9 мин.

«Дерри Сити» – единственный чемпион двух Ирландий (Северной и обычной). Клуб сменил адрес после жестких беспорядков

История необычной команды.

Клуб из Северной Ирландии «Дерри Сити» 13 лет боролся за право играть на собственном стадионе. Футбольная ассоциация не пускала его на домашнюю арену после «Смуты» – кровавых столкновений между полицией и сторонниками объединения острова. 

Спросите жителя Северной Ирландии, как называется второй по величине город страны, и вы узнаете его политические взгляды. Правильный ответ – Лондондерри, но так город называют только те, кто поддерживает связь с Великобританией. Их оппоненты по Ирландскому вопросу сокращают до просто «Дерри» – так этот населенный пункт назывался до появления здесь англичан. 

В Северной Ирландии много несогласных с тем, как официально называется город

У британцев Лондондерри вызывает вполне однозначные ассоциации. Город неразрывно связан с событиями 1970-х годов, а также простым и лаконичным словом The Troubles (на русский переводят как «Смута»). Именно так – с большой буквы – принято называть конфликт в Северной Ирландии, его ход и последствия несколько десятилетий определяли повестку Соединенного Королевства. 

Если максимально упростить причины противостояния, все упирается в культурные, религиозные и этнические различия. Северо-восточная часть Ирландии (ее принято называть Ольстером) была колонизирована англичанами и шотландцами раньше остальной территории острова. Там прошла реформация, Белфаст к XIX веку стал самым благополучным городом региона, ну а главное – местные жители сохранили связи с «большой землей». 

Практически вся история Ирландии – это противостояние захватчикам и борьба за единство. В 1919 году вспыхнула Война за независимость, в результате которой восставшие обрели самостоятельность на всей территории, кроме Ольстера. Затем последовала Гражданская война внутри самой Ирландии, так как между бывшими союзниками в борьбе с англичанами не было единства по вопросу о мире. В те годы появилась ИРА – Ирландская республиканская армия. Организация убила графа Маунтбеттена (дядя принца Филиппа, мужа Елизаветы II), покушалась на Маргарет Тэтчер, устраивала взрывы в Гайд-парке – в общем, вела ожесточенную борьбу вплоть до начала 2000-х. События в Лондондерри 1970-х – один из эпизодов той борьбы. 

Бойцы Ирландской республиканской армии

Город находится в нескольких километрах от границы с Ирландией (можно дойти пешком минут за 30), хотя гораздо более естественной линией разграничения выглядит река Фойл. Западный берег считается католическим, восточный – протестантским. Принадлежность к религии чаще всего определяет политические симпатии. Большинство католиков мечтают воссоединиться с Ирландией, а среди протестантов распространен юнионизм – желание остаться под контролем Лондона.

Хотя домашний стадион «Дерри Сити» расположен на западном берегу, в течение нескольких десятилетий клуб находился над схваткой и даже стремился примирить католиков и протестантов. Команда никогда демонстративно не рвала связи с Британией: в «Дерри Сити» брали футболистов, не ориентируясь на их взгляды на ирландский вопрос. К тому же форма «Дерри Сити» еще с 1930-х годов очень напоминает комплекты «Шеффилд Юнайтед» – поначалу ирландский и английский клубы дружили. 

Так вышло, что лучшее время для «Дерри Сити» выпало на 1960-е, и эта пора предшествовала кошмару, который случился со страной и командой. В то десятилетие клуб однажды выиграл золото и регулярно попадал в призы, а последний серьезный успех датирован 1969-м, когда «Дерри Сити» досталась бронза. Но уже в то время обстановка на домашних матчах была напряженной. В январе в гости из Белфаста приехал «Линфилд», и болельщиков гостей пришлось эвакуировать еще в перерыве ради их же безопасности. 

Домашний матч «Дерри Сити» в 1969 году

В августе того же года в Дерри вспыхнул более серьезный конфликт, который прозвали Схваткой за Богсайд. Так называется один из жилых районов города, и там же расположен «Брэндивелл» – стадион «Дерри Сити». Столкновения между Ассоциацией обороны граждан Дерри и полицией Ольстера продолжались несколько дней и завершились для правительственных сил безрезультатно. Богсайд оказался в руках католиков, а его территорию объявили Свободным Дерри: улицы патрулировали люди из ИРА, а протестантам сюда лучше было не соваться

«Дерри Сити» продолжал принимать соперников, но полицию в непокорный район уже не пропускали. Некоторые команды отказывались ехать в Дерри, так что футбольная федерация переносила матчи на резервные арены. Тот же «Линфилд» провел все гостевые встречи против «Дерри Сити» на своем стадионе. В следующие несколько лет «Дерри Сити» скатывался по турнирной таблице. Некогда лучшая команда страны сначала стала пятой, потом девятой, а затем замкнула десятку. 

Возможно, клуб вылетел бы из высшего дивизиона Северной Ирландии по спортивному принципу, но это произошло раньше и по другим причинам. В 1971 году беспорядки в Богсайде вспыхнули с новой силой. Триггером послужили убийства двух католиков, к преступлению были причастны военные. Правительство попыталось взять штурмом Свободный Дерри, начались открытые боевые действия с баррикадами, выстрелами, зажигательными смесями и погромами. 

В январе 1972-го солдаты парашютного полка расстреляли колонну мирных демонстрантов. Среди них были священники и несовершеннолетние. Шокирующие события «Кровавого воскресенья» потрясли Британию. У католиков и ИРА стало еще больше сторонников, а находившийся тогда в оппозиции экс-премьер-министр Гарольд Вильсон даже заговорил, что после такого Лондону следует отказаться от прав на Ольстер.

В остановке кровавой бойни проводить матчи было бы преступлением. «Дерри Сити» строго рекомендовали съехать в более спокойный Колрейн, чтобы отсидеться в ожидании окончания конфликта. Клуб потерял значительную часть доходов от продажи билетов, а затраты на переезды, наоборот, выросли. Вернуться на домашнюю арену «Дерри Сити» не разрешили, а затем клуб попросту снялся с чемпионата Северной Ирландии и стал любительским. 

Удивительно, но в таком статусе команда просуществовала 13 лет, и все эти годы ее руководство строчило письма в ассоциацию с просьбой вернуться назад – в лигу и на родной стадион. Бесчисленные отказы подтолкнули боссов к тому, чтобы искать понимание где-то в другом месте. В 1980-е клуб стал договариваться с Ирландской федерацией футбола и с УЕФА. 

Североирландская ассоциация пыталась помешать появлению на карте острова клуба-анклава. Больше всех мешал Харри Каван. Ему еще в 1964-м удалось добиться запрета на проведение еврокубковых матчей в Дерри, а в середине 1980-х он уже как глава ассоциации и вице-президент ФИФА заявил, что не позволит клубу заявиться в лигу соседней страны. В Дублине тоже поначалу относились к затее со скепсисом, опасаясь агрессивной реакции Лондона, но к решению подтолкнули руководители других ирландских клубов. Футбольные структуры двух частей острова достигли компромисса в 1984 году на переговорах в Дандолке. Североирландская ассоциация сделала исключение только для одной команды, так что других подобных примеров клубов-анклавов в Ирландии больше нет.

 «Дерри Сити» в 1989 году

«Дерри Сити» допустили к матчам на уровне второго дивизиона и разрешили играть на арене «Брэндивелл». Ирландская лига получала не просто очередного участника, но еще и будущего чемпиона. 

В 1989-м году клуб вновь выиграл золотые медали – теперь уже другой страны. «Дерри Сити» до сих пор остается единственной командой, которая становилась чемпионом как Ирландии, так и Северной Ирландии. Ну а в связи с Брекзитом клуб поднял свою исключительность до 80-го уровня. Он представляет чемпионат страны Европейского Союза, но проводит домашние матчи за пределами ЕС – в городе Дерри, что в 30 минутах ходьбы от Ирландии. 

Джон Хьюм – Нобелевский лауреат 1998 года

«Дерри Сити» выжил в том числе благодаря тому, что сторонился открытого конфликта и радикальной риторики. И сегодня это чуть больше, чем просто клуб. Одним из тех, кто в конце 1960-х и начале 1970-х устраивал в городе мирные демонстрации для привлечения внимания к проблемам Северной Ирландии, был болельщик «Дерри Сити» Джон Хьюм. Тогда же он основал местную Социал-демократическую и лейбористскую партию и победил на выборах в парламент. В 1998 году Хьюм вместе с североирландском политиком Дэвидом Тримблом получил Нобелевскую премию мира. Джон инициировал подписание Белфастского соглашения, которое урегулировало ирландский вопрос. В 2010 году ирландский телеканал RTÉ выбирал величайшего ирландца в истории. Оскар Уайльд, Рой Кин и Лиам Нисон попали в топ-40, Боно – пятый, а на первом месте – Джон Хьюм. 

К тому моменту Джон окончательно сменил политику на футбол: в течение 21 года он был президентом «Дерри Сити». И хотя его должность была в большей степени церемониальной, он снова показал навыки антикризисного менеджера и переговорщика. В 2000-м, когда команда была на грани банкротства, Хьюм предложил Алексу Фергюсону провести товарищеский матч. И хотя в ирландскую провинцию приехал далеко не первый состав МЮ, на игру были проданы все 9 тысяч билетов, благодаря чему клуб погасил долги. Позже в Дерри приехали «Селтик» и «Реал», а в 2003-м основа «Барселоны» с Овермарсом, Пуйолем, Иньестой и только подписавшим контракт Роналдиньо. 

Джон Хьюм умер в августе 2020-го. Кончину нобелевского лауреата, связавшего жизнь с Дерри, оплакивали по обе стороны ирландской границы: и католики, и протестанты, и Дублин, и Лондон, и фанаты, и те, кто абсолютно равнодушен к футболу.

***

Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot

В 1970-м лейбористы проиграли выборы из-за вылета Англии с ЧМ. Слишком верили в сборную и эйфорию избирателей

100 лет назад США были футбольной страной: профи из Европы, богатые покровители и десятки тысяч зрителей. Все погубила Великая депрессия

Фото: Gettyimages.ru/Peter Macdiarmid/Getty Images, Three Lions/Hulton Archive/Getty Images; ru.m.wikipedia.org; derryjournal.com; irishistory.blogspot.com; thejungleview.wordpress.com; globallookpress.com/Artur Widak/ZUMAPRESS.com