6 мин.

Карл-Хайнц Фёрстер. Беспредельщик с ангельским лицом

Репутация

Карл-Хайнц был очень жестким защитником-персональщиком, который не жалел ни соперников, ни себя. Его боялись Зико и Платини, от него старался держаться подальше Марадона. При этом Фёстер не был грубияном, за всю карьеру он получил лишь одну красную карточку.

Его игровая жесткость радикально контрастировала с его внешностью и поведением вне поля. Светловолосый улыбчивый парень, даже немного застенчивый. Предельно корректный в общении. Скорее, он был похож на одного из героев сериала «Друзья», чем на грозного футбольного разрушителя. Отсюда и многочисленные эпитеты, которыми его награждала пресса. Одно из самых точных прозвищ — беспредельщик с ангельским лицом.

Братство Фёрстеров

Со старшим братом Берндом Карл-Хайнц отыграл в «Штутгарте» и в сборной целых восемь лет. Вместе они выиграли чемпионат Германии, вместе стали чемпионами Европы в 1980 году. Карьеру старшего Фёрстера оборвала травма колена — он завершил выступления в 1986 году, когда ему было 30 лет.

В мастерстве и таланте Бернд уступал своему младшему брату, но при этом стал более титулованным футболистом — в бытность игроком «Баварии» он дважды выигрывал Кубок Европейских Чемпионов. Зато Карл-Хайнц стал лучшим игроком страны в 1982 году, а это вполне сравнимо с должностью канцлера Германии. Бернду такое и не снилось.

Непокоренная высота

У Карла-Хайнца было два шанса стать Чемпионом Мира — в 1982 и 1986 году. Оба раза Фёрстер сыграл во всех матчах, оба раза сборная Германии дошла до финала. Но титулы уехали в Италию и Аргентину.

Сам Фёрстер проявил себя с наилучшей стороны, его игру отмечали все специалисты. Например, в Мексике-1986 он в полуфинале наглухо выключил из игры Мишеля Платини, а до этого — яркого мексиканца Уго Санчеса. После поражения в финале 1986 года Карл-Хайнц был настолько разочарован, что завершил карьеру в сборной.

Таланты и поклонники

Когда Зинедина Зидана попросили составить сборную мира, он включил в ее состав Карла-Хайнца. Сам Зидан с Фёрстером не играл, зато француз хорошо запомнил его игру в Марселе. Комментируя свой выбор, Зизу сказал: «Я никогда не видел настолько жесткого защитника, обладающего при этом столь хорошей техникой».

Юрген Клопп и вовсе с детства фанат Фёрстера. Когда бабушка сшила ему свитер с десятым номером на спине, он даже закатил дома скандал, потому что хотел только «четверку» Фёрстера. По признанию Клоппа, в его доме бережно хранятся лишь две футболки. Одна принадлежала Пеле, другая — Карлу-Хайнцу.

Профессионал

В Марселе Фёрстер на первом же занятии серьезно удивил партнеров по клубу. После тренировки он не пошел сразу в раздевалку, как это было принято у местных, а сначала совершил пробежку, после чего занялся растяжкой. Коллеги поначалу смотрели на немца с широко раскрытыми глазами, но уже через неделю пробежки и растяжки после тренировки делала вся команда.

Правильное отношение к делу было одной из визитных карточек Фёрстера. Например, он открыто критиковал сборную после Чемпионата Мира 1982, в котором сам принимал участие. По мнению Карла-Хайнца, Германия не выиграла турнир только потому, что его партнеры и тренер не выложились на сто процентов при подготовке к соревнованию. Фёрстер был очень разочарован и даже зол на коллег по сборной. Хотя команда, между прочим, дошла до финала.

Гражданин Франции

Как и в России, во Франции когда-то существовал лимит, который и местным игрокам особо не помогал, и клубам не позволял вести полноценную трансферную деятельность. «Олимпик» пригласил в команду ганца Абеди Пеле, но для его заявки клубу требовалось отозвать одного легионера. Фёрстер сам вызвался помочь своему клубу и стал гражданином Франции.

Впрочем, сделал это он только на время и только ради команды. После ухода из «Олимпика» он вернулся в Германию и от французского паспорта отказался.

Переходы

После завоевания чемпионского титула со «швабами» Фёрстер едва не перешел в «Баварию». Ули Хеннес лично приехал в Штутгарт, чтобы организовать трансфер. Он уговорил всех — руководство «Штутгарта», семью, даже друзей футболиста. А вот самого Карла-Хайнца убедить так и не смог. Хеннес целый день просидел у Фёрстера дома, «уламывая» игрока всеми возможными методами. Но в итоге уехал ни с чем.

Что не получилось у Хеннеса, несколько лет спустя удалось марсельцу Бернарду Тапи. Вряд ли французский функционер обладал бóльшим даром убеждения. Скорее, просто изменились обстоятельства, и уже сам игрок был не прочь сменить обстановку, а Тапи оказался в нужное время в нужном месте. Как показали дальнейшие события, решение о переходе было правильным.

Король Марселя

Трансфер Фёрстера обошелся «Олимпику» в 3,5 миллиона немецких марок. По тем временам — очень серьезные деньги. Но Карл-Хайнц того стоил — защитник почти сразу стал ключевым игроком команды, на нем держалась вся оборона французского клуба. Неудивительно, что за ним закрепилось прозвище «Король Марселя».

Вместе с «Олимпиком» Фёрстер выиграл два чемпионата Франции, а в 1989 году оформил золотой дубль, добавив к титулу победу в Кубке. Наверное, можно было добиться еще большего. Но уже через год из-за постоянных «болячек» Карл-Хайнц был вынужден завершить карьеру.

Травмы

Сегодня медицинское сопровождение — одна из важнейших частей подготовки футбольной команды. Но в 80-е все было по-другому, в том числе и в Германии. Зачастую врач был совершенно номинальной фигурой и лучшим советом от него было — в больницу ехать не спеши, подорожник приложи.

Игровая позиция Карла-Хайнца подразумевала большое количество борьбы и стыков, а следовательно — множество повреждений. Фёрстер был не только топ-защитником, но и лидером, поэтому часто слышал от тренеров: «Карл, надо сыграть!». И Карл, стиснув зубы, играл. На уколах, на обезболивающих, на морально-волевых. Разумеется, ничем хорошим это закончиться не могло. В какой-то момент количество недолеченных повреждений превысило критический предел, и Фёрстер просто не смог больше выходить на поле. Он завершил карьеру в 1990 году, ему было всего 32 года. При нынешней медицине Карл-Хайнц вполне мог бы выступать лет до сорока.

Жизнь после футбола

Завершив карьеру, Фёрстер довольно долго залечивал старые раны, параллельно начав карьеру футбольного функционера. Поработав некоторое время в родном «Штутгарте», в итоге он решил уйти на вольные хлеба и стал агентом. Сейчас среди его клиентов значатся Даниэль Дидави, Никлас Зюле и Тимо Вернер. Впрочем, это уже совсем другая история.

***

Редактор текста: Софи Кожанова

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTubeтелеграм-каналу и группе VK