14 мин.

Жизнь футбольной «Воркуты» из Канады: не делят русских и украинцев, платят почти среднюю зарплату по стране, на логотипе – колючая проволока

Юрий Истомин – о клубе с большими планами.

Наши за океаном – это не только хоккеисты НХЛ, мигранты на Брайтон Бич и программисты Кремниевой долины. Во многих городах США и Канады есть огромная русскоязычная диаспора, но тем, кто переехал в Торонто, возможно, повезло больше других: у них есть своя футбольная команда. «Воркута» представляет провинцию Онтарио: клуб много лет выступал среди любителей, а в последние годы доминирует в Канадской футбольной лиге. 

Поговорили с менеджерами и футболистами, чтобы объяснить, как устроена эта удивительная команда.  

За команду играют русские и украинцы. Политику не обсуждают

В 2005 году Самад Кадыров приехал в Канаду на учебу. К тому моменту он успел пожить в родном Узбекистане, Беларуси и Москве. В новой стране Самад мечтал о работе помощником юриста: Кадыров получил образование и устроился в контору Игоря Демичева, еще одного русскоязычного иммигранта. 

Сегодня Игорь и Самад продолжают работать вместе, но уже не как юрист и его помощник, а как президент и генеральный директор. Демичев и Кадыров возглавляют один из самых успешных футбольных клубов Торонто. «Воркута» ведет активную трансферную политику, находит спонсоров и завоевывает титулы.

«В 2008 году Игорь пришел посмотреть, как я с друзьями играю в футбол, – рассказал в интервью Sports.ru Самад Кадыров. – Тогда мы загорелись идеей создать команду. Имя для клуба выбрали по названию города, откуда родом Игорь Демичев (Воркута – город в Республике Коми, шестой по величине за северным полярным кругом и самый восточный город Европы – Sports.ru). Сейчас я посвящаю «Воркуте» даже больше времени, чем моей основной работе в банке. Местные этого не понимают, потому что футбол в Канаде не приносит денег. Наверное, так я воплощаю страсть к игре».

Поначалу команда состояла из игроков, которых лично знал Самад. Он и сам выходил на поле и даже какое-то время был тренером. А как только «Воркута» начала побеждать в любительских турнирах, к ней постоянно присоединяются новые футболисты.

Самад работает генеральным директором «Воркуты» с первого дня существования команды. Как рассказывает сам Кадыров, его обязанности не сильно отличаются от гендира в большом профессиональном клубе. Помимо бронирования полей и бумажной волокиты, Самад, к примеру, оформляет медицинские страховки футболистов и помогает с жильем.

«Все команды лиги признают, что наш клуб – лучший в плане организации, – с гордостью отметил Кадыров. – У нас лучшие условия для футболистов. Мы стараемся сделать все, что бы им в Канаде было не так тяжело, потому как многие оторваны от семей. Мы регулярно платим зарплату, она сопоставима со средней по Торонто (на начало 2021 года она составляет 134 тысячи канадских долларов в год, 1 канадский доллар = примерно 58 рублей – Sports.ru), поэтому игроки не жалуются». 

По словам Кадырова, в системе клуба зарегистрировано 150-200 футболистов. Это не только основа, но и команда ветеранов «Воркуты», отдельный состав для выступления в чемпионате города, а также футбольная школа. Костяк первой команды составляют украинцы, хотя Самад подчеркивает, что у него в клубе играли русские, узбеки, таджики, китайцы, хорваты и представители других народов. Основной язык в раздевалке – русский, а если игрок его не знает, то переходят на английский.

«К нам часто приезжают игроки из низших лиг Украины, все они свободные агенты, – пояснил Самад Кадыров. – Все началось с того, что Денис Янчук однажды предложил заявиться в Канадскую футбольную лигу. Сам он раньше играл в футбол на Украине, и его там неплохо знают. Денис привел в «Воркуту» несколько человек на контракт. Практически каждый игрок, который перешел к нам, знаком с теми, кто уже играет за нас».

Среди тех, кто перебрался в Канаду по знакомству – защитник Александр Волчков, который уехал в Торонто вслед за другим игроком низших украинских лиг Вадимом Гостевым. Когда-то Александр выступал за таллинскую «Левадию» и ереванский  «Арарат», но в какой-то момент ему захотелось посмотреть, чем живет и как играет в футбол Северная Америка.

«Моя карьера подходит к концу, и мне хотелось закончить на мажорной ноте, – рассказал Волчков Sports.ru. – Так я оказался в «Воркуте» и пока из футбола не ушел. Никаких проблем с документами у меня не возникло, хотя я знаю, что кого-то не пустили в страну. Команда русскоязычная, поэтому сложности возникают только при общении с канадцами – все-таки мой английский хромает. В Канаде у меня все хорошо, здесь я познакомился со своей будущей женой, у нас родился ребенок».

Президент клуба Игорь Демичев родился в Воркуте

Не все футболисты воспринимают приглашение в «Воркуту» как шанс переехать в Канаду на всю жизнь. Часть игроков сразу после окончания контракта  возвращаются на родину, потому что у них там семьи. Другие, как это принято называть у русскоязычных канадцев, «делают иммиграцию». Клуб даже готов помочь с тем, чтобы футболист получил право остаться в Торонто. Бывали случаи, когда игроки обзаводились семьями именно в Канаде, и только по этой причине не возвращались обратно. Но каким бы ни был мотив перехода в «Воркуту», о делах на родине в команде говорить не принято.

«Мы изначально договорились, что у нас политику не обсуждают, – подчеркивает Самад, – Мы живем в Канаде, это лучшая страна в мире. Да, то, что произошло там [между Россией и Украиной], – это трагедия. Но о случившемся мы никогда не говорим. У нас есть ребята из Украины, есть из России, и все прекрасно общаются. Но мы стараемся не делить игроков на русских и украинцев. Национальность в команде одна – футболисты».

Обширная диаспора именно украинских игроков появилась не только благодаря связям Дениса Янчука. Он ищет игроков практически на всей территории бывшего СССР, и даже если футболист соглашается, к нему еще могут придраться миграционные службы.

«Мы хотели привезти футболистов из Таджикистана и Узбекистана, но возникли сложности при оформлении визы, – рассказал Денис Янчук. – И это при том, что некоторые из них выступали за сборную. Мы вели переговоры с Евгением Дудиковым из тольяттинского «Акрона», но он отказался. Российским футболистам сложнее перейти в Канаду, им тяжелее объяснить, что это такое. А у украинцев здесь уже играют их знакомые, они общаются между собой, поэтому их проще убедить переехать». 

По словам Кадырова, еще ни разу такого не было, чтобы украинский футболист отказывался играть за «Воркуту» из-за того, что она ассоциируется с лагерями и Россией. К колючей проволоке на логотипе все относятся тоже спокойно. Гораздо больше вопросов вызывают клубные цвета. По словам Кадырова, многие видят в триколоре некую связь с Россией. На самом деле это сочетание цветов Канады (белый и красный) и Торонто (белый и синий). 

Русскоязычное сообщество Торонто – почти как Брайтон Бич. Команду спонсируют адвокатские конторы и медицинские клиники

В Торонто проживает 74 тысячи русских и примерно столько же украинцев – в общей сложности чуть меньше шести процентов от населения города. Выходцы из России селятся компактно – к северу от центра. И хотя русскоязычная диаспора Торонто значительно меньше той, что проживает в Нью-Йорке, у них очень много общего: в самом большом городе Канады русские живут примерно так же, как это было показано в «Брате 2».

«Русские селятся возле пересечения улиц Стилс и Батхурст, – объяснил Самад  Кадыров, – Украинская диаспора проживает на западе Торонто в районе Этобико. Это самодостаточные части города, из которых многие просто не выходят. Некоторые, переехав еще десять лет назад, до сих пор не могут заказать порцию куриных крылышек в баре. Они привыкли к тому, что у них на районе аптеки, магазины и все остальное – русское. Это Советский Союз внутри Канады. Если тебя все устраивает, ты вечно живешь в этом районе».

Впрочем, русскую речь можно услышать в любой части Торонто, рассказывает защитник «Воркуты» Александр Волчков. Но особенно выделяется украинская диаспора. 

«У нас живет очень много русских, казахов, узбеков – все общаются по-русски. Очень много выходцев из Украины, причем из западной. Они серьезно относятся ко всем национальным праздникам, собираются семьями, устраивают концерты и стараются поддерживать традиции», – подметил Волчков.

«Воркута» финансируется за счет спонсоров (Кадыров отказался раскрывать детали бюджета), которые представляют преимущественно русскоязычную общину. Поддержку оказывают адвокатские конторы, медицинские клиники, Русский культурный центр и довольно много риэлтеров с привычными для нас именами и фамилиями, которые отчетливо указывают на происхождение спонсора. Так что несмотря на все заверения, что «Воркута» – это именно канадский клуб, от диаспоры выходцев из бывшего СССР он не дистанцируется.

«Мы всегда будем связаны с этой общиной, – отмечает Самад Кадыров. – Отвергать ее не имеет никакого смысла. К тому же я предприниматель, я не могу себе позволить не общаться с русскоязычной диаспорой, потому что это часть моего бизнеса». 

Хотя в Торонто проживает много выходцев из бывшего СССР, на матчи они массового не ходят – 100 человек на стадионе считается хорошей посещаемостью. В основном футбол с трибуны смотрят подруги, жены и друзья футболистов. 

В Канаде много клубов, похожих на «Воркуту»

В сезоне-2020 все игры Канадской футбольной лиги из-за коронавируса прошли на одной арене, но раньше клубы арендовывали разные стадионы для матчей и тренировок. Как раз тогда «Воркута» делила спортивный комплекс с фарм-клубом «Торонто» – командой MLS. Это одно из немногих мест в городе, где нет дополнительных линий для американского футбола. 

«Во всех канадских лигах матчи проводят на искусственном газоне, – рассказал Самад Кадыров. – Хотя я этого не понимаю: у нас все условия, чтобы содержать хорошую натуральную траву. К тому же на полях нанесена разметка для американского футбола. Это смотрится отвратительно, футболисты из бывшего Советского Союза тоже с ума сходят, но потом привыкают. Причем разметка там просто на всякий случай: я ни разу не видел, чтобы на поле, где мы сейчас играем, проводили матчи по американскому футболу».

«Воркута» выступает в Канадской футбольной лиге с 2017-го, и в первом же сезоне выиграла регулярку, а в плей-офф дошла до полуфинала. Через год команда Демичева и Кадырова выиграла турнир. Соперником в финале был «Скарборо», названный так по одному из районов Торонто. За этот клуб также выступает много выходцев из Европы, преимущественно боснийцы и сербы. 

Правда, по-настоящему легендарной командой балканской диаспоры в Канаде считается «Сербиан Уайт Иглз». Клуб был основан еще конце 1960-х и даже выступал в Кубке чемпионов КОНКАКАФ 1975 года (сербы уступили «Монтеррею» в первом же раунде). Сейчас он тоже играет в Канадской футбольной лиге.

Но главным соперником «Воркуты» до старта текущего сезона считалась еще одна команда с внушительным числом выходцев из СССР в составе. Матчи против «Юкрейн Юнайтед» тянули на украинское дерби Торонто. Только в минувшем сезоне оно не состоялось: из-за пандемии количество участников лиги сократилось с десяти до пяти. «Юкрейн Юнайтед» – одна из тех команд, которая снялась с розыгрыша. В итоге турнир прошел в сокращенном формате: всего пять команд боролись в регулярке, а затем в плей-офф с августа по октябрь. В финале «Воркута» обыграла «Скарборо» 2:1.

Канадская лига потеряла официальный статус из-за договорных матчей

Турнир, в котором выступает «Воркута», находится в опале – он фактически исключен из пирамиды футбольных лиг Канады. Самад Кадыров связывает это с договорными матчами:

«Канадская футбольная лига потеряла аккредитацию в 2015-м – за два года до вступления в лигу «Воркуты». Тогда инициировали большое расследование, которое подтвердило: договорные матчи действительно были. Но никто никого за руку не поймал. Я точно знаю, что что-то такое происходило, потому как некоторые игры вызывают у меня вопросы. Да и руководство лиги признала факт существования договорных матчей. Нам тоже однажды предлагали сдать игру, правда, о конкретных суммах тогда речь не шла, но потом можно было заработать на ставках. Я отказался». 

Сейчас лига работает над тем, чтобы вернуться в иерархию канадского футбола. В 2019 году состоялся первый розыгрыш нового турнира для лучших клубов страны – Канадская Премьер-лига. Соревнование, где играет «Воркута», претендует на то, чтобы стать вторым дивизионом в пирамиде (или третьим, если на вершину ставить MLS с тремя канадскими клубами). Самад Кадыров считает, что «Воркута» достойна выхода в элиту и способна играть с командами Премьер-лиги на равных.

«Раз Канадская футбольная лига лишена аккредитации, другим клубам официально не дозволяется проводить с нами даже товарищеские матчи, – объясняет Кадыров. – Но они просто это не афишируют: арендуют стадион, играют в белых футболках и не выкладывают фотографии. «Воркута» участвовала в такой игре: соперник из Премьер-лиги привез всех легионеров из Европы, но победить не сумел – сыграли 2:2».

По словам Кадырова, «Воркута» потянет премьер-лигу не только со спортивной, но и с материальной точки зрения. В этом случае команде придется разъезжать практически по всей стране – от Ванкувера до Галифакса. Сейчас футболисты преодолевают гораздо более скромные расстояния. До лишения официального статуса в Канадской футбольной лиге было больше клубов, и тогда самый дальний выезд из Торонто был в Оттаву – это в 450 километрах от столицы провинции Онтарио. В последние годы больше 80 километров команды не проезжают. 

«Воркута» была бы лидером Премьер-лиги, но в MLS сыграть не смогла бы, – рассказал Денис Янчук. – Сейчас мы рассматриваем вариант с выходом из Канадской футбольной лиги, чтобы заявиться в один из турниров, признанных федерацией и FIFA. Тогда мы получим другие права на футболистов и сможем играть с другими командами из Северной Америки».

Денис Янчук хочет открыть рынок Восточной Европы для канадских футболистов. По его словам, уже сейчас есть спрос на воспитанников «Воркуты» и других школ, и в будущем он будет расти. 

Занятия в канадской футбольной школе стоят дорого. Стать крутым игроком – почти невозможно

Стремление «Воркуты» попасть в Премьер-лигу – это не просто мечты, а показатель слабости местного футбола. Самад Кадыров считает, что если его клуб заявить в ФНЛ, то он бы барахтался где-то внизу турнирной таблицы.

Почти весь канадский футбол держится на иностранцах. Футбольная ассоциация пытается с этим бороться, поэтому в Премьер-лиге действует лимит на легионеров – не меньше шести канадцев в старте и не более семи приезжих в заявке на сезон. Но доморощенные игроки явно не тянут, потому что система подготовки футболистов в Канаде доступна только детям из семей с достатком.

«Мой знакомый тренирует в футбольной школе, и там лучше лишний раз ничего ребенку не говорить: слегка прикрикнул, и на тебя родители подадут в суд, – посетовал генеральный директор «Воркуты». – Невозможно воспитать спортсмена без жертв. А тут идет речь не о воспитании, а о том, чтобы угодить родителям. Они платят по 500 долларов в месяц, чтобы их ребенок занимался в футбольной школе. А еще нужно платить за участие в турнирах. В Канаде есть талантливые ребята, но по финансовым причинам они не могут позволить себя заниматься футболом. Мы в нашей школе нигде это не афишируем, но стараемся помогать некоторым детям и берем часть расходов на себя». 

Заниматься хоккеем в Канаде – еще дороже, но там послабления детям давать не принято. Возможно, по этой причине, на всю страну набралось лишь восемь клубов, которые способны потянуть в том числе и лимит Премьер-лиги. Уровень футбола в стране настолько низкий, что команда, составленная из игроков низших украинских дивизионов, строит планы по покорению Канады.

Материалы Юрия Истомина о футболе в контексте истории:

Почему во Франции нет ни одного настоящего дерби? Оказывается, из-за немецкой оккупации

Однажды в Примере играла команда из Африки. Ее основали болельщики «Атлетико» 100 лет назад – клубы до сих пор дружат

Телеграм-канал автора

Фото: Facebook/fc.vorkuta.7