Футбольная тактика и стратегия. Материал №1. Сдваивание флангов и фланговые треугольники. Часть 1: теория
Сдваивание флангов и фланговые треугольники: как выглядят в теории, как применяются на практике, как отрабатываются на тренировках на примерах лучших команд и тренеров.
Этот пост - первая часть целого научного труда. За две части от "А" до "Я" будет расписано всё об игре на фланге: как строятся фланговые треугольники, какие они бывают, что такое сдваивание флангов, как это выглядит на доске, как это переносить из доски на поле и т.д. Абсолютно всё. Приятного чтения.
Глава первая: теория
Сейчас будем идти поверхностно, и потихоньку станем распутывать этот тактический клубок, начиная от элементарных тезисов заканчивая сложными тактическими схемами. Вот все метки, которые будут в ходе разбора:
Сдваивание флангов предполагает элементарную операцию, когда вингбэк (крайний защитник) поднимается выше по флангу настолько, что начинает делить одну зону с номинальным вингером (крайний нападающий).
Сдваивание флангов целенаправленно (бывает по ошибке вингбэка данная операция появляется как побочный эффект от других тактических аспектов) проводится лишь для одной задачи: получить количественное преимущество в конкретной зоне. В 99.9% случаев целенаправленного сдваивания флангов мяч находится на фланге, где это сдваивание осуществляется, и где-то в 80% случаев мяч находится в ногах одного из двух главных лиц сдваивания: вингбэка или вингера. Остальные 19.9% - случаи, когда мяч у ближайшего к ним инсайда.
Всё остальное: разновидности, схемы по сдваиванию флангов и прочее создано для того, что бы это преимущество на фланге реализовать. Заполнить - легко. Реализовать - сложнее.
Для реализации этого игрового аспекта нужно понимать - чего вы хотите добиться в итоге, после окончания именно этой операции. Это может быть:
1. Вывод вингера на позицию для прострела или навеса.
После получения мяча от центрального защитника вингбэк уже имеет высокую позицию. Важно: он не идет с мячом по флангу, нет. Он бежит без мяча выше, и только после этого получает мяч. Тут осуществляется "сдваивание", при этом начинается и прямое взаимодействие с ближайшим инсайдом. По сути появляется треугольник. Скорее всего все не участвующие в этом треугольнике уже понимают идею этой комбинации, и начинают заполнять зоны завершения:
Ведь дальше (опять же, если цель именно вывести вингера или инсайда на позицию для прострела или навеса) идет прямое взаимодействия только трех игроков: условных ЛЗ, ЛВ, ЛЦП.
Что касается самого розыгрыша, то тут все зависит напрямую от ситуации. Большую роль играет то, какой игровой IQ имеют эти трое игроков и как хорошо были отработаны все варианты развития событий. Никто не знает сколько защитников соперника отреагируют на треугольник и будут именно в зоне розыгрыша мяча, и где они будут стоять. Всего несколько вариантов розыгрыша можно придумать, но важно их правильно ротировать между собой в зависимости от ситуации именно в зоне нахождения мяча.
Самое простое и частое действие. Когда СРАЗУ после паса ЦЗ - ЛЗ идет мгновенное забегание инсайда на одну линию с вингером. Это можно назвать "двойным" сдваиванием. Первое - когда вингбэк сдвоил фланг в вингером, второе - когда инсайд сдвоил фланг с вингером.
Таким образом у нас получается два варианта обостряющей передачи. Две линии закрыть куда сложнее. Еще одним преимуществом в таком розыгрыше является контекст. Такое забегание происходит когда изначально инсайд и вингер находятся в изоляции с игроком соперника, под персональной опекой.
Инсайд априори забегает первый, чем выигрывает себе лишние полметра, ведь обороняющиеся в футболе всегда в роли догоняющих. Идеально будет, если и вингер уведет своего опекуна подальше, что бы расширить коридор. Вот тут и играет свою роль взаимопонимание участников треугольника.
Логичным вопросом к данным иллюстрациям будет вопрос о том, где личный опекун вингбэка. Ответ прост: его пытаются отрезать еще на стадии билд-апа, но если речь идет про низкий блок, то номинальный опекун нашего "крайка" будет всегда ниже него. В таком случае редко пытаются вывести вингера на хорошую позицию, но если уже делать это, то через инсайда.
Естественно, если опекун вингбэка находится всегда ниже него, то по такому же принципу работают опекуны инсайда и вингера (в противном случае даже средний по мировым меркам тренер разрушит в пух и прах эту хрупкую оборонительную структуру). Если действовать быстро в одно касание, то запрессинговать вас просто не успеют.
После паса ЛЗ - ЛЦП у инсайда есть три варианта развития атаки: дать пас на забегающего защитника, дать пас на вингера и продолжить атаку через центр. Последний вариант относится к следующему пункту, поэтому пока что отложим его в долгий ящик. Первый и второй варианты ротируются между собой в зависимости от ситуации в зоне завершения и навыков левого защитника и левого нападающего.
Первый вариант подходит как более быстрый с точки зрения вывода вингера на позицию для удара в случае, если зоны завершения заполнены плотно. Вот как это выглядит на доске:
Красным отмечены зоны, где при таком стечении обстоятельств преимущество на стороне обороны. Белым - преимущество стороны атаки. Забегая туда в противоход опекуну вингер с мячом становится в левую часть 14-ой зоны, где его может встретить лишь центральный защитник. Но в этом случае, если форвард правильно сдвинется, откроется линия передачи на него. Все козыри у команды синих.
Повторюсь, такой вариант розыгрыша при сдваивании флангов возможен только при четырех условиях: низкий блок соперника, плотное заполнение зон завершения, хорошая стартовая скорость вингбэка и хороший дальний удар у вингера. К примеру Сассуоло с Беррарди такое могло бы только снится, из-за его плохого удара.
Что, если исходные данные другие: зоны завершения заполнены плохо, более мощным в плане физики является как раз инсайд, а что касается игрового IQ, то в этом смысле на первым ролях в команде форвард. Что мы получаем при таком сценарии:
Тут намного больше сложных движений всей группы атаки, но в отличие от прошлого розыгрыша этот при правильном движении всех футболистов дает преимущество во всей зонах завершения. После паса от инсайда вингеру он должен бежать в противоход своему опекуну, в зависимости от того, куда тот движется на данный момент. 80% что нужно убегать именно к центру.
Два самых важных пункта при этом розыгрыше: дриблинг вингера и футбольный интеллект форварда. Дриблинг нужен элементарно для того, что бы обыграть защитника. Иначе удобную позицию не найти. Разве что при сценарии когда инсайд смещается не в центр, а в полуфланг. В таком случае есть возможность разыграть стенку, но тогда теряется преимущество в 14-ой зоне.
Интеллект форварда в этом случае играет крайне важную роль. Его задача - создать себе открытую позицию. То бишь встать перед защитником с левой стороны, что бы быть первым на мяче. Это выполняется индивидуально телесными движениями. Их нельзя показать на доске. На доске можно обозначить лишь задачу. Задача: встать перед защитником с левой стороны.
Просто это сложно сделать по одной простой причине: в этой ситуации нет таймингов, которые позволили бы расшатать защитника в правую сторону. Если просто двинуться вправо, то даже полупрофессиональный защитник поймет, что это фейк. Вот почему это сложно, а если не получить это преимущество, то элементарно прийдется подавать на дальнюю штангу. Для соперника варианты продолжения сужаются, распутать план и ликвидировать опасность становится гораздо легче.
Еще одной формой сдваивания флангов является структура, при которой вингбэк с вингером изначально находятся на одной линии:
Обычно при возникновении такой ситуации соперник играет закрыто и низким блоком. При другом раскладе такую ситуацию представить сложно. Смысл в том, что на одной позиции находится сразу два футболиста, создавая ситуацию 2 в 1.
Такая ситуация уже дает огромное преимущество, и тут уже проблема больше в том, что бы эту ситуацию создать. Реализовать ее проще. Если пытаться создать такой расклад на этом же фланге, с помощью игры на третьего, то получится ситуация, при которой опекун вингбэка идет за ним, закрывая его линию передачи. Для этого ему нужно просто побежать за ним, даже необязательно догонять.
Поэтому тут приходится реализовывать атаку сначала через другую зону - желательно противоположный фланг. Тогда опекунов на фланге сдваивания в принципе не будет, они будут не нужны. Это позволит крайнему защитнику без опекуна выдвинутся в одну линию с вингером.
Вот наглядная иллюстрация, показывающая, что в три паса можно без проблем развернуть атаку, и создать ситуацию, при которой возникает лишь одна проблема. Она заключается в том, что на инсайда, который является конечным пунктом, среагирует левый полузащитник соперника (на иллюстрации он - шестой номер), и не даст тому развернутся:
Что же, в такой ситуации надо пенять на ошибки соперника: либо во время перевода мяча с фланга на фланг, либо индивидуально у шестого номера. Один из моих любимых футбольных тезисов заключается в том, что идеально атаковать - не значит забить, а вот идеально защищаться - значит точно не пропустить.
Особенности схемы будут отдельной рубрикой в каждом из подпунктов. В этом подпункте хотелось бы поговорить о схеме 3-1-4-2.
Согласитесь, просто глядя на эту схему уже сложно представить тут какое-то сдваивание флангов. Даже если делать его через форварда в связке с крайним полузащитником, то могут возникнуть проблемы с заполнением зон завершения, та и высоко слишком, инсайду сложно подключится на такой линии. Но вопрос: что мешает задействовать крайний центральных защитников.
Больше вам скажу, передвижение игрока из последней линии на фланг провоцирует всех игроков группы атаки идти выше, из-за чего появляется пространство в центре. Это, при сдваивании, дает еще один вариант развития атаки: банальное продвижение защитника с мячом в центре.
Треугольник рушится, инсайду и вингеру не остается нечего, кроме как идти заполнять штрафную, еще и появляется вариант для перевода на другой фланг, и делать уже типичное сдваивание там. Результат: уже четверо игроков готовы к прострелу, имеется разыгрывающий в центре и эффективный фланговый треугольник. Схема 3-1-4-2 - идеальный футбольный пример, как тактикой можно обратить минус в огромный плюс.
Вопрос: почему этим пользуются, если при отборе у защитника сзади остается всего двое защитников? Ответ: такой розыгрыш априори возможен только когда противник играет низким блоком и дает пространство в центре. Значит он не прессингует, максимум пытается ограничить пространство. Когда соперник играет так, а у вас в арсенале схема 3-1-4-2, то это идеальный вариант развития атаки.
2. Выход из обороны и во время обычного билд-апа, и во время быстрых контратак.
Использование флангов для выхода из обороны стало популярным с появления техничных латералей. Освободив им фланги можно развить атаку с помощью банального прохода, без опасений, что неожиданно мяч заберут. Тем временем игроки группы атаки могут спокойно заполнять зоны завершения.
Но на иллюстрации показан лишь гипотетический пример, который очень сложно увидеть в реальном футболе. По крайней мере если твой соперник хотя бы чуть чуть умеет оборонятся.
Здесь мы в меньшей мере затронем всякие вариации самого треугольника: как он строится, за счет чего и прочее. Это мы прошли в прошлом подпункте. В этом мы скорее затроним конкретные ситуации, когда и какие надо строить треугольники для того, что бы найболее эффективно выйти из обороны.
По сути защитный блок соперника конкретно в ситуации с билд-апом можно делить по двум параметрам:
По наличию прессинга: либо он есть, либо его нет.
По количеству игроков в атакующей линии: один, два или три.
Отталкиваясь от этого, а так же от вашей игровой схемы, можно выстраивать выход через треугольник на фланге, та и билд-ап в целом. Будем рассматривать все варианты по очереди. Сначала самые очевидные, потом те, на которые стоит обратить внимание из-за каких-то особенностей. Варианты, которые будут соответствовать по решению с каким-то уже рассмотренным я не вижу смысла рассматривать по сути повторно.
Схема 4-3-3. Наличие прессинга и трех игроков в атакующей линии у соперника.
В такой ситуации в принципе команда с мячом зачастую пытается выйти через фланг. Это куда удобней, чем через центр, где из вариантов только строить вертикальные атаки на третьего, ведь и в центре, и в атакующей линии преимущества по количеству игроков нет.
Все решается просто: групповое смещение на один фланг, выстраивание треугольника через центрального защитника, вингбэка и инсайда, что схематически дает большинство в конкретной зоне, и выход с вот таким раскладом:
Либо такой вариант, либо тот, который я показывал выше через картинку, где все ушли заполнять зоны завершения, а у вингбэка кучу пространства на фланге.
Схема 4-3-3. Без наличия прессинга с двумя игроками в атакующей линии.
Теоритически невозможно встретить соперника, который играл бы 4-3-3 с низким блоком. В крайнем случае он бы трансформировался в 4-4-2 или 4-1-4-1, поэтому такой вариант мы рассматривать не будем.
Может это вас удивит, но тут все еще проще. "Крайка" вовсе нечего прессинговать. Он спокойно дойдет до той линии, на которой можно разыгрывать обычное сдваивание:
Схема 4-3-3. Без наличия прессинга с двумя игроками в атакующей линии, но со схемой 3-5-2
Очень интересная ситуация возникает с другой схемой, в которой есть два игрока в атакующей линии. По сути 3-5-2 за счет латералей становится отзеркаленой версией 4-3-3. Это, и еще один вытекающий из этого фактор становятся проблемными в прохождении такого блока через фланг:
Так получается, что если и получится дать пас инсайду или вингеру, те просто не смогут развернуться, поэтому тут впоследствии приходится задействовать центр поля, но сначала надо разыграть мяч между инсайдом и вингбэком:
Разыгрывается стандартная стенка, после чего следует выбор вингера: либо убежать в отрыв по флангу (только в случае приличного превосходства в скорости над своим опекуном), либо оставаться на месте, что бы получить мяч, и первым касанием отправить опорнику, который будет врываться на полуфланг (такой вариант показан на иллюстрации выше):
Такой розыгрыш застает соперника врасплох. Нет игрока, который мог бы спереди выдвинутся на полузащитника, и не освободить зону еще больше + это дает возможность свободно подключаться и заполнять зоны завершения (это касается абсолютно всех игроков, не только тех, которые отображены стрелочками. Не хотел испортить иллюстрацию изобилием стрелок).
Но все таки, несмотря на то, что выход найти можно, он довольно рискованный: и стенка далеко не всегда срабатывает даже при условии крутого взаимопонимания, и разыграть в центр не всегда получается, да и вингер может вдруг потеряться между двумя вариантами развития атаки. Так что совет: не выставляйте 4-3-3 против 3-5-2 (сейчас так играют только Индзаги и Конте, если я нечего не забыл), а если выставляете, то пытайтесь делать уклон на билд-ап через центр. Это более муторно и схематически сложно, чем просто короткие розыгрыши, которые я тут сейчас разбираю, но зато менее рискованно и более эффективно.
Схема 4-4-2. Без прессинга, с двумя игроками в атакующей линии.
Сдваивание флангов и фланговые треугольники прекрасно сочетаются со схемой 4-4-2 по одной простой причине: они основаны на быстрых розыгрышах, а не на схематике. Так и 4-4-2 это схема, при которой вы предпочтете играть быстро, без позиционных атак.
Обусловлено это тем, что при потенциальной позиционной атаке со схемой 4-4-2 вы не сможете вместить в последнюю линию больше четырех игроков. Даже одного вингбэка сунуть очень сложно, даже на доске (где показывать все гораздо легче, чем применять в игре). Современные позиционные атаки требуют хотя бы пятерых игроков в последней линии. Поэтому схема 4-4-2 давно стала считаться контратакующей схемой.
Схема 4-4-2 чисто схематически дает возможность построить треугольник как с инсайдом, так и с левым полузащитником на острие. Поскольку именно в этой ситуации мы имеем соперника без прессинга и со схемой 4-4-2, то треугольник должен быть максимально быстрым. Вариант с инсайдом имеет больше схематики (поймете позже о чем я), поэтому рассмотрим вариант с интегрированным левым полузащитником.
Мы видим образование треугольника. Левому полузащитнику приходиться опускаться ниже своего опекуна. Сам опекун за ним не пойдет. Он предпочтет сохранить структуру оборонительного блока, поэтому этот трюк проделать будет легко. Именно на этом этапе ключевой фигурой всего розыгрыша становится инсайд:
Задача инсайда - сделать рывок и повести за собой своего опекуна. Так открывается пространство в центре и наконец есть шанс на развитие атаки с хорошим заполнением зон завершения. Почему же в этой ситуации опекун пойдет за инсайдом? Все достаточно просто. Смысл защитной схемы 4-4-2 - перекрывать разрезающие передачи. Если в ситуации с левым полузащитником и намека на такую передачу не было, то тут инсайд забеганием создает линию для разрезающей передачи.
Следовательно, левый полузащитник передвигается на позицию, где появилось пространство. Инсайд сдвигает в полуфланг, а фланговый защитник быстрым рывком поднимается выше по линии. Так образовывается новый треугольник. Дальше нужно действовать по ситуации. Есть два варианта развития событий. Все зависит от того, какие качества преобладают в вашей команде.
Если в вашей команде есть высокорослые форварды и хорошо подающий крайний полузащитник, то нужно пользоваться компактностью оборонительного блока соперника, оперативно переводить на противоположный фланг. Форварды окажутся в изоляции с центральными защитниками сами собой, "по дефолту".
Этот вариант доступен тем командам, у которых умные и хорошо играющие в 14-зоне инсайды. Он заключается в создании уже третьего за атаку треугольника. Он нужен для того, что бы достигнуть разрыва между линиями за счет перевода на другой фланг и сдваивания этого фланга, и ввести туда трех игроков. Вот как это выглядит:
Когда сразу трое игроков у тебя между линий, то закрыть все линии передач просто невозможно + у тебя еще и два форварда есть на острие. Они, кстати, и не дают выйти защитникам выше, что бы компенсировать разрыв.
Схема 4-4-2. Наличие прессинга с тремя игроками в атакующей линии
Тут мы посмотрим на второй вариант треугольника при схеме 4-4-2 с интегрированным в него инсайдом. На доске все будет выглядеть несколько сложнее, но сама атака в игре будет выглядеть более топорно, нежели прошлый вариант.
Сразу два треугольника, которые связывает инсайд. Суть такого построения в том, что бы крайне быстро выйти в финальную треть поля, отрезать линию полузащиты и выйти 3 в 4 с двумя форвардами и полузащитником на противоположном фланге. Потенциально выйти еще и с левым полузащитником.
Сначала мяч разыгрывается между центральными защитниками и вратарем, что бы вывести трех нападающих на конкретные позиции. Заметьте, насколько высоко находятся вингбэки. Это для того, что бы вингеры соперника на 100% абстрагировались от всех, кроме центральных защитников.
Быстрый перевод создает вот подобную ситуацию. В ней колоссальное преимущество в зоне мяча имеет команда атакующих (еще бы не иметь преимущества на своей половине поля, но тут дело в том, что оно колоссальное. Непозволительно большое преимущество против команды, которая высоко прессингует, следовательно, она пытается это преимущество нивелировать).
Мяч легко из-за преимущества в количестве доставляется к вингбэку, и мы видим ситуацию, где для защищающихся нет варианта, где команда атакующих не выходила бы хотя бы 3 в 4, если не в 4 в 4. Для схемы 4-4-2 это идеальный вариант развития атаки:
В ситуации со схемой с тремя защитниками все очень разнится с игрой на фланге при игре в 4 защитника. Тут, за счет дополнительного защитника, можно строить полуфланговые треугольники, которые по сути будут давать столько же продвижения, сколько обычные фланговые, но при этом продвигать они будут по полуфлангу - более эффективной зоне продвижения мяча, нежели фланг:
Это заставляет инсайдов соперника тянуться за инсайдом атакующей команды, но при этом контроль флангового защитника подает без следа:
Так получается, что как бы ты не пытался угнаться за каким-то игроком атакующей команды в билд-апе, когда у тебя схема 4-3-3, а у соперника 3-4-3, у тебя не выйдет. Почему? Элементарно и крайне просто. Теряется центральный опорный полузащитник. Из-за того, что 3-4-3 предполагает двух центральных полузащитников, а 4-3-3 - троих, один остается лишним.
Это как шоколадка, от которой оторвали кусочек и сьели. На стадии билд-апа его нет. У стороны атаки на одного игрока больше. Поэтому никогда не советуется высоко прессинговать схемой 4-3-3 команду со схемой 3-4-3. Об этом я еще мог рассказывать в разборе последнего финала Лиги Чемпионов, где была подобная ситуация. Так и получается, что со схемой 3-4-3 против 4-3-3 и не надо создавать эти фланговые треугольники, ведь полуфланговые - в разы эффективнее.
Схема 3-4-3. Без прессинга, два игрока в атакующей линии.
Вот тут все уже в разы сложнее. Схема 4-4-2 перекрывает всю линию полузащиты 3-4-3 чисто схематически. Но при этом это является и плюсом, поскольку блоком соперника можно манипулировать:
Центральный треугольник будет использоваться как способ манипуляции. При намерении разыгрывать мяч через центр команда атакующих надеется на то, что команда защищающихся отреагирует, а за ними, что бы сохранить компактность, пойдут крайние полузащитники. Так, собственно, и освободится фланг:
Через пару отличных перепасовок блок 4-4-2 сужается, фланги освобождаются, освобождается линия передачи на "крайка", и создается абсолютно стандартный фланговый треугольник. Единственный минус - должна быть просто космическая сыгранность между инсайдами и центральным защитником, ведь это должны быть не просто обычные пасы. Соперник должен действительно поверить, что вы собираетесь как-то разыграть через центр, и что у вас в голове и мысли не возникло играть через фланг. Не потерять мяч даже против такой схемы легко при плохой сыгранности.
Схема 3-4-3. Наличие прессинга и три игрока в атакующей линии, но схема 3-4-3
Кажется, что зеркальная схема - идеальный вариант для того, что бы задушить соперника высоким прессингом. На самом деле разрушить прессинг в таком примере легче, чем прессингом разрушить билд-ап. На доске это видно идеально.
Сделать так, что бы один из крайних центральных защитников повернулся к воротам не сложно. За счет лишнего игрока в виде вратаря это исполняется даже без тактических схем. При таком раскладе уже все становится слишком легко. Обычный розыгрыш на третьего, и через два паса атакующие выходят 4 в 4 с другими набегающими футболистами:
При этом возникает преимущество в зоне нахождения мяча и выстраивается треугольник, из-за чего бесконечно возникают линии передач, можно спокойно разыгрывать забегания, двойные сдваивания и прочие розыгрыши, которые я показывал в первом подпункте.
Вы можете возразить, мол "неужели это никак не остановить? Должен быть рациональный способ". Нет. В футболе мало безвыходных положений, но если они есть, то значит это какой-то простенький розыгрыш, как здесь. В любом случае команда атакующих на выходе из своей половины поля получает большое тактическое преимущество, а также перспективу на позиционную атаку, если быстро разыграть выход в штрафную не выйдет. Это происходит чисто схематически.