Специальный репортаж: City Football Group. Часть первая - зарождении империи
Сэм Ли, Мэтт Слейтер и многие другие из "The Athletic" о том как строилась футбольная империя Мансура.
Случайный отскок, обидный промах, неправильная тактика, ужасные трансферы, травмы, проклятый судья - вот причины, по которым большинство из нас апеллируют в случае поражения.
Однако Ферран Сориано не входит в это большинство. Он думает, что такие проблемы - это отговорки, симптомы ограниченного мышления и доказательство того, что вы недостаточно хорошо проработали свой план.
Он провел шесть лет в "Барсе", превращая теоретические задумки в реальность и написал книгу о том, как он смог бы сделать эту работу еще лучше, но в другом месте. И Сориано получил этот шанс, когда получил предложения от клуба, стремящегося к победам и с огромными финансовыми ресурсами.
В результате образовалась "City Football Group", империя, простирающаяся от Йокогама до Нью-Йорка. Основанная в 2013, через пять лет после того, как деньги Мансура превратили "Манчестер Сити" в главный флагман CFG. Сейчас империя состоит из 10 клубов на 5 континентах - и главный исполнительный директор Сориано стоит во ее главе.
"The Athletic" поговорил с источниками по всему миру, чтобы помочь объяснить видение Сориано в CFG, и почему CFG выбрала определенные клубы и лиги, а также как ее стороны обмениваются ресурсами и информацией.
В нем мы объясняем:
1) Как создание глобальной спортивной сети казалось единственной надеждой для последующего успеха над "МЮ"
2) Как одни клубы используются для брендовых целей, а другие для развития талантов
3) "Учебное пособие" Гвардиолы и как оно доступно для персонала во всех клубах
4) Причины, по которым некоторым людям не нравится "City Football Group"
Во второй части мы рассмотрим, как CFG ищет, развивает, арендует и продает игроков, особенно выделяя роль в этом ФК "Нью-Йорк Сити", и проанализируем бизнес-проект, самый ценный актив которого, "Манчестер Сити", оценивается американским журналом "Forbes" в 2,7 миллиарда долларов. Мы также расскажем каково будущее бизнес-империи, стремящийся стать футбольной версией несокрушимой "All Blacks", сборной Новой Зеландии по регби.
Для некоторых CFG будет спортивным развлечением, очередной уловкой для обхода финансового фэйр-плея, или просто забавным способом растратить целое состояние. Однако для растущего числа отраслевых экспертов и даже конкурентов империя CFG - этот ответ на многие структурные игровые проблемы, грамотные инвестиции на глобальном рынке, и лучший способ гарантировать, что вы получите гораздо меньше - неудачных отскоков, промахов, идей, подписаний, чем остальные.
Видение: "Футбол как мега-развлекательный бизнес, подобный "Дисней"".
"По сути, есть два основных компонента: Абу-Даби и Ферран Сориано", - объясняет профессор Саймон Чедвик, директор Евразийского спорта в бизнес-школе "Emlyon". “Вместе они реализуют особый подход, который отличает их от других мультиклубных моделей, таких как "Red Bull" (владельцы клубов в Австрии, Бразилии, Германии и Соединенных Штатах).”
Чедвик впервые встретился с Сориано в 2005 году, когда последний уже готовился войти в новый состав руководства "Барселоны", которое возродило величие клуба. Они сразу нашли общий язык. Год спустя вице-президент Барселоны провел презентацию студентам Чедвика в Лондонском университете - слайды у профессора сохранились. И они продолжили общаться, когда Чедвик переехал в Солфордский университет, а Сориано стал исполнительным директором "Манчестер Сити" в 2012 году.
"К 30 годам он был техномиллионером", говорит Чедвик. - Когда он стал членом руководства "Барсы", ему пришлось внести залог в размере одного миллиона евро."
"Часть своего образования он получил в Каталонии в школе "ESADA", одной из лучших в мире бизнес-школ. Она основана на принципах святого Игнатия. Он считал, что люди должны лучше понимать мир и выработать четкое мировоззрение: они должны нестандартно думать, действовать и создавать".
"Мы можем увидеть как это повлияло на мировоззрение Сориано,: с первых дней он зарабатывал деньги, реформировал "Барсу", а позже он начал рассматривать футбол как мега-развлекательный бизнес, подобный "Дисней"".
После того как шейх Мансур потратил 210 миллионов фунтов стерлингов на покупку и на погашение долгов "Манчестер Сити" у бывшего премьер-министра Таиланда Таксина Чинавата, вице-премьер ОАЭ за четыре сезона инвестировал в клуб 500 миллионов фунтов. Эти инвестиции принесли Кубок Англии в 2011 году и титул Премьер-Лиги в 2012 году, но к тому моменту клуб остался без исполнительного директора после отставки Гарри Кука в 2012 году. Вступили в силу новые правила УЕФА по финансовому фэйр-плею, и шейх Мансур начал прекрасно понимать, что его деньги тратятся не на стратегические цели бизнес-проекта, а через разные бизнес-каналы отмываются.
Выиграв чемпионство в последнем туре у "МЮ" в сезоне 2011/2012, "Сити" взглянули на своих принципиальных соперников и попытались понять, как они смогут сравняться с ними по влиянию и привлекательности. "Сити" заманивал игроков ничуть не хуже, если не лучше, чем на "Олд Траффорд", но манки, которые были недосягаемы, насчитывали более 600 миллионов болельщиков по всему миру. Как "Сити" смог бы преодолеть такой разрыв? Одних трофеев будет недостаточно.
Согласно книге 2018 года Дэниела Блэк-Смита "Убийство игры" о трансформации "Сити", председателю клуба Халдуну Аль-Мубаруку и его совету директоров потребовалось три месяца, чтобы определить фигуру Сориано в качестве главного кандидата, и еще девять месяцев вести переговоры, чтобы убедить его присоединиться к их глобальному проекту. Или все было наоборот?
"Абу-Даби искали новое видение в "Сити", в то время как Сориано хотел вернуться в футбол, чтобы вновь превратить свои теоретические концепции будущего футбола в новую реальность", - говорит Чедвик.
"Абу-Даби это абсолютная монархия, ее особо не волнуют ни требования своего народа, ни капризы акционерного капитализма. Страны Персидского залива начинают избавляться от зависимости от доходов от углеродного топлива за счет диверсификации (это способ осуществления экономической деятельности, подразумевающий распределение источников выгоды между несколькими равнозначными центрами) в другие сектора. Этот переход рассчитан на десятилетия".
“Абу-Даби использует доходы, полученные от зарубежных инвестиций, чтобы компенсировать потребность во внутренней налоговой системе. Отсутствие налогов в ОАЭ, узаконивает положение правящей семьи. Получение инвестиций в лице "City Football Group" связано как и с сохранением власти, так и с экономическим будущим ОАЭ".
Обе стороны прекрасно знали, что получают. Амбиции чемпионов Премьер-Лиги были очевидны, в то время как Сориано помог "Барселоне" стать несокрушимой силой, к которой стремится "Сити". Правление "Сити" могли бы запросто прочитать книгу Сориано "Гол: мяч не попадет случайно", в которой Ферран объясняет, что элиты Европы должны действовать как транснациональные корпорации, разрабатывая лучшие способы взаимодействия с клиентами внутри страны и за рубежом.
Он рассказывает о решении "Барселоны" запустить японскую версию клубного сайта и продавать членство в клубе японским болельщикам. Тем летом клуб проводил товарищеские матчи в Японии и в матче против ФК "Йокогамы Маринос" стадион был заполнен поровну между болельщиками хозяев поля и местными болельщиками "Барсы". Последние даже пели на каталонском.
Опыт явно произвел впечатление, потому что в 2014 году "City Football Group" приобрела 20% акций ФК "Йокогама Маринос", в результате чего японская сторона стала четвертым членом CFG.
В книге Сориано описаны три модели развития глобального бренда клуба:
1) "Распространение продукции" на зарубежных рынках, а именно продажа прав на телетрансляцию и комплектов футбольных форм, с проведением летних турне в поддержку этих усилий.
2) Клубы, опираясь на это, открывают академии в зарубежных и далеких странах, как это сделала "Барселона" в Мексике.
3) "Естественное развитие": реальные франшфизы (т.е. клубы), играющие за границей, для обеспечения постоянного присутствия топ клубов.
Сориано также рассказывает, как он встретился с комиссаром "МЛС" Доном Гарбером в Нью-Йорке в 2005 году, чтобы выяснить будет ли американская лига заинтересована в команде, играющей под брендом "Барсы". Кандидатами были такие клубы, как "Майами", потом "Нью-Йорк", но сделка не доходила до заключения. Хотя "МЛС" в конечном итоге руководил маркетингом и продвижением игр "Барселоны" в США - но когда Ферран рассказал об этом директорам "Сити" на переговорах о роли исполнительного директора, они были в восторге от услышанного. На самом деле, Аль-Мубарак удивился: зачем останавливаться только на "Нью-Йорке"?
Семь лет спустя, когда "МЛС" хотела расширить лигу, добавив две команды, Гарбер снова связался с Сориано - еще до того, как он официально начал работать в "Сити", который к тому времени достиг солидного уровня, чтобы стать футбольной империй в глазах комиссара.
Сориано отправился в Нью-Йорк, чтобы начать переговоры на второй день его работы. Девять месяцев спустя CFG стала реальностью, когда она заплатила "МЛС" 100 млн долларов за новую франшизу (клуб) "Нью-Йорк Сити". Как говорит высокопоставленный источник CFG, "зарождение нашей империей произошло во время привлечения Феррана в нашу команду".
Изначально "City Football Group" принадлежала "Abu Dhabi United Group", частной инвестиционной компании шейха Мансура до 2015 года, затем "China Media Capital" и китайская государственная инвестиционная фирма "CITIC Group" приобрела 13-процентный пакет акций за 400 миллионов долларов. Потом к бизнес-империи присоединилась американская частная акционерная компания "Silver Lake" в ноябре 2019 года, приобретя 10-процентный пакет акций за 500 миллион долларов. "ADUG" сейчас контролирует 77% пакета акций.
Пол Ковней из "Pacific Media Group" является совладельцем футбольной транснациональной компании - "Championship’s Barnsley", в которую входят бельгийская команда первого дивизиона "КВ Остенде" и швейцарская ФК «Тюн» - и планы CFG для него четко понятны.
"Есть четыре основных аргумента в пользу мультиклубной модели", - говорит Ковней "The Athletic". "Первое это коммерческое взаимодействие, и CFG хорошо с этим справляется. Если вы хотите стать крупным спонсором "Манчестер Сити", вы также будете должны спонсировать ее франшизу в Уругвае ("Монтевидео Сити Торке"). Эта часть сделки может стоить всего 50 000 фунтов стерлингов."
"Второе - это внутреннее взаимодействие, обеспечивающее прямую экономию средств. Для всех этих клубов не требуются собственные руководители, финансовые директора, спортивные и т.д."
"Это приводит к третьему аргументу: единообразие стратегии. В этом секторе экономики очень легко можно потерять деньги из-за отсутствия последовательного проекта, но вы можете снизить риски с помощью четкой структуры управления и единого подхода к коммерческим соглашениям, контрактам игроков и т.д."
Также, как сообщает Конвей, не стоит забывать и о футбольной составляющей, начиная с наличия подобающей инфраструктуры для развития талантливых футболистов, заканчивая возможностью проворачивать сделки между родственными клубами.
Есть также еще одна выгода от огромных инвестиций шейха Мансура в футбольный мир: люди начали обсуждать о том, как он привел Серхио Агуэро, Пепа Гваридолу и CFG в Премьер-Лигу. Как он инвестировал деньги в "Сити" и даже каким прекрасным местом является Абу-Даби для туризма. В чем же выгода? Люди стали меньше говорить о том, как в ОАЭ плохо обращаются со своими рабочими, отсутствие механизма реализации прав и свобод человека или участие в гражданской войне в Йемене.
Для таких организаций, как "Amnesty International" и "Human Rights Watch", CFG - это гигантская кампания по отвлечению внимания происходящего в ОАЭ, позволяющим им скрывать свое истинное лицо, которое не будет иметь успеха за рубежом. А есть и другие, которые просто смеются над всеми заявлением CFG о долгосрочных инвестиционных проектах или растущих корпоративных ценностях и скажут: "Погодите, разве все это не просто очередной хитрый (но законный) способ обойти ФФП?
Все эти насмешки одно, обвинения "УЕФА" - это совсем другое, и с 2014 года владельцы "Сити" столкнулись с двумя подобными случаями. Однако в тот момент, когда казалось, что отношения клуба с его спонсорами из ОАЭ, могли поставить под угрозу весь проект "City Football Group", юристы "Сити" одержали крупную победу над "УЕФА" в Спортивном арбитражном суде (CAS), и вопрос о введении санкций была исчерпан навсегда.
"Мы бы предпочли создать команду "Б" или фарм-клуб, но в этой стране мы не можем этого сделать, поэтому нам приходится искать другие возможности."
В последнее время Сориано редко выступает на публике, поэтому его выступление по видеосвязи во время октябрьской конференции "Leaders Week" было горячо ожидаемым.
Тогда CFG только что купила французский "Труа" из второго дивизиона, и журналист спросил Сориано: "Это уже девятый клуб, о чем вы там думаете?"
«Я должен поправить вас, у нас их 10, мы приобрели еще один клуб в Бельгии», - ответил Сориано, улыбаясь. «Футбол - это то, чем мы занимаемся, эта сеть клубов позволяет нам помогать друг другу с технической и футбольной точки зрения, а также развивать хорошие клубы, играющие в симпатичный футбол. В итоге они становятся финансово устойчивыми и расширяют нашу глобальную сеть."
Брайан Марвуд, управляющий директор по глобальному футболу в CFG, говорит об этом, но с другой позиции: "Мы строим нашу сеть клубов, чтобы бросить вызов лучшим командам в своих лигах, играя в Лиги Чемпионов Азии, или в КОНКАКАФ, или, разумеется, в Лиге Чемпионов", - говорит он "The Athletic". «Есть и другие клубы, которые, по нашему мнению, могут стать потенциальной платформой для развития наших молодых талантов».
Заинтересованность CFG в развитии молодых талантов является ярким примером того, как она развивалась с тех пор, как в 2013 году были впервые разработаны планы глобального доминирования. В свое время, Марвуд возглавлял администрацию клуба, а Саймон Уилсон был директором футбольных агентств, затем они были переведены в "City Football Services". Поначалу, согласно источникам, это было коммерческое предприятие с растущими доходами от спонсорства, а фанбаза Сити ценилась намного выше.
Идея была проста: больше внимания к CFG означает больше коммерческих и брендовых партнерств, следовательно, больше будет привязанности к клубу. Обмен игроками и их развитие было второстепенной задачей по сравнению с огромным количеством времени и ресурсов, вложенных в нее сейчас.
Сначала возник интерес к огромному развивающемуся рынку США (об этом позже). Однако последовала покупка австралийского клуба "Мельбурн" за 7 млн фунтов стерлингов. В "A-League" установлен потолок заработной платы, однако деньги были инвестированы в инфраструктуру, обучение, скаутинг и академию. По оценкам одного источника CFG, средняя академия первой категории в Премьер-лиге обходится до 3 миллионов фунтов стерлингов в год, что эквивалентно суммам, потраченным на "Мельбурн-Сити", которые также может приносить доходы от матч-дэй и телевизионных сделок.
Только продажа австралийского игрока Аарона Муи, переехавшего в "Сити" из Мельбурна в 2016 году, в "Хаддерсфилд Таун" за 8 млн фунтов, покрыла все эти расходы в течении трех лет.
В прошлом году было объявлено о создании новых спортивных организаций на крупных рынках Китая и Индии, но CFG изменила свой подход за последние пять лет, и девятым и десятым клубами стали мелкие клубы из Бельгии и Франции.
Изменения в подходе начались прежде всего в академии "Манчестер Сити". Часть плана после покупки клуба в 2008 году было обеспечение того, чтобы академия, производившая большое количество игроков для основы в 2000-х годах, все еще могла "производить" таланты и сейчас, когда клуб достиг нового уровня, играя в Лиге Чемпионов.
Более двух лет исследований ушло на развитие "City Football Academy", поскольку руководители изучали и заимствовали идеи из других видов спорта по всему миру. Они основывали свои центры гидротерапии и физподготовки на основе увиденного в "NBA" и "NFL", а также посещали базу "Nike" в Орегоне и Австралийский спортивный университет.
Идея состояла также в том, чтобы привлечь ряд талантливых игроков среди 14-16 лет со всего мира, включая Карима Рекика (из Нидерландов), Рони Лопеса (Бразилия) и Келечи Ихеаначо (Нигерия). Они не произвели большого впечатления и не смогли закрепиться в основной команды, однако были успешно проданы: Рекик за 4,5 млн фунтов, Лопес за 9 млн, а Ихеаначо за 25.
Следствием этого стал переход CFG к инвестированию клубов на более устойчивых футбольных рынках. Новый этап. Больше фанатов означает больше партнерских соглашений, а это означает больше доходов, которые можно инвестировать в топовых игроков, которых можно развивать дальше, чтобы в один прекрасный день они либо играли за «Манчестер Сити», либо продавались с целью получения прибыли.
С "Нью-Йорк Сити" и "Мельбурн Сити" казалось, что уровень "МЛС" и "А-League" будет расти на основе увеличения телевизионных сделок. Когда "Жирона" вошла в CFG в 2017 году, она только вышла в Ла Лигу, которая перешла к формату заключения телевизионных сделок, как в Премьер-Лиге. Это означает, что "Барса" и "Реал" больше не получают львиную долю доходов с телетрансляций, теперь доходы будут распределяться между всеми клубами.
Источник, близкий к сделке с Жироной, говорит, что эти коммерческие возможности стали основной причиной для инвестиции, но ценность отправки игроков в Ла Лигу была гораздо важней. CFG осознали, что рост трансферного рынка составляет 20% ежегодно, и что даже удержание игроков в течении двух лет приведет к росту их стоимости.
"Манчестер Сити" уже много лет отправляет игроков в аренду "Жироне" — 16 игроков перешли на правах аренды из "Сити" в "Жирону" с 2016 года. Пере Гвардиола, брат Пепа и влиятельный агент, и Жауме Рурес, бизнесмен, имеющий тесные связи с Сориано, купили 80 процентов клуба в 2015 году. После покупки CFG обе стороны владели по 44,3% каждая, хотя после недавних инвестиций доля Пере сократилась до 16%, а CFG владеет 48%.
Другие клубы были привлечены исключительно для развития своих игроков и возможности продажи.
Сориано открыто говорил о своем желании, чтобы клубы Премьер-лиги могли создавать молодёжные команды в "EFL" (Чемпионшип), однако федерация отказывается идти на такой шаг. Следствием такого сопротивления стало решение CFG о приобретении клубов, чтобы помочь развивать и/или продавать своих игроков.
“Одно из моих самых больших разочарований является то, что в этой стране мы до сих пор не осознали огромную значимость развивать молодых игроков в возрасте от 18 до 22 лет, а арендная система может стать неудачной. Она создаст больше проблем, нежели поможет найти какой-то компромисс”, - говорит Марвуд.
"В идеальном для нас сценарии мы предпочли бы создать команду “Б" или фарм-клуб, но в этой стране мы не можем этого сделать, поэтому нам приходится искать другие возможности. С "Ломмелем" (клубом второго дивизиона Бельгии) мы можем дать возможность молодым игрокам расти и развиваться должным образом."
"Мы рискуем потерять этот молодой ресурс. Поэтому мы пытаемся создать платформы в виде клубов, чтобы дать возможность для роста нашим игрокам."
Приобретение уругвайского клуба "Атлетико Торке" в начале 2017 года, по словам одного из источников" было на 100% связано с инвестициями в молодое поколение. CFG гордятся тем, что клуб смог выйдет в высший дивизион, но бытует мнение, что доходы со спонсорства, телевизионных сделок и т.д. будут не большими по крайне мере сейчас. Когда было объявлено решение об включении клуба в CFG, Сориано привел в пример игрока, Бруно Форнароли, которого CFG купили из уругвайской команды "Danubio" в "Мельбурн" и он стал лучшим игроком Австралии. Марвуд также приводит в пример Валентина Кастелланоса, который уехал из "Торке" в Нью-Йорк.
"Сити" уже давно имеет крупный скаутский отдел в Южной Америке, возглавляемый Джоан Пэтси, близким другом спортивного директора "Манчестер Сити" Чики Бегиристайна, который работал вместе с Кройффом в "Барселоне". Цель "Toрке", переименованного в "Монтевидео Сити Торке" в январе, - помочь развитию игроков по всей Южной Америке, хотя основное внимание будет уделяться уругвайцам.
"У них там есть, то что называется ‘baby football’ (детский футбол), они играют в футбол с очень ранних лет, - говорит Марвуд. "Это отличное место с точки зрения закаливания менталитета, личность и характер бойца, жаждущего побед формируются у них с самого раннего детства. Если вы отлично разбирайтесь в технической стороне, то получите ряд крутых и перспективных игроков."
Те, кто знаком с планами CFG, говорят, что такие клубы, как "Tорке", предоставляют собой платформы: то есть, в "Манчестер Сити" не так много места, поэтому сеть клубов по всему миру помогает CFG содержать гораздо большее количество игроков.
Это сыграло большую роль в приобретении "Ломмеля" и "Труа". Правила УЕФА запрещают одновременно участвовать в еврокубках клубам, которые находятся под контролем одного человека или компании. "Ломмель" также с трудом может создать большую фанбазу, учитывая его территориальную близость к "Эйндховену" и "Генку", два популярных и исторических клуба.
Однако все эти клубы были приобретены за копейки. "Ломмель" находился в состоянии хаоса и был на грани банкротства, пока не вмешался "Сити", погасив долги в районе 2 миллионов фунтов стерлингов в рамках приобретения клуба. На покупку "Труа" и "Toрке" CFG потратила около 12 миллионов фунтов стерлингов.
Интерес клубам из Центральной Европы существует, так как одни лиги и страны подходят игрокам лучше, чем другие. CFG, например, активно ведут дела на японском рынке, отчасти благодаря своей скаутской системе в "Йокогама", которая находит хороших и перспективных игроков, как правило, за копейки. История показывает, что японские игроки в Европе очень хорошо раскрывались, особенно в Нидерландах и Германии, а также в Бельгии. Тем не менее, "Труа" или "Жирона", как и "MLS", лучше подходят для игроков, проходящих через "Торке". У "Труа" также есть команда "B", что дает дополнительные возможности для развития игрока.
Австралийский рынок также востребован, потому что игроки там обычно не стоят больше 150 000 фунтов стерлингов. Их в большинстве случаев отправляют в лиги, где акцент делается на физику. Марвуд говорит, что цель этой глобальной сети заключается в том, чтобы дать этим игрокам максимальные шансы на успех. Есть и еще одно преимущество владение клубом на Европейском континенте.
«Владение командами в других лигах - это способ обойти Брексит, в некоторой степени защитится от него», - говорит Конвей, который в настоящее время пытается купить "АС Нанси", французская команда второго дивизиона, которую CFG рассматривала прошлым летом, прежде чем окончательно выбрать "Труа". В Бельгии 26 профессиональных команд, восемь из них имеют крупных стратегических инвесторов, большинство из которых заинтересованы в CFG."
«Посмотрите, сколько талантов приходит из Бельгии и Франции. Раньше «Манчестер Сити» условно тратил 2 миллиона евро на одного молодого игрока, а теперь они только что купили "Ломмель" за ту же сумму. Я не знаю, почему другие клубы до сих пор не додумались до этого».
С 1 января игроки (как и из ЕС, так и не входящих в ЕС), которые раньше беспрепятственно переходили бы в английские клубы, будут получать разрешение на работу в Великобритании по балльной системе. Английские клубы также больше не смогут подписывать игроков младше 18 лет из-за границы.
Как "Манчестер Сити" сможет продолжать покупать или арендовывать перспективных молодых игроков, таких как Педро Порро и Пабло Морено, если эти игроки не соответствуют критериям получения разрешения на работу? Легко: попросите один из клубов CFG подписать их.
Однако новые правила ФИФА также направлены на то, чтобы ограничить количество аренд на трансферном рынке. Клуб сможет сделать не больше 8 международных аренд игроков старше 22 лет, причем речь идет о переходах в обе стороны - в и из команды (с сезона 2021/2022 аренд станет еще меньше - 6 на клуб).
Пандемия внесла свои корректировки в планы владельцев клубов, однако проект CFG означает, что "Сити" находится в лучшем положении, чем большинство других клубов, чтобы справиться с проблемами, вызванной COVID-19. Например, в январе прошлого года "Сити" подписал японского игрока Ко Итакуру и отдал его в аренду "Гронингену". В январе этого года CFG подпишет контракт с Коки Сайто для "Ломмеля".
В качестве бонуса игроки могут получить разрешение на работу в Бельгии, если их зарплата составляет около 73 000 фунтов стерлингов (97 000 долларов) в год, в то время как те, кто уже играет в бельгийской лиге и показывают высокий уровень, могут быть проданы за большие деньги: например, Джонатан Дэвид, 20-летний канадец, подписавший контракт с "Гентом" в 2018 году, переехал в "Лилль" этим летом за 27 миллионов фунтов.
По словам одного источника, разбирающегося в рынке, этот трансфер установил новый рекорд (среди всех продаж) и в ближайшем будущем снова будет побит. Как говорит Марвуд, "Сити" намерен использовать "Ломмель" для развития молодежи, и они назначили Лиама Мэннинга, директора академии NYCFC, их новым тренером.
Подсчитано, что CFG уже потратили около 12 миллионов евро на игроков и обустройство в "Ломмеле", что делает их одним из немногих бельгийских клубов, чьи расходы превышают доходы в несколько раз. Например, клуб, занявший второе место в высшем дивизионе, потратил за тот же период 300 000 евро. Такие расходы неслыханны для команды второго дивизиона, но по стандартам CFG это довольно-таки скромно.
Сделка по приобретению акций ФК "Йокогама Маринос" состоялась во время переговоров с глобальным спонсором CFG, автопроизводителем "Nissan", который основал японский клуб в 1972 году. Первоначально у CFG не было никаких полномочий в плане назначения спортивного директора или других управленческих должностей, но со временем получила некоторые преимущества, благодаря расширению своей влиятельности и ресурсов, позволивших обеспечить более тесные взаимоотношения. Это выгодно для CFG, так как глубокое понимание японского футбола, культуры позволяет грамотно действовать на местном трансферном рынке, несмотря на то, что CFG владеет 20% пакетом акций клуба (остальные 80% по-прежнему принадлежат "Nissan").
На китайском секторе прогресс находится в устойчивом состоянии, хотя CFG были поражены тем, что их клуб "Сычуань Цзинью" был неожиданно переведен с третьего дивизиона во второй, так как Китайская ФЛ лишила 11 клубов лицензий за то, что они не платили игрокам. Несмотря на инвестиции "China Media Capital" в размере 265 миллионов фунтов стерлингов в 2015 году, CFG находит свой прогресс на китайском направлении медленным, поэтому были бы рады сократить свои расходы, установить отношения с местными партнерами и переждать время, прежде чем делать шаг в сторону Суперлиги.
«Мы изучаем рынок», - говорит источник в CFG. «Мы находимся в большом городе с 80-миллионной зоной обслуживания - это больше, чем в Великобритании - мы являемся одной из лучших спортивных организаций в регионе, и мы опережаем график».
«Разобрать машину и снова собрать»: руководство City Football Group.
Фундаментом проекта CFG является руководство (manual), разработанное в 2013, по которому все клубы, входящие CFG, были построены, и каждый последующий клуб CFG должен будет соблюдать его. Новые клубы проходят аудит, интегрируются в CFG, и становится ясно, что должны соблюдаться определенные стандарты - от инфраструктуры и технологий до стиля игры.
Одна из обязанностей Марвуда - следить за тем, чтобы это руководство соблюдалась. Он называет этот процесс подобием медицинского обследования, который крайне детализирован, как план по разборке автомобиля и ее сборке снова.
Это относится ко всем - как к персоналу, так и рабочим отношениям, от главного тренера до обычного сотрудника. Один источник, знающий, как работает группа, говорит, что CFG следит за соблюдением руководства очень строго.
Это руководство было разработано в 2013 году и основана на преобразованиях, произошедших в «Манчестер Сити» после покупки в 2008 году. Они стремились извлекать уроки из своих ошибок, и применять эти знания в клубах по всему миру.
Существует централизованная база данных - это означает, что тренеры в Нью-Йорке могут обучать своих игроков по учебным пособиям Гвардиолы. Клубные врачи по всему миру могут делиться исследованиями о травмах и методах восстановления, а команда скаутов может искать игроков как для первой команды "Манчестер Сити", так и для китайской команды второго дивизиона или женских команд в "Манчестере" и "Мельбурне".
Существуют продвинутые технологии в области футбола, управления человеческими ресурсами и талантами, а также огромное количество практических руководств, из которых выбирают какая лучше подходит для успешного развития проекта. Каждое из этих руководств проходит проверку в пяти областях.
Например, при оценке скаутинга и рекрутинга (набор персонала) в пяти областях будет оцениваться:
1) есть ли подходящие люди на местах; 2) соблюдается ли рабочие отношения в соответсвии с правилами; 3) развита ли инфраструктура; 4) если ли простор для инновационного развития;
В Мельбурне еще никогда не видели такого подробного детализирования и даже не возражали, хотя недавно созданные клубы оказались менее устойчивы к таким изменениям. В конце концов, другого выхода нет.
«Мы можем поделиться многими презентациями которые проводит Пеп (в Манчестере) с парнями из Мельбурна, Нью-Йорка или Монтевидео», - говорит Марвуд. «Но многие из этих презентаций достаточно объемны, так как они очень детализированы и надо разбираться, поэтому тренеров нужно подготовить. Мы создали программу, которая развивает наших тренеров. Они могут выйти в Интернет и получить доступ к нескольким учебным планам."
“Все спортивные директора полностью осведомлены о стиле игры и о требованиях. В некоторых вопросах мы ставим это превыше всего. Мы очень заботимся об этом и очень усердно работаем над тем, чтобы все клубы реализовали это руководство наилучшим образом.”
Марвуд может смотреть каждый матч каждого клуба в прямом эфире из своего дома. Он разговаривает с спортивными директорами клубов CFG не реже одного раза в неделю, и его команда находится в постоянном контакте со своими коллегами по всему миру. Руководство, регулирующее наиболее подходящий формат развития CFG, обновляется каждые несколько месяцев. Допустим, если врач в Мельбурне разработал новый подход в методах гидротерапии и физического восстановления, которая не используется в других клубах, она будет внесена в руководство. Такой медицинский опыт был особенно полезен во время пандемии, когда сотрудники "Ломмеля" и "Сити" могли обмениваться информацией, например, об изменении медпротоколов.
Тренеры внутри CFG также обмениваются информацией и переходят с одного клуба в другой. Эрик Момбартс работает в CFG уже восемь лет, его рекомендовали Марвуду Арсен Венгер и Жерар Улье. Он тренировал "Йокогама" и "Мельбурн", прививая этим командам позиционный стиль игры. В ближайшее время, Момбартс будет назначен на должность менеджера по подготовке молодых тренеров. Его преемником в "Мельбурне" стал бывший игрок сборной Австралии, Патрик Киснобро, работавший в системе клуба после окончания карьеры в 2016 году. Ник Кушинг, давний босс женской команды "Манчестер Сити", стал помощником менеджера в "Нью-Йорке" в начале этого года.
Аарон Хьюз, бывший защитник "Ньюкасл Юнайтед" и "Астон Виллы", подписавший контракт с "Мельбурном" в 2015 году, связался с Марвудом после завершения своей карьеры в Индии. CFG теперь помогает ему в получении образования в сфере спортивного менеджмента. Хьюз же со своей стороны помогает в CFG ориентироваться на индийском направлении после покупки ими ФК "Мумбаи Сити" в прошлом году.
Во многих своих клубах CFG оказали мгновенный эффект. Например, у кабинета врача в "Мельбурне" отсутствовала дверь, а кабинет находился напротив раздевалки, и получалось так, что работать было невозможно. У "Торке" не было даже обычного микроавтобуса. Марвуд был в шоке, когда впервые оказался там, так как объекты клуба и ее академия находились в отвратном состоянии. "Это было ужасно", - говорит он.
Конечно, есть те, кто негативно отзывается о методах CFG. Например, возникли разногласия вокруг трансфера Энтони Касереса, который был подписан "Сити" из "Сентрал Кост Маринерс" и сразу же отдан в аренду Мельбурну в 2016 году. В "A-League" трансферы запрещены из других лиг, и некоторые клубы были в бешенстве от того, что правила были нарушены. Австралийская федерация прикрыла "лавочку", устранив лазейку, и теперь это известно, как "Правило Касереса".
В прошлом сезоне "Мельбурн" дошел до своего первого Гранд-финала, но многие считают, что CFG стоит акцентировать свое внимание на подписании звездных игроков. Например, Алессандро Дель Пьеро и Эмиля Хески, игравшие в свое время в "Сиднее" и "Ньюкасл Джетс", были подписаны с целью увеличения фанбазы клуба. CFG также подписывали игроков такого уровня - Давид Вилья играл за "Нью-Йорк" некоторое время, но CFG предпочитает сосредотачиваться на полноценном развитии.
CFG также инвестировала деньги в "Жирону", но последние демонстрируют далеко не самые лучшие результаты, находясь в середине таблицы Сегунды (второй дивизион Испании). Однако смысл в том, что "Жирона" не должна быть второй версией "Сити", ни один из клубов не является таковым - все они служат для разных целей.
Вторая часть специального репортажа "The Athletic" уже будет разбираться - действительно ли этот подход работает.
Кто прочитал до конца герои, буду рад услышать ваши замечания по качеству перевода!
Подписывайтесь на ТГ-канал там все анонсы и можете делится своими комментариями и пожеланиями: https://t.me/ciceronni
Этот материал очень большой и подробный. Его можно на главную, если хорошо доработать.
А тебе еще учиться в переводах, нужно показывать профи, а не только читателям блога. И брать материалы попроще