Майкл Оливер – лучший рефери Англии
Майкл Оливер не похож на дурака, не испытывает жалости к себе, не вызывает неприязни у фанатов, кажется, он вообще обычный человек. Ему 35, он фанат «Ньюкасла», поэтому никогда его не судит. «Каждое решение против «Ньюкасла» плохое», – говорит он с улыбкой. «Слушай, болельщики немного с другой планеты. Они всегда ждут только побед от своей команды, и, конечно, они уверены, что их команда никогда не виновна в плохом результате, что всегда есть еще какая-то причина».
Оливер отказывается обсуждать эпизоды, когда он был мишенью для фанатов. Речь о пенальти в ворота «Ювентуса» на 90 минуте в ответном матче с «Реалом» (общий счет был 3:3 до пенальти). Буффона тогда удалили за оскорбление арбитра, помните? Хотя решение было очевидным, Оливер подвергся критике не только со стороны Буффона, но и со стороны фанатов и итальянских СМИ. Оскорбления последовали мгновенно. Его жена Люси – она тоже арбитр – в Твиттере получала сотни сообщений: «Иди мой посуду», «Мы убьем твоего мужа» – и это не самые страшные сообщения. «Ты должна умереть, и твой говнюк муж тоже», – подобное забивало почтовый ящик Оливеров. Это, конечно, экстремальный пример, но быть арбитром никогда не легко. Неблагодарная работа, ведь арбитр всегда виноват в чем-то.
Кто-то думал, что с введением VAR ситуации изменятся и споры исчезнут. Некоторые даже переживали, что в пабе будет не о чем поспорить. Но, вместо этого, мы получили VAR, мониторы на поле, новые правила игры рукой, минимальные вне игры. Это стало новым поводом критиковать арбитров. Все это превращает арбитров в роботов, которые не должны подвергаться эмоциям на поле. Людям также кажется, что некоторые Правила ломают игру, а соблюдение Правил арбитром – это его вина.
«Я понимаю, что VAR стал слишком навязчивой идеей, но в целом я за видеоповторы. Все возмущаются, что это меняет Правила. Но если вы откажетесь от VAR сегодня, на выходных услышите, что «этот вне игры нужно прочертить с VAR». Как только повторы уберут, люди тут же захотят их вернуть. Даже имея VAR, мое решение остается моим решением. И если я сразу понял эпизод и все увидел, нет смысла вмешиваться в мою работу. Теперь мы можем подойти к монитору и принять решение: оставить в силе первое или исправить ошибку. Сегодня арбитр не должен уезжать с поля, боясь вечерних передач по ТВ. Раньше, возвращаясь домой, ты мог понимать, что совершил ошибку, но ничего исправить уже нельзя. Сейчас же технологии позволяют осознать это на поле».
«Да, у нас есть дебаты об «очевидной» ошибке, но я не знаю, можно ли всем угодить в этом вопросе. Это субъективно. Смотрите, мы принимаем решение на поле, потом собираемся в Zoom, и 16 арбитров голосуют: наши мнения разделяются 8-8, 9-7, 10-6».
«Думаю, видеоповторы помогли игре: мы получаем более справедливые решения. Игроки с бо́льшим пониманием относятся к решениям. Если в спорном моменте вы подходите к монитору, игроки счастливы, потому что как минимум два человека увидели момент и принимают решение. В штрафной площади не так много задержек, как 3-4 года назад. Люди понимают, что их нарушение с большой долей вероятности может быть замечено. Игра становится чище. Команды, которые забивали на последних минутах голы из положения вне игры, больше не забьют».
«Это также помогает нам справится с давлением. Игроки не ноют по 20 минут о том, что решение было принято неверно. Они счастливы, если момент заметили и проверили».
Но рефери по-прежнему ошибаются, и Оливер не пытается это отрицать. Он говорил, что много раз пересматривал эпизод в начале этого сезона, когда ван Дейк получил серьезную травму в столкновении с Пикфордом. Тогда Оливер с бригадой отвлеклись на положение вне игры и вратарь остался без наказания. Это была ошибка. Теперь Оливер признает, что Пикфорда следовало удалить. Это бы не вернуло здорового капитана «Ливерпуля», но хотя бы охладило пыл болельщиков.
Скромность и добросовестность – вот две причины, по которым многие считают Майкла лучшим арбитром в Британии. Он не похож на многих предшественников, таких как, например, Грэм Полл, который хотел быть другом футболистов и частью шоу. Про Оливера говорят, что он находится «вежливо в стороне». Именно таким и должен быть арбитр.
«Все судьи разные, – говорит Майкл Оливер, – у каждого свой стиль. Мне все время говорят, что я вежливо нахожусь в стороне. Есть как бы дистанция между тобой и игроками, но ты всегда готов в нужный момент включиться. Это мой 11-й сезон в АПЛ, поэтому все знают тебя и ты знаешь всех. Было бы странно, если бы я кричал Кейну: «Эй, номер 10!» Все знают, кто он, и я много раз его уже судил. Так чего бы его не назвать просто «Гарри»? И он зовет меня «Майкл». Крутясь здесь, ты встречаешься с игроками по 7-8 раз за сезон, так что некоторые взаимоотношения с игроками в любом случае выстраиваются. Но мы ведем себя профессионально и точно знаем, где граница. Не думаю, что в этом есть какая-то опасность. Когда ты свистишь, не думаешь о том, кто там фолит, де Брюйне или Магуайр. У тебя просто нет времени подумать об этом. Это реакция. Это то, что ты делал тысячи раз».
«Вы также должны понимать стиль игры команд. Когда «Сток» играл в АПЛ, он не хотел, чтобы я применял принцип преимущества: им нужен был штрафной удар, это был их стиль. Это приносило им большую пользу. Вы должны знать такие моменты, чтобы лучше судить игру».
Вне игры и миллиметровые измерения – еще одна битва, в которой рефери попадают под перекрестный огонь. Фанаты часто не могут понять, как работает правило, а судьи становятся виновниками при минимальных положениях вне игры.
«Я не знаю, есть ли этому альтернатива. Сейчас есть новая фраза об «офсайде подмышкой». Но по Правилам ты либо в положении вне игры, либо нет. Это факт. Это одинаковый подход для 20 команд и 19 рефери АПЛ. Что мы можем сделать? Сказать, что вне игры одним пальцем ноги – это нормально, а всей стопой – уже нет? Если мы сделаем просвет в 10 см, но что делать, когда вне игры будет на 11 см? Раньше говорили, что арбитр на линии не всегда может точно определить положение вне игры. Сейчас есть камеры, и они более точны. Кому это не нравится, но они не могут предложить ничего лучше».
С одной стороны, VAR иногда лишает фанатов радости от гола, но есть и другая сторона. «Если гол не засчитан, мы видим радость фанатов другой команды. Я как-то в качестве фаната ездил на игру «Шеффилда» и «Ньюкасла». Шелви забил гол, но поднялся флаг, потом VAR мяч засчитал. Это было огромной радостью. Да, какая-то спонтанность теряется, но 95% целей остаются в силе».
«Я никогда не судил игры «Ньюкасла». Вы обязаны поставить в известность федерацию, если вы болеете за какую-то команду или ваш родственник работает в каком-то клубе. Так что вы не можете судить эту команду, я также не могу судить «Сандерленд» по понятным причинам (Оливер был в академии обеих команд). Поскольку «Ньюкасл» постоянно борется внизу, с апреля или марта я не могу судить прямых конкурентов «Ньюкасла», да и не хотел бы судить».
Правила игры рукой тоже стали проблемой. «Нужно адаптироваться. У нас был период в начале сезона, когда за многие вещи назначались 11-метровые. Это были последовательные решения, но лига, игроки, фанаты, СМИ были настроены так, что пришлось пересмотреть некоторые позиции. Теперь все со всем согласны. Да, если вы судите АПЛ на выходных, а среди недели ЛЧ, то приходится приспосабливаться и судить немного иначе два турнира. Но теперь ситуация с рукой стала гораздо лучше».
Майкл Оливер был в академии «Ньюкасла» и «Сандерленда». Играл на позиции центрального полузащитника. Потом его отец, тоже арбитр, предложил пройти курсы судейства. С тех пор Оливер не возвращался на поле в качестве игрока. Он говорит, что судит, потому что любит футбол. Он бы хотел судить финал Чемпионата мира, но не все находится в его руках. Хотя бы потому, что Англия может добраться до последних стадий турнира.
Кажется, что давление на него не слишком влияет. «Мы привыкли быть сдержанными и рациональными. С учетом того, что сейчас происходит в мире, я понимаю, что это всего лишь игра. И не наступит конец света, если вы совершите ошибку. Когда я смотрю игры «Ньюкасла», я все вижу через розовые очки: очень хочется, чтобы твоя команда побеждала, и винить судью – естественная реакция. Нужно думать рационально. У людей есть своя работа: кто-то должен забивать и побеждать в матчах, кто-то – писать статьи в газеты, так что у них есть свои причины критиковать вас. Я стараюсь отстраниться от этого. На ошибках учатся, нужно это учитывать».
Свободный перевод статьи dailymail.co.uk от https://t.me/aloref
Интересный текст. Спасибо!