8 мин.

Когда нет денег: как «Шальке» и «Вердер» решают финансовые проблемы во Второй Бундеслиге

Пандемия действительно негативно повлияла на немецкий клубный футбол, и было бы странно это отрицать. В сезоне 2019/20 ситуация с коронавирусом привела к снижению доходов на 30 процентов.

Но при этом нельзя сказать, что клубы были брошены на произвол судьбы. Бундеслига отреагировала на проблемы частичным перераспределением доходов. По телевизионному контракту каналы Sky и DAZN ежегодно выплачивают лиге 1,16 миллиарда евро. Из этих денег 53 процента будут поровну делиться между всеми немецкими клубами в течение ближайших двух сезонов; в сезонах 2023/24 и 2024/25 эта доля упадет до 50 процентов. Таким образом, каждый клуб Бундеслиги точно получит 24,7 миллиона евро; во Второй лиге клубам гарантируется по 6,9 миллиона евро.

Кроме того, Лига подкинула клубам второй лиги немного денег от международной выручки. Команды получат процент от международных доходов: в сезонах 2021/22 и 2022/23 — по четыре процента каждый, 2023/24 и 2024/25 — по три процента. Это принесет каждой команде Второй Бундеслиги дополнительно по 400 тысяч евро. Немного, но тоже помощь.

Однако в целом пропорция распределения доходов осталась прежней — 81 на 19 в пользу элиты. Конечно же, такое резкое снижение прибыли не могло не повлиять на проблемы «Шальке» и «Вердера».

«Вердер»

Причины кризиса

Будем откровенны: проблемы с деньгами «Вердер» создал себе сам. Ситуация в период пандемии и без того была сложной, но бременцы усугубили ее своим бездействием. В то время как другие клубы массово урезали траты, «Вердер» практически никак не отреагировал на новые вызовы. Уже в сезоне 2019/20 из-за пандемии и матчей без зрителей прибыль «Вердера» упала со 154 до 120 миллионов евро. В момент, когда другие клубы сокращали расходы на 20–30 процентов и даже больше, бременцы только на зарплаты персоналу тратили 59% бюджета. Это очень много.

Казалось бы, плохие цифры — отличный повод сделать соответствующие выводы. Однако и в сезоне 2020/21 платежная ведомость «Вердера» осталась огромной. Поступления в казну сократились на целую треть, но расходы на персонал не просто не уменьшились, а даже выросли — клуб тратил на зарплаты три четверти своего бюджета. Такое не может себе позволить ни один клуб на планете, даже «Барселона» Бартомеу. Финансисты описали эту ситуацию одним словом — «безумие».

На раздутую платежную ведомость наложились плохие результаты команды. Нет побед и высоких мест — нет денег от еврокубков и спонсоров, меньше денег от пятилетней теле-формулы. По итогам неразумной политики клуб оказался буквально на грани банкротства. Разговор шел не только о снятии очков, но и о лишении игровой лицензии.

Один только факт, подтверждающий бременское финансовое безумие — трансфер Зельке. По контракту «Вердер» был обязан выплатить «Герте» за переход форварда 11 миллионов евро. Однако взять эти деньги было неоткуда. «Выручил» бременцев вылет во Вторую Бундеслигу — Зельке вернулся в Берлин, а бременцы избавились от необходимости платить. «Зелено-белый цирк», как выразился кто-то из бременских журналистов.

Принятые меры

Босс клуба Клаус Филбри признал тяжелую ситуацию. По его словам, главная причина финансового краха — «матчи-призраки» без зрителей. На каждой такой игре «Вердер» терял примерно 1,3 миллиона евро. С учетом прочих факторов доходы клуба упали на 40 миллионов, образовав в бюджете плешь размером в 75 миллионов евро.

Но что же в итоге получается? Слишком большой риск в трансферной и кадровой политике, снижение результатов, понижение в классе... Так ли уж виновата пандемия? Да она просто подтолкнула и без того летевший под откос «Вердер»!

Выход из финансового кризиса «музыканты» ищут сразу по трем направлениям.

Первое направление — ссуда. Финансовые художества клуба вылились в недоверие банков, и для получения ссуды в 20 миллионов «Вердеру» пришлось обратиться за помощью к городским властям. Ссуду клуб получил, но только под государственные гарантии.

Второе направление — выпуск облигаций. «Вердер» планировал привлечь 30 миллионов евро, но реальность оказалась более суровой — удалось добыть лишь 18 миллионов под 6,5% возврата, что, впрочем, тоже неплохое подспорье.

Третье направление — сокращение платежной ведомости и распродажа состава. В нынешнем сезоне расходы на команду упадут до 20 миллионов евро, а распродажа футболистов уже принесла клубу больше 30 миллионов.

Несложно подсчитать, что все привлеченные средства в совокупности почти покрывают ту самую «дыру» в 75 миллионов евро, но до финансовой стабильности клубу еще далеко. Во втором дивизионе доходы «Вердера» упали на 40%, к тому же, команда терпит большие кадровые потери и совершенно заслуженно идет в середине таблицы. Отставание от первого места составляет уже десять очков, и высока вероятность, что во второй лиге придется провести еще как минимум один сезон.

Впрочем, боссы клуба смотрят на вещи позитивно и считают, что клуб на верном пути к выздоровлению. Даже запланировали получить по итогам сезона прибыль в 1 млн евро. Получится ли — увидим в конце сезона.

«Шальке»

Причины кризиса

Безусловно, «Шальке 04» очень сильно пострадал от пандемии. На каждой домашней игре без зрителей клуб терял около двух миллионов, серьезно снизились доходы от маркетинга и спонсорства, общее ухудшение результатов привело к падению телевизионной выручки. В 2020 году доход упал с 275 до 175 миллионов евро. Образовалась серьезная дыра в казне.

Но виновата, как и в случае с «Вердером», не только пандемия. Причины кризиса схожи с бременскими: отсутствие экономии и грамотного управления в новых условиях. Расходы на персонал в ковидные времена снизились лишь незначительно — со 124 до 111 миллионов евро. Это не могло не отразиться на бюджете: в 2020 году дефицит быстро вырос с 18 до 71 миллиона евро.

Всего за прошлый финансовый год «Шальке» потерял из-за коронавируса 70 млн евро. Однако вместо курса на сокращение расходов клуб взял кредит на 35 миллионов, видимо, рассчитывая, что пандемия быстро закончится, и болельщики вернутся на трибуны. Но пандемия затянулась, кредитные деньги были проедены, а долги за это время только выросли. Что касается неразумности трансферной политики, то лучше всего ситуацию описала финансовый директор клуба Кристина Рюль-Хаммерс: «Вдобавок к основным долгам в ближайшие годы нам придется заплатить 12,5 миллионов евро за игроков, которые не играли за нас даже в прошлом сезоне. Это какой-то бред».

Что в итоге? Большое количество игроков с дорогими контрактами, слабые результаты, отсутствие грамотной финансовой политики. К моменту вылета из Бундеслиги долговые обязательства клуба составили 217 млн евро — самая настоящая долговая яма!

Принятые меры

Первая и самая главная мера — новый финансовый директор Кристина Рюль-Хаммерс, которая сразу объявила режим строжайшей экономии. «В грядущем сезоне второго дивизиона наш доход сократится на колоссальные 80 миллионов евро. Поэтому реструктуризация управления и устойчивое снижение затрат — это сейчас самые важные задачи. Наша большая ошибка заключалась в том, что в течение многих лет мы ставили краткосрочный спортивный успех выше общей устойчивости».

Выпуск облигаций: в клубе рассчитывали, что заем принесет 15,9 млн евро. Но инвесторы подписались лишь на 8,9 млн евро под 5,7% годовых — лучше, чем ничего, но меньше, чем планировалось. Между прочим, это уже четвертая по счету долговая облигация «Шальке». Часть прошлых выпусков по-прежнему находится в обращении, и за них тоже придется платить.

Заморозка строительства: «Шальке» объявил о прекращении строительства большого инфраструктурного проекта Berger Feld II стоимостью 100 миллионов евро. На данный момент возведены семь новых тренировочных площадок, зал для спортивных игр, три гаража и стадион в парке. Другие проекты — здание для профессионального центра молодых талантов и клубный офис — реализованы не будут. Это позволит сэкономить 50 миллионов евро.

Кроме того, «Шальке» продал свою лицензию киберспортивной команды, и это принесло еще 26,5 миллионов. Вообще-то рынок киберспорта считается крайне перспективным и доходным, но у «кобальтовых» в этой ситуации просто не было выбора.

Но самый главный шаг — это сокращение платежной ведомости. В общей сложности в это межсезонье «Шальке 04» покинуло 30 игроков, многие из которых — с высокими, неподъемными в сегодняшних реалиях зарплатами. Разумеется, сокращение коснулось не только футболистов — например, «Шальке» уволил из своей транспортной службы 24 водителя. Зачем «Шальке» в принципе держал на зарплате такое количество водителей — тема для отдельного обсуждения.

Смогут ли все эти меры вернуть «Шальке» финансовую устойчивость? Этот вопрос остается открытым. С одной стороны, «Шальке» в условиях массовой распродажи игроков все равно смог собрать хорошую команду и является безусловным фаворитом Второй Бундеслиги — клубу надо просто реализовать свой класс.

Но, с другой стороны, если «Шальке» не выполнит в этом сезоне свою главную задачу, это может стать очень большой проблемой. В следующем году подойдут сроки сразу нескольких долговых выплат, и пока непонятно, как «Шальке» собирается их погашать без доходов Бундеслиги. Есть большой риск надолго увязнуть во втором эшелоне немецкого футбола, а то и вовсе скатиться в середняки — «Гамбург» не даст соврать…

***

Редактор текста: marascherry

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTubeтелеграм-каналу и группе VK