Журналист немецкого Sky Дирк Гроссе Шларманн:«Многие болельщики «Шальке» уже попрощались с Бундеслигой»
Дирка Гроссе Шларманна часто можно увидеть на спортивном новостном канале Sky Sport News и на футбольных трансляциях концерна Sky, когда речь заходит о «Шальке». Он всегда очень эмоционально и с большой долей самоиронии рассказывает об успехах и проблемах родного клуба. Дирк родился в Гельзенкирхене, и, конечно, он большой болельщик «кобальтовых». Возможно, как никакой другой журналист он может описать, что делает «Шальке» особенным в Бундеслиге. Дирк поговорил с нами о том, чем клуб важен для региона, как команда оказалась в нынешнем кризисе и как «Шальке» может пережить вылет с финансовой точки зрения.
– Дирк, расскажи нам, пожалуйста, о себе и своей карьере. Как ты попал на телевидение и Sky?
– Я изучал журналистику в университете и одновременно начал работать на радио. Там я уже комментировал футбольные матчи. Затем я участвовал в различных проектах для BILD, а также для Sat.1 и ZDF (немецкие телеканалы – прим. «Бундеслига.ру»). А десять лет назад меня переманил Sky. С тех пор я работаю на канале в спортивной редакции. По будням я освещаю события в основном в «Шальке». А по выходным я также работаю корреспондентом с кромки поля других команд лиги.
– Ты родился в Гельзенкирхене. Как важен для тебя «Шальке»? Я читал, что у тебя все еще есть абонемент в блоке I – блоке ультрас.
– Я точно не отношусь к ультрас. Я член клуба болельщиков. (В Supportersclub «Шальке» более 160 тыс. членов – он второй среди объединений болельщиков в Германии и четвертый в мире – прим. «Бундеслига.ру»). Я до сих пор время от времени хожу на стадион в роли простого болельщика, хотя и могу пересчитать свои последние посещения по пальцам. Раньше я ходил почти на все матчи команды. Но чем интенсивнее связана с «Шальке» моя журналистская работа, тем выше становится барьер между мной и фанатами, и мы, конечно же, отдаляемся друг от друга. Я болельщик «Шальке», но неплохо умею это скрывать перед камерой.
– Что делает «Шальке» особенным?
– «Шальке» – целая семья для болельщиков. В Гельзенкирхене они живут клубом, он дополняет их жизнь. Другие клубы не играют похожую роль. Здешний регион некрасив и мало что может предложить. Здесь много проблем, например, высокая безработица. «Шальке» является для многих одним из центральных элементов их жизни.
– «Шальке», наряду с «Баварией» и дортмундской «Боруссией», всегда находится в центре внимания немецких СМИ. Почему в «Шальке» никогда не бывает спокойно?
– Пристальное внимание – часть этой команды. Конечно, такие крупные клубы привлекают и соответствующих людей. Здесь речь идет и о власти в регионе, так что часто случаются конфликты интересов. Для «Шальке» СМИ необходимы, так же как для них необходим «Шальке». Клуб не был бы таким большим и известным, если бы в нем не было своих скандалов и специфических персонажей.
– Почему, несмотря на огромную фанатскую базу, большой интерес со стороны СМИ и богатых спонсоров, «Шальке» так и не удалось зарекомендовать себя как топ-клуб?
– Потому что «Шальке» не топ-клуб. «Кобальтовые» пытались выставить себя в лучшем свете, что не соответствовало действительности. «Шальке» – клуб для болельщиков – приземленный, трудовой и сердечный. Руководители часто этого не понимали и пытались превратить его в образцовый клуб для телевидения, с топ-игроками и частыми успехами. Но все это не подходит «Шальке».
– От второго места в таблице до почти уже решенного вылета всего за три года. В чем для тебя основные причины крушения «Шальке»?
– Слишком долго все финансы просчитывались впритык. Состав всегда был очень дорогой, но в конце сезона команда раньше попадала в Еврокубки и возвращала деньги. После последних сезонов это уже не сработало. «Шальке» подписал таких игроков, как Харит, Бенталеб, Коноплянка, Стамбули, Эмболо, Раман и других. Игроков и агентов просто засыпали деньгами. Менеджер Кристиан Хайдель потратил на трансферы более 130 миллионов евро. Но купленные им игроки не подходят со своим менталитетом к «Шальке». Потом уже спортивные успехи закончились, а затраты на дорогой состав остались.
– Какую роль в кризисе сыграло прошлое и сегодняшнее руководство – Теннис, Петерс, Шнайдер и другие?
– Отчасти виноваты все, но самые большие проблемы возникли все же уже в эпоху Кристиана Хайделя. Он совершил большинство неправильных трансферов за слишком большие деньги. Но все его решения были поддержаны Теннисом, Петерсом и другими.
– «Кельн» и «Майнц» выиграли несколько последних матчей, в отличие от «Шальке». Ты все еще веришь в спасение? По крайней мере, так кажется из твоих высказываний на телевидении.
– Все возможно, пока еще остаются теоретические шансы. Было бы большой ошибкой сейчас просто все разнести и раскритиковать. Но действительно уже должно случиться чудо, и сейчас ничего его не предвещает.
– Что думают ультрас «Шальке» о нынешней ситуации? Они смирились с провалом? Я ожидал от них гораздо больше протестных акций. Как ты думаешь, если бы не ковид, смогли бы болельщики помочь «Шальке» пройти через кризис, и, возможно, серии из 30 матчей без побед не случилось бы?
– После поражения от «Кельна» многие уже эмоционально попрощались с Бундеслигой. Многим болельщикам стало попросту безразлично. И это совершенно не подходит к «Шальке». Тот факт, что из-за ковида на стадионы не допускаются болельщики, несомненно, сильнее всего ударил по «Шальке». Потому что именно на стадионе болельщики могут эффективно высказать критику клубу и игрокам и показать свое недовольство. С болельщиками многие игроки просто не позволили бы себе некоторые ужасные выступления.
прим. «Бундеслига.ру»: в пятницу, уже после интервью, около 400 болельщиков и ультрас провели акцию протеста у офиса клуба с лозунгами об увольнении спортивного директора клуба Йохена Шнайдера.
– Может ли «Шальке» вообще позволить себе сезон во втором дивизионе с долгами в почти 200 миллионов? Или вторая лига означает финансовый крах клуба?
– «Шальке» не обанкротится. У клуба есть долги, но есть и имущество. Многие это часто забывают. «Шальке» принадлежит как стадион, так и тренировочная база или, например, бренд отдела киберспорта. Активов достаточно, чтобы выжить во второй лиге как минимум один-два года.
– Если «Шальке» не вернется немедленно в Бундеслигу, не постигнет ли клуб судьба «Мюнхена 1860» или «Кайзерслаутерна»?
– Конечно, все может случиться. Но это уже просто вымыслы. Судьба клуба зависит от того, насколько хорошо он подготовится ко второй лиге. Теоретически, сейчас достаточно времени для подготовки к худшему. Если хочешь – это единственное преимущество нынешней ситуации.
– Что означает для Бундеслиги понижение в классе «Шальке»?
– «Шальке» – второй клуб Германии по числу болельщиков, организованных в фанклубах, в которых более 160 тысяч членов. Поэтому он очень важен для маркетинга лиги. Очевидно, что в результате чемпионат потеряет один из своих важнейших брендов.
– С какими игроками из сегодняшнего состава ты бы начал перестройку во второй лиге? Кто из игроков последует с клубом во второй дивизион? И действительны ли у игроков контракты во второй лиге?
– Многие личные контракты все равно истекают летом. Лишь некоторые из тех договоров, которые продолжаются после сезона, не действительны во второй лиге. Костяк перестроенной команды, безусловно, составят игроки из «Кнаппеншмиде» (академия «Шальке» – прим. «Бундеслига.ру»), например, Ахмед Кутуцу, Нассим Бужеляб или Мэттью Хоппи. Потом уже увидим, сколько денег клуб получит от продажи таких игроков, как Харит или Сердар.
– Как видно на примере «Гамбурга», чтобы достичь своих целей в команде, необходимы игроки с опытом игры во второй лиге, как, например, Теродде. Сможет ли «Шальке» далеко уехать только на собственной молодежи?
– Несомненно лидерские качества и опыт игры во второй лиге необходимы. Но в настоящее время я еще не готов назвать фамилии игроков. Сейчас нет смысла думать о том, кто будет доступен летом.
– В России мы шутливо называем понижение команды в классе «очищением второй лигой». Не является ли вылет для «Шальке» возможностью избавиться от ненужного балласта?
– Я совершенно не согласен! Финансовый ущерб настолько велик, что скорое возвращение не гарантировано. Многие фанаты «Шальке» не думают об этом, когда говорят похожее. Конечно, необходимо заменить много действующих лиц на всех уровнях. Но клубу нужна совершенно новая ориентация и структура, которые будут соответствовать философии клуба. Для этого не нужно проваливаться во вторую лигу.
– Доменико Тедеско покидает московский «Спартак» после окончания сезона. Ты можешь себе представить, что Доменико вернется летом? Даже во вторую лигу?
– Конечно, это возможно, но многие болельщики принимают желаемое за действительное. Несомненно, Тедеско привязался к «Шальке», но он также испытал здесь много негатива. Он тогда еще не был готов к клубу таких размеров, у него не было поддержки в руководстве. Я сомневаюсь, что он научился всему необходимому в «Спартаке».
Источник фотографий: Инстаграм Дирка Гроссе Шларманна и schalke04.de
***
Редактор: Саша Булычева
***
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер. Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube, телеграм-каналу и дружеской группе ВК
Ну а по делу: вылет Шальке был бы конечно большой имеджевой потерей для Бундеслиги. А вдруг они там действительно застрянут на пару лет в подвале?