Суперлигу делали по американской модели. Вот как она появилась в США
Там все решают клубы, а в Европе еще нет.
Революция в европейском футболе должна была случиться благодаря банку из США. Правда, с Америкой Суперлигу роднит не только покровительство JPMorgan, но и модель, по которой планировали проводить турнир. Ограниченное число участников, оторванность от других дивизионов и полный контроль со стороны клубов – по этим принципам существуют НХЛ, MLB, НФЛ и другие лиги США. Рассказываем, как там сложилась эта система.
Закрытую лигу придумали бейсболисты на фоне экономического кризиса
MLS – самая молодая из крупных профессиональных спортивных лиг США. Даже несмотря на то, что она появилась во многом благодаря ФИФА и чемпионату мира-1994 (одно из требований к стране-организатору), главный футбольный турнир США и Канады создавался по аналогии с соревнованиями из других видов спорта. Вот уже больше 150 лет главным ориентиром остается бейсбол.
В 1857 году в США была основана NABBP – Национальная ассоциация бейсбола. Название явно не отражало суть организации, потому что она объединяла отнюдь не игроков, а команды. В Америке с гордостью называют эту структуру первой в истории мирового спорта, которая ввела привычную систему определения победителей – с кругами и турами. Через несколько лет эту модель переняли и в Европе.
Правда, в отличие от, например, Английской футбольной ассоциации у NABBP возникли большие проблемы с управлением. До Гражданской войны в США число команд неуклонно росло, и в 1861-м в организацию вступили 55 клубов. Членство ни к чему не обязывало – даже к участию в матчах. В чемпионате играли только те клубы, которые могли это позволить, а некоторые еще и отказывались от гостевых матчей, потому что у них не хватало денег на переезды. По сути это было объединение любительских команд, которые придерживались единых бейсбольных правил.
В таких условиях управлять ассоциацией практически невозможно. Большое количество команд не позволяло договориться ни о цивилизованных переходах, ни о профессиональном статусе игроков. В 1871 году состоялся последний съезд NABBP: в Нью-Йорк съехались сотни представителей разных бейсбольных структур, которых мало что связывало, кроме любви к игре. Участники в очередной раз убедились, что единого решения по ключевым вопросам им не добиться, и на месте ассоциации появилась новая организация с похожей аббревиатурой – NAPBBP, где первая буква P означала «профессиональный». Главное отличие от предшественницы – игрокам платили деньги. Правда, профессиональных клубов с соответствующим бюджетом было еще совсем немного. По этой причине за всю недолгую историю лиги в нее вступило 30 команд.
Если в NABBP брали почти всех без разбора, то в NAPBBP вступить было чуть сложнее. Чтобы доказать состоятельность и защитить игроков, руководство ввело для клубов взнос – $10 (по нынешним временам – чуть больше $200 с учетом инфляции). Правда, это ограничение не избавило от прежних проблем. Ассоциация находилась над клубами, но с трудом их контролировала, а руководители команд не могли влиять на принятие решений. Многие команды быстро закрывались – в первую очередь из небольших городов. Ситуация усугубилась в 1873-м, когда паника на европейских и американских биржах спровоцировала экономический кризис – так называемую Долгую депрессию. В новых условиях некоторые клубы не находили спонсоров и распускались.
Долгая депрессия – один из первых мировых экономических кризисов
В 1876 году накопившиеся проблемы привели к созданию Национальной лиги. Ее организатором стал Уильям Халберт, бизнесмен и президент «Чикаго Уайт Стокингс». У него был большой опыт в спортивном менеджменте, особенно после Великого чикагского пожара. В 1871-м вместе с большей частью города сгорел стадион. Команда Халберта два года не играла в чемпионате, но в итоге вернулась и спровоцировала большие изменения в американском бейсболе.
Халберта считают одним из основоположников бейсбола в США
Создание Национальной лиги подразумевало появление франшиз, а к участникам предъявлялись гораздо более строгие требования – в первую очередь по бюджету и дислокации. Причем уже вошедшие в лигу клубы могли отказать в приеме новичков. Так появился первый полностью закрытый турнир, существовавший по принципам, далеким от европейского спорта. В 1901 году Национальная лига объединилась с Американской лигой, вместе они образовали MLB, и позже по образцу этой организации функционировали все важнейшие спортивные структуры США.
НХЛ появилась из-за эксцентричного спортивного менеджера
Модель, принятая в бейсболе, в хоккее прижилась не сразу. Предшественницей НХЛ была НХА – Национальная хоккейная ассоциация, она конкурировала с другими похожими объединениями (в первую очередь с ХАТП – Хоккейной Ассоциацией Тихоокеанского Побережья), но куда больше противоречий крутилось внутри самой организации. В основном они были связаны с Эдди Ливингстоном – известным спортивным менеджером Канады начала XX века. Он не только возглавлял клубы Торонто, но еще курировал регби и футбол.
В 1915-м Ливингстон не смог собрать полный состав на один из матчей чемпионата. Его «Шэмрокс» встречались с «Монреаль Уандерерз», но незадолго до противостояния два игрока уехали к умирающему отцу. Глава клуба из Квебека отказал Эдди в переносе матча. Так начался конфликт, погубивший погубил целую Ассоциацию. Ливингстон подавал протесты на работу судей, жаловался на владельца арены, где играла его команда, и ругался с другими хоккейными менеджерами. Но просто так решением клубов выкинуть «Шэмрокс» из НХА было сложно.
Эдди Ливингстон – главный бунтарь канадского хоккея в начале XX века
К тому же Ливингстон купил еще одну команду – «Торонто Блюшертс». Естественно, это не понравилось конкурентам, и те призвали продать первый клуб. Эдди сопротивлялся, угрожал перевезти команды в Бостон, но в конце концов в конфликт вмешался армейский призыв. Шла Первая мировая война, многие канадские хоккеисты уехали в Европу, и у Ливингстона не хватало игроков. Продать «Шэмрокс» он не смог, и поэтому в 1915 году закрыл клуб.
Владельцы других команд по-прежнему мечтали избавиться от эксцентричного менеджера. Но правила Ассоциации позволили только дисквалифицировать «Торонто Блюшертс» на сезон, после чего другие участники турнира разобрали игроков опального клуба.
Это было временное решение. Чтобы Ливингстон не мешал остальным, осенью 1917 года НХА полностью распустили под предлогом «слишком мало игроков, все уехали на фронт». Правда, тут же была создана НХЛ, где хоккеистов почему-то хватало. В нее вступили четыре команды: «Квебек Бульдогз», «Оттава Сенаторз», «Монреаль Канадиенс» и «Монреаль Уондерерз». С этого момента клубы могли сами решать, кто достоин играть в их новом турнире – Национальной хоккейной лиге. «Торонто» в НХЛ, но с существенным условием – Ливингстон должен был отойти от дел. Тот оставался владельцем и получал процент от выручки, но к управлению его уже не допускали. К слову, в первом же сезоне «Торонто» выиграло чемпионат, хотя вскоре менеджера вынудили продать клуб.
В конце 1910-х еще не было уверенности, что НХЛ – это надолго. На тот момент существовало много организаций с самыми разными названиями, формами управления, статусом игроков и команд. И даже Кубок Стэнли до 1926-го разыгрывался между лучшими клубами четырех турниров – Национальной Хоккейной лиги, Хоккейной Ассоциации Тихоокеанского Побережья, Западной хоккейной лиги и Хоккейной лиги Западной Канады. Никакой структуры, которая находилась бы над всеми перечисленными, не существовало. Более того, Ливингстон пытался запустить свои лиги, в том числе и для клубов из США, но все попытки провалились.
Во второй половине 1920-х началась осторожная экспансия НХЛ на юг, а затем и на запад, поэтому к 1930-му в лигу вступило уже 10 команд. Хотя хоккей становился все более популярным, НХЛ не стремилась быстро расширяться. Это было связано с дороговизной переездов, большими расстояниями между городами и историями по типу той, что произошла с Эдди Ливингстоном.
Англия могла пойти по пути США: там тоже было несколько несвязанных лиг
Американский сценарий стал возможен не только из-за желания владельцев команд контролировать регламент и состав участников. Сложились несколько факторов, один из которых – замкнутость американского спорта. Тот же бейсбол прекрасно живет без сборных и крупных международных турниров. Даже если бы в США существовала ассоциация, ей просто нечем было бы заниматься, ведь все важнейшие вопросы оказались в ведении лиги. Именно поэтому США и Европа в вопросах спорта так не похожи.
В Англии существование лиги не исключало существование ассоциации. Структуры почти всегда более-менее уживались, гармонично распределяя функции между собой. Но так происходило не всегда, и с конца XIX века в стране были две крупные футбольные лиги, только одна из которых признавала все требования Ассоциации.
В 1894 году появилась Южная лига, куда вошли клубы Лондона, окрестностей столицы и побережья Ла-Манша. В этом регионе футбол развивался медленнее, чем в индустриальном севере, где уже давно существовала мощная Футбольная лига. Но в начале XX века сила двух несвязанных турниров подравнялась. Это легко проследить по результатам Кубка Англии – главному турниру, в котором могли встретиться команды из соперничающих лиг. В 1900-м и 1902-м годах «Саутгемптон» выходил в финал, а в 1901-м «Тоттенхэм» выиграл этот трофей.
Нарастающая сила команд с юга – следствие конфликта с Ассоциацией. Хотя они признавали друг друга, по некоторым вопросам позиции расходились. Еще в 1893 году по предложению не очень богатого «Дерби Каунти» в Футбольной лиге ввели потолок зарплат. Эту идею охотно поддержали в Ассоциации, где выступали за равенство всех команд и игроков. Но Южная лига не подчинилась, из-за чего многие футболисты переходили в клубы с более выгодными условиями. В 1910-м конфликт был исчерпан, а позже Южная лига вошла в единую пирамиду под началом Футбольной ассоциации.
Хотя на юге все-таки была система повышения и понижения в классе (команды делились на два дивизиона), противостояние похоже на то, что было в ту же эпоху в США. Где-то в параллельной вселенной конфликт в английском футболе мог бы закончиться совсем иначе: Ассоциация и Футбольная лига потерпели поражение и потеряли бы всякое влияние, а Южная лига за счет авторитета клубов стала бы главным турниром и не подчинялась бы решениям сверху. Но такое развитие событий возможно только на заре существования профессионального футбола, ведь даже АПЛ в 1992-м была инициирована с подачи Ассоциации.
Посмотреть, как могли бы развернуться события в английском футболе в начале XX века, нетрудно на примере регби. Сегодня у этого вида спорта есть три направления: регби (он же регби-юнион), регбилиг и регби-7. Первые два размежевались в 1895-м, когда несколько клубов с севера Англии предложили платить игрокам. Регбийный футбольный союз выступил на стороне команд юга, сформированных из воспитанников местных аристократических школ. В отличие от регбистов индустриального центра страны, южане не были заинтересованы в профессиональном статусе спортсменов.
В результате несколько клубов основали собственный турнир, который не подчинялся союзу. Позже для этого соревнования изменили правила (например, сократили число игроков с 15-ти до 13-ти), а сегодня, чтобы не путать два вида спорта, северную версию принято называть регбилиг. В 1996 году у этой вариации игры появилась международная Суперлига, правда, на 11 команд из Англии (они все еще кучкуются на севере страны) приходится только один клуб из континентальной Европы – французский «Каталанс Драгонс». Несмотря на структуру управления, у Суперлиги есть более низкие дивизионы, и в этом она не похожа ни американские соревнования, ни на проект футбольного турнира от Флорентино Переса. При этом в Британии (именно в Британии, а не только в Англии) существует Ассоциация регбилиг, но она занимается исключительно любительским направлением.
У MLS есть все, чтобы жить по европейской модели
В феврале 2020-го владелец «Интер Майами» Дэвид Бэкхем высказался о будущем MLS. По его словам, замкнутая система лиги – лучшая на данный момент система для соккера в США.
«На протяжении многих лет я играл в турнирах, где команды могут вылететь в более низкий дивизион. Этот принцип делает футбол захватывающим. Но когда вы говорите о лиге, которая существует всего 25 лет, нужно дождаться стабильности прежде, чем понадобятся структурные изменения», – сказал Бэкхем.
Дэвида спросили о регламенте не просто так. В последние годы все чаще звучат разговоры о том, что MLS нужно отказаться от закрытости и возглавить сквозную пирамиду дивизионов. И в отличие от других видов спорта, культивируемых в США, у соккера есть все возможности. Лига входит в Федерацию футбола США, ее команды играют в Открытом кубке страны, а на втором уровне уже сформировался турнир с достаточно сильным подбором участников.
В хоккее второй американской лигой считается АХЛ, в баскетболе – G-лига, и в обоих соревнованиях играют только фарм-клубы НХЛ и НБА. В американском футболе следующий за НФЛ турнир – это высший дивизион студенческой лиги. Ну а бейсбол в целом слишком консервативный спорт, чтобы что-то менять.
Команда USL «Инди Илевен» играет на огромной арене с раздвижной крышей. Правда, это фарм-клуб «Чикаго Файр»
В соккере сложилась другая ситуация: второе по значимости соревнование (помимо кубка) – это USL. Из 35 участников меньше половины – фарм-клубы команд MLS. Большинство матчей проходят на относительно больших стадионах вместимостью 10-15 тысяч зрителей. Несколько лет назад USL поглотила менее крупный турнир – NASL, чтобы стать единственным соревнованием второго уровня. Но пока соккер в США существует в рамках старой американской традиции, а боссы MLS называют систему вылета и повышения – неудачной с точки зрения маркетинга и финансового благополучия клубов.
Другие посты про Суперлигу:
Суперлигу погубила самонадеянность Переса и Аньелли. Но даже их лицемерие не остановит новые бегства
Пять лет назад в киберспорте строили свою Суперлигу. Проект провалился из-за недовольства игроков
Фото: commons.wikimedia.org Gettyimages.ru/Andy Lyons, Emilee Chinn
В Европе тоже всё решают клубы, но их не 30 и не 40 штук, а тысячи. Во-вторых, "Н" в НХЛ и НБА - "национальная", то есть по сути внутренний чемпионат
Mexico - 36
Costa Rica - 6
El Salvador - 3
Suriname - 2
Guatemala - 2
Honduras - 2
Trinidad and Tobago - 2
USA - 2
Haiti - 2
Может не следует равняться в футболе на страну, которая выступает не лучше Гондураса и Тринидада и Тобаго? Тем более если они действительно "Экономически сильнее" Мексики, что ещё нужно бы проверять.
вот например сейчас в НБА претендент на титул Бруклин Нетс, команда не так давно созданная/перевезенная в Бруклин. Претендент изза того что туда перешли три топ-игрока, два из которых бывших МвП. Перес согласен на лигу где возможна ситуация когда рулить будет не Реал, где будет драфт, где Мбаппе и Холланд могут оказатся в условном Милане или Лионе а Реал вынужден будет танковать (играть плохо с целью занять место пониже и получить более крутых игроков на следующем драфте)?
у меня большие сомнения что Суперлига создается для этого. У меня большие сомнения что при таком "частичном копировании" условный Милан, Интер или Тоттенхем будут занимать места выше 7го хотя бы раз в десять лет.
Тогда в чем смысл?