5 мин.

Бакери Джатта. Нелегальный мигрант или жертва обстоятельств?

История началась еще в 2019 году, когда издание Bild опубликовало материалы своего расследования, в котором утверждало — полузащитник «Гамбурга» Бакери Джатта совсем не тот, за кого себя выдает. На самом деле его зовут Бакари Даффе и родился он не 6 июня 1998 года, а 6 ноября 1995 года. В подтверждение своих данных Bild представил сразу несколько аргументов, включавших в себя сравнительные фотографии старого и нового Бакери, а также свидетельства двух африканских тренеров, опознавших футболиста Даффе.

Серьезное обвинение в подлоге документов разделило немецкое футбольное сообщество на два лагеря. С одной стороны законники, чья логика была проста и понятна — если игрок виновен, его надо наказать. На другой стороне оказались сторонники Бакери, которые предлагали отнестись к ситуации по-человечески. Ведь даже если выяснится, что Джатта виновен, то что с того? Он не террорист. Он никого не убил, ничего не украл. Зачем портить человеку жизнь?

Тем более к возможной подмене его вынудили жизненные обстоятельства. Государство Гамбия, откуда родом Бакери, даже по африканским меркам считается той еще дырой. Нет ничего удивительного в том, что молодой парень сбежал оттуда в поисках лучшей жизни, а преодолев долгий путь до Германии, уменьшил свой возраст на три года. Потому что у несовершеннолетнего гораздо больше шансов на то, что иммиграционная служба не отправит его обратно. На эту ситуацию стоит посмотреть глазами Джатта — перейдя чуть ли не пешком Сахару, а затем переплыв Средиземное море на ржавом насквозь корыте, любой из нас назвался бы хоть колобком, хоть младенцем, лишь бы не отправиться в обратный путь.        

Дополнительных козырей сторонникам Джатта подкинул и сам Bild, в одном из первых материалов по делу разместив вместо фотографии Джатта изображение Гидеона Юнга, на тот момент — партнера Джатта по команде. Сторонники игрока отреагировали предельно жестко — вы не искатели правды, вы обыкновенные расисты.

Впрочем, обвинение в подлоге было выдвинуто и на него нужно было реагировать, потому что случившееся могло повлиять в том числе и на турнирную ситуацию. Если часть соперников «Гамбурга» по Второй Бундеслиге, например «Санкт-Паули» и «Дармштадт», отказались от претензий к клубу, то «Карлсруэ» и «Бохум», наоборот,  были совсем не прочь поживиться очками за счет участвовавшего в очных матчах «нелегального» Джатта. Немецкие власти направили запрос в Гамбию, откуда пришел совершенно однозначный ответ: футболиста зовут Бакери Джатта, все предоставленные им документы настоящие.

Казалось бы, конец истории. Футболист оправдан, клубы сняли свои претензии, жизнь продолжается. Но надо знать немецкую бюрократическую машину. Местами она чрезвычайно медлительна и неповоротлива, но если уж какая-то шестеренка в ней завертелась, то можно быть уверенным на все сто процентов — она прокрутится до самого конца.

Летом 2020 года в доме Бакери Джатта прошел обыск, в ходе которого были изъяты некие носители информации. Что именно найдено на этих носителях, пока неизвестно. Но представители власти уже заявили о том, что добытая информация доказывает, что Бакери Джатта и Бакери Даффе — это один и тот же человек. А следовательно — футболист нарушил сразу нескольких немецких законов и должен быть наказан.

В некоторых источниках пишут, что дело на игрока уже заведено, но это не так. По немецким правилам, сначала соответствующий судья должен рассмотреть целесообразность открытия дела. В случае с Бакери это будет судья по делам несовершеннолетних, потому что на момент пока что недоказанного подлога футболист подходил под эту категорию граждан. Если судья сочтет представленные ему свидетельства весомыми, он уже даст ход всему процессу.

Как и во времена первого разбирательства, футбольная общественность снова поделилась на два лагеря. Но в этот раз позиции законников гораздо сильнее. Во-первых, теперь на их стороне в качестве обвинителя официально выступает государство. Во-вторых, и это даже главнее, за прошедшее время все заинтересованные лица успели внимательно изучить обстоятельства истории. И надо сказать, даже многие сторонники Джатта уже не сомневаются, что подлог документов был. Слишком много совпадений, слишком много косвенно подтверждающих свидетельств.

Главный вопрос по-прежнему в том, как к этому относиться. С одной стороны, существует позиция «закон есть закон». Если суд докажет виновность Джатта, то футболист должен быть наказан и при необходимости — лишен права находиться на территории Германии. Но есть все та же человеческая сторона дела. Бакери  — обычный парень, который хочет и может играть в футбол. Если закон в этой ситуации не на стороне игрока, то, может, стоит поменять закон, а не калечить жизнь человеку формальным недалеким подходом? Глубинная дискуссия об этом идет в немецком обществе уже довольно давно. Вот, например, полное музыкальное воплощение истории Бакери Джатта.  

Банальность зла начинается с бездушной бюрократии. Германия это уже проходила. Стоит ли повторять? 

***

Редактор текста: Саша Булычева

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер.

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube, телеграм-каналу и группе VK.