3 мин.

Юридическая реплика о форме сборной Украины

Новость о форме сборной Украины вызвала дикий трэш в болельщицкой среде и, понятное дело, в российском политическом истеблишменте (да простит меня это слово, применённое к товарищам Свищеву и Захаровой). Основные эмоции – вокруг контура границ страны, включающего Крымский полуостров.

Российская сторона восприняла выбор украинцев как провокацию – что же, никому не запрещено воспринимать происходящее соответственно своим привычкам и интеллектуальным возможностям. Залезть в головы людям, которые разрабатывали и утверждали дизайн украинской формы, я не могу, поэтому ограничусь чисто юридическим аспектом.

Нарушила ли Украина действующие нормы спортивного права?

Футбольные правила IFAB, относящиеся к экипировке, в соответствующей части гласят:

1.Экипировка не должна иметь никаких политических, религиозных или персональных слоганов, заявлений или изображений.

2.Разрешенные слоганы, заявления или изображения должны располагаться на передней стороне футболки и/или нарукавной повязке.

С вторым правилом вопросов нет: очертания Украины расположены спереди. Вряд ли кому-то придёт в голову оценивать контур государственных границ как религиозное или персональное изображение.

Остаётся только политика? Не совсем.

В разъяснении (интерпретации к правилу) уточняется: запрещены изображения, которые аналогичны оскорбительным, обидным, нецензурным жестам или жестикуляции в провокационной, насмешливой или подстрекательской манере.

Из всего перечисленного российские спикеры упирают, как отмечено выше, на провокационность изображения. Сюда же близко примыкают понятия «оскорбительный» и «обидный» - к этому мы ещё вернёмся.

Таким образом, форма сборной Украины может быть квалифицирована как нарушение правил, только если признать изображения на ней либо политическими, либо провокационными.

Относительно термина «политический» интерпретация правила, признавая сложность исчерпывающего определения, гласит:

Запрещенными являются слоганы, заявления или изображения, связанные со следующим:

-любой человек, живущий или умерший (если это не является частью официального названия соревнований);

-любая локальная, региональная, национальная или международная политическая партия/организация/группа и так далее;

-любое местное, региональное или национальное правительство или любой из его департаментов, офисов или функций;

-любая организация с дискриминационной политикой;

-любая организация, цели или деятельность которой направлена на то, чтобы оскорбить большое количество людей;

-любое специфическое политическое действие/мероприятие.

Нетрудно видеть, что изображение контура границ своего государства не является ни человеком, ни партией/организацией, ни правительством, ни мероприятием.

Строго говоря, буквальное толкование правила не позволяет признать изображение на украинской форме политическим.

Однако это ещё не всё. В разъяснении также говорится, что при проведении международного мероприятия необходимо принимать во внимание менталитет команды соперника (включая ее болельщиков) и общей аудитории. С учётом этого, правила соревнований могут содержать дальнейшие ограничения, в частности, в отношении размера, числа и положения разрешенных слоганов, заявлений и изображений.

Иными словами, в данном контексте понятия «провокационный» («оскорбительный», «обидный») могут зависеть от субъективного восприятия изображения аудиторией, куда входят и болельщики сборной России.

Это – единственный шанс доказать на уровне УЕФА, что контуры государственных границ Украины действительно нарушают футбольные правила об экипировке. То есть доказать, что часть аудитории чемпионата Европы посчитает данное изображение провокационным или оскорбительным для себя.

Судя по реакции российской стороны, этот элемент присутствует.

Допустим, будет какой-то официальный запрос или протест. Как поведёт себя УЕФА?

Честно говоря, я с трудом представляю, чтобы спортивная организация запретила национальной сборной любого государства изображать на форме его силуэт в международно признанных границах.

Ещё раз подчеркну: речь идёт о международно признанных границах, а не о спорной территории. Никакого спора о принадлежности Крыма, который был бы зафиксирован на серьёзном международно-правовом уровне, нет. Наличие спора – это само по себе юридический факт, который сразу переводит проблему и всё, что с ней связано, в разряд политических.

Однако ни одна международная организация (включая УЕФА) даже не ставит такой вопрос: кому принадлежит Крым? В ООН, ЕСПЧ, Международном Суде обсуждаются вопросы правомерности тех или иных действий России, но не сама принадлежность Крыма.

Поэтому рискну предположить, что даже если со стороны Украины имел место троллинг, то этот троллинг полностью в рамках действующих правил. И если УЕФА решится сделать какое-то замечание, это вызовет гораздо больший скандал.