6 мин.

Умирающий символ Бундеслиги – знаменитый джинсовый жилет

В Германии достаточно одного момента, чтобы понять, приехали ли вы на матч клуба с традициями или с каким-то искусственным, коммерческим творением. Как возраст срубленного дерева измеряется количеством колец на стволе, так возраст немецкого футбольного клуба легко оценить, посмотрев на количество фанатов, посещающих матчи в джинсовых жилетах с нашивками и значками. Чем больше нашивок, тем выше позиция в иерархии фанатов. «Kutte» – это символ времени, которого больше нет.

Джинсовый жилет – это не типично немецкое изобретение, потому что он также используется субкультурами мотоциклистов. Однако нигде они не приняли такой массовости, как на стадионах Бундеслиги. Они правили ими с 1970-х до середины 1990-х. Их сменило влияние групп ультрас, привезенных из Италии, и увлечение хулиганскими бандами, увиденными в Англии. Однако Куттенфанов все еще можно встретить на стадионах.

 СИМВОЛ УТЕРЯННОГО ВРЕМЕНИ

 

Кутте пришли к нам из того времени, когда футбол ещё не был полностью коммерциализирован. Когда не было таких больших экипировщиков фанатов, как Harrods. Фанаты должны были проявить творческий подход и смекалку. У каждого клуба были свои значки. Теперь это скорее наклейки, – сказал в Rheinische Post болельщик «Боруссии» Менхенгладбах Бастиан Хугестегер. «Тридцать или сорок процентов людей носили эти жилеты на Северной трибуне стадиона Бёкельберг. И чужестранцами смотрелись пришедшие в другой одежде» – добавил он. В последнее десятилетие культовые жилеты стали символом и темой для немецких медиа. Не только для тех, кто, как 11Freunde, часто поднимает тему фанатов и их движения, но и для массовых изданий, как SportBild, запустившим в 2018 году серию статей, в которых фанаты различных клубов со всей страны рассказывали истории о своих жилетах.

 ЗАЯВЛЕННАЯ СУБКУЛЬТУРА

 

Первоначальное значение слова die Kutte на немецком языке – «привычка» (как верно отразили в комментариях, основное значение слова - «ряса» монаха, что в принципе тоже отражает суть) , что довольно хорошо отражает то место, которое футбол занимает в жизни тех, кто их носит. Потому что болельщик, который носит «Кутте», обычно более эмоционально вовлечен в жизнь клуба, чем остальная часть стадиона. Клуб наполняет его жизнь. Расписание турнира определяет его ритм. Если команда отправляется в Дрезден в воскресенье вечером, болельщик проводит воскресный вечер в Дрездене.

Не драться с другими, не поднимать враждебные крики и не зажигать сигнальные ракеты. Это было одной из причин вражды между ультрас и куттенфанами. Ультрас отвлекают от поля. Они ставят себя в центр, а для любителей жилеток в центре внимания только клуб. Они не обязательно захотят петь, особенно петь одно и то же, независимо от результата.

Они немного похожи на наших «Кузьмичей», но все же отличаются от них. Потому что русские термины предполагают интерес к предмету только с общей точки зрения. Смотрят, потому что другие тоже смотрят. Болельщик в жилете пойдет на матч, даже если никто не пойдет. И часто дождливым субботним утром вы будете наблюдать за матчем резервной команды в какой-нибудь соседней деревне. «Потому что они все равно идут тем же путем что и мы».

 ПУТЬ КУТТЕ

 

Образцовый «Кутте» растет вместе с владельцем. Когда он получил его в 13-14-летнем возрасте, юнцом, только что погрузившимся в клубную жизнь, он повисал на нем и достигал колен. Это была обычная джинсовая куртка с обрезанными рукавами. Или голубой жилет. Со временем, когда удалось собрать достаточно карманных денег, жилеты начинали постепенно заполняться красочными лоскутками, которые можно было купить в киосках, размещенных на подъездных путях к каждому стадиону. Первые шились с помощью мамы, потом апгрейдили все сами. У юных немецких футбольных фанатов никогда не было проблем с шитьем на уроках труда в школе.

 ВТОРАЯ КОЖА

 

При последующих поездках жилет изменялся. Он рос. От него пахло потом, колбасой и сигаретным дымом. Или пивом, которое кто-то пролил на него после гола в последнюю минуту. Иногда в нем была дыра, выжженная случайно брошенным файером. Этикетки выбирались не случайно. Они должны были поддерживать клуб. Менее навязчиво, чем футболки, но все же подсказывать, кого поддерживает их владелец. Но также должен был быть элемент издевательства над командой, которая вам не нравится, и политическая отсылка. На Востоке чаще что-то про настоящих немцев и про неприятие иммигрантов. Антифашистский на Западе, желательно с юмористическим акцентом. Это действительно зависит от того, кто его носит. Потому что нет двух одинаковых жилетов. Они похожи только тем, что со временем все больше прилипают к телам своих хозяев или, как они сами говорят, жилеты естественным образом сливаются с ними. В конце концов, это своего рода вторая кожа, которую носят только во время матчей.

 НЕ ДЛЯ ХИПСТЕРОВ

 

В ответ на все более редкое появление болельщиков в жилетах на немецких трибунах, некоторые пытались бороться с этим. В 2013 году в Фюрте была основана ассоциация поклонников джинсовых жилетов. Актом об образовании этой ассоциации «Куттен» был признан культурным достоянием. В других городах были организованы сборы болельщиков на матчах. По мере роста популярности хипстерского движения некоторые молодые люди пытались вернуть его, но они выглядели пижонами, поскольку никто в возрасте от 40 лет не доверял им. Как сказал Джо Майдхоф, президент ассоциации Фюрта: «Молодые фанаты спрашивают нас, где их купить. Но вы их не купите. Только получите по наследству».

*** 

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTubeтелеграм-каналу и группе VK

***