Ломать - не строить
Что руководит, захлебывающимися в реке негодования, болельщиками лондонского Арсенала? Чем может обернуться, ставшая намедни одной из главных грез болельщиков пушкарей, отставка француза? И настолько ли сильно мы «trust» в Венгера сегодня?
Каждый год одно и то же: бездействие на трансфертном рынке в купе с знаменующей начало каждого календарного года, чередой травм системообразующих игроков - порождают привычный игровой кризис. А на смену обещанным настроениям о завоевании абсолютно всех возможных титулов в этом году, следует, набившее оскомину, успокоительное, в виде дежурной дозы "Наследующийгодповизин-а" - скажет вам буквально каждый второй болельщик лондонского Арсенала. И скорее не "в чем-то", а в большинстве своем, он будет исключительно прав. Удручающая постоянством своего чередования картина с видом хватающегося за седую прядь французского специалиста действительно способна довести до отчаяния, 5 дней в неделю живущих ожиданием "матчдэя" болельщиков. Очарованных однажды игрой Бэргакмпа и Адамса, трудно задобрить минимальным лиго-чемпионским местом в каждом сезоне, и это вполне себе логично.
Гордая галочка, красующаяся напротив пункта о немедленном увольнении Венгера - это свободный и совершенно независимый голос, обладающий бесспорным правом на существование. Естественно, исключительно в случае, если за этим выводом стоит ряд взвешенных и веских аргументов. Сегодня нигилистический призыв, рожденный когда-то меньшинством, вирусным способом передался тысячам других, нашедшим в нем отклик своему возмущению. Это как Поп-музыка. Ты слушаешь ее, потому что слушают все, плачешь или предаешься пляске так же, перенимая чей-то пример. Главной, и по совместительству разрушающей особенностью этого явления, является тот факт, что не один из членов массы не задается вопросом об истоках ярости своей поддержки вирусного мнения.
Так или иначе, почти все проблемы лондонского клуба сегодня связаны с финансовыми вливаниями. Окованный спецификой клубной политики, Венгер не имеет возможности к приобретению зрелых, состоявшихся футболистов "с именем", ровно по этим же причинам он не может удержать в клубе, выросших в знаменитой теплице талантов (чт. Сеск, Глеб, Насри, Фламини и тд). Важно понимать, что понятия "отсутствие титулов" и "регулярный отток звезд" являются звеньями одной причинно-следственной цепочки. Корни этой проблемы состоят в вечном вопросе "короткой скамейки". В системе топ-клуба, у этой проблемы есть единственное возможное решение - существенные траты на трансфертном рынке. Руководствуясь занимательной аналитикой клубных блоггеров, одним из главных просчетов финансового корпуса является бездарная статистика зарплатной ведомости. Проще говоря, одаряя завышенным жалованием "балласт команды", совет директоров, упираясь в зарплатный потолок, недоплачивает ведущим игрокам.
Английские специалисты, находящиеся в самом центре событий и новостей, называют Венгера одним из "главных символов эпохи". Причалив к берегам Туманного Альбиона во времена самого зарождения сегодняшней Премьер-Лиги, француз один из первых покупке тлеющих европейских звезд предпочел доверие молодым игрокам. Ещё десять лет назад приглашение в главную команду страны безызвестного Хавьера Эрнандэса было бы сочтено за чистой воды авантюру. Сегодня это один из самых успешных трансфертов САФ-а за последние несколько лет. Отчасти, именно благодаря французу, расшатавшему скованные рамки направления трансферной политики английских клубов, АПЛ из состояния потребителя частично трансформировалась в производителя.
Несмотря на возраст французского специалиста, футбол, который демонстрирует сегодняшний Арсенал, свеж и новомоден. В большинстве случаев наставники, достигшие его возраста, превращаются в сопящих прагматичных зануд, единственным занятием которых становится прославление былинных времен. Арсенал Венгера, по праву прослыл одной из главных, после каталонской Барселоны, играющих команд Старого Света, и по сей день, несмотря на все неурядицы, гордо держит свою марку.
Единственное, в чем обитатель Эмирэйтс может справедливо упрекнуть французского специалиста - это полное отсутствие характера: командного духа, в любом его проявлении. В период пришествия в клуб "Профессора", на стыке 96 и 97-ого годов, людьми, формировавшими неосязаемую величину, были Адамс, Кеуон, Диксон, Уинтерберн и Парлор. Порой проблема нехватки банальной "мужиковатости" является одной из главных жалобных болельщицких песен. Сейчас при всем уважении к Томасу Вермалену и, проводящему пожалуй свой лучший сезон в карьере, Робину ван Перси, таких людей в Арсенале днем с огнем не сыскать. Человеческий менталитет - это монументальная константа, не поддающаяся ни ветрам, ни дождям, ни эрозионным движениям. По сему, важно понять, что изменить Арсена, как человека, не получится ни у одного из нас. А его фирменные пресс-конференции, ставшие своеобразным брэндом и, способные к резюмированию в одну строку "Виноваты судьи, газон, погода ... n-обстоятельства, но не игроки", должны приниматься нами, как неотъемлемая часть его личности.
Что будет, если уволить Венгера завтра? Кто бы ни стал у руля канониров, будь то Стив Боулд или Денис Бергкамп, вовсю кричащий о своей готовности моментального действия, команду ждут сотни игр, резюме которых будет тождественно миллионам километров прожженной степи. При трезвой оценке дел насущных постоянное попадание в ЛЧ видится действительно внушительным результатом, насколько раздирающе и кощунственно это бы ни звучало. Знаменитая каша из топора возможна только на просторах детской сказки. Перефразируя в контексте, стряпня француза, учитывая качество, находящихся в резерве ингредиентов, представляет собой довольно-таки занимательное яство.
Вопрос отставки Венгера видится куда более глобальным и серьезным шагом, нежели дежурной сменой главы тренерского штаба. В виду установившейся на протяжении лет стратегии обязательного финансового прибытка, трудно представить себе человека, который выжимал бы из сегодняшнего Арсенала хотя бы долю того, что на протяжении лет стабильно демонстрирует француз. В перерывах между хриплым кашлем негодования необходимо задуматься над тем, что вектор финансовой клубной стратегии (обязательные +20 млн. евровалюты с сезонных продаж) - это плод политики совета директоров, а удел француза - это знаменитое "улыбаемся и машем", оглашая давно устаканившиеся в кулуарах нормы.