Виктор Орта: «В детстве я каждую пятницу дежурил у отелей, чтобы получить автограф какого-нибудь футболиста»
Продолжаем выкладывать перевод большого интервью спортивного директора «Лидса» Виктора Орты каналу La Media Inglesa. Во второй части испанец рассказывает о том, как он стал спортивным директором и для чего вообще нужна эта должность в футболе.
Виктор, хочу спросить о вашей работе. Многие люди спрашивают о том, как стать спортивным директором. Что для этого нужно сделать? Как вы стали работать в этой сфере?
Ох, это сложно объяснить. В детстве я дежурил у отелей, чтобы заполучить автографы футболистов. Я был повёрнут на футболе. Я — настоящий футбольный задрот. У меня есть друзья, сходящие с ума по футболу, но даже по сравнению с ними я чересчур увлечён игрой. Я без ума от футбола, он очень нравится мне.
Например, одна из историй. В своё время мы с отцом подключили кабельный канал Canal+, я работал у него и мы оплатили подписку вместе. Как-то раз в пятницу мои друзья пришли позвать меня выпить, а я хотел посмотреть матч Колумбии и Эквадора. На дворе был вечер пятницы, самое тусовочное время, но у меня был Canal+ и футбольный матч. Для меня существовали только Колумбия и Эквадор. Мой друг сказал, что я — поехавший. Кстати, мы дружим с ним до сих пор. Это был 2003 год. А, нет, 1997-ой.
Потратить пятничный вечер на футбольный матч. Оно того стоило?
Отличная была игра! Как сейчас помню, Эквадор играл в жёлтом, а Колумбия в синем и бедный испанский комментатор весь первый тайм путал команды. Я прекрасно помню это, потому что мой друг постоянно напоминает об этой истории. Он называет меня «футбольным задротом».
Я всегда воспринимал себя футбольным болельщиком, и даже не подумал бы, что окажусь там, где я есть сейчас. Я размышлял о футбольной журналистике. Однако, я думал, что столько людей по всему миру интересуются футболом, но лишь десяток парней попадают на радио в качестве спортивных журналистов. Мне казалось, что я никогда не буду этим заниматься. Я начал изучать химию, она хорошо мне давалась. Я вполне мог стать химиком, мне нравится эта наука. Становиться журналистом не хотелось.
А ещё в то время я попробовал себя на тренерской стезе. После тренировок я занимался общественными работами в районе Вентилья. Сейчас это отличное место, но тогда он был менее благополучным. Я работал с проблемными детьми. У нас было по три тренировки в неделю и первые трое ребят, кто приходил раньше всех, могли попасть в состав на матч. Я помню, как-то раз в пятницу я выбирал состав команды и, прошу, не судите меня, решил вычеркнуть парня по прозвищу Чини из списка. Игра была назначена на 9 утра в субботу. Я пришёл пораньше, чтобы подготовиться и угадайте, кто ждал меня с 7:30 в полном спортивном облачении? Представьте, какого было мне?
В тот день мы победили 3:0. Парень по имени Хесус забил два красивых гола, а ещё отличился Оливар. Но я очень паршиво чувствовал себя в те выходные. Я понял, что не смогу быть тренером! У меня не тот эмоциональный интеллект, чтобы тренировать. Я лишь работаю с детьми, а мне уже плохо и я страдаю. Это было не для меня!
Но я продолжал увлекаться футболом. Один мой друг из леонской деревушки, фанат «Барселоны», рассказал, что его знакомый открывает местную радиостанцию. Я начал работать с ними. Они звонили мне каждую пятницу, чтобы проанализировать легионеров, которые будут играть против «Валенсии» в ближайшем туре. Постепенно я стал появляться и на других радиостанциях: MARCA, Radio MARCA, Eurosport. Всё покатилось, словно снежный ком. В 2000 году я общался с небольшим местным радио, а в 2002 году я освещаю Чемпионат Мира на Radio MARCA.
В 2003 году мне позвонили из агентства You First Sports, которое существует до сих пор, и предложили работу. Они занимались баскетболом и решили взяться за футбол. Я много путешествовал и познакомился с Мончи, Роберто Олабе и другими людьми из мира футбола. Я старался быть новатором и хорошо знал международный футбол. Например, наше агентство выступило посредником в трансфере Адриано Коррея Кларо в «Севилью».
Я вообще очень сильно интересовался международным футболом. С 12 лет я начал документировать каждый матч, который смотрел. Я выписывал составы, основные события игры, тактические схемы, забитые голы и итоговый счёт. Всё, как в газетах. Я делал так с каждым матчем, и эти «документы» до сих пор хранятся у меня дома. Наверное, если их сложить в стопку, то она достанет до потолка! «База данных старой школы» во времена, когда ещё не было интернета. Я выписывал номера MARCA и AS и вклеивал вырезки оттуда в свои тетради.
Я следил за английским футболом, и мне особенно нравилась одна вещь. Каждую субботу перед очередным туром Премьер-лиги в MARCA и AS публиковали список расстановок каждой английской команды. Это было до того, как MARCA стали выпускать путеводитель по сезону. Кстати, о путеводителе. Я поучаствовал в его редизайне! Меня попросили поработать над страницей, посвящённой статистике иностранных игроков. Директор MARCA Карлос Карпио сказал мне: «Ты же футбольный гик. Если бы ты купил путеводитель MARCA по сезону и заглянул в раздел зарубежных команд, то как бы ты хотел, чтобы он был организован?» Кстати, они до сих пор придерживаются того дизайна, что я им посоветовал. Я очень горжусь этим.
Однажды мне позвонил Карлос Суарес, владелец «Реал Вальядолид». Мне тогда было 26 лет. Он назначил мне встречу. В то время мы представляли интересы Альваро Мехия, помните такого центрбека из «Реал Мадрид»? Я только сел за стол, а Карлос говорит, что хочет предложить мне должность спортивного директора «Реал Вальядолид». Блин, я же только сел! Карлос, о чём ты говоришь? Ты под кайфом? У тебя в составе есть куча игроков постарше меня, которые справятся с этой работой. Я вообще брал у этих футболистов автографы на тренировочной базе в Мадриде. О чём ты говоришь?
Или у вас же есть Хосе Луис Каминеро, он сможет помочь со всем, что связано с профессиональным футболом. Суарес сказал, что я буду отвечать за «скаутинг и инновации». По дороге домой я думал, что мне ответить. Сказать да? Я решил, что должен принять предложение. Мне повезло, что первый сезон прошёл хорошо, и мы сработались с Мендилибаром. В итоге наша команда заработала промоушн.
Именно после этого мне позвонил Мончи и предложил стать его помощником. Это было настоящим обучающим курсом. Ты всё время проводишь рядом с лучшим наставником, у которого можешь научиться очень многому и перенять опыт. Это было интересно, потому что Мончи прошёл путь от игрока до спортивного директора. Он всегда называл меня самоучкой, и это правда. Но я был авторитетен в том, чем занимался. Сейчас есть множество курсов, вас могут научить быть скаутом или кем-то ещё, но тогда ничего такого не было.
Это очень сложная работа. Вам необходимо разбираться в тактике, смотреть матчи и так далее. Также нужно хорошо понимать правила, регламенты и законы особенно после Брексита. А правил очень много, поверьте. Как заключить контракт, какие бывают исключения, нужно знать регламенты ФИФА, регламенты УЕФА, система согласования трансферов ФИФА. А ещё ты должен разбираться в HR, чтобы управлять командой скаутов, и иметь определённый уровень финансовой грамотности, потому что предстоит работать с зарплатами и бюджетами.
То есть, нужно быть не узкопрофильным специалистом, а знать всего понемногу. Эта сфера получает развитие здесь, в Англии. В последние годы должность спортивного директора становится необходимой в каждом клубе, за что огромное спасибо таким людям, как Стюарт Уэббер из «Норвича». Я называю его английским Мончи. Сейчас в Англии начинают ценить спортивных директоров и понимать, что это — посредники между руководством и людьми на футбольном поле.
Мой путь к роли спортдира получился вот таким, и я рад, что всё сложилось именно так. Конечно, я ухватился за предоставленную возможность, но понимаю, что это была моя судьба. Хотя во мне осталось ещё многое от того ребёнка, что каждую пятницу дежурил у отелей, чтобы получить автограф какого-нибудь игрока.
Как-то раз мы общались с Хесусом Мерино, бывшим игроком «Расинг Сантандер», и я рассказал ему о своих дежурствах у отеля. Он удивился: «Так это ты был тем пацаном, что дежурил у гостиниц? Я не могу поверить! Я всё думал, что это за парень, который каждый день караулит нас у мадридских отелей?» А это был я. Он дал мне автограф, не особо обращая внимания. И у меня были их подписи: Мерино, Дмитрий Попов, Эстебан Торре. Я ехал домой на метро, и меня разрывало от счастья! Я вернулся домой с таким чувством, будто мне дали автографы Кевин Киган и Райан Гиггз. И теперь тот мальчик работает в игре, которую до сих пор любит до беспамятства.
Виктор, а какого это работать спортивным директором в стране, где к этой должности относятся с подозрением?
У нас в Англии есть Ассоциация спортивных директоров. На первой нашей встрече я сразу задал вопрос: «Что мне нужно сказать болельщикам, чтобы они поняли мою роль?» Меня часто спрашивают, разрабатываю ли я план тренировок? Общаюсь ли с игроками в перерыве между таймами? Влияю ли на стартовый состав? Упаси боже, я никогда даже не думал давать Марсело Бьелсе или Айтору Каранке советов по стартовому составу. Это же абсурд!
Люди не очень понимают, для чего нужен спортивный директор. Нас ассоциируют с трансферной политикой. Да, трансферы занимают большой пласт работы спортдира, но есть и множество других обязанностей. В Англии не хватает информации об этом, особенно учитывая, какую роль сейчас играют менеджеры. В прошлом немногие клубы, имевшие спортивного директора, показывали большие успехи.
Но теперь, и я ещё раз у с благодарностью упомяну Стюарта Уэббера, понимания становится больше. Стюарт делает большую работу в «Норвиче», он отыскал таких игроков, как Пукки и Буэндиа, о которых ранее никто не знал, и помог привести команду к успеху. Благодаря этому люди стали позитивнее относится к роли спортивного директора.
Сейчас в английском футболе 60-70% имеют в штате такую должность. Собственно, Футбольная Ассоциация Англии разработала специальный курс, который готовит подобных специалистов. Обучение длится дольше, чем в Испании или Италии, здесь нужно учиться 5 лет, чтобы стать спортивным директором. Вы начинаете скаутом по поиску талантов и постепенно двигаетесь вверх по карьерной лестнице. Такие вещи делают нас спокойнее, поскольку раньше болельщики искренне не понимали, для чего нужен спортивный директор.
Англия — консервативная страна, уважающая традиции. Это касается не только футбола, но и других сфер жизни. Многие здесь считают, что менеджер сам должен заниматься подбором футболистов. И я не хочу с этим спорить. Футбол как раз и нравится мне тем, что рецепт успеха непредсказуем. Я не считаю, что модель со спортивным директором — единственно верная. Есть примеры, когда всеми делами занимается лично президент и у него всё получается. Есть успешные модели с расширенными функциями менеджера. Добиться своих целей можно разными путями.
Нужно быть махровым эгоистом, чтобы сказать, что приглашение спортивного директора — единственный путь к успеху. Вовсе нет! На футбольном поле то же самое. Вы можете добиться успеха, придеживаясь стиля Бразилии 1970 года, а можно взять за ролевую модель Италию-82. Также и в офисной работе. Есть множество путей достичь цели.
Я выполняю в клубе роль спортивного директора, поскольку считаю для себя этот путь максимально эффективным. Но я не думаю, что это единственно верный способ сделать клуб успешным. История говорит о том, что это вовсе не так.
Традиционно приглашаю вас подписаться на телеграм-канал автора блога, посвящённый «Лидсу».