8 мин.

Виктор Орта: «Из-за Брексита Эрлинг Холанд не смог бы перейти из «Мольде» в Премьер-лигу»

Последняя часть перевода большого интервью спортивного директора «Лидса» Виктора Орты. В этот раз испанец расскажет об участниках трансферного процесса, новых правилах после Брексита и игроке, который станет звездой через 5 лет.

Первая часть

Вторая часть

Третья часть 

Хочу спросить вас о трансферном процессе. Кто его запускает? На каком этапе подключаются другие люди?

Всё начинается с команды спортивного директора. Именно этот отдел запускает весь процесс. Затем к делу подключается топ-менеджмент. Я говорю сейчас о внутренней стороне трансфера. О внешней стороне мы поговорим позже.

Когда мы рассматриваем возможность приобрести игрока, я стараюсь, чтобы в обсуждении кандидатуры участвовали все руководители клуба. Ангус Киннейр представляет совет директоров, своё слово говорят владелец и менеджер, а также команда спортивного директора. Я стремлюсь, чтобы каждая из сторон имела возможность заблокировать трансфер. Если хоть кто-то говорит «нет», то переход игрока не состоится.

Почему так? Я хочу, чтобы к моменту приезда игрока к нам в офис, мы были единодушны в своём решении купить его. Поэтому у всех есть возможность на определённом этапе заблокировать трансфер. Это важно. Так устроено всё у нас внутри.

Я знаю, что может случиться, если не следовать такому подходу. Я сталкивался с таким ранее. Менеджер приводит своего игрока, с которым он дружен. Потом владелец звонит знакомому агенту, и тот подкидывает в клуб своего клиента. А спортивный директор находит местечко для футболиста, с которым работал ранее. В итоге у нас получается не цельная команда, а монстр Франкенштейна. Такой подход не работает. Уж поверьте мне.

Что касается внешней стороны трансферов, то сейчас всё достаточно легко. Вам просто нужно связаться с агентом футболиста. Раньше всё было куда сложнее. Не было ни сайтов, ни социальных сетей, не баз данных вроде Transfermarkt. Благодаря всему этому трансферный рынок изменился до неузнаваемости. Я же помню те времена, когда любая информация не разлеталась по всему интернету мгновенно. Да, я — седой человек, что помнит старые времена.

Если говорить о мире футбольных агентов, то я не из тех спортивных директоров, что критикует этих ребят. Среди них есть хорошие специалисты, а есть плохие. Так же, как есть хорошие и плохие юристы, журналисты, ютуберы и так далее. Я не считаю, что агент — это пиявка, которая просто сосёт деньги. Нет-нет, эти ребята делают свою работу и развивают индустрию.

Во многих сферах жизни есть люди, которые занимаются посредничеством. Я не очень критично отношусь к такому явлению, как футбольные агенты. Просто с кем-то мне нравится работать больше, а с кем-то меньше. Иногда бывает так, что интересующий меня игрок представлен агентом, который мне не по душе. Но я понимаю, что не должен идти на поводу эмоций. Мне нужно просто взять трубку, позвонить и делать свою работу.

В итоге в трансфере участвуют 4 стороны: продающий клуб, покупающий клуб, сам футболист (и его окружение), а также футбольный агент. Когда всё 4 стороны найдут общий знаменатель и согласуют все условия — сделка состоится. Иногда это получается, иногда нет.

Я всегда выступаю за прозрачность и честность. Это помогает мне выиграть время. Если вы не видите в переговорах ясности, то просто переходите к следующему игроку. Так вы сэкономите себе время.

Я горжусь тем, что в «Лидсе» нет внутренних политических игрищ. Мы — очень сплочённая команда. Ангус [Киннейр], Марсело [Бьелса] и я очень хорошо понимаем друг друга, поэтому когда мы собираемся обсуждать трансферы, то делаем это очень быстро. Вам необязательно затягивать эти процессы и заниматься долгим согласованием. Несомненно, я могу сесть с Андреа Радриццани или инвесторами из «Сан-Франциско 49» и подробно рассказать, почему мы выбрали этого футболиста, как мы пришли к решению по нему, какие у нас планы и как мы планируем бюджеты.

Конечно, мы не обходимся без этого. Но в «Лидсе» вам дают большую свободу для того, чтобы добиться успеха или потерпеть неудачу. Это очень ускоряет работу.

Вопрос о Брексите. После него поменялись правила для покупки игроков и сама динамика трансферов. Расскажите, как это повлияло на вас?

Я знаю, что сейчас мы вынуждены разрабатывать новые правила. Теперь нам нужно провести новую черту по поводу доступности игроков. В нынешней реальности наши возможности ограничиваются только сильнейшими лигами. Эти перемены очень сильно ударили по клубам из середины таблицы Премьер-лиги. Для нас стало намного сложнее искать скрытые таланты.

Нам повезло, что мы стали первым клубом, который попал в список исключений из правил. Для игроков младше 20 лет действуют особые условия, когда можно купить юниора, даже если он не проходит по количеству необходимых баллов. Поэтому мы смогли оформить трансфер Кристоффера Классона, нашего запасного голкипера. Если бы не возраст, то мы не смогли купить его. Кристофферу просто не хватило бы очков для этого. Я считаю новые условия для игроков младше 20 лет несправедливыми. Теперь уровень лиги ценится выше уровня молодого игрока.

Давайте я дам вам заголовок: при нынешних правилах, введённых после Брексита, Эрлинг Холанд не смог бы перейти из «Мольде» в Премьер-лигу!

Это означает, что уровень лиги значит теперь всё. Если вы один раз попали на скамейку запасных в сильной лиге, то у вас будет больше баллов, чем если бы вы отыграли 1500 минут в качестве игрока основы в норвежском чемпионате. Или в датской лиге, она находится по рейтингу ещё ниже. Если игрок один раз попал на скамейку запасных в матче Лиги Чемпионов, то ему сразу начислят много баллов. Один раз на скамейке запасных! А парень, отыгравший 2000 минут в Дании, не получит ни одного очка. Да, вы можете попробовать провести его трансфер на особых условиях в качестве исключения. Но тут возникает напряжение, ведь вам нужно полагаться на решение троих человек из Футбольной Ассоциации. В каком настроении они встанут в этот день? Они ведь могут просто отказать вам в трансфере.

Кстати, мой координатор из Премьер-лиги рассказал мне, что на днях комиссия рассматривала четырёх игроков на предмет исключительного случая. Трое из них получили добро на трансфер. Очень интересно, кто был тем четвёртым? Хочется понять, где проходит граница, за которой игрока невозможно купить. Я хочу узнать, кто это был, чтобы проанализировать его ситуацию.

Как я отношусь к новым правилам? Теперь мы можем подписывать только именитых игроков, участников национальных сборных или футболистов из топ-7 лиг. Всё очень сложно. Сейчас мы не можем купить даже игрока из 2 дивизиона Испании. Может быть какой-нибудь 24-летний парень провёл отличный сезон в Сегунде, он подходит нам, и мы готовы дать ему шанс попробовать себя в Премьер-лиге? Но он не получит необходимых очков. А поскольку ему уже 24 года, то он не сможет попасть в список исключений.

Это несправедливо. Команды с большими ресурсами ничего не почувствовали с введением новых правил. Для них рынок не изменился. А вот по таким клубам, как наш, это ударило больнее. Мы хотим быть более инновационными, мы ищем игроков во вторых дивизионах Испании и Германии, но теперь такие ребята просто не получают нужного количества баллов. Сейчас наш рынок ограничен именитыми футболистами, которые в большинстве случаев не пойдут к нам, а выберут клуб, играющий в еврокубках.

Это нечестно. Но мы должны приспособиться к новой реальности и заново настроить процесс работы. Мы продолжим творчески подходить к построению команды и пытаться изобретать новые трансферные модели.

Последний вопрос. Кого из игроков Премьер-лиги вы считаете самым недооценённым?

Я отвечу вам, но отвечу иначе. Ещё вчера я подготовил ответ на этот вопрос. Через 5 лет все будут говорить об этом парнишке, но я хочу быть первым, кто назовёт его имя. Это Арчи Грей, воспитанник нашей академии. Ему 16 лет, он внук легендарного Эдди Грея и сын Энди Грея, они оба играли за «Лидс». Я хочу назвать его имя для общественности. Найдите в интернете голевую передачу, которую он отдал, в матче Трофея Футбольной Лиги против «Транмира». Это был великолепный пас, после которого Амари Миллер забил гол.

Молю бога, чтобы никто не забрал у нас Арчи. «Лидс Юнайтед» у него в крови. Вот почему я хочу, чтобы вы услышали это имя, он скоро заявит о себе. Знаете, я помню, когда увидел игру молодого Куна Агуэро и подумал: «Кто это вообще такой?» Такое случается очень редко, но именно при виде игры Арчи Грея я испытываю те же эмоции.

Хочу задать ещё один вопрос в свете вашего ответа. Как часто вы можете взглянуть на одну игровую минуту, на одно игровое действие или одно касание и сказать, что этот игрок станет звездой?

Это чем-то похоже на чутьё скаутов 80-х. Мне хватает 20 минут. У меня есть друг, бывший главный скаут «Реала», Пако де Грасиа, который через 20 минут, проведённых на трибуне, мог сказать: «Всё, валим отсюда, здесь не на кого смотреть».

На самом деле, такое со мной случалось всего несколько раз. Я видел молодого Куна Агуэро на южноамериканском турнире до 20 лет, где он забил 10 или 12 голов. Уже тогда было ясно, что это особенный футболист. Я наблюдал за игрой Анхеля Корреа в молодёжной команде «Сан-Лоренсо», и он впечатлил меня. Я помню, как увидел 15-летнего Дугласа Косту, когда он блистал на Молодёжном Кубке Сан-Паулу, я тогда спросил: «Что это за парнишка?» Всего несколько раз я испытывал подобные эмоции.

Но да, Арчи Грей вызывает у меня именно такие чувства. Его игра против «Транмир Роверс» заставила меня вновь ощутить эти эмоции вновь.

Не забывайте подписаться на телеграм-канал автора блога. Там можно найти очень много интересного про «Лидс».