«Чёрно-синий отсчёт». Номер 7. Черная Стрела Гранде Интера
Июнь 1962-го года, до триумфа сборной Испании на Чемпионате Мира остаётся чуть меньше полувека, а пока на Мундиале'62, проходящем в Чили, Ла Фурия Роха не смогла выйти из группы смерти: будущие триумфаторы турнира, бразильцы, займут первое место, а их соперники по финалу, сборная Чехословакии, второе. Помимо очевидной силы соперников тот турнир запомнился для испанцев судейским беспределом и невероятно грубой игрой соперников (уже в первом матче группового этапа с чехами сразу три игрока сборной Испании получили тяжёлые травмы).
Все это, конечно же, не спасло главного тренера пиренейцев, одиозного и скандального Эленио Эрреру, от увольнения. Впрочем, аргентинец вряд ли сильно расстроился от этой новости - работу в сборной он уже два года как совмещал с работой в «Интере», клубе, который однажды станет проектом всей его жизни, но в тот момент ещё пребывающим на стадии строительства. Свой заслуженный межсезонный отпуск Эррера проводил не на пляже, а за просмотром потенциальных новичков на проходящем Мундиале. Лучшим игроком всего турнира был признан автор четырёх голов, бразилец Гарринча, но внимание Мага привлёк не он, а его дублер, игрок, который несмотря на свой несомненный талант из-за великого Гарринчи провел за Пентакампеонов всего лишь одну встречу: Жаир да Коста.
Жаир да Коста родился 9 июля 1940-го года в городе Озаске штата Сан-Паулу и начал свой путь в футболе в составе местного «Португеза Деспортс». Мундиаль в Чили стал первым и последним крупным турниром для игрока в составе сборной Бразилии, но поистине судьбоносным: футболиста на тренировке заметил Эленио Эррера, остро нуждающийся как раз в игроке на правый фланг атаки. Известно, что ещё до поездки на Чемпионат Мира, игрока просматривал бразильские скауты «Милана», но руководство клуба отказалось от идеи подписания игрока из-за хрупкого телосложения и рисков, связанных с переездом в Европу в столь нежном возрасте. Эррера же смог убедить Анджело Моратти в способностях бразильца, и сразу после окончания победного Мундиаля за солидные по тем временам 170 тысяч долларов Жаир стал игроком «Нерадзурри».
А теперь представьте себя на месте Жаира: вам 22 года, вы впервые улетели так далеко от дома, вы впервые видите снег, вы первый темнокожий игрок в истории команды и вы работаете под руководством, пожалуй, самого требовательного и грозного тренера в истории... И вместо того, чтобы доказывать общественности, что вы заслужили быть здесь, вы ждете бюрократических проволочек. Дело в том, что тогда в составе итальянской команды могло находиться одновременно не более 2 игроков не из Италии. Первым был лидер команды, самый дорогой футболист мира на тот момент, обладатель Золотого Мяча'61 - Луис Суарес Мирамонтес. Вторым был Джерри Хитченс - Дэвид Бэкхем своего поколения, забивавший в среднем в каждой второй игре, любимец тиффози, которые прозвали своего бомбардира ни много ни мало «Принцем Кальчо». Неслабая конкуренция? Но Моратти не был бы Моратти, если бы не нашёл лазейку: юристы Интера в срочном порядке начали процесс по получению для Жаира итальянского паспорта, ведь по слухам, которые нужно было ещё доказать, бабка игрока была родом из Полезине, провинции в области Венеция. Неизвестно, чем закончилась бы эта судебная история, может Жаир стал бы ориунди и звездой Скуадры Адзурры, но на выручку бразильцу пришел Хитченс, форма которого резко пошла на спад, и англичанин в ноябре 1962-го года уехал в «Торино».
Так взошла звезда Жаира: он сразу же заявил о себе, забив по голу в своих первых трёх играх за новый клуб: в ворота «Дженоа», чуть не ставшей «родной» «Венеции», и «Сампе». В среднем, Чёрная Стрела, так прозвали игрока тифози за его скорость, и это не было расизмом, забивал в каждой третьей игре, что было невероятно много для игрока его позиции. Самый важный и памятный гол Жаир забил 27 мая 1965 года.
Финал Кубка Чемпионов, второй для «Интера» за два года, да ещё и проходит на родном «Сан Сиро». В соперниках грозная «Бенфика» с Эйсебио и Колуной. В тот вечер север Италии заливал сильнейший ливень, что мешало обеим командам: и техничным португальцам, и быстрым контратакующим итальянцам. Как позднее оказалось, непогода всё же сыграла на руку команде Эрреры: на 42 минуте матча Жаир получает мяч от Сандро Маццолы в центре поля, делает два шага и сильно бьёт низом в ближний угол. Вратарь «Орлов», Альберту да Кошта Перейра, среагировал на удар, но, к несчастью для него, мокрый мяч проскользнул между ног вратаря и предательски закатился за линию ворот. Этот гол стал единственным в матче, и игроки «Интера» во второй раз подряд подняли над головой главный клубный трофей Европы.
Затем в карьере Жаира будет ещё одно Скудетто, два проигранных финала Кубка Чемпионов, годовая аренда в «Рому» и возвращение в «Интер», с которым бразилец возьмёт четвёртое для себя Скудетто. Закончил свою прекрасную, полную трудностей и триумфов, карьеру Жаир в «Сантосе», играя бок о бок с Пеле, таким образом заменив, наконец, Гарринчу.
Читайте и другие наши тексты о великих (и не очень) "семерках" в истории Интера:
Энди Ван дер Мейде: секс, наркотики, рок-н-ролл.
Робби Кин в Интере: короткое приключение ирландца в Италии.
Луиш Фигу - элегантный бунтарь.
Данная статья является оригинальным авторским материалом Canale Sforzesco:
Текст - Дмитрий Золотенков.
Редакция - Даниил Шульман-Симаков.