В Словакии играет клуб-сепаратист. На стадионе – гимн Венгрии и фаны «Ференцвароша», в бюджете – деньги Будапешта
Почему ДАК-1904 такой дерзкий?
«Барселона» – пожалуй, самый известный пример, когда клуб громко делится позицией по национальному вопросу. Нечто похожее происходит в Словакии, пусть и в меньших масштабах, но с учетом восточноевропейской специфики. За команду ДАК-1904 болеют преимущественно венгры. Они не хотят иметь со словаками ничего общего, кроме государственной границы.
***
В Дунайска Стреде проживает всего 22 тысячи человек, а арена МОЛ, где проводит домашние матчи ДАК-1904, готова принять до 13 тысяч. Такая вместительность полностью оправдана, потому что местная команда – это не просто футбольный клуб. ДАК-1904 – символ национальной идентичности венгерского меньшинства.
Чтобы оказаться в Венгрии, жителям города достаточно пересечь Дунай. Ближайший мост находится в 25 километрах, до Братиславы ехать в два раза дольше. Но культурные и этнические противоречия между столицей и соседним регионом слишком сильны. Во всей Словакии венгерское меньшинство составляет около 10%. В Дунайска Стреде это отнюдь не меньшинство: по данным за 2011 год, венгров здесь почти 80%.
На улицах Дунайска Стреды довольно сложно услышать словацкую речь или встретить словацкий флаг. Куда чаще на глаза попадаются венгерские полотна или знамена Арпада – красно-белые горизонтальные полосы средневекового мадьярского королевства. В те же цвета несколько раз в месяц окрашивается стадион МОЛ. Самое яростное и ожесточенное противостояние чемпионата Словакии – игры ДАКа против «Слована».
Эта схватка досталась в наследство от империи Габсбургов. В XIX веке территория Австро-Венгрии была разделена на зоны влияния: Вена патронировала Богемии (нынешней Чехии), а в сферу интересов Будапешта попала Словакия. Такого рода деление просуществовало вплоть до распада страны, но его последствия ощущаются до сих пор, например, в языке. Благодаря австрийцам в чешском проскальзывают немецкие слова, а в словацком чаще встречаются венгерские заимствования.
В независимой Чехословакии каждый из титульных народов сталкивался с собственными этническими конфронтациями. Чехи не могли ужиться с судетскими немцами на западе, а словаки считали чужаками венгров на юге. В конце 1930-х попытались разрешить противоречия в пользу этнических меньшинств. В результате Мюнхенского сговора Судеты оказались под властью Третьего рейха, а по итогам Венского арбитража Венгрии досталась узкая полоса с мадьярским большинством, включая города Кошице и Дунайска Стреда.
Естественно, после окончания Второй мировой аннексированные территории вернули, а государство Чехословакия восстановили в прежних границах. Вот только национальный вопрос никуда не делся. История с передачей Судетов Германии была более резонансной, поэтому послевоенное устройство Европы предполагало депортацию немцев с западных границ Чехии. При этом венгров из Словакии никто не прогонял, так что они до сих пор составляют 10% населения страны.
Разногласия между народами перекинулись и на футбол. Клуб ДАК-1904 из города Дунайска Стреда – воплощение всего мадьярского в Словакии. В годы войны он выступал в чемпионате Венгрии, а сегодня фанаты ДАКа поддерживают дружеские отношения со болельщиками «Ференцвароша».
На домашних матчах команды венгерская речь звучит не только среди болельщиков. Диктор озвучивает составы и делает объявления по стадиону отнюдь не на словацком языке. Особенно сильно Братиславу раздражает то, что на арене ДАКа перед стартовым свистком звучит венгерский гимн. Власти ответили запретом на исполнение перед матчами чемпионата каких угодно гимнов, кроме словацкого. Но руководство ДАКа игнорирует это предписание, за что исправно платит штрафы. Владельцу клуба Оскару Виладю частенько приходится оправдываться:
«Мы – часть венгерской нации, и это наш гимн. Так мы демонстрируем связь с Венгрией. Но это совсем не значит, что мы хотим отделить себя от словаков. Вы не можете создать национальную идентичность страны за счет другой». В интервью Виладь периодически напоминает, что его семья всегда говорила по-венгерски, и если кому-то что-то не нравится, это его проблема.
В отличие от «Атлетика» из Бильбао боссы ДАК-1904 не ставят целью брать в команду футболистов определенного происхождения. Словаки за нее тоже выступают: например, за клуб из Дунайска Стреды в 90-х играл Владимир Вайсс, а хорошо знакомый российским болельщикам Ян Дюрица и вовсе местный воспитанник.
Межнациональное противостояние наблюдается прежде всего на трибунах. В чемпионате Чехословакии ДАК-1904 не так часто выходил в высшую лигу, а потому этнические противоречия между венграми и словаками на футболе отражались в меньшей степени. Но сегодня для венгерского меньшинства главная игра сезона – это матч с братиславским «Слованом». Фанаты обоих клубов исповедуют правые взгляды, но если среди сторонников ДАКа доминируют идеи радикального сепаратизма, то многие столичные болельщики выступают за единую и неделимую Словакию для словаков. Игры команд нередко сопровождаются (или предваряются) сожжением флагов двух стран, а также стычками и потасовками. Причем среди задержанных полицией иногда встречают фанатов из Венгрии, которые специально приезжают на матчи против «Слована».
Самые крупные беспорядки случились в ноябре 2008 года, когда из-за потасовки прервали матч чемпионата. В драку ввязалась полиция, которой потом пришлось оправдываться за свои действия. Матч все же доиграли, его итог: победа «Слована» 4:0 и несколько десятков раненых.
Симпатии к ДАК-1904 проявляют не только фанаты венгерских клубов, но даже правительство соседней страны. В 2018 году стало известно, что Будапешт выделил 50 миллионов евро на поддержку команд в Словакии, Румынии и Сербии. Сумму распределили через счета Венгерского футбольного союза и Фонда Габора Бетлена.Эта организация финансируется из бюджета страны, и ее главная цель – поддержка национального меньшинства за пределами Венгрии. Дотации поступают как минимум с 2013 года, но подробности стали известны только через несколько лет. Независимое венгерское издание Átlátszó провело расследование в духе Навального (даже с полетами квадрокоптера над спортивными объектами и упоминаниями, сколько это стоило). Журналисты распутали дело, зацепившись всего за одну фотографию. Снимок был выложен на сайте Академии имени Пушкаша. На фото запечатлен заместитель министра спорта Венгрии, который участвует в открытии футбольной школы в румынском городе Меркуря-Чук, где базируется команда венгерского меньшинства «Чиксереда».
На сайте приводилась цитата президента клуба Золтана Сонди, который поблагодарил правительство Венгрии за финансовую помощь (4 миллиона евро) в строительстве спортивного комплекса. Расследование вывело на Фонд Габора Бетлена, откуда и поступили деньги на открытие школы.
«Чиксереда» – даже по румынским меркам слабая команда, но это не единственный клуб, который получал финансовую помощь. В скандале оказался замешан и более сильный «Сепси» из высшей лиги Румынии. За несколько лет клуб получил от правительства Венгрии более 6 миллионов евро. Их потратили на академию, новый офис и строительство стадиона на семь тысяч зрителей.
Но все это не так существенно на фоне тех траншей, которые были переведены на счета словацких команд. Три клуба в общей сложности получили почти 19 миллионов евро. Больше всех досталось ДАКу.
К слову, команду из Дунайска Стреды и правительство Венгрии связывает нечто большее, чем просто деньги. Владелец клуба Оскар Виладь гордится многолетней дружбой с венгерским премьер-министром Виктором Орбаном. По его словам, они познакомились еще в 1990 году, но только Оскар ушел в бизнес (входит в совет директоров крупной топливной компании Словакии), а Виктор стал политиком. Орбан сам когда-то играл в футбол, но только на любительском уровне. Теперь же он пытается вмешиваться в дела профессиональных команд – причем не своей страны.
Виладь купил ДАК в 2014 году, и с тех пор клуб получил от венгерских налогоплательщиков 8 миллионов евро. По российским футбольным меркам это, конечно, копейки. Но весь состав команды Дунайска Стреды, согласно Transfermarkt, оценивается в 11 миллионов евро. Больше только у «Слована» (13 миллионов).
Деньгами дело не ограничивается: Виктор Орбан неоднократно заявлял, что готов предоставить гражданство футболистам ДАКа (Братислава ответила угрозой отбирать словацкие паспорта). Премьер-министр побывал на открытии нового стадиона, и, видимо, с его подачи в 2017 году по венгерскому телевидению стали показывать матчи ДАКа против «Слована».
Орбан открыто говорит о футбольном сепаратизме и ставит в пример «Барселону» и Каталонию. В его словах часто слышат нечто большее, чем просто спортивный интерес. Каждое подобное заявление Орбана и Виладя лишь усиливает антивенгерские настроения в Словакии в целом и среди фанатов «Слована» в частности.
Другие исторические тексты Юрия Истомина:
Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot
Фото: dac1904.sk; facebook.com/fcdac; pfla.hu
-Ааааа, ПЖиВ, онвамнедимон, сколько больниц могли бы построить!!!!111
-Это Венгрия...
-Молодцы венгры, не бросают своих за границей, то ли дело...
У Барсы отдельный персонажи имели возможность проявить позицию за счет недавней истории с референдумом (не только сам факт референдума, но и длительный процесс, предшествующий ему)... тут ссылка на сепаратизм Барсы понятна.
А какие примеры сепаратизма у Атлетика?
Из футбольных плюшек можно добавить, что словацкая лига - это очень молодая лига.
в ТОП-6 самых молодых составов (берется средний возраст игроков выходивших на поле в сезоне) на 31 декабря сразу 3 словацких клуба. ДАК в этом списке №6 (первая Жилина).
При этом Жилина является №1 в Европе по % времени, которые воспитанники провели на поле в сезоне - больше 65%. Вся словацкая лига по этому показателю в топе, а вот ДАК тут аутсайдер у него 1.5%... это даже меньше, чем Ахмат, например.
Во-первых, надо обязательно отметить, что то, что описал автор - это правда. Так оно и есть. Интересно, когда сборная Словакии ездила играть в Будапешт на матч с Венгрией, большинство фанатов из Словакии были именно этнические венгры, приехавшие "домой" поддержать своих, т.е. не словаков... =)
Однако, с другой стороны, надо обязательно понимать, что такое разделение и противостояние - это, в основном, вопрос скорее ультрас и их позиция. То, что южнее Братиславы говорят скорее по-венгерски, это так, но это скорее особенность местной культуры (в маленькой Словакии говорят в разных регионах на своем диалекте, а где-то только по-немецки, где-то по-венгерски, где-то даже по-русински (смесь словацкого и украинского). Но то, что жители этих областей хотят вернуться в состав Венгрии - не более чем разговоры, которые тут же заканчиваются, когда они понимают, что потеряют словацкую соц. систему... ))
И да, последнее. Противостояние Слован - ДАЦ (по-словацки именно так читается) - это главное дерби для Дунайской Стреды. В Словакии все же самое сильное противостояние Братиславы и Кошице (это как в России МСК vs СПБ) и касается скорее хоккея, чем футбола, в виду упадка последнего в Кошице.