Философия футбольного клуба «Шахтёр». Часть 5 из 5
В своих статьях я использую материалы из разных источников информации: книг, фильмов, подкастов, встреч с футбольными людьми, цитат известных людей и так далее. А также делюсь своим мнением по этому вопросу. Оно может быть ошибочным, оно может не совпадать с вашим, но на то мы и люди, мы все разные. Моя цель – погрузить Вас чуть глубже в мир футбола, рассказывая о нем простым и доступным языком для всех. Я хочу, чтобы каждый пользователь, читающий эту статью, понимал сложность и многогранность тренерской работы в футболе. А теперь настройтесь на футбольный язык, мы начинаем!
В предыдущей статье, которую вы можете прочитать здесь, мы говорили об атакующих формах, матчах и стандартных положениях в этой в футбольной академии «Шахтер». Сегодня же в заключительной статье я вам расскажу о тренировках, индивидуальных тренировках и тренере в этой академии.
Материал я взял из обновленной книги Патрика фон Лиувена «Философия футбола», написанной в 2013 и обновленной в 2020.
Итак.
Тренировка – это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый может показать и рассказать, как нужно играть в футбол. Но если вы хотите добиться прогресса своей команды, то должны уметь организовать и тренировочное занятие. И то, что вы когда-то играли на любительском или профессиональном уровне, еще далеко не говорит о том, что знаете, как готовить целый коллектив – для этого нужны специальные знания. Получить их можно на тренерских курсах в национальной федерации или же работая в хорошо организованной академии. Таким образом, вы примете знания и философию, согласно которой работает клуб.
Основная идея тренировочного занятия в юношеской и взрослой команде заключается в том, чтобы улучшить тактические и технические навыки футболистов. Достучаться и уметь объяснять футболистам – целая наука. Игроки должны полностью довериться вам и делать то, что вы им говорите. Как организовать тренировку ваша работа заключается в том, чтобы игроки команды прогрессировали, а значит улучшение навыков футболистов – ваша цель. Это и является для тренера своеобразным руководством по организации занятия. Соответствующими ей должны быть и методы, с помощью которых вы проводите тренировочную сессию. Важно, чтобы ваши подопечные работали над проблемными моментами в течение всего времени тренировки, а не меняли направленность каждые пять минут.
Если тренер ставит перед собой цель на тренировку, то это значит, что он должен придерживаться определенного плана с первой до последней минуты. Только в таком случае футболисты смогут понять, в каком направлении они работают сегодня на занятии и прогрессировать в положенном направлении. Итак, тренировка должна начинаться с того, что вы четко обрисуете для себя цель занятия. После этого выберите упражнения, которые будут соответствовать ее выполнению. Для большей ясности тренеры академии футбольного клуба «Шахтер» рекомендуют разбить сессию на четыре части:
1. Разминка
2. Основная часть №1
3. Основная часть №2
4. Завершение тренировки
Если придерживаться такой стратегии, вы не будете перегружать футболистов чрезмерным количеством упражнений и в то же время всего в четыре шага решите свои задачи на тренировку.
Разминка - это часть занятия, во время которой нужно, как физически, так и эмоционально, подготовить футболистов для будущих упражнений. Они должны быть полностью готовы к той нагрузке, которая ляжет на них во время тренировки. Однако еще перед началом разминки объясните своей команде цель сегодняшней сессии. Чего вы хотите добиться? Что вы ожидаете от них, чтобы сделать возможным достижение цели тренировки? Разминка – первая часть тренировки, поэтому очень важно во время нее задать тон и высокий уровень всему занятию. Именно поэтому нужно хорошо подготовиться к вашей сессии. Если вы с самого начала допустили какую-то ошибку, то она может негативно сказаться и на том результате, который получите на выходе. Самые первые упражнения должны положительно сказаться на последующем энтузиазме, с которым будут заниматься футболисты. Важно, чтобы они сразу же отвлеклись от всех своих проблем и полностью сосредоточились на футболе. После этого нужно, чтобы игроки хорошенько разогрелись и были готовы к нагрузкам. Большую часть времени разминки занимает работа без мяча, упражнения на координацию, скорость и взаимосвязь между вашими подопечными. Длительность разминки составляет порядка 15–20 минут.
Основная часть 1. Это часть тренировки, в которой вы переходите к футбольным упражнениям. На этом этапе нужно начинать работать с мячом, а игроки уже должны быть хорошо осведомлены о цели занятия. Очень важно подробно объяснять технику каждого упражнения, ведь вы начинаете работать над конкретными моментами в игре команды. Например, на основании того, что увидели в последнем матче. Замечания тренера могут касаться, как индивидуальных действий футболиста, так и всей команды. В этой части занятия вы можете избрать преимущественно технические упражнения, поскольку в дальнейшем команда будет работать над другими, более специфическими моментами. Вот почему мы употребляем «Часть 1». Технические занятия можно продолжить небольшими тактическими упражнениями или подготовкой игроков. Технические упражнения могут состоять из заданий на контроль мяча и передачи (от 3 до 5 станций), игру головой. Тактические – из позиционных игр (5:3, 3:3+2, и т. д.), которые можно разнообразить постановкой определенных задач. Первая половина центральной части должна длиться порядка 15–20 минут.
Основная часть 2. В заключительной половине центральной части тренировки вы должны решать поставленные на занятие задачи. Здесь должна быть хорошо видна цель, а все упражнения – соответствовать ей и не противоречить друг другу. Ваши подопечные должны работать над проблемами, с которыми столкнулись в течение предыдущего матча или какими-то новыми тактическими идеями, которые разработал наставник. Как тренер, на этом этапе вы должны особенно внимательно следить за тем, как коллектив справляется с поставленной задачей, потому что уже в следующем матче они должны показать прогресс в выбранном вами для тренировки компоненте. Упражнения, которые можно использовать во второй центральной части – 8:7/9:8, потому что именно применение ситуаций преимущества подстегивают команду к успеху. Я всегда советую спланировать вашу тренировку на одни ворота, потому что таким образом группа футболистов, работающих над улучшением конкретного эпизода, сможет проработать его максимальное количество раз. В это время другая часть игроков может работать над устранением общих ошибок – если у вас есть ассистент, поручите ему присматривать за выполнением этого задания. Разумно постоянно тасовать часть исполнителей из одной группы в другую. Таким образом вы можете получить полную информацию об имеющейся проблеме или отработать новую тактику со всеми футболистами команды. Время, которое отводится на эту часть тренировки, 20–25 минут.
Завершение тренировки. Если вы работаете наставником в детско-юношеском футболе, тренировка всегда должна оканчиваться двусторонним поединком. Именно ради матчей дети играют в футбол и об этом постоянно должен помнить хороший тренер. Вне зависимости от того, ставили вы себе на занятие техническую или тактическую цель, как специалист вы непременно захотите увидеть результаты своей работы. Матч – хороший шанс для футболистов показать наставнику, чему они научились во время тренировки. Две команды могут играть в футбол по стандартным правилам или согласно условиям, которые позволят ребятам в полной мере ощутить поставленную перед ними на сегодня цель. Все упражнения в любом случае должны быть приближены к проведению матча – 8:8, 9:9 и 10:10. Для большей конкретики вы, как тренер, всегда можете расставить футболистов на соответствующие позиции. Время на проведение – 20–25 минут, но игру можно разделить на два тайма.
Тренер всегда должен предоставлять небольшой перерыв для отдыха футболистов между упражнениями, для этого у каждого есть собственные методы. Лично я являюсь сторонником особого подхода «периодизации футбола» – метода, который применяется Голландской федерацией футбола (KNVB) на всех тренерских курсах и лицензировании специалистов. Вкратце его можно описать, как правильное выполнение физической работы в упражнениях, связанных исключительно с футболом.
Тренер
Настоящим тренером может стать лишь человек, который по-настоящему влюблен в футбол. Независимо от того, с юношеской или взрослой командой вы работаете, вы должны любить свое дело. Именно наставник строит команду или воспитывает великих футболистов, чтобы те своей игрой радовали миллионную армию болельщиков. Вы должны любить футбол. Как говорят в Голландии, «футбол должен стать вашим хлебом и водой».
Какими качествами должен обладать настоящий тренер?
Тренер должен быть прирожденным лидером, потому что по своему роду деятельности оказывает влияние как на отдельных футболистов, так и на всю команду. Именно наставник должен отвечать, как за развитие личности каждого своего подопечного, таки за воспитание всего коллектива.
Еще одно важное слово – «терпение». Перемены, прогресс не приходят сразу и требуют определенного времени. Это касается команд любого возраста. Иногда приходится объяснить футболистам, убедить своих подопечных исповедовать на поле и за его пределами философию, которая несколько отличается от их собственной. Зачастую полезно привнести в занятия команды элементы развлечения и веселья – помните, что именно по этой причине ваши подопечные когда-то и начали играть во дворе. Как тренеры мы несем ответственность за то, чтобы игроки наслаждались футболом, а не относились к нему, как к обузе.
С какой возрастной группы лучше всего начинать тренировать?
Нельзя сказать, что лучше начать с какой-то определенной возрастной группы. Как по мне, то лучше строить свою карьеру постепенно, начиная, к примеру, с ребят из команды U-11. Такой старт позволяет накопить определенный тренерский опыт, но в то же время оставляет определенное право на ошибку. Ребята младшего возраста могут ее попросту не заметить, а вы осознаете и шаг за шагом продолжаете профессиональный рост. Когда вы обретете больше уверенности в своих тренерских силах, сможете легко выступать перед группой ребят и убеждать их, увидите, что на поле ваши подопечные выполняют все установки – это признак того, что вам стоит сделать еще один шаг вперед и попробовать свои силы в работе с одним из коллективов старшего возраста.
Я советую начинать в качестве главного тренера в младшей возрастной группе или помощника в старшей. Когда вы начинаете в качестве ассистента, то со временем приобретаете хороший опыт, чтобы попробовать свои силы в роли главного тренера.
Чем моложе ваши подопечные, тем больше вы должны объяснять и показывать им. В старшей возрастной группе иногда достаточно только объяснить какой-то прием, как вы сразу же увидите его воплощение на поле. С детьми все иначе: здесь непременно нужно показывать все на личном примере, демонстрировать на доске, применять другие средства визуализации. Касательно упражнений, вы можете использовать одинаковые принципы при отработке передач, в позиционных играх или матчах для команд разных возрастов. Однако стоит учитывать, что молодым игрокам нужно чаще встречаться с мячом, чтобы лучше понять технику приема или быстрее осознать свои ошибки. Для этого вы можете тренировать определенные элементы, разбив ребят на большее количество групп. При работе со старшими игроками можно использовать те же принципы, но сделать упражнение сложнее, ведь такие футболисты обладают лучшей выносливостью и концентрацией.
Если наставник строгий, то, конечно же, свою команду он будет держать в ежовых рукавицах. И наоборот – более мягкий человек постарается объяснять все своей команде в дружественном ключе. Если вы спросите о некоем идеале тренера, то такой специалист должен одновременно заключать в себе оба качества. С одной стороны, важно держать дисциплину в команде на высоком уровне, но с другой – футболист не должен бояться общения со своим наставником, ведь постоянная связь с тренером – очень важный момент в воспитании и развитии футболистов. На стиле поведения тренера, конечно же, отражается опыт его работы, а также влияние руководителя академии.
Футболисты и команда никогда не будут показывать хороших результатов при отсутствии в рядах должной дисциплины. Каждый игрок должен понимать, что он может себе позволить, а что является недопустимым во время тренировок и матчей. Ваши подопечные должны учиться самоорганизации и самодисциплине – только это поможет им в построении футбольной карьеры. Футболист не должен опаздывать на тактическое занятие, тренировку или матч, самостоятельно поддерживать в хорошем состоянии форму, бутсы, щитки. Командная дисциплина – это некое соглашение, которое заключают между собой тренер и футболисты коллектива. Оно включает в себя стиль игры и поведения, позиционные задачи каждого исполнителя, тактическую организацию, реакцию на подсказки со стороны тренера или партнеров, поведение по отношению к судьям и сопернику.
Вы, как тренер, должны убедить каждого футболиста посвятить свою жизнь футболу, внимательно следить за их рационом питания, временем сна и профилактикой травм. Игроки должны понимать, что не менее важна и дисциплина на поле. Как тренер вы должны подсказывать и подавать пример своим подопечным. Например, как лучше вести себя в жару, что пить и есть в перерыве или между матчами на турнирах.
Отбор футболистов для своей команды – один из важнейших вопросов, которые вам нужно решать на посту тренера. Безусловно, у каждого из вас есть свое собственное видение футбола, согласно которому вы и постараетесь укомплектовать коллектив. Тренеры академии Шахтера считают, что при подборе защитников, полузащитников и нападающих в первую очередь необходимо обращать внимание на тактические и технические качества футболистов. Каждый игрок имеет какие-то свои определенные таланты (хороший пас, футбольный интеллект, бомбардирский дар), но вы должны понимать, как они будут сочетаться с философией вашей команды на поле. В современном футболе физические качества важны, но в юношеском из них стоит обращать внимание только на скорость, высота и сила не играют такой роли. Следующий важный момент, на который вы должны обратить внимание, – характер игрока. Менталитет и поведение очень важны, поскольку могут сказаться на его развитии. Стоит все время задумываться о будущем: какого прогресса сможет добиться футболист, когда будет тренироваться с вами. На развитие молодого игрока нужно много времени, нельзя воспитать великого мастера всего за пару недель. Дайте футболисту достаточно времени, чтобы найти контакт с товарищами по команде, приспособиться к новой философии игры, помогите ему в трудный момент. Только так вы сможете понять, не ошиблись ли, когда пригласили его.
Что сказать команде в перерыве?
Тренеры в академии футбольного клуба «Шахтер» делают пометки на протяжении первого тайма, чтобы обстоятельно подойти к разговору со своими подопечными в перерыве. Они всегда дают футболистам несколько минут, чтобы отдышаться и успокоиться – в таком случае они намного внимательней смогут прислушаться к вашим словам. Вместе с ребятами вы знаете, о чем договаривались на предматчевой установке. А потому логично, что разговор в перерыве стоит начать с обсуждения именно этих моментов. Вы должны указать футболистам на ошибки, решения, неверные передачи, подсказать, как их исправить. Затем стоит рассказать о коррективах в командных действиях на второй тайм: это касается замен, перемен в тактике, исполнении стандартных положений и окончить разговор небольшой мотивационной речью. В конце перерыва нужно дать ребятам несколько минут, чтобы они могли подготовиться к выходу на поле.
Что сказать команде по окончании матча?
После матча можно поздравить свою команду с победой или высказать краткое мнение об отрицательном результате. Всегда делайте полный отчет на следующий же день после матча или в первый день работы после игры. Через некоторое время после финального свистка убедитесь, что не поддаетесь влиянию собственных эмоций. Все положительные и отрицательные стороны стоит обсуждать в ходе последующих тактических занятий.
Вот такая структура в академии футбольного клуба «Шахтер». Из этих 5 статей каждый тренер может вынести для себя что-то полезное.