Юбилей под знаком кошмара. О вылете «Спартака» из Лиги чемпионов и общей ситуации в клубе
Казалось бы, совсем недавно мы любовались ажурным, куражным «Спартаком» на Кубке Париматч Премьер, видели довольное лицо нового тренера Руя Витории, явно удовлетворённого происходящим на поле, и создавалось полное ощущение если не идиллии, то относительного благополучия в стане красно-белых. Но, как оказалось, это была иллюзия, а португальский специалист, похоже, идёт проторенной дорогой Олега Кононова, который в своё время выиграл аналогичный товарищеский турнир, а затем провалился в чемпионате и еврокубках. Я это искренне не хочу. Во-первых, потому что я болею за «Спартак». Во-вторых, потому что я с симпатией отношусь к самому Рую Витории – как к тренеру и как человеку, и я желаю ему успеха в «Спартаке».
Старт официального сезона у команды выдался хуже не придумаешь – четыре поражения в пяти матчах. При этом в первом туре РПЛ с «Рубином» спартаковцы выглядели вполне прилично и вправе были рассчитывать на очки. Но так вышло, что то незаслуженное поражение стало своеобразным камертоном к последующему выступлению красно-белых, которое с каждой игрой становилось всё хуже. Но я лично не считаю, что в этом велика вина тренера. Очевидно, что Руй, как ранее Эмери, Лаудруп и Якин, не до конца понимает, где он находится и что вокруг творится. А помочь в этом разобраться ему некому. В чём-то схожая ситуация была у Кононова. Кто бы что ни говорил, а Олег Георгиевич – сильный тренер. Как известно, запоминается последнее, и даже его работу в «Краснодаре» уже мало кто помнит. А я помню Кононова ещё по львовским «Карпатам», которые при нём играли здорово и выходили в еврокубки. В нормальных условиях, повторюсь, это очень сильный тренер, но в спартаковском аду он откровенно поплыл. Что-то похожее, видимо, происходит и с португальцем, чей вид на тренерской скамейке подчас внушает жалость.
Квалификация Витории едва ли может вызывать сомнения: всё-таки человек работал в «Бенфике», выигрывал чемпионат Португалии, выходил в плей-офф Лиги чемпионов. Но, принимая предложение «Спартака», он явно не понимал, куда едет и что его ждёт. В Португалии он, скорее всего, не привык к перепалкам между спортивным директором и любовницей владельца клуба, сливу переписок между ними же, зашкаливающей некомпетентности менеджмента и полной анархии в структуре руководства. Если честно, я не знаю, кто и по каким критериям выбирал нового тренера «Спартака». Возможно, и впрямь выбор делался по гороскопу и на основании буквы «р» в имени. Но это не отменяет квалификацию Руя Витории и того, что он вовсе не обязан разбираться во всём этом паноптикуме. Он приехал сюда делать то, что неплохо умеет – тренировать, а не работать санитаром в палате № 6.
Пока, стоит признать, получается не очень. Наверняка не обошлось и без тренерских просчётов. Некоторые уже ностальгируют по Доменико Тедеско, или «Тедди», как он именуется в упомянутой переписке. Хотя особых поводов для этого нет – тогдашняя игра тоже не потрясала воображение, хватало и откровенно провальных матчей. Просто ему удалось быстро влюбить в себя фанатов, и в целом атмосфера вокруг него была чуть более благоприятственной. Витория же откровенно попал под раздачу. Причём тут целый комплекс ошибок разной степени фатальности, даже если вынести за скобки телеграм-войны. Например, для меня очевидно, что гигантской ошибкой было возвращение Промеса на чуть ли не наибольшую в команде зарплату, которая почти никак не отрабатывается. Дмитрий Попов ставит этот трансфер себе в заслугу, но по факту он послужил одним из факторов, ухудшивших обстановку в команде. Которая сейчас, судя по всему, оставляет желать много лучшего. Если правда то, о чём говорят (что Жиго требует чуть ли не двукратного повышения зарплаты, что Ларссон в открытую конфликтует с Виторией и т.д.), то положение в «Спартаке» очень тяжёлое. И в клубе нет никого, кто мог бы взять штурвал в свои руки и вывести красно-белый самолёт из состояния пике. Зато невпроворот желающих половить рыбку в мутной воде и поиметь со всего этого трэша свою выгоду.
После игры с «Нижним» фанаты не стеснялись в выражениях, и их эмоции понять можно. К футболистам действительно претензий немало. Первые пятнадцать минут они просто забыли выйти на поле, и здесь уже не получится всё спихнуть на управленческий зашквар. Когда одна из самых богатых и статусных команд РПЛ встречается с её новичком, собранным с миру по нитке, то любые оправдания – в пользу бедных. Но это красноречивый индикатор того дна, на которое опустился клуб, некогда основанный великим Николаем Петровичем Старостиным.
Многие сейчас размахивают неудачной статистикой Руя Витории в «Спартаке». Конечно, четыре поражения в пяти матчах, мягко говоря, не comme il faut. Но поражения эти были разные: от «Рубина» - случайное, от «Нижнего» - следствие разгильдяйства в дебюте игры плюс довольно примитивная игра в атаке, от «Бенфики» - справедливое. Честно говоря, перед дуэлью с «орлами» у меня был сдержанный оптимизм. Да, начали сезон красно-белые не так ярко, как ожидалось, но, в конце концов, у «Крыльев» выиграли, с «Рубином» как минимум на очко наиграли, и казалось, что определённые шансы у «Спартака» будут. Но нет. Нынешняя команда Витории была раздавлена бывшей безжалостно и без каких-либо вариантов. Временами складывалось ощущение, что на поле команды не то что из разных лиг, но и из разных галактик. Впрочем, это камень в огород не только «Спартака», но и всего отечественного футбола, деградирующего с космической скоростью.
Не знаю, какие планы на начало сезона строил Руй Витория, но едва ли в них значилось нечто подобное. И это очень важная для него проверка на прочность и стрессоустойчивость. Ежели справится, то из его, как сейчас модно говорить, коллаборации со «Спартаком» может получиться что-то интересное. Ежели нет, то он просто пополнит печальный мартиролог наставников, покинувших клуб на щите. Эка невидаль: сколько их уже было и сколько будет.
Но для того, чтобы у португальца что-то начало получаться, необходимо, чтобы закончился весь кошмар последних дней. А гарантий этого нет. Даже тот факт, что Зарема закрыла свой злополучный телеграм-канал, ей всё же не является – из жизни клуба и его владельца она вряд ли уйдёт. Мне в этой связи, к слову, непонятна позиция Федуна: в клубе катастрофа, его так называемая супруга творит чёрти что, а он словно в рот воды набрал. Неужели он никак не может приструнить этого «аудитора из МГИМО», или, того хуже, сам находится под её влиянием. Тогда пиши пропало.
Руя Виторию мне искренне жаль. Он пытается прививать «Спартаку» умный, интересный футбол – Николай Рассказов не даст соврать. Но его усилия разбиваются либо об откровенную слабость и недостаточную глубину состава (привет горе-менеджменту клуба), либо о безразличие, апатию футболистов, наблюдавшуюся с «Нижним» и «Бенфикой» (привет чете Федунов, устроившей весь этот балаган). Понятно, что «Бенфика» сильнее, но и ей можно проигрывать по-разному, а «Спартак» на протяжении большей части сыгранных 180 минут был откровенно жалок. При Тедеско у «Спартака» не было поставленной игры, сбыли кошмарные провалы в обороне, неплохие матчи чередовались с посредственными, команда зачастую играла в «бей-беги», но хотя бы была видна самоотдача, а на кураже тот же Ларссон подчас мог выдать настоящий рок-концерт. В последних матчах нет даже этого, а поставленной игры – тем более. Ибо тренер в команде без году неделя, к тому же фактор Евро, после которого тот же Ларссон вернулся разобранным. В итоге тренер оказывается в ситуации, когда на него давят со всех сторон, а помочь и защитить его некому. В схожих обстоятельствах были и Эмери, и Кононов. И оба кончили в «Спартаке» плохо. Разница лишь в том, что испанец после того тренерская карьера пошла в гору, а вот Олег Георгиевич от того кошмара и ужаса пока не оправился.
На самом деле, я думаю, все понимают: как бы ни были виноваты футболисты и тренеры, корень зла не в них, а в человеке, который уже 17 лет владеет «Спартаком» и, по принципу Александра Лукашенко «Любимую не отдают», расставаться с этим активом не собирается. Хотя я лично глубоко убеждён, что пока продолжающаяся все эти годы «федунщина» (термин Игоря Рабинера) не закончится, никаких успехов на постоянной основе нам не видать. Только раз в десять лет, как в 2017 г. И то случайно.
Наверное, даже хорошо, что Николай Петрович не дожил до наших дней и не видит, что свора, скажем деликатно, нехороших людей творят с его любимым детищем, в которое он вложил свою душу и свою жизнь. Дичь началась ещё при позднем Романцеве, продолжилась при Червиченко, а при Федуне достигла своего пика. И её пора заканчивать. Любой ценой. В конце концов, ради столетия клуба.