Месси подправит имидж Катара перед ЧМ-2022. В ответ ОАЭ чуть не купили Роналду, а Саудовская Аравия нацелилась на ЧМ-2030
История Месси и «ПСЖ» на самом деле началась не пару лет назад, а в самом начале десятых.
Переносимся в столицу Катара Доху: в ноябре 2010-го Аргентина играла товарищеский матч с Бразилией. Посмотреть на Роналдиньо, Робиньо, Неймара (поразительно, но они успели пересечься в сборной) и Месси пришел эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани и делегация от ФИФА, которой предстояло выбрать место проведения ЧМ-2022. А еще в президентской ложе находился президент «Барселоны» Сандро Росель.
Лео забил победный гол в компенсированное время, а игра аргентинца явно что-то изменила в голове шейхов – через несколько дней «Барселона» подписала рекордный контракт с Qatar Foundation на шесть лет и 30 миллионов евро в год. Через несколько недель Катар выиграл право провести чемпионат мира-2022.
Прошло 11 лет – Месси, «ПСЖ», Катар и ЧМ-2022 снова пересеклись в одной точке.
Месси важен для катарского ЧМ. Он (скорее всего) станет послом и поможет исправить имидж Катара
У трансфера Месси в «ПСЖ» есть три глобальных последствия.
1) Самый очевидный – усиление команды (ценители прессинга задумаются, но в представлении фанатов «ПСЖ» из Китая это точно так).
2) Усиление бренда «ПСЖ». Можно бесконечно разносить фэйк-ньюс про миллионы проданных футболок в час, но факт – Лео примагничивает внимание, делает «ПСЖ» известнее и дороже для рекламодателей.
У The Athletic выходило исследование о том, как болеют в Азии и США: там поддерживают спортсмена, и если он меняет клуб, то аудитория следует за ним. Аргентинский лебрончик уже работает: «ПСЖ» только за три первых дня добавил 14,4 млн человек суммарно во всех соцсетях.
3) Мягкая сила. Проверенный и очень любимый прием арабских шейхов: целей добиваются не за счет грубой силы, а деликатными способами, например – рассказывают о своей привлекательности. В ближайшие месяцы мы увидим сближение аргентинца и катарского чемпионата мира.
Французский L’Equipe пишет о желании «ПСЖ» устроить зимний мини-турнир в Катаре посередине сезона-2021/22. Еще французы пишут, что эмир Катара намерен советоваться с Лео по пиар-активностям к чемпионату мира. По информации The Athletic, в контракт Месси планировали включить обязательный пункт о выступлении на ЧМ-2022 (если Аргентина туда пробьется).
Все это очень кстати, ведь в 2021-м обострились претензии к соблюдению прав человека в Катаре: раз, два, три. Лео замаскирует проблемы непарадного Катара.
«Иногда Катар больше волнует то, как они выглядят в глазах международного сообщества, а не исправление проблем», – рассказал немецкой газете DW Махам Джавид, научный сотрудник Human Rights Watch.
«Для катарцев Месси – идеальный мост между «ПСЖ» и чемпионатом мира, – размышляет колумнист iNews Дэниел Стори. – На него могут давить, чтобы он стал неофициальным послом турнира. Понятно, что Лео просто выбрал футбольный клуб, в котором можно подольше играть на топ-уровне. Но, хочет он того или нет, он выбрал еще и Катар. Теперь он новый мальчик с плаката, который проложит путь Катара к всемирному признанию».
2022 – год Катара. С Месси шейхи планируют выиграть Лигу чемпионов
Месси взяли для еще одной цели. Кажется, шейхи очень хотят в одном году и провести чемпионат мира, и победить в Лиге чемпионов (сюда идеально подошла бы яркая цитата президента «ПСЖ», но не получится – Насер Аль-Хелаифи каждый год грозится выиграть ЛЧ).
О больших амбициях именно на этот сезон сообщают два косвенных признака:
• «ПСЖ» провел самую мощную закупочную кампанию во времена шейхов: Месси, Хакими, Рамос, Доннарумма, Вейналдум и Нуну Мендеш (очень перспективный латераль из Португалии);
• Мбаппе не позволили уйти в «Реал», хотя по контракту остался год и «ПСЖ» купил Месси (потенциальная замена). Это очень укладывается в логику Катара: деньги не важны, пусть Килиан уйдет бесплатно, зато увеличим шансы взять ЛЧ в 2022-м (к тому же Мбаппе тоже используют для промо Катара). Сейчас состав парижан один из самых мощных в Европе. Еще один ракурс дал эксперт по спортивной геополитике Жан-Баптист в интервью газете La Vanguardia. По его версии, Перес не стал дожимать трансфер Мбаппе из страха испортить отношения с шейхами – часть его бизнес-активов находится в Катаре.
Любопытно, что «ПСЖ» оказался единственным топ-клубом не из Германии, кто не поддержал Суперлигу. Это логично – победа в экспериментальном и скандальном турнире выглядит не так люксово. К тому же президент «ПСЖ» Насер Аль-Хелаифи укрепил влияние: его избрали председателем ECA (Ассоциация европейских клубов) и в исполнительный комитет УЕФА. Многие считают, что это благодарность от Чеферина за поддержку в конфликте с Суперлигой. «Аль-Хелаифи стал одним из самых влиятельных людей в мировом футболе. Теперь он будет активно участвовать в обсуждении любых изменений ФФП», – размышляет DW.
«Это важный год для Катара, – объясняет профессор Саймон Чедвик, директор Евразийского спортивного центра французской бизнес-школы Emlyon и один из главных спецов по Ближнему Востоку, в интервью той же DW. – Если победа в Лиге чемпионов и чемпионат мира произойдут в одном году, это будет триумф правительства Катара. Это покажет политическое влияние на имидж и репутацию Катара, который стремится создать определенный бренд страны. Все потраченные за эти годы инвестиции вернутся».
Трансфер Месси – боль Саудовской Аравии и ОАЭ
Разумеется, усиление Катара не нравится его главным политическим соперникам – Саудовской Аравии и ОАЭ. У катарцев и так очень напряженные отношения с соседями по Персидскому заливу.
У трех стран одинаковая проблема: много денег и желание диверсифицировать экономику (развивать туризм и вкладывать в топ-компании по всему миру, а не жить за счет одной нефти), но сомнительное прошлое и настоящее. Все три страны вынужденно ретушируют имидж мягкой силой: ОАЭ покупает «Сити» и отвлекает общественность от диких нарушений прав человека (там еще недавно покупали детей для гонок на верблюдах), королевская семья Саудовской Аравии пыталась купить «Ньюкасл» после зверского убийства Джамаля Хашогги в своем посольстве в Турции. Но лишь Катар по-настоящему овладел искусством мягкой силы: у них суперклуб с Месси, Неймаром и Мбаппе, телеканал c трансляциями АПЛ, и (самое главное!) домашний чемпионат мира.
Конфликт разрастался, а геополитическое соперничество часто переходило в область футбола. В 2017-м Саудовская Аравия и ОАЭ обвинили Катар в пособничестве террористам, устроили экономическую блокаду и информационную атаку. В какой-то момент Катар могли лишить права на чемпионат мира. В итоге катарцы вырулили в том числе и благодаря рекордному трансферу Неймара и все той же мягкой силе (не забудьте перечитать киношную историю).
Эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани
Разумеется, свежее усиление Катара – боль ОАЭ и Саудовской Аравии. Доподлинно считать реакцию королевских семей ОАЭ и Саудовской Аравии невозможно, но политологи уверены – это мощный триггер.
«Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ восстановили дипломатическое общение, – объясняет автор книги «Турбулентный мир ближневосточного футбола» Джеймс Дорси в интервью пакистанской газете Dawn. – Но между ними все еще нет мира. Трансфер Месси в «ПСЖ» – важное заявление от Катара, они рады опередить «Сити» перед чемпионатом мира».
Вдобавок трансфер Месси произошел в очень неприятный момент. В сентябре «Талибан» (организация запрещена в России) захватил Афганистан, и западные дипломаты покинули страну. Именно Катар взял на себя дипломатические функции и стал связующим звеном между «Талибаном» и западным миром. Это явное усиление роли Катара для многих стран. «Как раз когда Месси подписал контракт, США и «Талибан» вели переговоры в Дохе», – заметил эксперт по спортивной геополитике Жан-Баптист.
В ответ Саудовская Аравия и ОАЭ начали атаку, но все в том же символическом поле мягкой силы.
Есть версия, что «Сити» пытался подписать Роналду в качестве ответа Катару
Возможно, в ответ на трансфер Месси в «ПСЖ» шейх Мансур пытался купить Роналду для «Сити».
Когда стало понятно, что Криштиану созрел для расставания с «Ювентусом», Жорже Мендеш обзвонил представителей разных клубов, но поначалу откликнулись только в «Ман Сити». Несколько дней в голубой половине Манчестера размышляли, хотя сразу несколько медиа писали: Гвардиола сомневается и не готов гарантировать Роналду место в основе.
Теорию о том, что «Сити» не просто искал центрфорварда, но и хотел уколоть Катар, поддержал Саймон Чедвик: «Сообщение кажется очень ясным: правители в Дохе хотят выиграть Лигу чемпионов и успешно провести ЧМ в один год. А правители Абу-Даби хотят остановить их».
Ракурс интересный, хотя у него нет прямых доказательств и есть слабое место. Шейхи из Арабских Эмиратов (в отличие от катарских) не котируют широкие жесты и имиджевые трансферы. Мансур охотнее потратит нефтедоллары не на Роналду и Месси, а на пару крайних защитников по запросу Пепа.
Еще одно последствие катарского ЧМ – Саудовская Аравия хочет чемпионат мира 2030-го
Часто ОАЭ и Саудовская Аравия используют мягкую силу для деструктива, чтобы навредить Катару. Но бывают и приятные исключения.
Еще в июле 2021-го появился инсайд – Саудовская Аравия подаст заявку на ЧМ-2030. The Athletic уточнил, что шейхи могут объединиться с Египтом и Марокко (претендовали на ЧМ-2026) и, внезапно, рассматривают коллаборацию с Италией. В соперниках Китай, совместные заявки Испании с Португалией, а также Англии и Ирландии.
11 сентября Arab News (главная англоязычная газета Саудовской Аравии) выкатила лонгрид со множеством деталей. Ради ЧМ саудовцы придумали целую программу развития местного футбола. Стратегия называется «Наша тактика на будущее», она включает семь направлений – Путь, Соревнования, Женский футбол, Технологии, Персонал, Мировая известность и Управление. Проще говоря, саудовцы планируют грамотно прокачать футбол: от систем подготовки детей до строительства стадионов. Стратегию уже показали президенту ФИФА Джанни Инфантино, и он остался доволен.
Программа подозрительно напоминает катарскую (они еще 10 лет назад построили мощную академию Aspire), и даже название глобальной стратегии по изменению имиджа Саудовской Аравии дублирует катарскую: «Видение-2030».
Если получится, это будет грандиозный успех альянса ОАЭ и Саудовской Аравии. Чемпионат мира (наравне с Олимпиадой) – главный инструмент мягкой силы, даже мощнее Месси и Роналду.
А пока у ОАЭ есть шанс прибить Катар на футбольном поле – не пропустите во вторник супердерби «ПСЖ» и «Ман Сити».
Фото: Gettyimages.ru/Sebastien Muylaert, David Rogers, Alexander Hassenstein, Francois Nel; imago sportfotodienst/EAST NEWS; wikipedia.org
ЕС просто пока что берет у них деньги, никакой реальной власти и влияния у арабов там нет на уровне элиты и не будет, это просто смешно.Влияние можно иметь только среди равных.А какое может быть влияние у людей, которые всей оравой не могут почти десяток лет одолеть парочку племен в Йемене? Хотя Саудиты тратят на оборонку уже на уровне Британии и России.
Каддафи тоже одно время был уважаемым партнером, его дети учились на самых элитных факультетах Британии вместе с детьми серов-пэров, тем не менее
А что говорит правительство Жилберто-Силвы, например, по этому поводу?
так бывает фавориты проигрывают, в этом и прелесть футбола