«Бенфика» эффективнее всех в мире продает игроков. Как они это делают?
Ярослав Сусов суммирует знания о бизнесе соперника «Спартака» по квалификации Лиги чемпионов.
«Португалия традиционно воспитывает и продает сильных футболистов, – говорит директор академии «Бенфики» Педру Миль-Хоменш в интервью ESPN. – Наша лига не может долго держаться на высоте. Для этого нужны дорогие телеправа, большие бюджеты клубов и финансовая мощь для покупки молодых игроков, как в топ-лигах. Наши клубы могут чего-то достичь только тогда, когда подходит талантливое поколение из академии. Нужно привыкнуть и жить с этим».
Эта цитата емко объясняет, почему «Бенфика» стала хабом для молодых игроков со всей Европы и Южной Америки.
Будущие звезды часто слабее сверстников – им дают среду, где можно оттачивать технику
В академии «Бенфики» 470 детей. Набирают их в возрасте от 6 до 13 лет.
«Мы видим то, что не распознают другие. Секрет нашего успеха – в предсказании, кто будет успешным во взрослом футболе, – говорил Goal.com технический директор академии «Бенфики» Родригу Магальеш.
Звучит немного самонадеянно и даже как популизм, но суть схемы – в умении разглядеть сильные стороны и не гасить их в интересах определенной игровой системы.
«В младших возрастных группах акцент делается не на результате. Дети должны наслаждаться игрой, чувствовать себя свободно, страстно играть и учиться преодолевать трудности», – говорит технический директор Педру Маркеш.
У каждого индивидуальная программа развития, учитывающая все особенности – от техники до питания (тренеры и подростки составляют план на три месяца – с августа по октябрь, с ноября по январь, с февраля по апрель, ставят цели и обсуждают итоги прошедших 12 недель).
«Бернарду Силва был удивительным игроком с 9 до 13 лет, а в 14-16 выглядел хуже сверстников, – говорит Магальеш. – Нам пришлось ждать, пока Силва или Жоау Феликс раскроются. Они уступали в физике, но лучше понимали игру, принимали решения и просто были лучше оснащены технически. Наша задача – дать таким игрокам среду для развития. Потому что они взлетят, когда физически догонят сверстников».
Ребят с физикой послабее ставят в группу помладше, чтобы они могли оттачивать технику и не отставать от окружения. А более крепких детей, наоборот, отправляют в группу постарше. Будущие звезды «Бенфики» и сборной Португалии нередко выглядят слабее остальных на большей части пути в академии. Так было и у нынешней звезды защиты «Сити» Рубена Диаша.
«Когда Рубен пришел в «Бенфику», он был средним игроком, – продолжает Магальеш. – Неплохая техника, но не более. Он добился успеха благодаря трудолюбию. Я видел, как он играл «Эштрелу» до 11 лет против «Бенфики». Диаш был генералом на поле. Он общался со всеми игроками и выстраивал защиту. Так что к нам его привели лидерство и умение общаться».
С 13 лет игроки академии «Бенфики» проводят на поле семь часов в неделю, а еще 90-120 минут оттачивают детали, в которых уступают: работают над реакцией, физикой или техникой в специальном тренажере 360S: это небольшая квадратная площадка, окруженная сеткой с дисплеями.
Вот так выглядит тренировка для молодых вингеров:
Если футболисты слишком долго думают или ленятся, система их наказывает: выплевывает сразу два мяча на поле. А если ребята хорошо поработали, им разрешают потренировать удары через себя.
«Часть тренировок – индивидуальные, ребята сразу видят результаты и могут сравнивать их с прошлыми тренировками, а еще видеть отклик тренеров и аналитиков, – говорит аналитик Benfica Lab и тренажера 360S Нуну Маурисиу. – Мы не привязаны к каким-либо отдельным упражнениям и можем придумывать свои. Так и получается интерактивная тренировка, которая так нравится детям».
До 13 лет все играют в 4-3-3, а потом по всем остальным схемам. Чтобы проще адаптироваться ко взрослому футболу
«Чтобы получить лучшее от игроков, нужно завоевать их доверие, – говорил These Football Times тренер «Бенфики» U-15 Луис Насименту. – Они должны понимать, что делают и зачем. Я работаю с этими пацанами с их раннего детства и знаю, как повлиять на каждого. Мы много работаем индивидуально, показываем нарезки игровых моментов, чтобы критиковать обоснованно. Только при таком подходе они станут полноценными личностями, чувствующими ответственность перед другими и умеющими жертвовать ради команды».
До 13 лет все дети играют по схеме 4-3-3, а потом учатся применять разные игровые модели, чтобы быстрее адаптироваться к требованиям тренера во взрослом футболе.
«Мы должны научить их принимать решения и видеть игру, – говорит тренер «Бенфики» до 19 лет Луис Араужу в интервью Goal.com.. – Неправильно учить их все время играть по одной схеме. Если ребята поменяют клуб или тренера, они просто не будут знать, что делать! Думаю, поэтому футболистов из нашей академии так любит Пеп Гвардиола. Потому что они поразительно техничны и хорошо понимают разный футбол».
В чемпионском «Манчестер Сити»-2020/21 четыре выпускника академии «Бенфики»: Рубен Диаш, Бернарду Силва, Жоау Канселу и Эдерсон. Двое из них в топ-3 клубных продаж.
«Академия Benfica Campus открылась в 2006 году и с тех пор принесла клубу где-то 500 миллионов евро, – сказал в феврале 2021-го директор академии Хиль-Хоменш. – В среднем наш годовой бюджет составляет 10-12 миллионов евро, значит, инвестиции оказались эффективными: чистая прибыль одной академии с момента строительства составила порядка 250 миллионов».
Именно умение воспитывать игроков сделало «Бенфику» самым эффективным клубом мира в плане трансферов.
Трансферные доходы (1,2 миллиарда евро за 15 лет) – самые высокие в Европе (немного больше «Челси» и «Ювентуса»).
Трансферное сальдо (+604,75 млн) – с отрывом на первом месте. Дальше «Порту» (+485,34 млн), «Аякс» (+392,33 млн) и «Лилль» (+340,18 млн).
«Бенфика» лучше всех продает игроков, но учится зарабатывать и без трансферов
«Бенфика» не скрывает, что воспитание игроков – одна из основ ее стратегии, без трансферов бюджет клуба будет заметно скромнее. Небольшая Португалия (население – 10 млн человек) никогда не сможет стать экономически мощнее Германии или Великобритании, а чемпионат Португалии никогда не будет зарабатывать даже столько же, как Серия А или Ла Лига.
«Многие клубы из топ-5 лиг так много зарабатывают на телеправах, что не думают об иных источниках дохода. Последний клуб АПЛ заработает от медиаправ в три раза больше нас, а последний клуб Ла Лиги – столько же, – утверждает исполнительный директор «Бенфики» Домингуш Соареш де Оливейра. – Таков рынок, а мы должны искать другие пути.
Нам говорят, что мы правильный клуб в неправильной стране. Не могу сказать ничего плохого про Португалию – просто это небольшая страна. Мы знаем, что если бы применяли нашу стратегию развития в Англии или Испании, результаты были бы просто фантастическими».
«Бенфика» живет отдельно от других команд чемпионата Португалии. В 2013-м она отказалась продавать телеправа на свои матчи в общем пакете и сделала свой телеканал.
Понятно, что ради матчей основы и молодежки подписку купили бы только самые яростные фанаты. Поэтому в первом же сезоне вещания (2013/14) на клубном канале показывали волейбол, гандбол, баскетбол, футбольные чемпионаты Греции, Бразилии, МЛС и АПЛ.
К концу сезона-2013/14 собрали больше 300 тысяч подписчиков (по 10 евро) и заработали около 28 миллионов евро. К 2016 году доходы от медиа удвоились.
«Прежде нам платили за телеправа всего 7,5 миллиона евро, а теперь мы получаем более 40 млн. Значит, права на самом деле стоили значительно больше, чем нам платили», – говорит Домингуш Соареш де Оливейра.
В январе 2020-го «Бенфика» запустила клубную OTT-платформу Benfica Play. Подписка стоит 2-3 евро в месяц, а оплату принимают в том числе в криптовалюте.
«В будущем контент станет ключевым драйвером доходов, – говорил про Benfica TV де Оливейра. – Болельщики и зрители хотят видеть что-то уникальное. И за уникальный контент они готовы заплатить».
Вряд ли все это принесет мегадоходы, но хотя бы чуть-чуть разбавить зависимость от трансферов – реально.
Подробнейший разбор работы «Бенфики» – на примере Жоау Феликса. А тут – вторая часть
Телеграм-канал Ярослава Сусова
Фото: Gettyimages.ru/Gualter Fatia, Alex Grimm; slbenfica.pt
все можно было бы понять, но моя бабушка в воронеже всю пенсию пускает на оплату газа и покупку морковки, пока единоросы из газпрома рулят страной
Ну дела ...
российскому клубу достался соперник — о нём и рассказывают. это называется "информационный повод", и где тут вообще популизм? вы знаете значение данного слова?!
чёртовы кретины, на что только не иду, чтобы набить плюсиков *facepalm*