В Северной Македонии почти не болеют за свою сборную – Албания или Сербия более популярны. В стране кризис национальной идентичности
Команду губит национальный вопрос.
Сборную России и ее главного тренера уже много лет окружают скепсис, неприязнь и даже ненависть. У команды Северной Македонии похожие проблемы: на родине многие к ней относятся либо равнодушно, либо с презрением. Значительная часть населения страны поддерживают совсем другие сборные, потому что не считают себя македонцами.
Северная Македония унаследовала у Югославии кучу проблем. Главная – этнические конфликты
Нынешний Евро – первый большой турнир для сборной Северной Македонии. Дебют выпал на юбилей: в 1991-м государство провозгласило независимость от Югославии. В отличие от соседних стран самостоятельность она получила относительно мирно.
30 лет назад это был не самый развитый регион разваливающейся федерации, но правительство независимой Македонии столкнулось не только с экономическими трудностями. Ключевой проблемой оставался национальный вопрос. В XX веке заметно увеличилось албанское население, и к 1991-му в стране было не меньше 400 тысяч представителей этого народа (при общем населении в 2 млн человек).
Еще в 1992 году национальное меньшинство потребовало автономию в составе Македонии, но требования проигнорировали. Через несколько лет вспыхнула война в соседнем Косове: беженцы искали убежище в Македонии, поэтому доля неславянского населения только росла.
В результате страна получила свою мини-войну: противоречия между народами достигли апогея в 2001 году, когда албанские боевики обстреляли полицию города Тетово. В следующие несколько месяцев бои вспыхивали в разных городах северной части Македонии, пока стороны не подписали перемирие. Охридские соглашения предполагали компромисс: правительство Скопье предоставило больше прав этническому меньшинству, а сепаратисты сдавали оружие.
Сегодня албанское население Северной Македонии по разным оценкам составляет до 900 тысяч человек (общее число жителей почти не изменилось – чуть больше двух миллионов). В 2019-м албанский получил статус второго государственного, а на парламентских выборах 2020-го партии национального меньшинства увеличили количество представителей с 5 до 27 (из 120 мест).
У самого известного клуба страны два фан-сектора – македонский и албанский
Но напряженность между двумя народами никуда не делась. Теперь она перекинулась на футбол. Лучший тому пример – противостояние болельщиков «Вардара». В минувшем сезоне команда вылетела из высшей лиги, хотя раньше она регулярно брала чемпионство и играла в еврокубках.
У клуба из Скопье много фанатов, некоторые из них объединены в группировку «Комити». Ее назвали в честь борцов за независимость славян от Турции: в конце XIX и в начале XX века словом «комитаджи» обозначали балканских повстанцев-националистов.
У «Комити» достаточно врагов. Это не только болельщики «Пелистера» из Битолы (исторически главный соперник столичной команды), но и другие болельщики «Вардара». На домашних матчах команду поддерживают два отдельных фанатских сектора, которые очень не любят друг друга: кроме славян из «Комити» есть еще албанские группировки. Антагонизм достигает такой силы, что ультрас одной команды нередко избивают друг друга.
В 2003 году досталось и российским болельщикам. Тогда в Скопье на игру Лиги чемпионов приехали 240 фанатов ЦСКА. Еще до матча на небольшую группу россиян напали местные албанцы, вооруженные палками и досками. Стычки продолжались и во время игры.
В 2003-м ЦСКА съездил в Скопье неудачно: побоище на трибунах и вылет из ЛЧ
Возможно, если бы гостевой сектор располагался ближе к фанатской трибуне «Комити», все было бы иначе. Но болельщики ЦСКА соседствовали с албанской группировкой, поэтому после нескольких брошенных файеров завязалась потасовка. Спустя 17 лет эту историю у себя в фейсбуке вспомнил Андрей Малосолов. Он был среди тех 240 болельщиков ЦСКА:
«Со стороны сектора местных фанатов полетели камни и файеры, а кто-то и перемахнул забор и начал приближаться к гостям. В драку на секторе влезли местные полицейские, а местных полицейских принялись отталкивать местные спецназовцы. Как потом узнали, полиция была в основном албанская, спецназовцы – македонцы. Спецназ в итоге встал стеной между нами и ними, однако стычки и перекидка камнями продолжалась всю игру».
По словам Малосолова, даже спустя годы, когда он приезжал в Скопье в качестве пресс-атташе РФС, Македония оставалась страной, где регулярно возникали конфликты между славянами и албанцами.
Фанаты «Шкендии» перед матчами поют албанский гимн
Участники «Комити» выдерживают строгую политическую позицию. Например, в 2018 году фанаты назвали референдум о переименовании страны предательством национальных интересов. Тогда под давлением Греции Македония превратилась в Северную Македонию, чтобы никто не перепутал ее с одноименной греческой провинцией.
Но 20 лет назад все было жестче. В этническом конфликте того времени поучаствовал лидер фанатского движения «Комити» Йохан Таркуловски. Он был членом ВМРО-ДПМНЕ – «Внутренней македонской революционной организации — Демократической партии за македонское национальное единство», а в 2001-м служил в МВД – возглавлял антитеррористическую группу «Тигр». В августе его подразделение устроило чистку в деревне Люботень с преобладающим албанским населением: тогда погибли как минимум семеро невооруженных мужчин и сгорели 14 домов.
Через четыре года Таркуловского экстрадировали в Гаагу, где его судил Международный трибунал по бывшей Югославии. Йохану дали 12 лет, но освободили досрочно – в 2013-м. Позже он занялся бизнесом, но из ВМРО-ДПМНЕ не вышел. Движение сменило риторику и даже вступило в коалицию с партией национального меньшинства.
Йохан Таркуловски после возвращения из тюрьмы
Естественно, среди албанских фанатов тоже немало сторонников радикального решения этнического вопроса. Самые ярые болеют за «Шкендиию» и представляют группировку Ballistët. Она получила имя в честь «Бали Комбетара» (в переводе – национальный фронт) – албанской организации, которая в годы Второй мировой боролась с итальянскими и немецкими оккупантами.
Правда, в 1943-м «Бали Комбетара» встала на сторону рейха, чтобы вместе подавить партизанское движение местных коммунистов. Для этого участники движения вошли в ряды этнических частей (например, в дивизию СС «Скандербег»). Будущее страны они видели в проекте Великой Албании – независимого государства, которое включало бы также территории Косово и западной части Македонии.
Сегодня националистические идеи «Бали Комбетара» разделяют многие фанаты из Ballistët. Перед матчами болельщики поют албанский гимн, в 2010-м во время выездной игры против «Тетекса» они сняли с флагштока македонский флаг и повесили красное полотнище с черным орлом, а спустя три года – сорвали финал Кубка страны. В решающем матче «Шкендия» играла с «Тетексом», и через 10 минут после стартового свистка судья увел команды под трибуны. Новая попытка провести финал прошла через четыре дня и без болельщиков.
В первом составе сборной Македонии не было ни одного албанца. Сегодня их пятеро
Первый официальный матч сборная Македонии провела 25 лет назад против Лихтенштейна. Тогда главный тренер Джеко Хаджиевский вызвал исключительно этнических македонцев, и так продолжалось несколько лет. Одним из первых албанских футболистов, которые получили приглашение в национальную команду, был полузащитник Неби Мустафи.
«В 1990-х политика Македонии была той же, что и во время коммунизма, – подчеркнул Мустафи. – Все годы, что существовала Югославия, в сборную не брали албанцев. Когда в стране началась либерализация, власть потеряла возможность контролировать все аспекты общественной жизни. В сборную должны попадать лучшие, поэтому стали наконец-то замечать албанских игроков».
Неби Мустафи на рубеже веков выступал за команду «Слога Югомагнат». Клуб базировался в Скопье и был ориентирован на мусульманское население – албанцев и турок. В 1990-х он входил в тройку сильнейших в стране, но медали не стали для игроков пропуском в сборную.
Некогда главная албанская команда страны распалась в 2009-м, но успела изменить македонский футбол
На фоне обострения этнического конфликта в Македонии «Слога» впервые выиграла чемпионат. Команда становилась лучшей три сезона подряд, а через несколько лет золото досталось «Шкендии», которая в последние годы регулярно представляет страну в еврокубках.
Игнорировать успехи было невозможно. На Евро-2020 поехали три футболиста, которые представляли (а один до сих пор там играет) клуб из Тетово: Висар Муслиу, Эгзон Бейтулаи и Ферхан Хасани выигрывали чемпионат в составе «Шкендии». Кроме того, у Эниса Барди, Эзджана Алиоски также албанские корни, а Элиф Элмас – турок.
Некоторые северомакедонские игроки (например, Алиоски) получали предложение сыграть за сборную Албании. В 1990-х они наверняка согласились бы, но сегодня их вызывают в национальную команду той страны, где они родились.
Славянское население страны тоже разрозненно. У македонцев – кризис национальной идентичности
За несколько дней старта чемпионата Европы известный спортивный журналист Саймон Купер в тексте для Financial Times задался вопросом, поспособствуют ли успехи сборной Северной Македонии становлению национальной идентичности. Он не только упоминает проблемы, связанные с правами албанцев, но и говорит о противоречиях внутри национального большинства.
Греки настойчиво требуют не путать нынешних македонцев со своими предками – с теми, кто жил в Македонии времен Филиппа II и Александра Великого (первый подчинил остальную Грецию, второй – покорил Ближний Восток и дошел до Индии). Сегодня власти Скопье согласны с тем, кто их страна к античному государству отношения не имеет. Но еще в 2010-м премьер-министр Никола Груевский «примазывался» к наследию давно ушедшей эпохи. В столице появились статуя Александру Македонскому, дома, похожие на Парфенон, и фонтаны в неоклассическом стиле. В честь легендарного полководца назвали аэропорт, а именем его отца Филиппа – главный стадион.
Новый архитектурный облик города не понравился многим. Ценители стиля назвали Скопье столицей китча, а в Афинах напомнили о том, что нынешняя Македония не может считаться наследницей древнего царства. Пришедший к власти в 2017 году Зоран Заев признал неправоту предшественника. Стадион переименовали в честь певца и композитора Тоше Проески, а название статуи в центре Скопье сделали более нейтральным. Теперь это просто «Воин на коне». Спустя два года Македония и вовсе стала Северной Македонией.
На установку памятника «Воин на коне» потратиили 7,5 млн евро
Впрочем, если греки запрещают использовать своих национальных героев, то болгары к этому относятся совсем иначе. Скопье и прилегающие территории в разные годы входили в состав болгарских государств, поэтому культурное влияние на Македонию соседей с Востока огромно. В Софии этим пользуются. Например, в прошлом году Академия наук Болгарии в очередной раз назвала македонский диалектом болгарского, что по сути ставит знак равенства между двумя народами.
Для македонцев упростили получение гражданства соседнего государства: кандидату достаточно признать болгарское происхождение. По итогам переписи 2002 года болгарами себя назвали полторы тысячи жителей Македонии, но получателей гражданства гораздо больше. К 2013 году паспорт выдали 87 тысячам человек, и их число растет.
Активисты на открытии памятника Константину Каварналиеву, болгарскому офицеру, воевавшему с Сербией
Власти Сербии паспорта так просто не выдают, но к этой стране также тяготеют многие жители Македонии. Сказываются десятилетия в составе единого государства. В 1944 году Македония получила первые признаки государственности – она стала одной из югославских республик, но до этого местное население называли частью сербского народа. Культурное, языковое, экономическое и политическое влияние северных соседей на Македонию всегда было сильным. Известные личности, богатая история, более развитая экономика – называя себя сербом, условный житель Скопье приобщается к чему-то большому.
Все это породило проблему самоидентификации. Македонцам старательно объясняют, кем они являются (или не являются, если речь о позиции Греции), что мешает жителям страны почувствовать себя единым целым. У кого-то сохранилась привычка сопереживать сербам, потому что они – правопреемники единой Югославии. Кто-то всерьез отождествляет себя с Болгарией. Другие до сих пор не могут понять, в каком поколении Александр Македонский приходится им родственником. А если держать в уме, сколько албанцев проживают в крошечной балканской республике, то становится ясно, почему сборная Северной Македонии и ее выход на чемпионат Европы многими на родине воспринимается в лучшем случае нейтрально.
Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot
Фото: REUTERS/Robert Ghement TPX IMAGES OF THE DAY, Mihai Barbu; globallookpress.com/Adamek Ladislav/CTK, Robert Geiss/picture alliance; twitter.com
-Что на этот раз?
-Я опять пытался разобраться в Балканском вопросе..
И что значит "основана на руинах народа"? Прям даже догадаться боюсь.
У вас какая-то манная каша в черепной коробке, разобрались бы с терминологией и сутью претензий, а потом вещали бы уже.
Хотя нынешняя сборная - далеко не лучшая в истории страны, да.
У Геродота есть классный момент, когда царь македонян Александр (другой, старше знаменитого полководца лет на 200-300) пришёл с посольством к кому-то из эллинов (кажется, афинянам), и говорит, что он и его войско будут помогать грекам в войне с персами, потому что "мы македоняне - а это, можно сказать, греки", как-то примерно так было.
И на Олимпиаде нельзя было участвовать не-эллинам, но македонянам делалось демонстративное исключение: типа, варварам нельзя, но этим - можно.
Так и жили.