7 мин.

Пресс-Конференция (Игорь Золотов)

1.Как заинтересовать спортивному  журналисту потенциального работодателя?

- Вернусь на 27 лет назад,  я устраивался на работу на первый канал,  тогда он назывался канал Останкино, в то время было популярно направление радиожурналистики, на базе новой радиостанции спортивные журналисты создавали большую спортивную редакцию. Все они были уже в то время мэтрами данной профессии  и им нужен был так называемый молодой модератор, который будет вести эфир, я был приглашён на собеседование.

Меня позвали в так называемую синтетическую спортивную журналистику, ни конкретно футбольную, здесь нужно было доказывать что я знаю всё. Хотелось не много выпендриваться, но это и хорошо, всегда хочется показать  что я знаю очень много. Моё мнение нужно  доказать работодателю что ты очень крут, и обладаешь  огромным багажом знаний.

Я всегда себе говорил что я знаю больше всех, я знаю лучше всех, не всегда это было правдой, но мне всегда хотелось  это доказать.

Что делать конкретно вам, ответить сложно, потому что каждый обладает определенными способностями, но одно могу сказать точно, устраиваясь на работу в спортивную журналистику, нужно быть универсалом, интересоваться не только футболом, но и другими видами спорта, а если не интересуешься то тебе чего-то не хватает.  Если любишь всё, то и знаешь очень много.

Посмотрите на наших спортивных  кометаторов Матч ТВ, у них есть одно чёткое отличие один смотрит футбол, а другой нет и пытается вылезти на своём имени или харизме , не зная игроков, не идей тренеров, ни читая ни смотря, ни интересуясь событиями.

Придя на работу условно на канал, вам ни кто не даст комментировать сразу топовые матчи , вы начнёте работать с игр среднего  уровня, поэтому обладая большим объёмом знаний вы сможете проявить себя и закрепится на данном месте работы.

2.  Как научится минимально реагировать на критику и хейт со стороны болельщиков ?

Включить звук

Вернуться к просмотру

Реклама 18+

- С этой проблемой столкнулось очень много моих коллег  , в период с 2010 по 2012 года особенно было сложно справляться с волной хейта, я слишком много реагировал на негативные комментарии в свой адрес. Как с этим справиться? Да не возможно.

В 2016 году перейдя работать на Матч ТВ ,это уже федеральный уровень, аудитория с 500 тысяч увеличилась до миллионов, здесь я понял, что если буду постоянно реагировать на все эти негативные комментарии просто сойду с ума. Поэтому выключил в себе функцию  читать комментарии.   Мне интересно что пишут о моей работе люди. Интересно что думает Розанов, что думал Мельников, в общем что думали мои близкие друзья по цеху, что думаете вы мне не интересно.

Авторитет у меня был  наверное только Розанов, но  к сожалению он умер, поэтому таких больше нет, да и в  принципе у человека не должно быть много авторитетов , невозможно слушать всех и всем стараться угодить, профессия спортивного журналиста этого не подразумевает.

Нужно научиться абстрагироваться от всего этого хейта, и сосредоточится на работе и совершенствовании своего мастерства.

3. Какие  рекомендации для начинающих комментаторов вы можете дать?

-Нужно  держать себя в тонусе, постоянно быть в теме событий, и очень много знать.

Всегда нужно готовиться к той или иной встрече, в особенности к матчам  формата Эйбар-Леванте. Даже, если ты знал всё лучше всех 20 лет, это как разряд в шахматах, его периодически нужно подтверждать. Всегда  следить за своей речью, поддерживать её в тонусе.

Без подготовки даже самый хороший комментатор за пару лет может превратится в скучного.

Подготовка к футбольному матчу самая сложная, из-за огромного количества информации. В данном виде спорта все взаимосвязано. Нельзя комментируя матч  Уфа-Арсенал  параллельно не интересоваться чемпионатом Англии. Ведь когда-то в Уфе играл Александр Зинченко, и вы обязаны знать про этого игрока не только что клуб продал его в Манчестер Сити  за хорошие деньги, этого будет мало , зритель вас  не поймёт. Поэтому  нужно обращать внимание и следить за выступлением  нужного игрока и нужной команды в других чемпионатах, для подготовки к эфиру.

Всегда нужно иметь понимание куда заглянуть  и где сверить информацию, узнать факты которые будут интересны зрителю.   Основа комментаторского искусства -где найти, и где узнать ту или иную информацию, объем не важен, важно уметь эту информацию передать зрителю вовремя.

Главное всегда быть заинтересованным самому, зритель должен получать удовольствие слушая вас, а для этого вы всегда обязаны быть очень интересными. Нужно совершенствоваться, и не стоять на одном уровне, не важно сколько вы работаете один месяц или десять лет. Качественная подача информации залог успеха.

4.Как вы относитесь к парному комментированию? Нравиться ли вам работать в таком формате?

-К данному формату я отношусь отрицательно. Мое мнение , комментатор это главный энергетик, он должен истощать  цельную энергию. Очень сложно работать в паре, потому что нужно всегда стараться подстраиваться под партнёра, искать точки соприкосновения.

Конечно бывают исключения, и получаются яркие пары, я всегда говорил про пару Розанов -Уткин, но это скорее исключение.  Они любили друг друга, оба очень много знали, и у них происходило так называемое словесное фехтование. Это было очень интересно, им самим  это очень нравилось.

А вот с Черданцевым мне хотя работать интересно, но не нравится, потому что это перенапряжение, всё время  идёт борьба, а мне нравится спектакль . Получается как будто два великих актёра выходят на сцену и пытаются переиграть друг друга, это очень плохо. Всё это ухудшает общее впечатление от процесса, появляется дискомфорт в работе.

У меня не сложилось ни одной пары где бы я получал  именно удовольствие . Мне нравилось работать с двумя комментаторами это Константин Генич и Нобель Арутстамян.

С  ними я был на одной волне, наши интересны в футболе совпадают, мы радуемся и получаем наслаждение от одного и того же.

Парное комментирование подавляет моё внутреннее чувство самостоятельности, но и есть плюс,   во время эфира можно опереться на партнёра, сделать паузу , выдохнуть.

Я всегда готов работать в паре, но лучше одному.

5. Нормально ли будучи спортивном комментатором болеть за ту или иную команду?

-Я считаю что да, можете считать меня не спортивным журналистом , а писателем, я описываю футбол. Не вижу ни чего плохого в том что бы поддерживать команду которая тебе нравиться.

У нас с Юрием Розановым по этому поводу всегда были разногласия , он являлся болельщиком ЦСКА, но постоянно пытался это скрыть.  Я считаю это неправильно , потому что это ложная объективность.

Комментатору не зазорно проявлять симпатию к какой-то команде, главное уметь честно разобрать происходящее, вот это для меня объективность.

Для меня ближе подход североамериканцев, например возьмём хоккей. В США есть выбор, потому что у каждого клуба  существует официальный сайт, и свой штатный комментатор который для этого сайта комментирует. И если играет  дома Чикаго , то на федеральном канале будет в эфире комментатор Chicago Blackhawks, условно он играет с Монреалем, и вы болельщик Канадской команды , то с легкостью заходите на сайт Монреаля и смотрите матч уже  с их ним комментатором. 

Вот это правильный подход,  они говорят все по делу, честно разбирают  моменты и эпизоды, но при том болеют за свою любимую команду. Наш Российский футбол наверное тоже заслуживает того что бы у зрителя был выбор,  и у каждой команды был свой комментатор. Но при условии что бы они говорили правду и рационально разбирали спорные моменты.

6.Правильный ли подход, собирать какую-то эксклюзивную информацию и ставить её в начале эфира?

- Я считаю это абсолютно правильный подход, ведь собирая информацию, активно чем то интересуясь, глубоко узнавая о каком то новом футболисте, вы можете поделиться этой информацией со зрителем, тем самым  вырабатываться свой стиль, по которому  вас будут узнавать, вы себя таким способом идентифицируете.

Чёткой поставленной речи, понимание футбола ещё мало, это только как "почистить  зубы", а то что вы найдете какую-то фишку для себя, и люди это увидят и запомнят , вот это  стиль.

7. Что мы спортивные журналисты можем сделать или какие передачи придумать, что бы поднять рейтинг спортивных каналов?

-Ни чего вы не сделаете, не возможно конкурировать с домохозяйками,  не получится  заинтересовать женщин 30-50 лет  футболом или хоккеем. Мы не победим, и не только мы ни Европа, ни США, очень сложно выиграть у ситкомов и сериалов, у них высокие рейтинги, а данная аудитория находиться большую часть своего времени дома у экранов телевизора.

Нам не стоит считать общий  рейтинг за основу, нужно интересоваться  своей целевой аудиторией, стараться удержать её. Важен рейтинг в слое, например слое мужчин 18-55 лет  или 18-30 лет ,разобраться и понять какой вид спорта интересует больше, а какой меньше, что стоит убрать, а что наоборот добавить.

Ну не объяснишь ты тёте пятидесяти лет что футбол это круто. Поэтому упор делаем на конкретную группу зрителей.

Главная наша задача это обвязка , час до трансляции, и час после трансляции, что бы он содержал в себе максимальный интерес. Нужно стараться так интересно разбирать событие, что бы ваш целевой зритель хотел остаться.

Америка выиграет у всего мира, потому что заставила население больше интересоваться спортом , через  студенческое движение, и самое гениальное их изобретение которое помогло развиваться спорту лучше чем в других странах это  Чирлидинг. Потому что девочки имеют  отношение к мальчиковым матчам, им тоже интересно в них участвовать.

В школе, в колледже девочка если не занимается спортом , она пойдет в чирлидинг ,тем самым будет непосредственно вовлечена в спортивную жизнь, так же будет соревноваться ,а в это время за этим будут наблюдать тёти у экранов телевизора.  Поэтому население США в большей степени интересуется спортом, чем наше.