«Сочи» против «Ростова» – это война. Все началось с 10:1 против детей, а продолжилось удалением Карпина и снежками в Джанаева
«Сочи» в главной лиге страны всего три года, у него нет большой истории противостояния с соперниками, но уже есть один принципиальный, заруба с которым – одно из главных событий сезона.
И это не «Краснодар», как можно было бы предположить – обе команды представляют Краснодарский край. Речь про другой южный клуб – «Ростов», между которым и «Сочи» тотальная ненависть с прошлого сезона. Летом 2020-го эти команды сыграли самый скандальный матч двух последних лет (если не считать судейские приключения).
Наверняка у вас еще остались в памяти сложности доигровки сезона-2019/20, приостановленного из-за коронавируса – матчи проводили со строжайшими мерами безопасности, без зрителей и с техническими поражениями из-за коронавируса.
Это сейчас игроков научились изолировать без каких-либо последствий для команды, да и правила смягчились, но перед игрой с «Сочи» летом 2020-го «Ростов» очень страдал: положительные тесты минимум у шестерых, 42 человека на 14-дневном карантине как контактные. Накрыло не только основную команду, но и молодежную, которая смогла отправить в Сочи лишь несколько человек.
«Ростов» на тот момент был претендентом на медали, а «Сочи» боролся за выживание и только-только выбирался из зоны вылета.
Гости, конечно, сразу попросили о переносе – но «Сочи» твердо отказывался. Сначала сочинцы ссылались на то, что матч просто некогда проводить. Но это опроверг тогдашний генсек РФС Александр Алаев.
«На всех собраниях мы говорили, что перенос игр практически не предполагается, это почти невозможно. Все клубы приняли эту позицию. Тем не менее в данной ситуации мы понимаем, что теоретическая возможность переноса именно этой игры существует. Единственная дата – 19 июля.
Мы готовы обсуждать тему переноса, но только при готовности обоих клубов. Но заставить и поставить перед фактом «Сочи» – неправильно», – говорил Алаев.
«Сочи» словами генерального директора Дмитрия Рубашко отказывался, позже клуб выпустил официальное заявление с таким смыслом: если не играть – нарушится регламент, а «Ростов» пусть ищет 16 человек и 2 вратарей с отрицательными тестами и приезжает.
«Нам скажут играть – мы будем играть. А как это будет выглядеть, правильно или неправильно, это уже другой вопрос. Переносить в данном случае уже некуда. Окон нет», – был уверен тренер Владимир Федотов.
Примечательно, что в том же сезоне, еще до ковида, «Сочи» сам просил «Оренбург» о переносе из-за вспышки то ли ангины, то ли ротавируса. И соперник пошел навстречу, более того – это даже помогло «Сочи» с турнирной точки зрения. За зимний перерыв Владимир Федотов сменил южноуральскую команду на сочинскую, а статус клубов категорически изменился – поэтому сочинцы смели соперника 5:1.
«Да, у нас был случай, когда заболели игроки. Но тогда была другая ситуация — был другой промежуток времени, никто не был стеснен, – оправдывался Рубашко. – А здесь будет очень плотный июль, места почти нет. Все договорились обо всем. Это равные условия. Все подхватывают шумиху, кто-то пишет плохое про нас, кто-то про «Ростов».
Ему заочно отвечал Валерий Карпин, который обращал внимание на молчание РПЛ. С тех пор, кстати, и началась война «Ростова» против лиги, а позиции Сергея Прядкина пошатнулись, что привело к отставке через год с небольшим.
«В регламенте прописано, что в случае форс-мажора одна единственная организация принимает решение, — это РПЛ. Не РФС, не «Ростов» и не «Сочи», а только РПЛ», – говорил тренер дончан.
Кстати, Карпин уже после отставки Прядкина вспоминал тот самый матч: «Для меня решение Прядкина уйти – правильное. Вам мало матча «Сочи» – «Ростов»? Давно пора», – говорил Карпин уже в статусе тренера сборной.
РПЛ робко заявляла, что коронавирус не считается форс-мажором для переноса матчей (и в отличие от западных стран, в России его таковым действительно не признали). «В случае [с матчем «Сочи» – «Оренбург»] РПЛ признала, что это форс-мажор и приняла решение о переносе игры. Если ангина или иное заболевание в нормальное время считается форс-мажором, а ковид во время всемирной пандемии форс-мажором не считается, тогда я не знаю, что надо называть форс-мажором. Войну?» – иронизировал Карпин.
«Ростов» обратился в РПЛ с просьбой перенести игру, мы настояли на ее проведении сегодня. Больше добавить тут нечего», – финализировал Рубашко. Владелец «Сочи» Борис Ротенберг его поддерживал: «Не могу пойти против команды».
В «Ростове» отвечали. «Мы не хотим комментировать и давать оценку решению «Сочи». Пусть это будет на их совести. Для нас здоровье наших игроков и игроков соперника важнее, чем три очка», – объяснял позицию клуба Арташес Арутюнянц.
РФС не стал давить на «Сочи» и фактически обвинил в произошедшем «Ростов»: клуб легкомысленно отнесся к мерам предосторожности.
«Все мы понимали, что вирус рядом с нами и что невозможно полностью изолировать себя от него. Одни клубы полностью соблюдают регламент и, по сути, посадили команду на карантин. Другие реже проводят тестирование и отпускают игроков, они ездят к родственникам. Проходят контрольные игры, об опасности которых мы предупреждали (отсылка к игре основы и молодежки «Ростова» – Sports.ru). Это должно стать уроком. Только детальное соблюдение регламента может защищать команды и игроков», – говорил Алаев.
На «Сочи» пытались воздействовать через медиа – например, предлагая выпустить молодежку – чтобы дети сыграли против детей, а не против Кокорина. Рубашко был непреклонен: проблемы «Ростова» – это проблемы «Ростова», а выпускать пацанов без тренировок это риск.
«Вы говорите, что «Ростов» везет состав 2003 года. Это ведет к большому риску их здоровью. Никто не знает, насколько они готовы к игре на таком уровне. Если «Ростов» принял такое решение, это будет уже на их совести», – говорил он.
Аналогично набросили и соцсети «Сочи» (а потом удалили пост) – картинка с парнишкой за партой в болоте сопровождалась следующим комментарием: «Мы все были когда-то школьниками. Сегодня просто поиграем в футбол. Поле ровное, мяч круглый. Играем, пока мама не позовет домой. «Ростов», это шутка, ###, и это на нашей совести».
В заявке «Ростова» появились ребята от 16 до 19 лет – ну а дальше вы все знаете. Гол на 50-й секунде, взятый Денисом Поповым пенальти и итоговые 1:10.
После матча напряжение только увеличилось. В «Ростове» обратили внимание на то, как жестко играл «Сочи».
«От поступка Мостового при счете 1:7 у меня возникла рвотная реакция, – признавался полузащитник «Ростова» Роман Еременко. – Наш пацан — ростовский, малой, 16-летний Павел Горелов — сфолил на Андрее в центре поля. Тот вскочил и быстро ударил в него мячом, чтобы судья дал Горелову желтую. Из всех низких поступков в этом матче этот — самый низкий. Мостовому должно быть стыдно. Пусть он пересматривает этот момент и краснеет. Фу, Андрей. Играешь против малышей, разносишь — и так поступаешь. Это надо просто себя не уважать».
Борис Ротенберг снова твердил, что ни о чем не жалеет – и заочно отвечал Еременко: «Послушайте. Наши футболисты играли очень корректно! Они практически гостей не касались, позволяли им делать многое на поле. Можно сказать, оберегали их».
А Рубашко его поддерживал: «Все мы сделали правильно. У нас есть достаточно фактических аргументов, чтобы доказать правоту. Но, в отличие от другого клуба, мы решили повести себя по-джентльменски и их не обнародовать. За что и получили.
Сейчас мы достаточно нормально общаемся с «Ростовом», антагонизма нет. А ворошить прошлое и что-то дальше раздувать точно смысла не видим. И нам не за что оправдываться. Главное — согласившись на перенос, мы бы в итоге вылетели и похоронили всю ту работу, которую делали последние несколько лет».
Возможно, отчасти это подтверждается обменом Ивелина Попова на Дмитрия Полоза – капитан «Ростова» бежал в «Сочи», а в обратном направлении отправился Полоз, который после ухода из «Ростова» толком нигде не заиграл. Да и ростовский клуб действительно старался не наезжать на «Сочи» – а во всех заявлениях отмечал, что конечное решение должна была принимать РПЛ, а не перекладывать ответственность на клубы.
После той игры «Ростов» и «Сочи» выдают спектакли: Карпин удалялся за вопрос судье, а Джанаева закидывали снежками
Но матчи «Ростова» и «Сочи» все равно остаются горячими. В прошлом сезоне соперники встречались дважды – и оба матча получились яркими по содержанию. В октябре «Ростов» в гостях дважды отыгрывался, но в конце матча сказалось удаление Матиаса Норманна – сочинцы забили еще два, а Заболотный уложил через себя. Закончили мощными 4:2, 8 карточками у «Ростова» и всего одним предупреждением «Сочи».
Правда, Валерий Карпин после игры был зол – и жаловался, что Евгений Турбин не давал карточки сочинцам за аналогичные фолы. Арбитр после матча еще и удалил самого Карпина. «У меня был конкретный вопрос — почему Козлову показывают карточку за игру высоко поднятой ногой, а игроку «Сочи» — не показывают. В ответ судья улыбнулся и сказал: «Идите отсюда».
Я спросил: «Что вы лыбитесь, улыбаетесь?» И он показал мне красную! Ни агрессии, ни мата — не знаю, за что красная карточка. Судьям нельзя задавать вопросы? Я и желтую не понимаю, почему показали. Мы с резервным арбитром нормальным тоном абсолютно общались. За один и тот же фол нам желтую, а другой команде не дают. Интересно, что в рапорте напишут».
Второй матч после 1:10 случился в «Ростове» – и местные болельщики намного лучше запомнили свои эмоции после того разгрома. Карпин, впрочем, не стал выделять матч, и на вопрос о принципиальности отреагировал так: «Да, [принципиален], ровно так же, как и с «Зенитом», как и с «Химками» в следующем туре».
А в Сослана Джанаева с трибун летели снежки. Он не только участвовал в 1:10, но и в прошлом играл за «Ростов» – и даже в Лиге чемпионов.
«Некоторые люди кидали снежки в меня, было такое, – признавался вратарь. – Не знаю почему, ничего плохого я не делал, всегда пытался отдаваться здесь на 110 процентов. Еще раз говорю, в большинстве своем я знаю ростовских болельщиков, это люди с душой, которые переживают за свою команду. Я их очень сильно люблю и был рад их всех сегодня видеть».
А теперь – новая глава отношений «Ростова» и «Сочи». Но уже без Карпина – теперь ростовчан тренирует Заур Тедеев, который как раз повез тогда молодежь на 1:10.
«Зенит» в матче с «Сочи» сломало не только удаление Азмуна, но и две ошибки. Плюс замены Федотова
Фото: РИА Новости/Артур Лебедев, Александр Вильф
Нигде никогда так не создавали клубы, как политпроекты для забавы детишек чинуш.
С трудом прелставляю, что, например, Меркель дарит своему сыну или внуку Кобленц, который через год уже претендент на медали в Бундеслиге.