16 мин.

«Парни Бутрума» 9. Герой поневоле — Боб Пэйсли (1974-1983)

Вступление

  1. Рождение Бутрума

  2. Прибытие

  3. Шенкли: Видение

  4. Вернуться туда, где им место

  5. Святой Грааль

  6. Снова чемпионы

  7. Перестройка

  8. Второе пришествие

  9. Герой поневоле — Боб Пэйсли

  10. Психолог — Джо Фэган

  11. Семена перемен — Кенни Далглиш

  12. Начало конца – Грэм Сунесс

  13. Воскрешение — Рой Эванс

Библиография/Благодарности

***

Главный тренер Боб Пэйсли на «Энфилде» 10 апреля 1978 года.

Сразу после полудня в пятницу, 12 июля 1974 года, произошло немыслимое. Билл Шенкли объявил о своей отставке. В Бутрум так же как и все были шокированы, не имея ни малейшего представления о неожиданной новости. Для болельщиков «Ливерпуля» это был момент внезапного осознания, и многие отказывались в это верить, как и большинство игроков и персонала. Телевизионщики бродили по улицам и запечатлевали ошеломленную реакцию жителей Ливерпуля. Когда Тони Уилсон с телеканала «Гранада» радостно сообщал болельщикам «Ливерпуля» в центре города, что Шенкли уходит в отставку, ему почти никто не верил. Один эвертонианец просто ответил: «Ну и слава Богу».

Шенкли проработал в «Ливерпуле» чуть менее 15 лет и полностью изменил судьбу клуба. Несмотря на то, что он принял решение, позже он сказал: «Прийти к этому решению было все равно, что идти на электрический стул». Мы, вероятно, никогда не узнаем истинных причин его решения, но Шенкли чувствовал уверенность в том, что покинул клуб в здоровом состоянии с блестящей командой и отличным местом для продолжения династии. Держа в уме свою отставку, он сделал Боба Пэйсли ассистентом главного тренера, уверенный, что он, вместе с остальной частью Бутрум сможет беспрепятственно продолжить «бастион непобедимости». Как и все остальные, даже Боб Пэйсли поначалу не поверил в эту новость. «Практически каждый год он говорил, что собирается паковать вещички. Ты не воспринимал его всерьез. Когда он наконец это сделал, я был потрясен и не находил слов. Это был день, когда я вернулся из отпуска, и это было похоже на эффект разорвавшейся бомбы». Новость была не менее шокирующей для Т. В. Уильямса, который встретил Шенкли за пределами стадиона «Хаддерсфилда» в 1959 году, чтобы предложить ему работу в «Ливерпуле». На пресс-конференции председатель открыто плакал — это был конец эпохи!

Главный тренер «Ливерпуля» Билл Шенкли приветствует молодых болельщиков у офиса директоров «Энфилда» в день, когда он ушел с поста главного тренера клуба, 12 июля 1974 года
Боб Пэйсли занимает пост главного тренера «Ливерпуля» после отставки Билла Шенкли 26 июля 1974 года

Через две недели после ухода Шенкли на пенсию Боб Пэйсли был объявлен новым главным тренером. Совет директоров решил, что Пэйсли идеально подходит для продолжения хорошей работы, которую начал Шенкли. Цитировались слова секретаря клуба Питера Робинсона: «Тот факт, что за Бобом будет стоять такой сильный персонал... способствовал высокому уровню доверия, которое мы оказали Бобу». Пэйсли и почти все остальные в святилище умоляли Шенкли изменить свое решение, но он принял решение, и на этом все. Тем не менее, Шенкли все еще думал, что ему есть что предложить, и в начале сезона 1974/75 он появился в Мелвуде, чтобы дать свой совет. Это был неудачный ход. Игроки все еще называли его «боссом», так что что-то должно было произойти, и у Пэйсли не было выбора, кроме как тихо поговорить с ним. Получив разрешение совета директоров, он попросил Шенкли держаться подальше, чтобы он мог продолжить работу. С этим можно было бы справиться лучше, но «Ливерпуль» видел крах «Манчестер Юнайтед» после того, как Мэтт Басби (которого также многие игроки и сотрудники клуба все еще считали «боссом») ушел в отставку, и «Ливерпуль» не хотел повторять те же ошибки, что и «Юнайтед».

Боб Пэйсли получает отличный прием от своих игроков перед своей первой тренировкой в Мелвуде после отставки Шенкли

Боб Пэйсли, возможно, лишь неохотно согласился взяться за эту работу, но он знал, что у него есть преданная Бутрум, которая его всегда поддержит. Джо Фэган был тренером первой команды, Ронни Моран курировал резервистов, а в возрасте 25 лет Рой Эванс был привлечен в тренерский состав после того, как провел всего 11 матчей за Красных в качестве игрока. В Бутрум, очевидно, увидели в Эвансе некоторый тренерский потенциал, когда они убедили его повесить бутсы на гвоздь и присоединиться к ним.

Боб Пэйсли всегда был рядом с Биллом Шенкли во время его правления, давал ему советы и в конце концов получил звание ассистента главного тренера, но Пэйсли чувствовал себя более комфортно в обстановке Бутрум. Теперь, когда у него были ключи от кабинета главного тренера, он действительно не хотел, чтобы что-то менялось — в конце концов, зачем менять формулу победы? Немногие главные тренеры в футболе обладали лучшими знаниями, чем Пэйсли, и с Джеффом Твентименом в качестве главного скаута клуб надеялся, что все будет как обычно. Пэйсли решил продолжать в том же духе, что и Шенкли, поэтому он по-прежнему проводил большую часть своего времени в Бутрум с Джо Фэганом, Ронни Мораном, Роем Эвансом, Рубеном Беннеттом, Томом Сондерсом и Джеффом Твентименом. Но в ходе перестановок Джо Фэган фактически стал помощником Пэйсли, а Рой Эванс был назначен ответственным за резервную команду. В этот период Джон Беннисон также присоединился к Бутрум, чтобы помочь Тому Сондерсу в развитии молодежи, поэтому, хотя великий мотиватор Шенкли ушел, машинное отделение все еще работало. В годы Шенкли Бутрум была очень влиятельной, но теперь она собиралась стать центром внимания футбольного клуба «Ливерпуль».

Бобу Пэйсли было нелегко, когда он только взял на себя бразды правления. Ему пришлось не только решать проблемы, вызванные явным нежеланием Шенкли уходить, но и решать проблемы, связанные с игроками. Пэйсли позже вспоминал, что «самая трудная часть работы заключалась в решении личных проблем. Я считаю, что у меня было уважение игроков, когда я отвечал за тренерскую работу, но у меня не было опыта обращения с игроками иными способами. Билл всегда это делал; потом, в 1974 году, когда я стал главным тренером, и я нашел эту работу далеко не бочкой меда. Мне она показалась трудной». Пэйсли расценил свой первый сезон в качестве главного как своего рода провал, поскольку они заняли лишь второе место, отстав на два очка от «Дерби Каунти» Дейва Маккея.

Билл Шенкли общается с молодежью за пределами своего дома вскоре после ухода с поста главного тренера «Ливерпуля»

Тем не менее, Пэйсли совершил несколько хитрых трансферов при содействии Джеффа Твентимена. Из «Нортгемптон Тауна» в октябре 1974 года был куплен Фил Нил за £66 тыс., и уроженец Киркби Терри Макдермотт вскоре последовал за ним. Макдермотт произвел впечатление на Бутрум своим выступлением против «Ливерпуля» за «Ньюкасл» в финале Кубка Англии. Пэйсли строил на фундаменте, заложенном Шенкли. Но Макдермотту пришлось провести почти два сезона в запасе, и он начал сомневаться, правильно ли он принял решение покинуть «Ньюкасл» и потерять место в основном составе. Именно тогда команда Бутрум выступила вперед. «Это сильно меня расстроило, — размышлял Макдермотт. — К счастью, у меня были такие люди, как Рой Эванс, который был тренером резервной команды, и Джефф Твентимен, которые помогли мне пройти через это». На «Энфилде» терпение было добродетелью.

Не было никаких сомнений в том, что Боб Пэйсли продоложит свою работу во втором сезоне. В 1975/76 Пэйсли привел «Ливерпуль» к дублю в чемпионате и Кубке УЕФА, как это сделал Шенкли несколькими сезонами ранее. В том сезоне появились еще два игрока, которые стали фаворитами толпы. Джоуи Джонс был подписан из «Рексхэма» в июле 1975 года за £110 тыс., а Дэвид Фэйрклоу должен был подняться из резервной команды. Джонс был популярен из-за своей полной приверженности делу, яростных подкатов и салюта из сжатых кулаков; и «супер-запасной» — Фэйрклоу за свои слаломные забеги с мячом и поздние голы со скамейки запасных.

Боб Пэйсли приветствует Фила Нила на «Энфилде» 9 октября 1974 года. Нил был подписан за £66 тыс. из «Нортгемптон Тауна»

В последнюю субботу сезона «КПР» обыграл «Лидс», опередив на одно очко «Ливерпуль», которому предстояла игра на выезде против «Вулверхэмптон Уондерерс». Чтобы сделать ситуацию еще более опасной для «Ливерпуля», решающий матч за титул проходил между двумя матчами финала Кубка УЕФА против «Брюгге». «Ливерпуль», чтобы выйти в финал обыграл «Хиберниан», «Реал Сосьедад», «Сленск Вроцлав», дрезденское «Динамо» и «Барселону».

Пока Пэйсли был занят укреплением своей команды, Билл Шенкли был занят представлением шоу выходного дня на «Радио Сити», местной коммерческой радиостанции. Среди его гостей были политики, знаменитости и, конечно же, люди из мира футбола

Первый матч финала Кубка УЕФА состоялся на «Энфилде» 28 апреля 1976 года. Игра началась сенсационно: «Брюгге» за первые четверть часа забил два гола и сохранил это преимущество до перерыва. Во время перерыва проницательный тактик Пэйсли решил заменить Джона Тошака Джимми Кейсом, который в том сезоне стал игроком первой команды, и этот шаг произвел желаемый эффект. Рэй Кеннеди забил потрясающим ударом левой ноги, и через пять минут «Ливерпуль» вышел вперед после гола Кейса и пенальти Кигана. «Ливерпуль» выходил на ответный матч со счетом 3:2, но до этого у них был небольшой вопрос о победе в чемпионате.

Дэвид Фэйрклоу находит время для игры с местными ребятами из Кантрил Фарм, апрель 1976 года
Дэвид Фэйрклоу позирует в новом сувенирном магазине «Ливерпуля»

Десятки тысяч отправились в Вулверхэмптон, чтобы попытаться увидеть, как «Ливерпуль» победит Волков и завоюет титул. Я был одним из них, и атмосфера больше походила на домашнюю игру, так как ливерпудлианцы, казалось, были повсюду. Ставки были высоки, так как победа «Ливерпуля» означала бы, что Волки вылетят во Второй дивизион. Красным нужно было побеждать, так как у «КПР» была лучшая разница мячей. Стив Киндон вывел хозяев вперед на 13-й минуте, и, несмотря на непрекращающиеся атаки, «Ливерпуль» не мог сравнять счет. Мы все боялись худшего. Затем, когда до конца оставалось менее 15 минут, Кевин Киган убежал в отрыв, которого мы все ждали, а на 85-й минуте Джон Тошак вывел «Ливерпуль» вперед. Было столпотворение, когда от чистой радости и облегчения тысячи людей выскочили на поле. В какой-то момент я подумал, что судья может аннулировать матч, поскольку пока игра продолжалась тысячи людей все еще находились на бровке за воротами. Затем на 89-й минуте Рэй Кеннеди поставил исход игры вне всяких разумных сомнений, нанеся удар левой ногой в верхний угол ворот — и начался хаос. «Ливерпуль» снова выиграл чемпионат, но, что еще более важно, болельщики «Ливерпуля» и, в частности, копитесы, наконец-то приняли Пэйсли в свои сердца. Киган сказал после матча: «Этот титул для босса Боба Пэйсли. Он этого заслуживает — он просто спокойно и эффективно справляется с работой».

Боб Пэйсли читает поздравительные послания в своем офисе на «Энфилде», май 1976 года

Победа в Кубке УЕФА в Брюгге две недели спустя стала вишенкой на торте. Имея хрупкое преимущество со счетом 3:2 в первом матче, «Ливерпуль» сыграл вничью 1:1, забил Кевин Киган, а команда подняла кубок. Пэйсли поспешил сказать, что он просто продолжает работу, начатую Биллом Шенкли, но он также хотел похвалить членов Бутрум. «У нас в "Ливерпуле" отличный семейный дух, основанный на счастливом товариществе, которое я обязан поощрять и поддерживать. В этом мне очень помогли сотрудники, люди, которые так тесно сотрудничали со мной — Джо Фэган, Ронни Моран, Рой Эванс, Том Сондерс, Джон Беннисон, Рубен Беннетт и Джефф Твентимен».

После победы «Ливерпуля» в полуфинале над «Эвертоном», соперниками из Мерсисайда, на «Мэйн Роуд» Джоуи Джонса окружили вышедшие на поле толпы болельщиков

В Бутрум вряд-ли об этом знали, но это было только начало славных лет. В следующем сезоне «Ливерпуль» будет стремиться к главному — Кубку чемпионов.

В 1976/77 году «Ливерпуль» снова выиграл лигу и также участвовал в двух финалах. Они вышли в финал Кубка Англии против яростных соперников «Манчестер Юнайтед», в полуфинале обыграв «Эвертон» на «Мэйн Роуд», и после исторического отыгрыша дома против «Сент-Этьена», который до сих пор считается одним из величайших европейских вечеров на «Энфилде», они обыграли «Цюрих» в полуфинале, забронировав себе место в финале Кубка чемпионов в Риме.

«Ливерпуль» имел возможность завоевать исторический требл: то, чего никогда раньше не достигали в этой стране. Мне лично пришлось выбирать между поездкой на «Уэмбли», чтобы посмотреть, как могучие Красные сыграют с «Манчестер Юнайтед», и поездкой в Рим, чтобы посмотреть, как мы сыграем с менхенгладбахской «Боруссией» — я не мог позволить себе и то, и другое. В конце концов я выбрал финал на «Уэмбли», и, оглядываясь назад, это был неправильный выбор!

«Ливерпуль» был фаворитом, но команда играла против энергичного «Юнайтед». «Юнайтед» вышел вперед в начале второго тайма, затем Джимми Кейс сравнял счет за «Ливерпуль», и на мгновение показалось, что следующий гол будет победным, пока рикошет после удара Лу Макари не прошел мимо Клеменса. «Ливерпуль» бросил на «Юнайтед» все, но они просто не смогли сравнять счет, и «Юнайтед» убил мечту о требле.

Как болельщики, мы все были опустошены, но судьба звала нас. За день до финала Кубка чемпионов тысячи людей собрались в аэропорту Спик, чтобы проводить команду. Многие болельщики отправились в Рим прямо с «Уэмбли», и еще тысячи отправились с Лайм-стрит на «специальных» поездах, которые стали легендой, когда в пути у них закончилась вода!

25 мая 1977 года на «Олимпийском стадионе» в Риме «Ливерпуль» продемонстрировал великолепный футбол, который главный тренер Боб Пэйсли назвал «лучшей игрой в истории клуба». С самого начала «Ливерпуль» доминировал в игре, и при поддержке более 25 тыс. выездных болельщиков они доминировали как на поле, так и за его пределами. Первый гол «Ливерпуля» был забит Макдермоттом, но Симонсен сравнял счет за «Боруссию». Затем блестяще забитый гол Томми Смита с углового, и Фил Нил закрепил победу ударом с пенальти, после того как Киган был сбит Берти Фогтсом. В «Ливерпуль Эхо» Майкл Чартерс написал: «"Ливерпуль" — это мастера Европы — мастера того, как играть в европейский футбол со стилем и эффективностью, классом в сочетании с усилиями, индивидуальным блеском и превосходной командной работой». Это был просто великолепный вечер и кульминация 13-летних усилий в Европе. Пэйсли достиг того, чего не достигал ни один другой английский тренер, но он не смог бы этого сделать без фундамента, заложенного Шэнкли, или без мудрых слов Джо Фэгана, Ронни Морана, Рубена Беннетта, Роя Эванса, Тома Сондерса, Джона Беннисона и Джеффа Твентимена. Боб Пэйсли признал это, когда сказал: «Билл построил дом; а я просто приладил к нему крышу!»

Болельщики «Ливерпуля» на балконе аэропорта Спик, в то время как их кумиры садятся в самолет, направляющийся в Рим, чтобы принять участие в своем первом в истории финале Кубка чемпионов, 24 мая 1977 года
Кевин Киган сбит Берти Фогтсом, после чего был назначен пенальти в пользу «Ливерпуля» на 82-й минуте. Фил Нил забил с точки, не оставив никаких сомнений в результате матча
Ликующие игроки «Ливерпуля» на почетном круге на «Олимпийском стадионе» в Риме
Боб Пэйсли описал воскресные утренние собрания в Бутрум как «все равно что заскочить в местный паб»

«Ливерпуль» был на вершине мира, но вместе с эйфорией пришла неудача. Несмотря на то, что Киган помог поднять Кубок чемпионов, он уехал на новые пастбища, совершив переезд в «Гамбург» за £500 тыс. — рекордный трансфер в то время. Его уход оставил огромный пробел в составе «Ливерпуля», поскольку он был лучшим бомбардиром в сезоне 1976/77. Болельщики были обеспокоены тем, что Пэйсли также попытался укрепить оборону, подписав контракт с Аланом Хансеном — одаренным центральным защитником — из «Партика» за £100 тыс. по рекомендации Джеффа Твентимена. В то время как многие скауты считали, что Хансен был слишком медлителен или слишком расслаблен при работе с мячом, Твентимен считал, что его стиль игры идеально подошел бы для «Ливерпуля» при выходе из обороны. И снова Твентимен заметил то, что упустили другие скауты.

«"Ливерпуль" был на вершине мира, но вместе с эйфорией пришла неудача».

Новое подписание клуба Кенни Далглиш с молодежью на поле «Энфилда» после его перехода из «Селтика»

Внутри страны «Ливерпулю» бросал вызов недавно вышедший из Второго дивизиона «Ноттингем Форест», которым руководил Брайан Клаф. Он создал впечатляющую команду, в центре которой стоял бывший Красный — Ларри Ллойд. В сезоне 1977/78 «Форест» выиграл чемпионат и финишировал на семь очков впереди «Ливерпуля». Они также обыграли «Ливерпуль» со счетом 1:0 в финальном матче Кубка лиги на «Олд Траффорд» после ничьей 0:0 на «Уэмбли». В течение следующих нескольких лет между «Ливерпулем» и «Форест» развивалось интенсивное соперничество, поскольку они боролись друг с другом за внутреннее и европейское господство. Брайан Клаф с большим уважением относился к футбольному клубу «Ливерпуль» и его персоналу и, по традиции, посещал Бутрум после матчей. «Некоторые из лучших идей пришли из Бутрум», — писал он позже. Ронни Моран помнит, как он вошел и просто сидел там, как все впитывающий школьник.

Кевин Киган и его преемник Кенни Далглиш ведут неформальную беседу в отеле «Холлидэй Инн», Ливерпуль, декабрь 1977 года, прежде чем встретиться лицом к лицу в матче за Суперкубок на «Энфилде» между «Ливерпулем» и «Гамбургом». Единственное, о чем сожалел Боб Пэйсли, так это о том, что Киган и Далглиш никогда не играли в одном составе «Ливерпуля»
Новый игрок Алан Хансен позирует на трибуне «Коп» после его перехода из «Партика» в мае 1977 года

В Европе «Ливерпуль» снова доминировал и сохранил за собой Кубок чемпионов, одержав победу со счетом 1:0 над «Брюгге» в финале на «Уэмбли» в мае 1978 года. Единственный гол был забит блестящим перебросом через вратаря от Далглиша после того, как недавно подписавший контракт с командой шотландец Грэм Сунесс создал этот момент на 65-й минуте.

Боб Пэйсли в окружении Ронни Морана и Джо Фэгана во время игры против «Ноттингем Форест» в сентябре 1979 года

Пэйсли выиграл чемпионат четыре раза из следующих пяти сезонов и выиграл свой третий Кубок чемпионов в 1981 году, одержав победу со счетом 1:0 над могущественным мадридским «Реалом» в Париже. Это были настоящие славные дни Бутрум, и Пэйсли добился успеха, превосходящего самые смелые мечты клуба — «Ливерпуль» правил Европой и стал, по словам Шенкли, «бастионом непобедимости». Но в то время как судьба ФК «Ливерпуль» была на подъеме, то же самое нельзя было сказать о городе. Вскоре после триумфа в Париже Ливерпуль вспыхнул пламенем, когда социальные волнения распространились по городам Великобритании. В июле 1981 года Токстет — район Ливерпуля с совершенно разным населением — вспыхнул в результате высокой безработицы, недоверия к полиции и социальных лишений во время экономического кризиса. Беспорядки, длившиеся девять дней, были настолько сильными, что впервые в Англии полиция прибегла к использованию слезоточивого газа. Ливерпуль был в шоке.

Болельщики «Ливерпуля» перед школой для мальчиков «Энфилд Джуниор» в преддверии финального матча Кубка чемпионов своей команды против «Брюгге» на «Уэмбли», 10 мая 1978 года

Позже в том же году пришли новости, которые выпотрошили болельщиков футбольного клуба «Ливерпуль». 29 сентября 1981 года умер Билл Шенкли — «Мессия» оказался смертным. Архитектора успеха «Ливерпуля», усыновленного скаузера, человека из народа, рассказчика и остряка больше не было, но его дух будет жить посредством болельщиков и парней из Бутрум.

Главный тренер и персонал Бутрум празднуют свой титульный успех после победы над «Тоттенхэм Хотспур» на «Энфилде» 15 мая 1982 года. Слева направо: Ронни Моран, Рой Эванс, Боб Пэйсли, Том Сондерс, Джон Беннисон и Джо Фэган.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал