«Парни Бутрума» 6. Снова чемпионы (1965-1966)
***
После триумфа в Кубке Англии в мае 1965 года болельщики «Ливерпуля» были на вершине мира, но за кулисами все было не так хорошо. Билл Шенкли был встревожен тем, что, по его мнению, было смехотворным бонусом, который совет директоров предложил команде и персоналу. «Я завершил 73-летнее ожидание этого клуба, выиграв этот трофей, и это все, что, по вашему мнению, это стоит». Игрокам «Ливерпуля» обычно выплачивали «специальный» бонус, если количество зрителей на «Энфилде» превышало 50 тыс., поэтому Шенкли подумал, что им следует заплатить дополнительный бонус за игру перед 100 тыс. на «Уэмбли». Но директора с этим не согласились. Спор продолжался бо́льшую часть лета, пока, наконец, не был решен в пользу правления, и снова у Шенкли осталось ощущение, что директора не оценили ценность игроков и Бутрум. Его многочисленные стычки с директорами, по крайней мере, привели к одной из его легендарных цитат: «В футбольном клубе есть святая троица: игроки, главный тренер и болельщики. Директора в нее не входят. Они там лишь для того, чтобы подписывать чеки».
В Бутрум были убеждены, что успех «Ливерпуля» был основан на их физической форме, и в сезоне 1965/66 они использовали всего 14 игроков. Из них Альф Эрроусмит сыграл лишь в пяти матчах, а юноша Бобби Грэм — только в одном. Предсезонная подготовка была ключом ко всему, если «Ливерпуль» хотел снова бороться за титул после неудачной кампании в чемпионате в 1964/65 году. Как всегда, все было тщательно спланировано. После летнего перерыва, когда команда снова собралась в июле, Рубен Беннетт проводил разминку, а затем игроки разделялись на шесть групп: A, B, C, D, E и F. Как позже рассказал Шенкли в своей автобиографии, «В начале каждого сезона группы будут перечислены на досках объявлений, а тренерам будет выдано около дюжины страниц с записями, к которым они каждый день обращались». Каждой группе будет дано отдельное задание, которое включало силовые тренировки, прыжки, перескоки, приседания, упражнения на живот и ускорения. Через определенное время они переходили к другой задаче, пока все не завершали круг. Затем команде давали мяч, и она проходила различные футбольные тренировки, заканчивающиеся небольшими играми, обычно пять-на-пять.
Билл Шенкли, несомненно, был вдохновителем многих методов тренировок и стиля игры, но он никогда не был настоящим тренером в истинном смысле этого слова, так как его сильной стороной было управление. Что касается Боба Пэйсли, то в автобиографии Джо Фэгана «Неохотный чемпион» раскрывается, что, хотя он официально был тренером, Пэйсли изо дня в день был «более спокойным наблюдателем, а также выполнял ключевую роль главного физиотерапевта». Джо Фэган помогал лечить игроков, но его главная роль заключалась в планировании индивидуальных методов тренировок и проведении тренировок вместе с Рубеном Беннеттом.
Джо Фэган также был тренером резервной команды, и его задачей было подготовить своих игроков к «ливерпульскому» футболу. Каждому члену команды был привит простой футбольный стиль. Пасуйте и двигайтесь, отдавайте мяч ближайшему игроку в красной футболке, помогайте друг другу, работайте в команде! Этот простой стиль подходил парням из Бутрум, так как все они считали, что ни один игрок не был важнее другого. Джо Фэган был чрезвычайно популярен среди игроков, и Рон Йейтс сказал о нем: «Я нашел Джо одним из самых скромных и приземленных людей, которых я встречал в футболе». Роль каждого члена Бутрум была решающей, и Иан Сент-Джон думал так же: «Ни один футболист не посвящал себя делу так основательно и самоотверженно». Сент-Джон также рассказал, что если бы дисциплинированный Рубен Беннетт когда-нибудь услышал, как кто-либо из команды критикует или высказывает сомнения по поводу выбора команды или тактики, «он бы прижал его к стенке». Его бы либо исправили, либо отправили восвояси.
Что касается игроков, то в Мелвуде не было тренерской иерархии, и они помнят, как Джо Фэган был непоколебимо предан Шенкли и Пэйсли. В то время как ответственность за тренировки была разделена между парнями из Бутрум, одной из обязанностей Джо Фэгана было составлять и записывать расписание каждого дня. Маленькие черные книжечки Джо были не более чем записными книжками формата А4, но, как свидетельствует Ронни Моран, они были энциклопедиями, которые определили подход «Ливерпуля» на три десятилетия вперед. Моран в сезоне 1965/66 сам все еще был игроком, но когда несколько лет спустя он присоединился к Бутрум, то использовал эти книжечки как «бесценный источник информации».
«Ливерпуль» начал кампанию чемпионата 1965/66 с впечатляющей победы со счетом 3:1 над «Лестер Сити» на «Филберт Стрит» благодаря двумя голам Роджера Ханта и одним Джеффа Стронга. Хотя в следующем матче они проиграли дома «Шеффилд Юнайтед» со счетом 0:1, на «Аптон Парк» они обошли «Вест Хэм» на пять очков и в конце сентября обыграли «Эвертон» со счетом 5:0 на «Энфилде». В одном из самых односторонних дерби, когда-либо виденных, «Эвертон» был полностью и совершенно унижен, и Бутрум списала это на подготовку «Ливерпуля». Шенкли сказал своим сотрудникам, что видел, как «Эвертон» тренировался из спальни своего дома, которая выходила на их тренировочную базу в Белфилде, что противоречит его знаменитой цитате: «Если бы "Эвертон" играл в глубине моего сада, я бы задернул шторы». На этот раз он не задернул шторы и раскрыл в своей раздевалке, что Кэттерик заставляет своих игроков бегать круг за кругом по Белфилду. Он предсказал, что они будут «измотаны» перед матчем — и, похоже, он был прав.
Поскольку «Ливерпуль» выиграл Кубок в прошлом сезоне, их внимание теперь переключилось на Кубок обладателей кубков. В первом раунде матчей они сыграли вничью с «Ювентусом». Память о «Миланской битве» все еще была свежа в их памяти, поэтому в конце сентября они с некоторым трепетом отправились в Турин. Но «Ливерпуль» извлек уроки из своего предыдущего опыта в Милане, и Шенкли и парни из Бутрум посоветовали команде быть терпеливыми и защищаться. По этому случаю игроки были довольны венгерским судьей, который трижды отклонял страстные просьбы игроков «Ювентуса» о пенальти. План сохранить ворота в неприкосновенности, казалось, работал до тех пор, пока яростный натиск Леончини не дал итальянцам преимущество в один гол при поездке на «Энфилд».
«В то время как "Коп" праздновал победу перед финальным свистком, настроение на "Энфилд Роуд" на другом конце стадиона стало отвратительным».
К ответному матчу «Энфилд» трещал по швам и пел прекрасным голосом. Толпа из 51 тыс. человек с ревом привела «Ливерпуль» к победе со счетом 2:0 благодаря удару головой Лоулера и яростному удару Стронга. В своем репортаже о матче журналист Альберт Барэм высоко оценил командную работу и понимание команды, которой в Англии, по его словам, не было равных по физической форме и целеустремленности. Репутация «Ливерпуля» в Европе стремительно росла, в то время как «Ювентус» считался одной из лучших команд в мире. После двух болезненных встреч с льежским «Стандардом», а затем победы над венгерским «Гонведом», в апреле 1966 года «Ливерпуль» вышел на «Селтик» в полуфинале европейского Кубка обладателей кубков. Билл Шенкли собирался встретиться лицом к лицу со своим большим другом Джоком Стейном — главным тренером «Селтика» — в поединке, получившем название «Битва за Британию». Однако первый матч в Глазго не был для пуристов, и «Ливерпуль» был плох по своим же стандартам, так как их толкали и выводили из себя, и они проиграли 0:1.
Воодушевленные своим ничтожным преимуществом со счетом 1:0, фанаты «Селтика» массово съехались в Мерсисайд, ожидая увидеть триумф своих героев, но у «Ливерпуля» были на это другие планы. В Глазго из-за травмы они остались без Роджера Ханта — второй матч был совсем другим делом. В захватывающей встрече «Ливерпуль» повел со счетом 2:0 благодаря штрафному удару Томми Смита и удару Джеффа Стронга головой, но незадолго до конца гол Бобби Леннокса отменили из-за офсайда. В то время как «Коп» праздновал победу перед финальным свистком, настроение на «Энфилд Роуд» на другом конце стадиона стало отвратительным, и бутылки, брошенные фанатами «Селтика», посыпались на ворота «Ливерпуля». Томми Лоуренс был вынужден выйти за пределы штрафной, чтобы укрыться от досягаемости бросков бутылок, и судья мудро решил дать свисток не добавляя дополнительное время к матчу. На следующий день персонал стадиона «Ливерпуля» заявил, что собрал 4 тыс. бутылок и банок, некоторые из которых были выстроены в ряд на пограничной стене. Билл Шенкли, как известно, спросил Джока Стейна, хочет ли «Селтик» получить свою долю в деньгах за проданные билеты на игру или просто хочет вернуть пустые бутылки (в те дни бутылки можно было вернуть за деньги).
«Ливерпуль» вышел в свой первый европейский финал, но до этого ему нужно было завоевать свой второй чемпионский титул за три года. «Ливерпуль» возглавлял таблицу с декабря, и чтобы завоевать титул ему нужно было только сыграть вничью дома с «Челси» в конце апреля. Перед игрой команда Томми Догерти выстроила коридор почета и аплодировала Красным на поле. Не было никаких сомнений в том, что «Челси» ожидал, что «Ливерпуль» станет коронованным чемпионом в тот день, и они были правы, поскольку Роджер Хант забил еще два гола, доведя свой счет голов за сезон до 30 в 37 матчах Лиги.
Завоевание титула, в котором за весь сезон сыграло всего 14 игроков, укрепило веру в то, что «Ливерпуль» был самой приспособленной и сильной командой в стране, а также лучшей. Томми Догерти сказал после игры: «"Ливерпуль" — отличная команда. Их послужной список за последние четыре года говорит сам за себя, и их поклонники — лучшие в мире». Никто не собирался с этим спорить.
С тех пор как трибуна «Коп» приняла песни в начале 1960-х, им завидовал футбольный мир, и болельщики по всей стране начали их копировать. Было что-то уникальное в колышущейся массе людей, занимавших знаменитую трибуну. Их рев всегда был громким, но когда они начали перенимать популярные песни, то перешли на другой уровень. Билл Шенкли особенно чувствовал, что он один из них, и он чрезвычайно гордился их репутацией. «Забудь про "Битлз" и все остальное, — сказал он однажды. — Это настоящее ливерпульское звучание. Это настоящее пение, и в этом вся суть "Копа"». Болельщики «Ливерпуля» приняли Шенкли в качестве почетного Скаузера, и он даже сказал: «Хоть я и шотландец, но горжусь тем, что меня называют Скаузером».
Всемирная популярность «Битлз» и других групп сделала Ливерпуль одним из самых модных городов мира, и в фильмах и на телевидении все, казалось, хотели иметь связь с Ливерпулем. Ситкомы, такие как «Птички Ливер», были в производстве, и «До смерти», хотя действие происходило в Восточном Лондоне, включали ливерпульского персонажа, которого играл отец Шери Блэр — Тони Бут. Даже Голливуд хотел ассоциации, и Юл Бриннер появился в криминальном триллере, снятом в Ливерпуле и Лондоне, под названием «Досье на "Золотого гуся"».
Игроки «Ливерпуля» также пользовались большим спросом, и многие открывали свой собственный бизнес — даже во время сезона. Интересно, что об этом думал Билл Шенкли! Заработная плата игроков была лишь малой частью того, что они получают сегодня, поэтому им нужно было подумать об инвестициях в свое будущее. Питер Томпсон открыл гараж недалеко от стадиона, а жена Иана Сент-Джона Бетси открыла парикмахерскую в районе Уолтон в Ливерпуле.
Помешанные на футболе фанаты «Ливерпуля» предвкушали следующий финал большого Кубка, и им не пришлось долго ждать. Вскоре после победы в своем седьмом чемпионате «Ливерпуль» вышел в финал европейского Кубка обладателей кубков против дортмундской «Боруссии» на «Хэмпден Парк» в Глазго. Дождливым вечером в четверг в Шотландии европейские мечты «Ливерпуля» снова были разбиты вдребезги. «Ливерпуль» так и не достиг высот своей предыдущей формы в том сезоне, но, по крайней мере, они встряхнули немцев во втором тайме после того, как Хельд забил за «Боруссию» на 61-й минуте. Затем «Ливерпуль» бросил все, что у них было на «Боруссию», и сравнивающий счет гол Роджера Ханта на 68-й минуте вызвал массовое вторжение на поле болельщиков «Ливерпуля», которые, казалось, составляли бо́льшую часть 41 тыс. зрителей. Казалось, что победитель будет только один, но «Ливерпуль» не смог прорвать немецкую оборону. В дополнительное время «Ливерпуль» продолжал атаковать и казался более выносливой и сильной командой, но на 107-й минуте «Боруссия» забила победный гол после того, как вынос Томми Лоуренса нашел полузащитника Либуду, который перебросил мяч над вратарем. Мяч попал в штангу, а затем отскочил от Рона Йейтса в сетку. Это был странный гол, но он означал, что «Боруссия» стала первой немецкой командой, поднявшей европейский трофей.
«Казалось, что победитель будет только один, но "Ливерпуль" не смог прорвать немецкую оборону.»
Игроки и персонал «Ливерпуля» были абсолютно опустошены; они заслуживали победы, но случайный гол им в этом отказал. Они доказали, что они были величайшей командой в Англии, но снова лишь чуть не дотянули до европейского титула. Билл Шенкли все еще был убежден, что они лучшая команда в Европе, но в книгах рекордов они будут показаны как побежденные полуфиналисты и побежденные финалисты в 1965 и 1966 годах. Теперь внимание переключилось на чемпионат мира 1966 года, который должен был состояться в Англии.
После успеха «Ливерпуля» в середине 1960-х годов Роджер Хант, Гордон Милн, Иэн Каллагэн, Питер Томпсон, Томми Смит, Джерри Бирн и Крис Лоулер были вызваны в первоначальный состав сборной Англии из 40 человек, но в окончательный состав были отобраны лишь Хант, Каллагэн и Бирн.
После летнего триумфа сборной Англии на чемпионате мира первым соревновательным матчем на Мерсисайде стал Чарити Шилд (прим.пер.: суперкубок Англии). «Ливерпуль» и «Эвертон», победители Лиги и Кубка Англии соответственно, встретились на «Гудисон Парк» в августе 1966 года. Это было историческое событие, когда герои сборной Англии Роджер Хант из «Ливерпуля» и Рэй Уилсон из «Эвертона» демонстрировали трофей Жюля Римета, пробежав с ним по всему полю. За ними бежали Рон Йейтс с трофеем Лиги, а Брайан Лабоун — с Кубком Англии. Мерсисайд казался центром футбольной вселенной. Однако гордый шотландец Билл Шенкли не был слишком впечатлен успехом чемпионата мира. Роджер Хант помнит, как менеджер приветствовал его, когда после пары выходных дней он вернулся на предсезонную тренировку «Ливерпуля». «Все, что он мне сказал, было: "Молодец, сынок, но сейчас у нас есть более важные дела!"»
***
Приглашаю вас в свой телеграм-канал
Круто!)))