10 лет главному землетрясению Японии. Сильнее всех пострадал город Сендай, но местный клуб выдал лучший сезон в истории
Хроника тяжелого времени.
11 марта – годовщина страшной трагедии в Японии.
Ровно 10 лет назад в результате Сендайского землетрясения погибли почти 20 тысяч человек. Подземные толчки и цунами привели к аварии на АЭС «Фукусима», разрушили международный аэропорт и нанесли огромный экономический ущерб. Трагедия изменила и японский футбол: чемпионат приостановили, из страны уезжали легионеры, а сборная не поехала на Кубок Америки.
Японские клубы сыграли всего через четыре дня после трагедии
События марта 2011 года вошли в тройку самых разрушительных землетрясений в истории Японии. Привычная жизнь целой страны полностью нарушилась, на острова прибыли спасатели из десятков стран мира, а ущерб от стихийного бедствия оценили в сотни миллиардов долларов. Прорванная дамба, отсутствие света и воды, сбои в мобильной связи, закрытое метро, приостановка работы крупнейших заводов, пожары на нефтехимическом комплексе в Сендае – масштаб разрушений был колоссальным.
В этих обстоятельствах о футболе не могло быть и речи. К 11 марта в местной J-лиге был сыгран один тур, но после землетрясения все спортивные события отложили на неопределенный срок. Официальные матчи проводили только команды, которые выступали в международных турнирах.
Национальный чемпионат и Лига чемпионов АФК проводятся по системе весна-осень. Как раз в начале марта стартовал групповой этап главного клубного турнира Азии, где от Японии играли четыре клуба: «Нагоя Грампус», «Сересо Осака», «Гамба Осака» и «Касима Антлерс». Второй тур Лиги чемпионов должен был пройти 15 и 16 марта, и обе команды из Осаки отправились в Китай на выездные матчи (обе проиграли). Встречи двух других клубов должны были пройти в Японии, поэтому АФК перенесла их на апрель и май. Матчи «Касимы» пришлось проводить в Токио: арена клуба сильно пострадала, поэтому играли в ста километрах от города.
Баннер на матче Лиги чемпионов АФК, спровоцировавший скандал
Хаос и царившая в стране атмосфера отчаяния не повлияли на результаты в Лиге чемпионов. Все четыре команды вышли в плей-офф, где произошел один из главных скандалов сезона. В сентябре «Сересо Осака» гостила у корейского «Чонбук Моторс» в четвертьфинале, и один из местных фанатов вывесил баннер на японском: «Поздравляем с разрушительным землетрясением!». Отношения между соседями до сих пор остаются сложными (Корея много десятилетий была колонией Японии), так что поведение болельщика вряд ли кого-то удивило. Но возмутило точно: «Чонбук Моторс» забанил его на 10 лет.
Япония хотела отправить на Кубок Америки игроков из Европы, но клубы были против
В августе 2010-го Альберто Дзаккерони стал главным тренером сборной Японии. К тому моменту он выиграл Серию А с «Миланом», поработал в «Лацио» и «Интере», а еще безуспешно выводил из кризиса «Ювентус» (седьмое место и вылет из Лиги Европы от «Фулхэма»).
Для Дзаккерони поездка в Японию стала первым тренерским опытом за пределами Италии. Но уже спустя полгода он спешно паковал чемоданы, чтобы вернуться домой. Трагедия 11 марта произвела на Альберто сильное впечатление.
«Мне казалось, что я нахожусь в доме из резины, – вспоминал Дзаккерони. – Я не знал, что такое землетрясение, но теперь, к сожалению, знаю. На меня падали ящики и шкафы, все выскочили на улицу, и там под ногами дрожал асфальт. Я должен вернуться в Италию, чтобы заверить родных, что со мной все в порядке».
Альберто Дзаккерони с Кубком Азии
В сборной Японии Дзаккерони работал здорово: в январе 2011-го выиграл Кубок Азии, а позже ему предстояло отобраться на чемпионат мира в Бразилии. Среди краткосрочных задач итальянца было выступление на Кубке Америки. Турнир, назначенный на июнь, должен был пройти в Аргентине. Приглашение команд с других континентов – нормальная практика для Копа Америка. Скажем, в том же розыгрыше организаторы позвали еще и Мексику, чтобы довести число участников до 12.
Дзаккерони не разрывал контракт с федерацией, а рассчитывал вернуться в Японию как раз к ближайшим матчам сборной: 25 марта планировалась товарищеская игра с Черногорией, а 29-го – против Новой Зеландии. Обе встречи пришлось отменить.
Но главный вопрос касался именно Кубка Америки. Японская футбольная ассоциация прорабатывала разные варианты. Из-за переноса матчей календарь клубов получился очень плотным. Если отменить летнюю паузу на игры сборной, розыгрыш J-лиги получился бы более равномерным. В этой связи Ассоциация предложила отправить в Аргентину сборную, составленную из футболистов иностранных чемпионатов. О решении известили 14 апреля, но оно сильно не понравилось европейским клубам, которые не хотели отпускать игроков. В результате в середине мая Японская футбольная ассоциация объявила о снятии с турнира. Место азиатской сборной предложили Коста-Рике.
Бедствие вынудило сильнейшего игрока «Вегалта Сендай» разорвать контракт
Японию покинул не только Альберто Дзаккерони, но и многие легионеры. Некоторые из них – насовсем. Например, бразильский нападающий «Вегалты Сендай» Маркиньюс подписал контракт в межсезонье, провел всего одну игру за новый клуб, а потом сослался на психологическую травму и вернулся на родину.
В предыдущих сезонах он уже играл за другие японские команды (в сезоне-2010 забил за «Касиму» 11 голов в 27 матчах), поэтому в «Сендае» надеялись, что он быстро вольется в состав. Но события марта 2011 года произвели на Маркиньюса слишком сильное впечатление. Он разорвал контракт, уехал в Бразилию и стал игроком «Атлетико Минейро». Правда, уже в январе латиноамериканец вернулся в Японию, чтобы выступать за «Иокогаму Маринос».
Маркиньюс сыграл за «Сендай» только один матч
Большинству игроков команды из Сендая уезжать было некуда. Среди тех, кто оказался практически в эпицентре землетрясения, был Лян Ен Ги, полузащитник сборной КНДР, родившийся в Японии и выступавший только за «Вегалта Сендай». 11 марта Лян был за рулем, когда почувствовал подземные толчки. «Сначала я решил, что пробил колесо, но дрожь продолжалась. Потом я заметил, как задрожали витрины магазинов», – вспоминал футболист. Первым делом он поспешил домой к беременной жене, к счастью, она не пострадала, но первую ночь после землетрясения они провели в машине.
Лян Ен Ги вместе с другими футболистами клуба не остался в стороне и помогал пострадавшим. Например, некоторые игроки проводили занятия для детей, оставшихся без родителей. С конца марта в разных городах состоялись благотворительные матчи. Скажем, вместо встречи сборной с новозеландцами 29 марта прошла игра против звезд J-лиги. А после возобновления чемпионата некоторые матчи болельщики договорились провести в тишине – в память о жертвах стихии.
В сезоне-2011 победил аутсайдер. Но все следили за успехами команды из Сендая
Сендай пострадал от землетрясения и цунами больше других: из полумиллиона домов более ста тысяч были уничтожены. За восстановлением миллионного города следила вся Япония. Местный стадион отремонтировали одним из первых – как раз к матчу «Вегалта Сендай». Второй тур J-лиги стартовал 23 апреля, а уже 29-го на арене клуба прошел матч. И это несмотря на то, что к работам приступили только 7-го числа, а в тот же день произошел афтершок – еще один толчок, который последовал за основным землетрясением. Он тоже повредил арену.
Минута молчания на первом домашнем матче команды после землетрясения
«Вегалта» никогда не добивалась больших успехов в чемпионате Японии. Двумя годами ранее команда играла во втором по силе дивизионе, а в J-лиге держалась обычно внизу таблицы, но в 2011-м все было по-другому. Клуб неожиданно выдал серию из 11 игр без поражений и вышел на первое место. Для огромного города результаты матчей любимой команды имели такое же значение, как сводки о восстановлении улиц и домов.
«От землетрясения пострадали абсолютно все, – вспоминал Лян Ен Ги. – Но нас поддерживала огромная армия болельщиков. Когда наша команда выходила на игру, мы твердо знали ради чего заполняются трибуны. Болельщики мечтали вновь испытать радость и счастье от победы».
После небольшого спада команда провела еще одну 11-матчевую серию, которая завершилась в ноябре. Правда, этого оказалось недостаточно, чтобы победить в чемпионате или хотя бы попасть в призы. «Сендай» стал четвертым, но этот результат – на тот момент лучший в истории клуба.
Сезон 2011-го получился противоречивым. Золото досталось «Касива Рейсол» – команде, которая только вернулась в высшую лигу, но куда больше внимания получил как раз «Сендай». Именно об этом клубе сняли документальный фильм: в 2016-м британец Дуглас Хуркомб поехал в Японию, чтобы рассказать о силе воли команды и болельщиков.
Следующий розыгрыш J-лиги для клуба из Сендая оказался даже более успешным. Команда претендовала на золото, лидировала целый год, но в итоге финишировала второй. В дальнейшем клуб не попадал даже в десятку, а в сезоне-2020 и вовсе должен был вернуться во второй дивизион. В этот раз вновь вмешался внешний фактор: из-за пандемии ни один участник чемпионата не вылетел, а в новом розыгрыше к 18 командам добавили еще две – из лиги пониже.
Другие исторические тексты Юрия Истомина:
Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot
Фото: globallookpress.com/Xinhua/Tao Xiyi, ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Koichi Kamoshida; en.wikipedia.org; japantimes.co.jp/KYODO
Выход всех команд в плей-офф ЛЧ был ± ожидаем, но молодцы, что справились (индонезийская команда в группе с Сересо это конечно и смех, и грех)
а мы очковали, что радиация к нам прилетит))
Вам в целом повезло, привет от жившего тогда в республике, которую Чернобыль больше всего накрыл (и это не Украина)
:)