Трибуна
9 мин.

Этот клуб растил Сане и Алтынтопов, лишал «Баварию» чемпионства, обещал уделать «Барсу» в соцсетях – а в 2020-м обанкротился

От редакции: мы снова в одном из лучших футбольных блогов Трибуны – у «Бундеслиги.ру» новая классная история, для которой точно нельзя жалеть плюсов. Она о том, как «Ваттеншайд» из 4-й лиги шумел, но затих.

В 2020-м обанкротился клуб, воспитавший Лероя Сане и братьев Алтынтопов. Нет, вы ничего не пропустили – «Шальке» еще не добила пандемия, хотя у гельзенкирхенцев и правда есть проблемы не только с результатами, но и с финансами.

Речь о скромном «Ваттеншайде», чье банкротство получилось максимально нешаблонным: всю последнюю пятилетку клуб только и делал, что выкатывал один за другим грандиозные проекты, заключал многообещающие партнерства с прицелом на выход из четвертого дивизиона в третий или даже в первую Бундеслигу.

В начале 90-х заглянули элиту с отцом Сане и Торстеном Финком в составе, но стремительно рухнули. Зато воспитали Баштюрка, братьев Алтынтопов и Демирбая

Прежде чем рассказать об абсурде последних лет, давайте немного познакомимся с «Ваттеншайдом». Этот клуб назван в честь одного из районов Бохума, который когда-то был отдельным городком. Долгое время команда выступала во второй Бундеслиге, а в начале 1990-х даже заглянула на четыре сезона в высший дивизион Германии. Менеджер «Баварии» Ули Хенесс назвал тогда выход скромного клуба в элиту «худшим, что могло случиться с Бундеслигой» – по экономическим причинам.

Мюнхенцы, к слову, в первой встрече разгромили новичка дома 7:0. Но за два тура до конца получили оплеуху – проиграли 2:3, и это стоило баварцам чемпионства. Правда, в целом выступление черно-белых в элите действительно получилось не слишком ярким: 11-е место с первой попытки и три года борьбы за выживание.

Сулейман Сане (справа) в игре за «Ваттеншайд»

Зато в составе «Ваттеншайда» в те годы играл Торстен Финк, который транзитом через «Карлсруэ» дорос до той же «Баварии». А лучшим бомбардиром черно-белых в высшем дивизионе стал сенегалец Сулейман Сане с 39 голами за четыре сезона. Да-да, он – отец Лероя Сане, потом отдавший сына заниматься именно в академию «Ваттеншайда», откуда талантливого мальчишку через несколько лет переманили в «Шальке».

Через школу бохумцев вообще прошло немало известных футболистов: от Йылдырая Баштюрка до братьев Алтынтопов и Керема Демирбая. Правда, за основную команду клуба успели сыграть разве что Халил и Хамит. Всех остальных разбирали еще в юношеском возрасте более именитые соседи – «Бохум», «Шальке» и «Боруссия» Дортмунд.

Хамит Алтынтоп в «Ваттеншайде»

Халил Алтынтоп

В остальном дела у «Ваттеншайда» не ладились. Вылетев из Бундеслиги, к середине нулевых клуб свалилися аж до пятого дивизиона и впервые оказался под угрозой банкротства. Тогда обошлось, необходимые деньги и инвесторы нашлись.

Договаривались с «Галатасараем» на пять лет и планировали выйти в третью лигу. Но все закончилось уже через год

В 2013-м «Ваттеншайд», наконец, снова дорос до четвертой лиги. Тут-то и начался полный хаос, когда большие обещания и заявления перемежались с бардаком в руководстве и растущими долгами.

Уже с февраля 2014-го начались слухи, что с клубом, воспитавшим Алтынтопов и Баштюрка, хочет сотрудничать турецкий гранд. На этом фоне в конце мая игроки «Ваттеншайда» написали открытое письмо, где жаловались, что им всю весну не платят зарплаты, а премий они не видели еще с предыдущего сезона. Для понимания масштаба: речь шла о 200 евро на футболиста за победу.

И все-таки слухи воплотились: 24 июня босс «Ваттеншайда» Кристоф Якоб сидел перед журналистами с главой наблюдательного совета «Галатасарая» Кемалем Эримтаном и еще одной представительницей набсовета стамбульского клуба Эрбу Кексал. Пресс-конференцию, где объявили о сотрудничестве команды из четвертой немецкой лиги и клуба, который к тому моменту дважды подряд выходил в плей-офф Лиги чемпионов, транслировали в прямом эфире на клубном ТВ «Галатасарая». Новость об этом партнерстве появилась даже на сайте Немецкого футбольного союза (DFB).

Кексал, Якоб и Эримтан на совместной пресс-конференции

«Ваттеншайд» прогремел сразу на две страны. Турки были заинтересованы прежде всего в футбольной школе немцев, где традиционно тренируются много футболистов с турецкими корнями. Идея была в том, чтобы «Ваттеншайд» воспитывал для «Галатасарая» новых Алтынтопов (Хамит тогда как раз играл в Стамбуле), и самые талантливые юниоры не разбредались к соседям из Гельзенкирхена или Дортмунда, а отправлялись в Турцию.

Немецкий клуб получал пиар и возможность успешнее вербовать мальчишек из семей турецких мигрантов. Но стамбульские боссы обещали, что этим дело не ограничится. «Мы будем поддерживать «Ваттеншайд» деньгами, игроками и опытом», – уверял Эримтан. Речь шла и о помощи в развитии инфраструктуры клуба. Хотя никакой конкретики турки не озвучивали. Наконец, стороны заявили, что намерены совместными усилиями вывести клуб в третий дивизион. Для начала «Галатасарай» перевел боухмцам 70 тысяч евро, и тем же летом молодежка стамбульцев ненадолго заглянула в гости в Германию.

Но на этом рассказ об амбициозном пятилетнем контракте завершается. В начале 2015-го из «Ваттеншайда» ушел Кристоф Якоб, а вскоре руководство сменилось и в «Галатасарае». Новые боссы стамбульцев интереса к немецкой футбольной глубинке не проявили. К октябрю, через год с небольшим, объявленное с помпой сотрудничество завершилось, толком и не начавшись.

IT-стартап обещал пять млн евро и выход в Бундеслигу. А еще – сделать «Ваттеншайд» популярнее «Барселоны» в соцсетях. Через пару месяцев сотрудничество рухнуло

Вновь прогремел «Ваттеншайд» летом 2018-го, уже при новом шефе – Огузхане Джане. Черно-белые договорились о спонсорстве с IT-стартапом Haalo Technology. Компания обещала вложить в футбольный клуб пять миллионов евро за три года и вывести его во вторую Бундеслигу. «Наша цель – возвращение в профессиональный футбол. Для начала – подняться на две лиги выше. И мы справимся. А в обозримом будущем «Ваттеншайд» вернется в первую Бундеслигу», – говорил глава фирмы Петер Йегер.

Заодно Haalo планировала внедрить свои инновации в «Ваттеншайде», превратив его в самый продвинутый клуб в плане цифровых технологий. Диджитализировать собирались все – от тренировочного процесса до предматчевых активностей.

Были и совсем невиданные для футбола идеи, например, «Ваттеншайд» должен был провести краудсейл (ICO). Это что-то между краудфандингом и выходом на биржу, только в криптовалюте. Другая идея – болельщики инвестируют в юниоров «Ваттеншайда» специальную криптовалюту, которая растет в цене, если футболист пробивается на профессиональный уровень.

Джан на пресс-конференции с руководителями Haalo Technology

Наконец, еще одно мощное пиар-обещание от Йегера: «Через пять лет мы хотим иметь больший охват в соцстеях, чем «Барселона»». На тот момент суммарная аудитория каталонцев на разных платформах превышала 170 млн подписчиков. У «Ваттеншайда» было 5800 фолловеров на фейсбуке, 1600 – в инстаграме и почти 200 подписчиков в твиттере.

На этот раз пузырь лопнул еще быстрее – уже через два месяца. IT-инвесторы не поделили власть в клубе с главой набсовета Джаном и отказались от сотрудничества. Тем временем на фоне громких заявлений клуб все глубже залезал в долги.

Спасать соседний клуб от банкротства приезжал «Шальке», но это не помогло. «Ваттеншайд» спустился в пятый дивизион

В 2019-м «Ваттеншайд» праздновал столетие. Впрочем, празднованием это назвать сложно. Долговые обязательства клуба разрослись до пугающих 350 тысяч евро, и бохумцы объявили краудфандинговую кампанию – уже не для выхода в Бундеслигу, а чтобы избежать банкротства. Довольно быстро деньги удалось собрать – благодаря болельщикам и малому бизнесу, но этого хватило только чтобы доиграть сезон.

Помочь «Ваттеншайду» в поиске средств на сезон-2019/20 даже приезжал «Шальке». Но денег, полученных с товарищеской игры против клуба первой Бундеслиги, хватило ненадолго (к слову, «Шальке» не выиграл — 2:2). А спортивный директор ушел из клуба через несколько месяцев после назначения, поставив диагноз: «Я видел в футболе много дерьма. Но то, что происходит в «Ваттеншайде», превосходит все. Здесь все основано на лжи».

В августе суд Бохума начал процедуру банкротства. Чтобы этого избежать, нужны были еще не менее 600 тысяч евро. Желающих сжечь свои деньги больше не нашлось, и «Ваттеншайд» снялся с чемпионата. Летом 2020-го банкротство оформили окончательно.

Группа местных бизнесменов смогла выкупить только название и молодежную команду. Набрав новых игроков, «Ваттеншайд» стартовал в сезоне-2020/21 в пятом дивизионе. Бюджет клуба ужался с 900 до 150 тысяч евро. «Мы заложили фундамент. Где окажемся через пять лет, сложно просчитать. Но мы не будем строить воздушные замки, как это было в прошлом, и говорить, что через пару лет окажемся в профессиональном футболе», – говорит один из новых руководителей клуба Кристиан Поцо и Тамайо. По крайней мере, этот урок в Бохуме, похоже, усвоили.

Кстати, одним из юниоров, которых подтянули к основе после банкротства, стал капитан «Ваттеншайда» U19 с российскими корнями Артур Накалюжный. 18-летний центральный защитник уже успел дебютировать за главную команду. После девяти матчей «Ваттеншайд» обосновался в середине таблицы пятого дивизиона, в котором с конца октября сезон приостановлен из-за коронавируса.

***

Редактор: Саша Булычева

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube и группе VK.

***

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst, www.imago-images.de/www.imago-images.de, Thomas Bielefeld/imago sportfotodienst; twitter.com/sg09wat; Gettyimages.ru/Lars Baron