Александр Шмурнов: «НТВ-Плюс для меня - родина, а родину я не предам»
В предверии старта Чемпионата России по футболу "Телеканал "Спорт" открывает новую рубрику, в которой собирается пообщаться с футбольными комментаторами российского телевидения. Перерезать торжественную красную ленточку выпала честь одному из самых эмоциональных и энергичных комментаторов НТВ-Плюс - Александру Шмурнову.
Детство, начало карьеры, еженедельник "Футбол"
- Из чего состоит рабочий день главного редактора championat.com?
- Это у фрезеровщика рабочий день состоит из набора повторяющихся событий, да и то не всякий раз. У меня расписание зависит слишком от многих факторов, чтобы его даже попытаться описать.
- В детстве Вы мечтали комментировать или такое решение было спонтанным?
- Не просто мечтал, а комментировал. И футбол, и хоккей. Мы со сверстниками бегали по двору, разыгрывали комбинации, а я орал: «Круифф обводит, отдает, забивает...» и так далее.
- А как Вы начинали профессиональную деятельность: как человек пишущий или же, как Вы сами выражаетесь, орущий?
- Трудно сказать. Почти одновременно я пришел на радио, где не комментировал, конечно, полноценные матчи, но голос использовал, и в еженедельник «Футбол». Дело было на стыке 1992 и 1993 годов.
- Какие воспоминания остались о еженедельнике «Футбол»?
- Самые лучшие. Еще и потому, что сейчас от того «Футбола» не осталось и следа. Воспоминания тем сильнее, чем сложнее вернуться к тому, что пережито.
- Считаете ли Вы, что вина в кризисе «Футбола» целиком и полностью лежит на Петре Каменченко?
- Нет, ни в коем случае. Ему досталась эпоха смены хозяев и типа хозяйствования. Он не мог ничего изменить. Мог, наверное, просто уйти, но продолжал и продолжает делать свое дело в меру сил, и вряд ли кто-то вправе упрекать его.
- Верите в то, что ему удастся возродить «Футбол»?
- Ему — вряд ли. Опять же, потому что ему никто ничего не даст возрождать. Впрочем, возрождение — неправильный термин. Там все перекопали до корней, делать можно только почти с нуля.
НТВ-Плюс, французский футбол
- Кто был главным инициатором вашего приглашения на «НТВ-Плюс» в 1994 году?
- Как-то само собой вышло. Я уже работал в спортивной среде, можно сказать, в обойме Аркадия Ратнера — одного из тогдашних ведущих «менеджеров» на спортивном телевидении, как сейчас бы сказали. А уж кто конкретно и кому — Буркову или Дмитриевой — меня представил, не знаю. Познакомились с Анной Владимировной, за какие-то полчаса договорились о работе, первый эфир был во время зимней Олимпиады.
- Нельзя не спросить: сейчас на «Плюсе» Вы специализируетесь на французском футболе. Чем Вам так нравится французский футбол и в частности ПСЖ?
- Я не специализируюсь на французском футболе. Мне достается больше матчей этого чемпионата, вернее, долгое время доставалось. Сейчас это постепенно меняется. Но чемпионат я смотрю с интересом. В том числе потому, что люблю Францию, часто там бываю и много читаю о французском футболе.
- Многие Ваши коллеги лестно отзываются о Василии Уткине, хотя в конференции на Sports.ru он не раз посылал пользователей «в жопу», за их, по мнению Василия, глупые вопросы. В каких Вы отношениях с главным редактором спортивных каналов на «Плюсе», какой он человек при живом общении?
- Идите в ....! В смысле — не скажу :)
- Коллеги не подкалывали после того памятного эпизода, когда Вы в прямом эфире назвали Гомиса идиотом?
- Коллеги — нет, форум разорялся.
- А вообще такое явление, как небольшая издёвка присутствует в «Останкино»? Поводов достаточно, те же ботинки Дементьева и его голос, матчи Черданцева к примеру?
- Это не издевка, это сосуществование амбициозных людей с чувством юмора. Подавляющему большинству участников процесса нравится. Я не исключение.
Коллеги, инностранные языки
- В «Трёх репортёрах» гол Вы забили отменный. Вам заранее сообщили, что должны будете забить, как Рожерио Сени, получилось даже несколько энергичнее, но Вы же долго тренировались или всё получилось как на кадре – с нескольких раз?
- Монтаж был минимальным. Забил с шестого раза, был близок — с первого. Но не вижу в этом никакой доблести. Я все детство бил по воротам. Пожалуй, это то единственное, что я в футболе умею делать сносно.
- Вы безумно энергичный журналист, да и, думаю, что человеческие качества не сильно отличаются от качеств профессиональных. Переутомление – явление обыденное для комментаторов «Плюса», которые посреди ночи уходят с работы или же со временем Вы к этому привыкли?
- Невозможно привыкнуть работать много, порой на износ. Как невозможно привыкнуть не дышать. Но еще сложнее — не работать вовсе. Мне порой кажется, что я — антипод героя анекдота, которому говорят: ну, что ты сидишь под пальмой, сорви банан, продай, потом два, потом много, потом найми рабочих, создай производство, стань богатым, тогда сможешь жить в свое удовольствие и ничего не делать; а он отвечает: я и так ничего не делаю…
- От футбола не устаёте? В «Останкино» обсуждаете с коллегами последние новости?
- Не устаю, обсуждаю. Вообще, это как раз не может утомлять. Это вовсе не работа, это жизнь в естественных условиях.
- С кем Вам лучше всего работается на «Плюсе»?
- Если речь идет в целом о работе на канале, то комфортнее всего — с Дементьевым. Если о футбольном репортаже — то с ним же получаются самые гармоничные эфиры. При этом, самый мощный, интеллектуальный дуэт получается с Розановым. Самый боевой, противоречивый — с Андроновым, самый разносторонний, объемный — с Черданцевым, самый разноголосый (во всех смыслах) — с Мельниковым.
- Не было ли желания уйти на федеральные каналы, более доступные, где есть возможность работать на крупнейших международных турнирах и на более массовую аудиторию?
- НТВ-Плюс для меня — это родина. А родину я не предам. Во всяком случае, до тех пор, пока она не предаст меня.
- Вы владеете двумя иностранными языками: французским и испанским. Это как-то сказалось на Вашей карьере?
- Владею я обоими языками слабо. Французским лучше, но использую его скованно, поскольку стыжусь низкого уровня после спецшколы. Испанский знаю на уровне болтовни за столом. Переводить, тем более синхронно, не могу, писать грамотно не могу. Впрочем, читаю свободно, особенно немудрящие спортивные тексты, и это, конечно, помогает в работе. Но вряд ли серьезно влияет на карьеру.
Отношение к работе, журналистика
- А сколько обычно времени приходится для подготовки к эфиру?
- Зависит от эфира. К матчу Боруссия - Ганновер я готовился 2 часа. К Марсель - ПСЖ - 5 минут. К Уругвай - Аргентина - всю жизнь.
- На ваш взгляд, чего не хватает современной спортивной журналистике?
- Любви к предмету. Главные её враги: квасной патриотизм и неискренность. Впрочем, журналистика как таковая этими недугами тоже страдает. Только у неё букет поразнообразнее.
- Однажды Вы пообещали, что вместе с Дмитрием Савиным откомментируете матч в истинно южноамериканской манере. Вы всё ещё планируете это осуществить, ведь Дмитрий больше не работает на «Плюсе» в качестве комментатора?
- Мне кажется, я уже и без Дмитрия отработал матч в южноамериканской манере...
- Что бы хотели пожелать людям, которые хотят связать свою профессию с журналистикой?
- Любви к своему делу, азарта в работе... Да, собственно, я этого всем людям желаю.
Очень нравится Александр как комментатор!
В число любимых комментаторов не входит, больше нравится видеть его в аналитических передачах. А так профессионал с большой буквы, один из последних романтиков в футболе.
Спасибо!
Большой комментатор. Здоровья и долгих лет!