поздравлений.

Пошел прессинговать защитников и вратаря, последний отдал мне пас в ноги. Честно говоря, вовсе не рассчитывал на такой подарок. Даже не понял, как это у Лобоса получилось», – говорил Смолов сразу после игры. Гол Федор посвятил родителям: «Отец сильно переживал, ждал [первого гола] не меньше меня». 

К тому моменту Кокорин стал одним из больших друзей Смолова. «Дружим примерно с того момента, как он пришел в «Динамо». Еще в нашей компании Сапета, Гранат и Шунин. Мы, кстати, постоянно подкалываем Сапету по поводу того, что он слушает шансон. У него ведь и цепь есть», – вспоминал Федор в интервью Sports.ru. 

После сезона-2008 Смолов стал играть чаще, но вообще не забивал и к 20 годам оказался в дубле: в 2010-м приходилось бороться уже не с Пименовым и Генковым, а с Кураньи и Ворониным. Из-за необходимости играть почаще в окружении Смолова возникла другая идея: уехать в Нидерланды. Так в жизни молодого форварда возник «Фейеноорд».

«Герман Ткаченко тогда даже дал интервью «Спорт-Экспрессу», в котором продвигал тезис, что русские клубы должны сами доплачивать голландцам, чтобы их молодые таланты, как при Петре, учились пару лет. Поэтому мы полностью оплачивали контракт Смолова с «Фейенордом». Были уверены, что это окупится», – рассуждал агент Кахор Муминов.

Вот что говорил про ту сделку технический директор роттердамского клуба Лео Бенхаккер: «С кем ему в «Динамо» приходится конкурировать? С Кураньи, с Ворониным – очень опытные и авторитетные ребята. Естественно, молодому игроку в таких условиях тяжело. Ему будет легче проявить себя у нас. В Голландии ведь отлично поставлена работа с молодежью, поэтому есть резон отдавать их нам. Можно сказать, на стажировку». 

В итоге Смолов за полгода провел 11 матчей и даже забил гол. Но запомнилась поездка в Нидерланды скорее унизительным поражением 0:10 от ПСВ. Федор сидел на скамейке и не понимал, что происходит. А уже через пару месяцев, посреди сезона, вернулся в Москву.

«У меня был контракт до конца сезона, и я мог остаться до мая, но, посоветовавшись с тренером [Миодрагом Божовичем], мы решили, что лучше будет вернуться в «Динамо». Да я и сам, если честно, хотел вернуться. Было тяжело адаптироваться в плане быта, несмотря на то что и девушка моя приезжала, но все равно по сравнению с Москвой было все очень непривычно. Да и в команде в самой обстановка была другая. В раздевалке все было хорошо, хорошо общались с ребятами, но не более того», – признавался Федор.

Позже он жалел о досрочном возвращении из Европы.

«​​В случае с «Фейеноордом» Федя сам с себя не снимает ответственности. Говорит, что надо было быть более терпеливым и целеустремленным. Ментально ему было очень тяжело в Роттердаме – протестантский город, где живут докеры, которые в 10 вечера выключают в своих домах свет. Федя был настроен на другой ритм, – говорил агент Кахор Муминов. – Возможно, нужно было быть настойчивее, чтобы он уезжал из Москвы. Возможно, нужно было помесить грязь в Томске, как Дзюба и Панченко, пожить в не очень хороших квартирах, в нескольких часах лета от дома. Дзюба в роли очень статусного игрока уехал в «Ростов». Мы Федю не смогли уговорить пройти этот путь».

Смолов остался в «Динамо» – и команду вскоре возглавил Сергей Силкин. В мае Смолов забил два гола – казалось, понемногу выбивает себе место в основе. Но победный гол «Краснодару» в мае стал для него последним в составе «Динамо».

За все время в «Динамо» он забил лишь 4 мяча (еще один – в Кубке «Спартаку» в 2009-м). Четыре за 77 игр – криминально мало.

Вскоре Смолова из состава вытеснил Кокорин. Как объяснял позже Силкин, молодежь конкурировала за место на левом фланге атаки, и поначалу Смолов выглядел сильнее. Но затем Кокорин добавил – и Федор стал чаще оставаться в запасе. «Вместе с Кокориным они могли бы составить очень грозный тандем. Тем более что дружили с детства и хорошо понимали друг друга. Но не сложилось. А ведь ребята были очень талантливые», – вспоминал Силкин.

Так Смолов, превращавшийся в мем о незабивном форварде, стал кататься по арендам – дважды заглядывал в «Анжи». И в 2012-м он винил во многом Сергея Силкина: «Сергей Николаевич в 2012 году отличался от того Сергея Николаевича, что был в дубле или возглавлял команду в первые месяцы. Почему так? Лучше спросить у него. Можно сказать, это были два разных человека. В аренду в «Анжи» я ушел в какой-то мере из-за него. К сожалению, у него слова расходились с делом. Он мне говорил одно, а на деле происходило другое…».

Правда, у самого Смолова не клеилось и за пределами «Динамо». С 29 мая 2011-го по 6 апреля 2014-го он вообще не забивал в РПЛ, а в твиттере был очень популярен аккаунт «Забил ли Смолов?». Как раз в тот период у него были отношения с Викторией Лопыревой, и многие видели проблему в личной жизни. 

«Помню комментарии в прессе: «Смолов все свободное время проводит с Лопыревой, отвлекается от футбола». Если бы они только знали, что значит организовать свадьбу и услышать от жениха, что он не может на ней появиться из-за футбола», – вспоминала Лопырева, когда Федор не появился на их свадьбе из-за сборов. Поженились они позже.

А сам Федор во время очередного возвращения в «Динамо» из аренды поругался с фанатами – сразу после поражения от «Локомотива» был готов лезть на трибуну. А голы так и не пришли.

Помогла только новая аренда – в «Урал». А дальше Федор оказался в «Краснодаре» и вырос в одного из лучших нападающих России.

 

Теперь «Динамо» возвращает воспитанника за 10 миллионов рублей.

***

Летом 2011-го Sports.ru спросил Смолова: на что он готов в случае чемпионства «Динамо»?

«Меня очень красиво развели ребята из «Футбольного клуба». На сборе молодежки спросили: «Готов эмблемой «Динамо» себе всю спину забить?» «Эмблему – нет. Но что-то на спине набить – да, готов». Первую часть моего ответа вырезали, а «да, готов» оставили. Но если станем чемпионами, что-нибудь себе на спине нарисую».

Кажется, сейчас тату ближе, чем десять с половиной лет назад.

Смолову в «Динамо» надо меняться: не идеален в прессинге, а бить и получать мяч будет меньше

«Динамо» заплатило за Смолова около 10 млн рублей. Кажется смешным? Но все логично

Смолов – в «Динамо», Сергеев – в «Зените», Николсон – в «Спартаке». Хлесткий старт трансферной зимы в РПЛ

Телеграм-канал/твиттер Алфимова

Фото: РИА Новости /Владимир Федоренко, Рамиль Ситдиков, Алексей Филиппов