Хеннес Вайсвайлер: шесть конфликтов великого тренера
Великий тренер, который стал символом столетия в Кельне и Гладбахе. Одновременно....
Конфликт № 1. Семья
Отцы и дети. Бесконечный сюжет, идущий сквозь всю историю человечества. Родители Хеннеса очень хотели, чтобы сын пошел по отцовским стопам и стал адвокатом. А Хеннес хотел заниматься спортом и играть в футбол. Будущий великий тренер уже тогда показал свой бескомпромиссный характер. По настоянию семьи он начал обучение в Коммерческой школа города Кельн, но все равно продолжил заниматься футболом, играя за местные команды. Его отец был крайне этим недоволен.
Семейный спор оборвала Вторая мировая война. Хеннес служил в войсках противовоздушной обороны, а когда его передислоцировали в Мюнхен — даже успел поиграть за местный «Ваккер». В 1945 году он со своим отрядом попал в советский плен, где провел несколько месяцев, но вернулся.
А вот продолжить семейную свару Вайсвайлер уже не сумел. Точную судьбу его родителей установить так и не удалось, по некоторым данным, они погибли в последний год войны под обстрелом. Смерть разрешила спор с родными — исчезла последняя преграда между Хеннесом и футболом. Но вряд ли молодой начинающий специалист был этому рад.
Конфликт № 2. «Кельн» (1955-1958 годы)
Это было второе пришествие Хеннеса в клуб. И если в 1948 году он был малоизвестным играющим коучем, то в этот раз он пришел в статусе восходящей звезды тренерского цеха. С отличием окончив Спортивный университет в Кельне, Хеннес не только тренировал сам, но и преподавал на тренерских курсах под эгидой Немецкого футбольного союза. А написанный им в 1959 году учебник на долгие годы стал настольной книгой для многих наставников по всему миру. Также в его активе была работа в качестве ассистента главного тренера сборной Германии.
В Кельне впервые проявилось важнейшее тренерское кредо Вайсвайлера — никаких авторитетов, никаких былых заслуг. Свою работу он начал с того, что отказался от нескольких заслуженных футболистов с «большими» контрактами, а на их место пригласил малоизвестную молодежь. Несмотря на сопротивление спонсоров и недовольство болельщиков, Хеннес догнул свою линию и обновленный «Кельн» сходу занял третье место в Оберлиге.
В сезоне 1957/58 Вайсвайлер продолжил реформировать состав, вновь пригласив несколько игроков из молодежки и любительских команд. Недовольство тренером продолжало расти. Главным оппонентом Хеннеса был президент и один из основателей «Кельна» — Франц Кремер. Считая клуб своим детищем, Кремер стремился не только осуществлять общее руководство, но также влиять на кадровые решения и даже на состав команды в том или ином матче, чего совсем не допускал Вайсвайлер. Официально Хеннес ушел из клуба из-за ухудшения результатов команды. Но настоящая причина была понятна всем — Кремер мог вытерпеть в «Кельне» только одного хозяина. Себя.
Конфликт № 3. Менхенгладбах
Золотое время «Боруссии». Приняв команду в 1964 году, Вайсвайлер сразу начал с главного — избавился от заслуженных и авторитетных, взяв на их место молодых и голодных до футбола. И молодежь, пусть и не сразу, но сполна отплатила за тренерское доверие результатом. 1965 год — возвращение в Бундеслигу. 1968, 1969 годы — бронзовый призер. 1970, 1971 годы — чемпионские титулы. Менхенгладбах стал первой командой, взявшей Бундеслигу два года подряд.
За время работы в «Боруссии» Хеннес нашел и раскрыл целую россыпь звезд мировой величины — Нетцер, Хайнкес, Кёппель, Фогтс, Штилике и множество других. Именно Хеннес сделал лучшим форвардом Европы Аллана Симонсена — единственного датчанина-обладателя «Золотого мяча».
В Менхенгладбахе с наилучшей стороны проявили себя два главных принципа игры по Вайсвайлеру — доверие молодежи и атакующий футбол. Тренерское доверие окрыляло молодых талантов, а возможность атаковать и импровизировать в полной мере раскрывала их способности. Но по-прежнему главенствовал еще один важный принцип — никаких авторитетов.
В 1972 году игроки «Боруссии» Нетцер, Хайнкес и Виммер в составе сборной Германии выиграли чемпионат Европы, на почве чего словили самую настоящую звездную болезнь. Тщеславие и высокомерное отношение сборников к партнерам по команде не ускользнуло от внимания Хеннеса, он отреагировал максимально жестко — разорвал контракты с игроками. В прессе писали, что Вайсвайлер сошел с ума и даже пророчили развал «Боруссии». Но тренер доказал свою правоту — в 1975 году Менхенгладбах уже без отчисленных сборников не только взял еще одно чемпионство, но и завоевал Кубок УЕФА. Много позднее Нетцер признает, что Хеннес имел полное право поступить так, как он поступил.
Конфликт № 4. «Барселона»
В Испании принципы Хеннеса впервые дали сбой. Вайсвайлер по-прежнему не признавал никаких авторитетов среди игроков, но в «Барселоне» его ожидал Йохан Кройф, который, в свою очередь, не признавал тренерского авторитета немца. Голландец прямо заявил: «Это не мой тренер». При Михелсе (предшественник Хеннеса), Кройф действовал на поле в роли свободного художника. Хеннес не был против творчества, но только в рамках своей игровой системы.
Разный взгляд на футбол быстро привел к открытому конфликту, который завершился в пользу Кройфа. В «Барселоне» у Хеннеса не было кредита доверия, как в Менхенгладбахе. Руководство клуба встало на сторону игрока и досрочно разорвало контракт с наставником. Не терпящий авторитетов Вайсвайлер нарвался на слишком мощный авторитет. И проиграл.
Позднее испанские газетчики провели исследование и выяснили, что даже за очень короткий срок Вайсвайлер все равно оставил в Испании серьезный след — многие игроки резерва, получившие свой шанс при немце, в итоге стали футболистами основы и даже сборной Испании.
Конфликт № 5. «Нью-Йорк Космос»
В Нью-Йорке Хеннес оказался послом футбола в нефутбольной стране. В начале 80-х европейский соккер был для американцев скорее развлечением, чем игрой на результат. Хозяева клубов стремились в первую очередь к шоу и коммерческому успеху, ради чего и приглашали мировых звезд.
Поэтому, несмотря на победу «Космоса» в чемпионате США, хозяева клуба были недовольны ситуацией, ведь Хеннес работал на результат, а не на шоу. Он без всякого сожаления сажал на скамейку лучшего бомбардира Киналью, ставил в состав местных нераскрученных игроков и оставлял в запасе дорогих легионеров. Даже Беккенбауэр не был для Хеннеса авторитетом и тоже сидел на скамейке запасных. А ведь именно Франц пригласил Вайсвайлера в США.
В итоге клуб и тренер расстались, взаимно недовольные друг другом. Вайсвайлер не успел построить команду-звезду из местных футболистов, а американцам не хватило терпения дождаться шоу.
Конфликт № 6. Швейцария
В 1982 году сразу несколько клубов вели с Вайсвайлером переговоры о возвращении в Бундеслигу. Президент «Айнтрахта» Аксель Шандер был и вовсе уверен, что вопрос с приездом Хеннеса во Франкфурт решен и поэтому даже обиделся, когда тренер выбрал «Грассхоппер».
Сам Вайсвайлер объяснял свое решение так: «Это не вопрос денег. Просто я хочу построить еще одну хорошую команду, основанную на моих идеях». В некотором смысле, выбрав «Грассхоппер», Хеннес бросил вызов родной Бундеслиге.
Увы, но довести свой швейцарский проект до конца Вайсвайлер не смог. Есть такой конфликт, с которым пока ни один человек не смог справиться. Это конфликт со смертью. Выиграв чемпионат и кубок страны, тренер скончался от сердечного приступа всего через три недели после триумфа. На тот момент наставнику было 63 года.
Но стоит ли считать Хеннеса проигравшим в своём последнем конфликте? Конечно же, нет!
Тренер ушел, но остался в немецком футболе буквально везде. Его имя носит кельнский козел-маскот. Менхенгладбахское прозвище «жеребцы» — целиком и полностью заслуга Хеннеса. В его честь назван Немецкий учебный центр для тренеров. Учебник Вайсвайлера по-прежнему считается классикой футбольной литературы. А многие немецкие наставники по сей день называют Хеннеса Учителем.
Тренер победил. Потому что смерть приходит и уходит. А Хеннес Вайсвайлер навсегда с нами. Пока существует футбол.
* * * * *
Редактор: Саша Булычева
* * * * *
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер.
Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube, телеграм-каналу и группе VK.