6 мин.

В 1960-м восемь игроков сборной Дании погибли в авиакатастрофе. Команда не хотела ехать на Олимпиаду, но дошла до финала

Ох.

Многие знают про крушение самолета «Торино», падение борта с «Манчестер Юнайтед», «Шапекоэнсе» – и другие футбольные и просто спортивные авиакатастрофы. Но вы вряд ли слышали об этой.

В 1960-м сборная Дании готовилась к Олимпиаде. Тогда олимпийские футбольные турниры были любительскими из-за конфронтации с ФИФА. Мы подробно рассказывали, как у датчан устроен футбол – и несмотря на то, что развивать они его начали едва ли не первыми в Европе, долгие годы в Дании практически не было профессиональных игроков.

Дания была одной из сильнейших любительских сборных – и одной из последних сняла ограничение на присутствие профессионалов (это было в 1971-м). До этого каждый футболист в сборной имел вторую профессию, никак не зарабатывая футболом.

А после снятия запрета на профессиональные контракты футболисты поехали в европейские топ-чемпионаты, где в тот момент начинали допускать легионеров, без опасения за бан в сборной. Профессиональные контракты в чемпионате Дании разрешили подписывать только в 1978-м.

Но вернемся в 1960-й. Июль, сборная готовится к римской Олимпиаде, до старта турнира осталось чуть больше месяца. Команда собралась в Хернинге в центральной Ютландии (там была тренировочная база), но не целиком – еще 12 футболистов летели из Копенгагена и близлежащих городов. Планировалось провести товарищеский матч основы и второй команды и понять, кого можно добавить.

(Оцените род деятельности нескольких футболистов: мясник, кузнец, студент педагогического вуза, призывник, таможенник, механик и инженер).

Некоторые играли за молодежную и вторую сборные, некоторые ехали почти с гарантией места в основе (в частности, вратарь Пер Функ Йенсен, а также защитники Берге Бастхольм Ларсен и Арне Карлсен).

Для остальных ребят это был последний шанс показать себя тренерам и попасть на Олимпиаду – тогда это был серьезный турнир для команд вроде Дании, пусть и с любительским статусом. 

12 футболистов приехали в аэропорт Копенгагена Каструп на берегу залива Эресунн – оттуда они должны были направиться в Хернинг. Кто-то приехал в аэропорт в одиночку, кто-то, как, например, 20-летний Эрик Дюреборг, подвозил друзей – он заехал за Ибом Эскильдсеном, сделав небольшой крюк. Датский футбольный союз специально выбил для них самолет, чтобы они не ехали на поезде через всю страну и не брали дополнительный выходной на работе. 

Шел дождь и стоял туман. В аэропорту игроков встретил генсек футбольного союза (DBU) Эрик Хильструп и сообщил новость: самолет, который они зафрахтовали изначально, не смог вылететь из Лондона из-за непогоды. Вопрос разрулили на месте: игроки все равно полетят, но не так комфортно и не так быстро – на двух маленьких бипланах (чаще всего их называют кукурузниками).

Игроков разделили. В первый биплан, который был побольше (de Havilland Dragon Rapide), должны были загрузиться девять самых статусных футболистов, в во второй – трое кандидатов, которые собирались на просмотр. Они начали загружаться, летчик увидел объемные сумки и покачал головой: все не поместимся. Последним на борт поднимался Дюреборг, и Хильструп развернул его в шутливо-недовольном тоне: «Опять ты последний. Полетишь на втором самолете».

Когда первый самолет двинулся к взлетно-посадочной полосе, второй только-только приземлился и отправился на дозаправку. Дюреборг и еще тройка игроков вернулись в терминал, дождались дозаправки, загрузились и поехали к ВПП. Тут с вышки раздалось сообщение: «Самолет коснулся воды». Пилот не придал этому значения. «Наверное, они намочили ноги», – пошутил он.

Но затем сообщение повторили, сзади появились мигалки спасателей. Стало понятно: что-то произошло. Дюреборг и партнеры вернулись в терминал – и лишь увидели, как Хильструп и другие боссы DBU садились в такси с мертвенно-бледными лицами. Им ничего не говорили – кроме того, что товарищеский матч основной сборной и второй команды, которую представляли некоторые из них, отменен.

После этого Дюреборг направился домой – там его мать смотрела регату на озере Багсверд. Увидев сына, она сильно удивилась: «Я думала, ты уже улетел в Ютландию». Парень объяснил, что их рейс отменили, потому что что-то произошло с первым самолетом, но что – он не знает. В этот момент трансляцию прервали срочным выпуском новостей: авиакатастрофа в Эресунне около аэропорта. 

В этот момент Эрик осознал, что произошло.

***

Отец 19-летнего Эрлинга Спалька приехал в Хернинг, чтобы впервые посмотреть на сына в форме сборной Дании. Новость о трагедии застала его у входа на стадион, прямо перед турникетами. Спальк-младший был в числе восьми пассажиров первого рейса.

Игроки, которые уже были в Хернинге, приехали на стадион, еще не зная, что матча не будет. Обо всем рассказал тренер Арне Серенсен. Говоря с игроками, он разрыдался. Кто-то попытался его утешить, кто-то погрузился в глубокий шок, а одному из футболистов вообще потребовалось успокоительное.

***

Несмотря на боковой ветер и сильный дождь, диспетчер дал 27-летнему пилоту Стигу Винделеву разрешение на взлет. Однако Dragon Rapide не был приспособлен для полетов в дождь – у него даже не было стеклоочистителей. Пилот ничего не видел, поэтому при взлете ориентировался на авиагоризонт – единственный доступный для него прибор в такой ситуации. Ничего более современного на борту не было.

Но он не учел, что авиагоризонт на Dragon Rapide начинал работать, только когда самолет набирал полные обороты. Сразу после старта, когда биплан поднялся над Эресунном, проявился крен направо, но из-за слабой видимости и неработавшего искусственного горизонта Винделев потерял управление. Dragon Rapide начал падать на стометровой высоте, вошел в штопор и воткнулся в воду в 40-50 метрах от берега. Самолет разорвало на три части, пассажиров придавило обломками.

 

Первыми на помощь подоспели два рыбака – они были на месте крушения уже через пять минут и начали разгребать (по возможности) обломки. Вслед за ними прибыли и спасатели. Они нашли пилота Винделева, и перед тем как отключиться, он успел произнести только: «Я не понимаю, как это могло случиться».

Семеро футболистов, сидевшие в задней части самолета, моментально оказались под водой и погибли на месте. Это Эрик Пондаль Йенсен, Курт Крамер, Серен Андерсен, Берге Бастхольм Ларсен, Арне Карлсен, Иб Эскильдсен, Эрлинг Спальк.

Восьмой – Пер Функ Йенсен – был обнаружен еще живым, но вскоре умер в больнице. 

Пилот выжил. Его госпитализировали с переломами обеих ног (одну впоследствии ампутировали). Расследование показало, что Винделев невиновен. Когда один из его коллег заявил, что пилот совершил несколько ошибок, тот в первый и последний раз высказался на тему крушения: «Я не видел этого заявления и не хочу знать, что в нем. Это дело касается только меня и тех, кто осиротел. У меня нет никакой защиты», – заявил он. 

В 2008-м Винделев умер.

Сборная Дании хотела сняться с Олимпиады, однако решила, что в память о погибших нужно сыграть. И заняла второе место, проиграв только Югославии.

«Мы будем играть за Кристиана». Как Дания и сборная пережили эти дни – и объединились

«Кристиан отключился, разрядом мы вернули его к жизни». Как врачи вытащили Эриксена после остановки сердца

Твиттер Алфимова

Фото: en.wikipedia.orgpolitiken.dk