«Клаудиньо продадут в Испанию или Англию с большой прибылью. А Малкому нужен психолог». Интервью о главных бразильцах РПЛ
Как дела у Халка, Веллитона и Моцарта?
Бразильский агент Гильерме Рейс участвовал в главных португалоязычных проектах нашего футбола. В конце девяностых привез в тульский «Арсенал» девять бразильцев, а в середине нулевых помогал в «Динамо» группе португальцев.
В прошлый раз мы общались с Рейсом в конце января. Он вспомнил, что Семин не взял в «Динамо» Диего Косту – из-за того, что в просмотровом матче тот слишком долго надевал щитки.
Закончилось интервью так:
– В Россию из Бразилии сегодня можно привезти кого угодно. Даже если захотят самых дорогих игроков – например, Габигола или Педро из «Фламенго». Можно подойти к ним и найти общий язык насчет трансфера в РПЛ.
– Кого бы еще посоветовали? Из тех, кто подешевле.
– Правого защитника Габриэла Менино и атакующего полузащитника Габриэла Верона из «Палмейраса». В «Брагантино» есть талантливый форвард Клаудиньо. Он не заиграл в «Коринтиансе», но теперь, после нескольких лет в низших лигах, очень успешен. Лучший бомбардир чемпионата. Эти ребята хотят уехать и заиграть за рубежом. Их можно запросто взять.
В начале ноября нам снова есть, о чем поговорить с Гильерме.
Клаудиньо запретил агенту подавать в суд на бывший клуб
– Я переехал из Сан-Паулу на магический остров Флорианополис, – хвастается Рейс. – Это райский уголок. Занимаюсь тут рекламным бизнесом. Надеюсь, все будет хорошо.
– Как у Клаудиньо в «Зените». А почему он не заиграл в вашем любимом «Коринтиансе»?
– Он приехал из небольшого городка штата Сан-Паулу и не проявил себя в «Коринтиансе» так, как его ровесники, – Малком и Гильерме Арана, проданный «Севилье» (все трое – клиенты большого бразильского агентства Elenko Sports – Sports.ru).
В атаке собралось много звезд – Вагнер, Жадсон, Ренато Аугусто, – и ему просто не находилось места. Дальше Клаудиньо сменил несколько маленьких команд и нашел себя в «Брагантино». Еще до того, как клуб стал «Ред Буллом».
Вот что интересно. Когда его агент хотел подать в суд на «Коринтианс», Клаудиньо сказал: «Нет, я категорически против. Этот клуб – мой первый шаг в профессиональной карьере». Настолько он его ценит.
– Почему агент собирался в суд?
– Как всегда, из-за денег. Клаудиньо задолжали, но он не хотел ссориться с «Коринтиансом» и велел агенту молчать.
– Почему он раскрылся именно в «Брагантино»?
– Там не такая серьезная конкуренция и меньше давления. Ему дали время проявить себя, сфокусироваться на футболе, и со временем он начал забивать. Попал в правильный клуб в правильный час.
Раскрыться в бразильском топ-клубе, если ты не суперталант, не так легко. Для молодежи как раз больше подходят клубы вроде «Брагантино» или «Гояса», где начинал Веллитон. Он и сейчас в «Гоясе», в Серии B, но лишь выходит на замену во вторых таймах – забил осенью только один мяч.
– Как в Бразилии отреагировали на то, что лучший бомбардир чемпионата уехал в Россию?
– До Олимпиады в Токио вообще не было разговоров об отъезде Клаудиньо. А потом «Зенит» объявил о трансфере, и бразильцы очень удивились: не тому, что уехал именно в Россию, а внезапности перехода.
– 12 миллионов – адекватная цена?
– На сегодня – да. Завтра, если продолжит так играть, будет стоить дороже. Думаю, года через два-три «Зенит» продаст его в Испанию или Англию с большой прибылью.
– Почему «Ред Булл» не перевел его в Зальцбург или Лейпциг?
– Думаю, вариант с 12 миллионами от «Зенита» – лучше и для бизнеса «Ред Булла», и для карьеры Клаудиньо. Игра за Питер в Лиге чемпионов плавно подготовит его к серьезному европейскому чемпионату.
– Почему Клаудиньо адаптировался чуть быстрее, чем Педро Роша, купленный «Спартаком» за столько же?
– Это лотерея. Сколько хороших бразильцев не заиграло в России. А некоторые нулевые – заиграли. Тут не угадаешь. Но, думаю, сказалось то, что «Зенит» повторяет тактику ЦСКА Гинера – постепенно собрал компанию молодых бразильцев, и каждому новому игроку все легче осваиваться в России: свои же помогают. К тому же годы в «Брагантино» закалили Клаудиньо настолько, что он готов к любым новым испытаниям.
Халк – главное открытие сезона в Бразилии
– Что мешает Малкому играть, когда здоров, так же результативно?
– Он всегда был нестабилен. Еще шесть лет назад играл в «Коринтиансе» то на суперзвездном уровне, то совсем незаметно. Возможно, «Зениту» стоит нанять Малкому психолога, который разобрался бы в его проблемах.
Как я уже говорил, около года назад люди из «Зенита» расспрашивали меня про Пепе из «Гремио», который, по-моему, сильнее Малкома. Но Пепе выбрал «Порту», где сейчас выходит на замену. Думаю, если не заиграет там , поедет валять дурака в условную Турцию.
– Чем вам по играм за «Флуминенсе» запомнился Вендел?
– Я дружу с Алешандре Лопесом, который выступал за сборную Бразилии, а двадцать лет назад приехал в «Спартак», но не заиграл. Он тренирует молодежку «Флуминенсе» и часто хвастается, какие у него таланты. Недавно они продали двух игроков «Манчестер Сити». От него же я узнал про Вендела. Потом он так хорошо играл за основу «Флу», что сразу был продан «Спортингу», а сейчас творит чудеса на поле в РПЛ. Молодец. Старательный парень.
– Так же, как сейчас Клаудиньо, в России пять лет назад восхищались Жулиано. Как у него дела в «Коринтиансе»?
– Первые два-три матча сыграл прекрасно и вывел команду из подвала таблицы. В последний месяц у него меньше результативных действий, но он все равно полезен. Чего не скажешь о форварде «Коринтианса» Жо. Как тут говорят, он свое уже отыграл: забивает очень редко.
Обратный пример – Халк. В этом году он лучший футболист чемпионата Бразилии: так много сделал для «Атлетико Минейро», что вернулся в сборную. В каждом матче старается так, будто это последние девяносто минут в его жизни. Комментаторы и репортеры даже называют его главным открытием сезона: в тридцать пять он один из лучших бомбардиров чемпионата – этого никто не ожидал.
– Есть открытия помоложе? С перспективой трансфера в РПЛ.
– Любого молодого игрока «Палмейраса» можно брать с закрытыми глазами. В «Коринтиансе» выделю 20-летнего правого вингера Габриэла Перейру. Но российским клубам я бы посоветовал искать неограненные алмазы в маленьких клубах – для этого нужны скауты, которые постоянно мониторили бы бразильскую глубинку.
В том же «Гоясе» очень хорошая школа – оттуда, например, чемпион Европы Рафаэл Толой из «Аталанты». После перехода в клубы типа «Коринтианса» бразильские таланты становятся в десять раз дороже.
Вагнер мечтает вернуться в Москву
– Чем в «Коринтиансе» занимается Алекс Мескини?
– Советник в команде U23. Дает подсказки тренеру. Не знаю, что с ним будет. В «Коринтиансе» новое руководство – они и наняли Алекса, но пока не решили, что делать с молодежной командой. Ходили слухи, что Алекс мог даже сменить Силвиньо во главе «Коринтианса», но турнирное положение поправилось, и действующего тренера оставили в покое.
– Дуду из ЦСКА – тоже советник?
– Да, но в банке и по инвестициям. Он там не последний человек.
– Полтора года назад вы мне говорили, что спартаковский Моцарт открыл завод по производству кашасы (бразильской водки – Sports.ru). Как его успехи?
– В июне Моцарт стал тренером «Крузейро», но там такой финансовый бардак, что продержался он всего несколько месяцев. Это вина не его, а клуба, который не платит ни зарплату, ни премиальные. Позвали после Моцарта знаменитого Вандерлея Лушембурго, тренировавшего сборную и «Реал», но и с ним идут в нижней части Серии B. У клуба такие долги, что пару недель назад игроки устроили забастовку – отказались тренироваться.
– Вагнеру – 37. Он вернется в Бразилию или продолжит путешествовать?
– Он мечтал вернуться в Москву. В прошлом году его агент сказал мне по секрету, что Вагнер очень хочет закончить карьеру в ЦСКА. Но почему-то не было связи с Гинером. Агент звонил мне, просил помочь, но у них не получилось договориться с президентом ЦСКА, и Вагнеру пришлось ехать в Казахстан.
– Лима и Робсон пробиваются в агентский бизнес?
– Лима недавно открыл футбольную школу на юге Италии. А Робсон звонил мне из Сан-Паулу месяц назад – рассказал о человеке, который хочет инвестировать в футбол и наладить связь с Россией. Но я сейчас на юге Бразилии и не мог слетать в Сан-Паулу. Как только встречусь с этим человеком, дам вам знать.
Агентом стал и Жедер. Мы постоянно общаемся. Он в основном работает с игроками «Васку да Гама». Это его первый большой клуб. Жедер постоянно сообщает мне о молодых талантах. От него я узнал о Педро из «Флуминенсе». Потом этого парня продали «Фиорентине». В прошлом году его перекупил «Фламенго». Когда Жедер рассказал мне о нем, Педро стоил миллион евро. А сейчас – 15 миллионов.
«Динамо» могло купить Диего Косту за 300-500 тысяч евро
– В тульский «Арсенал» вы устроили десяток бразильских футболистов. Почему выбрали именно их – Андрадину, Тоньяо и остальных?
– Исходили из финансовых возможностей «Арсенала». Андрадину взяли из «Сантоса», а это не самая последняя команда Бразилии. Карлоса Алберто, забивавшего потом за «Торпедо», – из «Интернасьонала». Тоньяо – из «Палмейраса».
Почти всех брали из больших клубов. Исключение – нападающий Элиэл. Агент Роналдо – Жулиано Бертолуччи – привез нам его в последний момент. Когда мы уже собирались лететь в Россию, Элиэл сказал: «Я без клуба. Помогите». Хороший человек, но футболист – на три с минусом.
Бертолуччи участвовал не во всех наших трансферах. Благодаря агенту, работающему сейчас в «Ред Булл Брагантино», мы увезли Карлоса Алберто, который после футбольной карьеры работал грузчиком в супермаркете.
– С Марио Фернандесом вы познакомились почти десять лет назад. Каким он тогда был?
– Когда он приехал в Россию, агент Мачадо просил помочь ему в разных вопросах. Я провел с Марио его первые дни в Москве и тогда он прямо горел желанием играть за ЦСКА. Дошло до того, что Тите задумался о приглашении Фернандеса в сборную Бразилии, но Марио категорически отказался – настолько хотел играть за сборную России.
– Веллитон тоже был близок к нашей сборной?
– Да, но у него были сложности в отношениях с Акинфеевым. И не только. Веллитон – очень темпераментный, скажем так. Из-за этого были проблемы с российскими игроками. Скорее всего, поэтому и не стал игроком сборной России.
– Но он был готов играть за нее?
– Да-да-да, я даже разговаривал с ним об этом. Он знал, что никак не попадет в сборную Бразилии, а с Россией мог поучаствовать в чемпионате мира, что дано не каждому человеку.
– По чьей инициативе вы с ним говорили?
– Он сам ко мне обратился: «Есть слухи, что мне предложат российское гражданство. Что посоветуете?» Я ответил, что прежде всего нужно хорошо играть и уважать своих коллег. А гражданство – это уже результат работы. Не знаю, повлияло ли это на него, но он заиграл иначе – больше на команду, чем на себя.
– На ваших глазах российские клубы упускали будущих звезд так же глупо, как «Динамо» – Диего Косту?
– Футболистов такого уровня – нет. Ох, это уникальный случай. Косту тогда можно было взять за полмиллиона евро. Даже за триста тысяч. Хотя кто знает – заиграл бы он в «Динамо»?
Сейчас Диего приехал в «Атлетико Минейро», но выглядит слабее Халка и лишь подменяет его. В «Атлетико Минейро» появился хороший спонсор, поэтому взяли таких известных игроков и стремятся ко второму чемпионству в истории. Показывают зрелищный футбол.
– Кто вам ближе из динамовских португальцев времен Федорычева?
– Данни. «Динамо» набрало звезд – Коштинью, Манише, Дерлея, – а его всучили в довесок. В Португалии Данни играл за «Маритиму» – это примерно как «Химки», если не хуже. Но именно он и стал главной звездой «Динамо». Он и парень хороший – без особых претензий.
– В «Динамо» вы шли помощником бразильского тренера Вортманна?
– Да, когда Сколари отказался бросать сборную Португалии и посоветовал вместо себя Вортманна. Тот меня, правда, обманул. Сказал, что в следующем сезоне сделает начальником команды, но его уволили, и я остался без повышения.
– Сколари в июле возглавил «Гремио». Почему его уволили так же быстро, как Вортманна из «Динамо»?
– В «Гремио» тот же бардак, что и в «Крузейро», где Сколари работал в прошлом году. Только вдумайтесь: за последние полгода в «Гремио» сменилось пять тренеров. Клуб рискует вылететь из серии А.
В Бразилии Рейс ходит в русский ресторан и жалуется на ультраправого президента
– Вы называли Россию домом, а Бразилию – местом, где случайно родились. Как боретесь с тоской по любимой стране?
– Вы знаете про русский ресторан, где я могу поесть пельмени или гречку. Еще я живу надеждой, что в следующем году ситуация в мире позволит мне слетать в Москву.
Я полюбил Россию, потому что именно в ней стал взрослым человеком. Прилетел-то мальчишкой, в восемнадцать лет. Это был переломный момент для меня. Московские студенческие годы – лучший период в жизни. Сестра и сегодня говорит, что я веду себя, как русский. Отвечаю: «Я и есть русский». Вся сознательная жизнь прошла в России.
– В Москву вас отправил дед, работавший в ЦК компартии Бразилии. Как он попал в эту организацию?
– Он всегда боролся за справедливость, равенство людей и против бедности. В Бразилии это до сих пор актуально. У нас ультраправый президент, который вообще не заботится о населении, не посещает больницы, не интересуется нуждами людей.
Мой дед как раз и сражался с такими ультраправыми. До начала Второй мировой войны поехал в Уругвай, потом боролся против Франко в Испании, во время войны – во Франции против империализма и Гитлера. Позже вернулся в Бразилию и работал в компартии. Она была представлена в парламенте, но на нее обрушили военную силу, и компартия снова оказалась в опале, в нелегальном положении. Теперь в Бразилии много левых партий.
– Вы вернулись в Москву в начале девяностых и продавали женские сапоги. Столкнулись с криминалом?
– Моим друзьям угрожали оружием, а мне – нет. Не помню, чтобы в России я боялся за жизнь. Вскоре я переключился на футбол и там, как ни странно, криминал тоже обходил меня стороной. Всегда старался работать честно – наверно, не все меня в этом понимали.
– Одна ваша дочь не говорит по-русски, а вторая – по-португальски. Как они общаются?
– Только через меня. Младшая дочь учится в Университете дружбы народов, а старшая живет в городе Бразилиа, в прошлом году родила сына Ариэла – но из-за пандемии я с ним еще не виделся. В конце года его привезут ко мне во Флорианополис. Будем тут дурака валять на пляже.
Фото: facebook.com/guilherme.f.reis; РИА Новости/Александр Гальперин; fc-zenit.ru/; Gettyimages.ru/Pedro Vilela
Лучшее подписание Зенита со времен Халка вместе с Барриосом.
На мой взгляд, Малком типичный голоден бой, который не совсем опустился с небес на землю. И боюсь, что есть осознание того, что он не тянул уровень той Барсы, но и в целом Зенита, как бы это не звучало. Он далеко не первая звезда и что самое печальное, возможно ему стоило бы перейти в Рому. Барселона угробила достаточно талантливого игрока, к сожалению.