15 мин.

Проблемы в детско-юношеском футболе их объяснения и предложение вариантов исправления ситуации

БОРИС АРКАДЬЕВ ОБ ОШИБКАХ В МЕТОДИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ КОНЦА 50-Х. ИЛИ "НАЗАД В НАСТОЯЩЕЕ".

Обьединив в одну статью мнения и видение пути развития в ххI – ВЕКЕ, КОТОРЫЕ подводят нас к одной футбольной истине. Потверждая сказанное, что гениальное все просто.

Борис Аркадьев – вечная память.

Петр Пономаренко – ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ.

Игорь Сливка – здоровья друг).

Дмитрий Кудинов – Удачи).

 

Борис Аркадьев:

«Есть, на мой взгляд, очень важная причина, в силу которой мы не имеем сейчас звезд (без кавычек) на нашем футбольном небосклоне. Она таится в методологической ошибке нашей тренерской работы. Мы, тренеры, больше занимаемся неблагодарной работой, пытаясь исправлять у наших футболистов недостатки, обусловленные их прирожденными особенностями, а не тем, чтобы по-настоящему развивать способности игроков, учитывать их склонности, совершенствовать то, что спортсмен постигает легко, быстро и с удовольствием, и в чем добивается большого мастерства.

 

 

Дмитрий Кудинов:

К этому недостатку относится «Бразильская система», то есть поочередное, равномерное развитие обеих ног в тренировочном процессе всех футболистов в мире без исключения. Все упражнения выполняются по очереди то правой, то левой ногой. Считается, что двуногость – это показатель класса. Хочу отметить, что такое утверждение ошибочно и тем более вредна для становления именно футболистов «звезд».

Человек рождается с двумя ногами и руками, и до тех пор, пока он не начинает метать разные предметы или ходить, мы не замечаем никакой разницы между конечностями, но как только это происходит отмечаем правостороннее или левостороннее преимущество, то есть правши чаще используют правые конечности, и соответственно левши левые.

Природный инстинкт (охота на зверей), определяет у ребенка предпочтительную руку и соответственно явление правшей и левшей. Природа помогает древнему человеку (гомо сапиенсу), в определении преимущества стороны действия, то есть, дает понять какой рукой предпочтительнее научиться использовать оружие. Правши всю свою жизнь стараясь довести до совершенства этот навык выполняют правой рукой, а левши левой.

Вы наверно знаете, что все люди на земле делятся на правшей и левшей. Давайте подробно разберем для чего – это нужно человеку.

Рождается человек  

Борис Аркадьев:

Мы зачастую стараемся развить у игрока качества, несвойственные его природе, и упорной, изнуряющей игрока тренировкой, убивающей в нем желание играть, достигаем ничтожных результатов, оставляя нерасцветшими его способности. Когда мы, тренеры, уменьшаем недостатки игроков, не увеличивая их «достатков», то лишь подводим их к среднему уровню, нивелируем их, лишаем индивидуальной самобытности. В конце концов, каждый игрок должен иметь свой игровой «конек», на котором он в основном и играл бы, превосходя своих противников. Верно, такой игрок не идеал гармонического развития, но не нужно забывать, что он в команде не один. То, чего ему не хватает как игроку, с избытком имеет его партнер по команде. Ведь смысл коллективной игры именно в том и заключается, чтобы возможно полнее использовать индивидуальные способности каждого игрока на пользу всей команды. Если это удается, то тогда команда перевоплощается в игровой ансамбль, который играет по принципу музыкального контрапункта. Я вспоминаю центровую тройку московского «Динамо» в 1939 году. М. Якушин олицетворял в ней тактику игры, С. Соловьёв – физическую силу, быстроту и агрессию, Н. Дементьев – технику игры. Каждый из них обладал своим индивидуальным качеством в превосходной степени, дополняя и усиливая партнеров. Все трое были разными игроками даже по внешности, и каждый из них оставался неповторимым по манере игры. А разве можно забыть такого мастера обводки, как П. Дементьев, или такого бомбардира, как А. Пономарев! Когда же и где определялись индивидуальности этих игроков? В детстве! В годы, когда мальчишки, не умудренные методикой, с непосредственным увлечением предавались тому, что им легко удавалось, к чему имели склонность. Вот так они и шли к своему индивидуальному мастерству – по линии наименьшего сопротивления, радостным путем самозабвенной игры, удач и достижений. Означает ли это, что в начальной стадии усвоения мальчиками футбольной игры, т. е. в период образования технических и тактических навыков, воспитания и развития физических и морально-волевых качеств, нет нужды в тренерском руководстве? Конечно, это не так. Но обучение и тренировку мальчиков следует вести так, чтобы в игре возможно полнее раскрылась, определилась и расцвела индивидуальность игрока».

(1958 г.) www.slivka.spb.ru

П.А.ПОНОМАРЕНКО: НЫНЕШНИМ МЕТОДИКАМ УЖЕ ЛЕТ 50.

 

Петр Пономаренко:

Более полувека существуют футбольные школы, а вопрос о технической подготовке игроков и по сей день остается открытым, хотя этому аспекту игры всегда уделялось колоссальное внимание. В чем же дело? Стало быть, есть какие-то серьезные противоречия в процессе обучения?

Сравнивая уроки по технике прошлых лет с уроками настоящего времени, анализируя методы и средства тренировочной работы педагогов разных концепций, можно убедиться в следующем. Методика технической подготовки, несмотря на происшедшие изменения в тактике ведения игры, физической подготовке, преобразования в инфраструктурах клубов, осталась почти такой же, как 50 лет назад. Упражнения и методы, которыми мы пользуемся на тренировках, превратились в некую символическую дань старой традиции. В реальной же действительности нам чаще всего приходится наблюдать, как наши воспитанники не могут реализовать свой тактический замысел из-за технического брака. Думаю, коллеги не будут оспаривать ту непреложную истину, что футбольные школы остро нуждаются в более современной системе обучения по технической подготовке. О том, какой она мне представляется, я и хочу рассказать читателям.

 

ТЕХНИКА ДЛЯ ТАКТИКИ – КЛЮЧ ДЛЯ ЗАМКА

Известный теоретик и практик, видный немецкий педагог Карл-Хайнц Хеддерготт в книге "Новая футбольная школа” писал: "Нет ни одного вида спорта, где техника движений была бы столь многообразной, как в футболе. Чем упорнее защита, тем более умелой должна быть игра с мячом. Причем столь важный игровой компонент, как техника, должен вырабатываться в стрессовых ситуациях, приближенных к игре. Игрок обязан научиться владеть мячом в самых сложных различных условиях действий партнеров и соперников”. Мы же технику, тактику, волевые качества тренируем в тепличных условиях, а потом удивляемся, почему футболист не может реализовать 100%-ный голевой момент, проявить умело силу воли в единоборстве, сделать своевременную и точную передачу, найти оптимальный вариант действия до приема мяча.

Футбол – это игра. Значит, и урок в детском футболе должен быть похожим на игру, даже если он проводится без мяча. Моделью же нашего тренировочного урока служит не игра, а упражнение. Отсюда и убеждение, что все происходит от идеи (упражнения), а не от природы (игры). Игру – средство для развития абстрактного мышления – мы подменяем арифметикой. Но сколько не подсчитывай ТТД – это всего лишь количественный показатель, следствие. Причину надо искать в мастерстве, а мастерство зависит от качества обучения. Чрезмерное увлечение упражнениями, отсутствие в тренировочном процессе адекватных игре обстоятельств, тенденция воспитания мастерства с акцентом на физическое, а не технико-тактическое развитие привели к сегодняшнему положению дел. Футболист, владеющий приемами техники, приобретенными в неигровых условиях, как правило, плохо видит поле из-за привычки концентрировать свое внимание на мяче, выработанной в связи с отсутствием отвлекающих факторов. Он не обладает тонким глазомером и ощущением точности и своевременности передачи мяча из-за неразвитости чувств восприятия времени и пространства. Нерационален в выборе способов и приемов из-за отсутствия навыков действий в условиях постоянно меняющихся ситуаций. Распространенное заблуждение в том и состоит, что, обучая по существу только форме движения, мы полагали, что способствуем и развитию технико-тактического мастерства.

Техническую подготовку нельзя рассматривать отдельно от тактики. Техника должна подходить к тактике как ключ к замку. Только в таком соответствии техника становится игровой. А ведь другой в футболе не бывает.

 

ТРИ ЭТАПА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

С методической точки зрения техническую подготовку целесообразно разделить на три этапа. Поэтапная система подготовки создает благоприятные условия для постепенного обучения. Ныне это особенно важно, потому что обучение приходится начинать с нуля, а не так, как 50 лет назад, когда в футбольные школы приходили мальчишки с 5-6-летним стажем игровой практики в так называемом "дворовом футболе”.

Задача первого этапа – заложить разностороннюю базу общих и специальных двигательных навыков. Без фундамента, слагающегося из превосходной координированности, специальных движений, доведенных до автоматизма, о техническом росте не может быть и речи, потому что дальнейший уровень развития технического мастерства во многом зависит от уровня развития ловкости. Кроме того, если до 12-летнего возраста не заниматься развитием

специальной координации, то позже овладеть этим качеством значительно труднее.

Задача второго этапа решается при помощи комплексных упражнений. Футболист должен научиться технично владеть мячом в разных взаимосвязанных с игрой действиях. Комплексные упражнения – одна из ступенек в бесконечной лестнице совершенствования от простого к сложному.

Задача третьего этапа – научить мальчишек эффективно и качественно применять технические приемы в экстремальных условиях, решать тактические задачи до приема мяча. Удары у щита, передача и обработка мяча в парах, обводка стоек и т.д. при многократном повторении, конечно же, совершенствуют технический навык, но мяч здесь является всего лишь предметом, без которого нельзя добиться прочного навыка в специальном движении. Другое дело – игра. Здесь мяч – "объект борьбы”. Поэтому, до какого бы автоматизма и совершенства не доводили мы на тренировках тот или иной технический прием, это никак не гарантирует четкости и эффективности его применения в реальной игровой ситуации. Этой формы организации обучения (выполнение технических приемов в экстремальных условиях) нужно придерживаться на каждом уроке, несколько видоизменяя только содержание.

 

ИГРА – ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬ

Ничто так положительно не влияет на воспитание юного футболиста, как урок, приносящий радость и удовольствие. И ничто так не повышает качество обучения, как хорошее душевное настроение. Как провести урок, чтобы он принес мальчишкам радость, удовольствие и в то же время был целенаправленным? Как учить играть, чтобы знания и умения приобретались с учетом природных сил и наклонностей?

Известно, что развитие видов в природе зависит от трех факторов – изменчивости, наследственности, отбора. Изменчивость создает условия для развития материала, наследственность его закрепляет, а отбор оставляет приспособленных. Чем полезнее изменения, тем плодотворнее и качественнее развивается материал. И наоборот, если изменения вредные, то виды особей обречены на постепенное вырождение. Таковы законы эволюции естественного отбора.

В основе искусственного отбора, который фактически и применяется в наших ДЮСШ, лежит инкубаторский метод развития. Он снижает, нивелирует адаптационные способности, превращает тренировки в дрессировки, а футболистов – в оловянных солдатиков. Мальчишек, играющих творчески, с выдумкой, становится все меньше и меньше, а беспрекословно выполняющих задания – все больше и больше. Дарвин назвал такое явление "массовой изменчивостью”, когда все особи данного вида, под влиянием определенной причины, изменяются одинаковым образом в одном направлении. Нечто подобное происходит и в наших футбольных школах, где процесс воспитания юных футболистов поставлен на поточный метод обучения, а главным фактором отбора, движущей силой развития игровых способностей служит упражнение. Но разве можно научить импровизации, фантазии, спонтанности, творческому мышлению при помощи системы упражнений, порядок действий которых заранее известен и одинаков для всех? Сравните возможности игры и упражнения, и вы воочию убедитесь, что в первом случае полезных условий для развития и совершенствования навыков будет намного больше. В игре, хотим мы этого или нет, одновременно развиваются все компоненты футбола, в упражнениях – только отдельные элементы техники или тактики. В игре футболист живет чувством времени и пространства, в упражнениях эти понятия относительны. Игра создает необходимые условия для развития внешнего и внутреннего внимания – качеств, способствующих воспитанию очень ценного умения: не теряя из-под контроля мяч, визуально и мысленно воспринимать игру. В упражнениях научиться искусно владеть мячом и одновременно видеть поле также невозможно, как научиться плавать без воды.

 

Приведу один очень знаковый пример:

В начале 80-х годов, из-за дефицита полей и времени, я занимался сразу с двумя группами вместе. На одной половине поля тренировались ребята 11-12-летнего возраста, на другой – 10-летние. Старшей группе я уделял больше внимания и проводил занятия "по конспекту”, применяя поточный и круговой метод, а младшей группе давал мяч, и они после 15-минутной разминки самостоятельно играли в футбол. Но вот что интересно. Когда подошло время подводить итоги, то ребят из старшей группы, которые умели и быстро бегать, и ловко прыгать, и неплохо владели мячом почему-то не взяли в команду "Шахтер”, а предпочли ребят из младшей группы с единственным талантом – умением играть. Кстати, занимались в этой группе три Сергея: Попов, Ковалев и Щербаков. Думаю, комментарии излишни.

 

Геннадий Костылев:

Все знают Сергея Щербакова. Он в 15 лет не проходил в сборную Украины. У него обученность – ноль, но хорошая левая нога, высокая скорость, спортивная злость. Мяч вперед бил и сам туда бежал бороться. Так его научили, - вспоминает Геннадий Костылев. – А когда ему сказали, что футбол – это прежде всего интеллект, парень за полгода перегнал всех сверстников. Постепенно правой ногой научился работать, как левой. Через пару лет на ЧЕ среди юношей получил «Золотую бутсу». Затем на первенстве мира, не Фигу, не Зидан, а простой донецкий парень. Природные данные вкупе с хорошим футбольным образованием с 15 лет дали результат. И он стал творить такое…

 

Дмитрий Кудинов:

Как мы видим со слов детского тренера Сергея Щербакова, на примере развития очень добротного молодого футболиста, есть момент везения, где вместо занудных, заумных тренировок, чрезмерного внимания тренера, обилия внимания со стороны родителей, толпящихся вокруг тренирующихся и особенно соревнующихся детей, в основе его развития преобладала сама игра в футбол. Его тренировка – это была игра в футбол. Соответственно вы спросите, а причём тут тема одноногости в футболе столь скрупулёзно рассмотренная выше??? – А вот в чем… При неконтролируемой игре в футбол ребенок старается выполнять все футбольные элементы так как ему удобно. Если вы обращали внимание, все дети с детства начинают чеканить мячом одной ногой и только попадая к тренеру их переучивают на две. То же самое происходит и во дворе, когда мальчик начинает играть без контроля и подсказок в футбол, он все контакты с мячом выполняет удобной ногой. А так как от природы он левша или правша, соответственно одна нога у него опорная, а другая и есть играющая, то есть нога для футбола. Насмешки типа – вторая опорная нога, для ходьбы, и является истиной. Она не может быть не для ходьбы. Все футболисты в мире, особенно «Звезды» одноногие.

Есть легкий способ для проверки наших умозаключений.

Технико Тактические Действия – (ТТД), которые наглядно подтвердят наши утверждения.

 

ТАЛАНТ НЕ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ПО УКАЗКЕ

Футбол, как и все в природе, имеет свои законы развития. Команды мастеров не возникают из ничего, они начинаются из футбольных школ, а школы – с улицы. Раньше улицы – "сеяли”, школы – "выращивали”, команды мастеров – "собирали урожай”. Исчез "дикий футбол”. Из цепи системы (улица – футбольная школа – команда мастеров) выпало очень важное первое звено – улица. В физиологии есть такое выражение: "Функция формирует орган”. Так вот - улица как раз и являлась той функцией, которая формировала ярких самобытных футболистов. Посадив мальчишек за футбольные парты, заменив игру на упражнения, мы фактически обучение малышей начинаем с истребления в них всякого стимула к самостоятельному действию, отбиваем охоту к свободному мышлению, вколачиваем чувство беспрекословного выполнения задания. Напрочь забыли, что творчество детей – это самовыражение, самоутверждение, а не выучка, что означает по словарю Ожегова "приобретенное обучением умение”.

Но ведь талант – это врожденное качество, ему нельзя научить. Эволюционная особенность, универсализация специализации футбола – это накопление, обработка и передача информации из поколения в поколение. Это – адаптация игрока к природе футбола. Мы же, наоборот, приспосабливаем футбол для своих нужд, формируя его по своему подобию.

С ловкостью хирурга, расчленив на четыре части футбол, мы полагали, что каждый компонент в отдельности будет развиваться быстрее и качественнее. Увы, не получилось. Игра – живой организм футбола, в котором техника, тактика, физические и волевые качества не просто взаимосвязаны, а качественно взаимозависимы. Чем выше уровень техники, тем рациональнее расходуется физическая энергия. И наоборот, хорошая физическая готовность – залог уверенности и эффективности в технико-тактических действиях. Талант – дар Божий. Его воспитание требует определенных условий и исключений из общих правил педагогики. Талантливый футболист играет не столько по заданию, сколько по наитию, вдохновению. Его высокий класс игры определяется не "по науке”, а по творческой интуиции. Показательным примером может служить игра Пеле и Марадоны, Шевченко и Ван Нистельроя, Зидана и Анри.

Наблюдая за игрой мальчишек на протяжении многих лет, каждый раз убеждался в том, что яркими самобытными игроками становились только те ребята, которые вопреки всевидящему оку тренера, постоянным окрикам и подсказкам шли не только по проторенной школьной программе, но и по собственному, спонтанно выбранному пути.

Многолетняя практика, опыт подсказывают: пусть, став учеником футбольной школы, мальчишка продолжает делать то, что делал вчера на улице. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. Пусть его ум воспитывается у истока мысли – игры. Не спешите одомашнивать "диких футболистов”, дайте им свободно поиграть. Все, что делается свободно – делается хорошо.

 

ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА

В моей учебно-тренировочной программе нет малых, средних, больших нагрузок. Я работаю не с мастерами футбола, а с мальчишками, которых учу учиться играть. Мой принцип: каждый все делает на оптимальном режиме индивидуальных возможностей, на грани высокой, но преодолимой трудности. Никаких упражнений на месте – все делать в движении, на скорости. Никаких дополнительных нагрузок со штангой, гирями, на беговых дорожках – все занятия проводить на футбольных площадках и как можно больше – в игровых условиях. Для мальчишки-школьника этого будет вполне достаточно, чтобы развиваться гармонично, без сколиозов, лордозов и кифозов, без патологий всех систем организма, с учетом режима дня, возрастных особенностей, исходных физических и игровых данных. Каждое упражнение, действие должно быть обосновано, продумано. Мальчишка должен знать, почему нужно выполнять тот или иной технический элемент именно таким способом, а не другим, и какая от этого польза. Технике и тактике надо учить рациональной, эффективной, как можно меньше связанной с передачей мяча ради передачи, с обводкой ради обводки. Увлекаясь на тренировках упражнениями без цели (ворот), мы отучили ребят принимать мяч в движении, с уходом в сторону или с разворотом на 180 градусов, стоять вполоборота, а не спиной к противнику, чтобы одновременно видеть мяч, своего визави и партнеров, отучили играть целеустремленно. Не по этой ли причине в играх такое изобилие передач поперечных и назад, а не за спину противника? Не по этой ли причине так мало создаем острых атак и выполняем ударов по воротам? Складывается впечатление, что команды играют не в футбол, а в "квадрат” 11х11 человек, где главное не гол, а держание мяча. Очевидное – невероятное?! Нет, закономерное явление, но нами еще не осознанное.

Идея включения урока по футболу в программу общеобразовательных школ сама по себе великолепна, но она так и останется неосуществимой, невостребованной мечтой, если урок по футболу будет начинаться с обучения. Талант не учат, а развивают. Игроки и игра определяют задачи и новые направления в развитии футбола, поэтому основной темой урока должен быть "играющий одноногий мальчишка”. Он – стимул, он – цель тренировки.

И.Сливка

24.02.2011 г. www.slivka.spb.ru