6 мин.

ЦСКА без еврокубков впервые за 20 лет. Такого ни разу не было при Гинере

Вспоминаем начало нулевых.

ЦСКА окончательно провалил сезон: остались не только без медалей третий год подряд, но еще и без еврокубков. Такое с армейцами случилось впервые с начала нулевых: в последний раз ЦСКА не играл в Европе в сезоне-2001/02.

Еврокубковый состав тогда из-за системы «весна-осень» зависел от чемпионата России-2000: ЦСКА финишировал только восьмым, а в Кубок УЕФА можно было запрыгнуть минимум с шестого места. Беспрерывная серия армейцев началась с еврокубкового сезона-2002/03, хотя в ЧР-2001 они стали только седьмыми – помогла первая за историю клуба победа в Кубке России-2002.

Затем ЦСКА всегда хватало позиции в лиге – до 2021-го.

Сезон-2000 – последний до Гинера. На клуб дико давили: обвиняли в связях с чеченцами и поддержке боевиков

Сюжет красиво закольцовывается: ЦСКА не играл в еврокубках в последний сезон до прихода Евгения Гинера и не вышел даже в Лигу конференций ровно тогда, когда прежний владелец потерял прежние влияние и статус (его доля ушла ВЭБ, в совет директоров зашел Максим Орешкин). 

Гинер стал президентом в феврале 2001-го – подхватил команду как раз после падения на восьмое место.

До Гинера в ЦСКА рулил Шахруди Дадаханов, он вскоре после Нового года ушел в отставку. Дадаханов открыто говорил, что причина – давление на акционеров, которое он называл беспрецедентным. По его словам, в той ситуации сохранить команду могла только его отставка.

Чтобы осознать, как обстояли дела, достаточно этого интервью Дадаханова «Коммерсанту» от 12 февраля 2001-го. Вот ключевые цитаты Шахруди: 

Он боялся, что клуб и дальше будут прижимать, если он останется президентом: «Вопрос в расширении совета директоров клуба. В совет войдут новые люди, готовые вкладывать большие деньги в развитие футбола. Я пока не хочу называть имена, потому что боюсь, что и у них могут возникнуть те же проблемы, что и у нас. Уверен, что у людей, которые сейчас придут в клуб, хватит и авторитета, и связей, и денег, чтобы защитить то, что мы создали. Но если в новый сезон я войду президентом, против команды опять начнутся репрессии».

Рассказывал, как акционеру подкинули оружие, чтобы он прекратил давать деньги ЦСКА: «Мы получали финансовую поддержку от ряда спонсоров, но в последнее время на них началось такое плотное давление со стороны среднего звена правоохранительных органов, что многие из них были вынуждены отказаться от сотрудничества с ФК ЦСКА. Людям прямо заявляют, что, помогая клубу, во главе которого стоит Дадаханов, они помогают чеченским боевикам. Например, акционеру клуба Русланбеку Хусаинову подбросили пистолет, завели на него уголовное дело. Заставили его уехать из страны во Францию. Но и там на него вышли люди, представлявшиеся сотрудниками ФСБ. Шантажировали, угрожали его семье, требуя, чтобы Русланбек продал свои рынки, оказывавшие финансовую помощь ЦСКА».

Боссов ЦСКА публично обвиняли в помощи чеченским боевикам и торговле оружием: «Давление шло не только со стороны органов. 21 мая 2000 года мы играли финал Кубка России с «Локомотивом», а 16 мая вышла статья о том, что акционеры ФК ЦСКА помогают чеченским боевикам, торгуют оружием и украли 2 миллиарда долларов. Да будь у нас такие деньги, мы были бы не только лучшим клубом страны, но и Европы!»

Дадаханов уже тогда понимал, что Лига чемпионов нужна для здоровой экономики клуба: «В первенстве России есть два места, ради которых стоит играть – первое и второе, они дают право на участие в Лиге чемпионов. Только Лига приносит деньги, которые можно направить на развитие футбольного клуба. Мы вышли в Лигу и получили по мозгам от норвежских рыбаков (вылетели в квалификации от «Мольде» в 1999-м из-за 0:4 в ответном матче после домашних 2:0 – Sports.ru)».

 

В ЦСКА работал Садырин. Он называл наши клубы «любителями с голой задницей» и обвинял футбольное руководство в рэкете

В тот момент Павел Садырин тренировал ЦСКА уже в третий заход. После успехов начала 90-х он вернулся в 97-м, но был уволен на следующий год из-за провальных результатов, а в 2000-м его позвали уже самого вытаскивать команду с 13-го места. Получилось подняться на восьмое – тот финиш в середине, учитывая обстоятельства, был успехом.

Весной, еще когда ЦСКА тренировал Олег Долматов, команда играла в финале Кубка России с «Локомотивом» – детали, окружавшие этот матч, всплыли совсем недавно. Год назад Шахруди Дадаханов в «Разговоре по пятницам» («Спорт-Экспресс») вспомнил, как они с президентом «Локо» Валерием Филатовым давали судье Николаю Левникову по пять тысяч долларов – с обеих сторон одинаково, чтобы тот работал честно. В итоге «Локомотив» взял трофей в дополнительное время, а ЦСКА все равно был взбешен судейством.

Еще один важнейший кубковый матч проиграл в сентябре уже Садырин – ЦСКА вылетел из Кубка УЕФА в первом же раунде от датского «Виборга» (дома сыграли 0:0, на выезде пропустили единственный мяч в дополнительное время). Павел Федорович выдал яркий монолог – и не об одном поражении, а о российском футболе в целом.

«Что у нас сделала пресса с теми командами, которые выбыли из борьбы в еврокубках?! Дескать, проиграли полупрофессиональным клубам, позор! А я вам вот что расскажу. Мы приехали в маленький датский городок, а там на стадионе трибуны под стеклянной крышей, вокруг десять прекрасных зеленых полей. Все что душе угодно – и условия, и инфраструктура.

Так что они уже давно профессионалы. Это мы полупрофессионалы, точнее сказать – любители с голой задницей, я извиняюсь. У нас ниже уровень мастерства, чем у датчан. Потому что там, в Дании, футболистов с малых лет готовят не на кирпичах и гаревых площадках, а на отличных газонах. А мастерство воспитывается с детства. Вот сегодня имел момент Кулик – не забил. Вышел Савельев – не забил. Кто им мешал? Никто. Просто нужного мастерства нет.

Дай бог, «Спартак» благодаря бразильцам как-то ковыряется. А не будет их, «Спартаку» плохо придется. У нас нет условий для воспитания хороших игроков. На чувстве патриотизма далеко не уедешь. За границей – цивилизованный футбол, у нас он – в каменном веке. Зато в руководящих футбольных кругах процветает настоящий рэкет: не пришел на пресс-конференцию – гони десять тысяч, вышел тренер за линию – плати столько-то. В кормушку футбол превратили».

Евгений Гинер оставил Садырина тренером и доверил ему обновление. Но Павел Федорович не смог доработать сезон-2001: его сильно подкосила серьезная болезнь (был диагностирован рак), а еще из колеи выбила смерть Сергея Перхуна после столкновения на поле. Садырин провел последний матч 30 сентября, а 1 декабря умер – он не увидел даже старт в еврокубках молодой команды, которую начал собирать.

Фото: РИА Новости/Александр Поляков, Владимир Родионов, Владимир Федоренко