В «Зените» слабы: системный кризис детища «Газпрома»
Сегодня в центральном туре РПЛ лидирующий «Зенит» схлестнется с «Динамо». После провала в Лиге чемпионов петербуржцам остается спасать имидж команды, защищая титул чемпиона страны. По коммерческим показателям клуб лучший в стране, но совсем скоро может лишиться этих доходов. Почему коллектив с такими большими возможностями не добивается высоких результатов, и что нужно предпринять его менеджменту, чтобы клуб выбрался из ямы.
На этой неделе «Зенит» дома поражением от дортмундской «Боруссии» (1:2) завершил выступление в еврокубках этого сезона. Участие в Лиге чемпионов и Лиге Европы имеет для клубов большое значение. Помимо существенных премиальных («Зенит» с одной ничьей в 6-ти играх заработал 35,3 млн евро), клуб и его игроки получают европейскую известность. Это и повышение трансферной стоимость футболистов, которых потом можно выгодно продать, и стабильно высокий интерес к команде со стороны болельщиков. Любители футбола не только платят за вход на стадион, но и оставляют деньги в фудкортах, покупают атрибутику. Все это формирует дополнительный доход клуба. У «Зенита» в 2019 году он был равен 1,4 млрд рублей. Больше в России только у «Спартака» – 1,5 млрд.
Кроме спортивных результатов за последние десять лет, петербургский клуб лидирует в стране по многим другим показателям – размеру бюджета команды (около 17 млрд руб.), посещаемости (средняя посещаемость домашних матчей в сезоне 2018/19 – 48244 чел.), доходности (28-е место в европейском рейтинге Deloitte с выручкой 180,4 млн евро), стоимости состава (180,3 млн евро), популярности в соцсетях (количество подписчиков клуба в четырех сообществах – 3 млн чел.). В 2018 году клуб стал на 49 лет владельцем самого комфортного для зрителей футбольного стадиона РФ за счет закрывающейся крыши, который в последствии был назван «Газпром Ареной». Но даже эти факторы не позволяют «Зениту» превратиться в коммерчески выгодный проект.
От любви до ненависти – несколько нулей в бюджете
Сегодня все знают у какого клуба России самые большие возможности. Но еще пятнадцать лет назад «Зенит» имел средний бюджет и не мог похвастаться дорогими трансферами. Команда была способна победить любой сильный московский клуб, славилась доморощенными воспитанниками и вызывала симпатию во всей стране.
В 2005 году владельцем клуба с берегов Невы стал «Газпром». Вскоре главным тренером команды был назначен голландец Дик Адвокат, а спустя два года «Зенит» впервые в российский истории выиграл чемпионат страны. Тогда клуб приобрел за рекордные для отечественного футбола $ 20 млн полузащитника донецкого «Шахтера» Анатолия Тимощука.
«Переговоры по нему представители «Газпрома» проводили лично с Ахметовым (основатель компании «Систем Кэпитал Менеджмент», президент «Шахтера» Ринат Ахметов). Тимощук стал частью бизнес-сделки. И эту сумму в $ 20 млн евро для СМИ назвал не «Зенит», а Ринат Ахметов. После этого российский клуб уже был вынужден ее повторить. Тогда это было свойственно газовой компании, так как это были первые серьезные действия на трансферном рынке», – объясняет спортивный корреспондент, автор ютуб-канала «Зеркало жизни» Сергей Бавли.
В 2008 году про «сине-бело-голубых» узнала вся Европа – за один сезон петербуржцы выиграли Кубок УЕФА и Суперкубок УЕФА, переиграв английский «Манчестер Юнайтед» (2:1). По оценкам «Sport+Markt» в том году «Зенит» вошел в топ-10 самых популярных клубов Европы. Тогда же команда и побила новый рекорд подписания внутри страны – в клуб за 30 млн евро перешел португальский полузащитник московского «Динамо» Мигель Данни.
Тот сезон стал успешным не только для «Зенита», но и для сборной России, которая под управлением другого голландца Гуса Хиддинка завоевала бронзу чемпионата Европы. Этот турнир резко взвентил трансферную стоимость главной звезды «сине-бело-голубых» Андрея Аршавина. В 2009-м футболист перешел в лондонский «Арсенал» за 16,5 млн фунтов стерлингов (19,8 млн евро). В том же году клуб заработал на трансфере Тимощука в мюнхенскую «Баварию» 14 млн евро и переходе Павла Погребняка в немецкий «Штутгарт» (11 млн евро).
В 2012 году «Зенит» шокировал всех новой трансферной бомбой – за рекордные для российского футбола 80 млн евро были приобретены бразильский форвард Халк и бельгийский полузащитник Аксель Витсель. По мнению экспертов, сумма трансфера была явно завышенной. После этой покупки в команде вспыхнул конфликт – местный воспитанник и один из лидеров клуба Игорь Денисов потребовал у руководства повышения зарплаты, отказавшись выходить на поле. В итоге Денисов, а также поддержавший его Александр Кержаков были отправлены в дубль. Но вскоре сторонам удалось договориться, и футболисты вернулись в основной состав.
Дорогие трансферы и практически неограниченные возможности «Зенита» настроили многих болельщиков и футбольных специалистов против команды. Известный спортивный журналист и блогер Василий Уткин через несколько лет и вовсе назовет клуб из Петербурга «империей зла».
Спортивный журналист, автор телеграмм-канала «Газета с того света» Кирилл Легков видит причину такого отношения к «Зениту» в русском менталитете.
«Мы не любим богачей. Не любим “Трех толстяков”. Мы уважаем Робин Гудов, борцов за справедливость. Российский народ всегда хочет кого-то видеть в луже, потерпевшим фиаско. Люди сами живут неважно и им не хочется, чтобы кто-то был успешен. Плюс спонсор команды – “Газпром”, который напрямую ассоциируется с властью», – говорит Легков.
Кто «греет руки» на российском футболе
Чтобы богатые клубы массово не скупали лучших игроков, в 2010 году УЕФА ввел финансовый фэйр-плей – команды не должны тратить больше, чем зарабатывают. В итоге летом 2016-го «Зенит» продал игроков на общую сумму в 79,8 млн евро. Самым дорогим трансфером стал переход Халка в китайский «Шанхай СИПГ» за 55,8 млн евро.
Однако в последние годы у «Зенита» есть как минимум две сомнительные покупки. В сентябре 2018 года в команду на правах свободного агента (бесплатно) перешел полузащитник туринского «Ювентуса» Клаудио Маркизио. Его трансфер вызвал в СМИ большой ажиотаж. Но за два года футболист отыграл только в 9 матчах. При этом клуб платил Маркизио высокую зарплату – 3,5 млн евро в год.
В Петербург Маркизио привез спортивный директор «Зенита» Хавьер Рибалта, который до этого работал скаутом в «Юве».
Вторым сомнительным приобретением «Зенита» стал бразильский нападающий «Барселоны» Малком, за которого летом 2019 года было заплачено 40 млн евро (плюс 5 млн евро в качестве бонусов). В итоге форвард отыграл только две недели и получил травму. За все это время самый дорогой игрок команды выходил на поле только в 24 матчах и забил 5 голов. На сегодняшний момент по данным transfermarkt его стоимость опустилась до 30 млн евро.
«Академия ”Зенита” сотрудничает с академией «Барселоны». Один человек из системы каталонского клуба мне говорил, что не надо брать Малкома, потому что у него все время травмы. Но его все равно взяли. На какие мысли это может наводить?», – рассуждает Кирилл Легков.
Бывший владелец и президент московского «Спартака» Андрей Червиченко связывает непонятные покупки команды с работой Рибалты, которая вызывает много вопросов.
«Маркизио попил кофеек в Петербурге и уехал. Для 10 млн евро Малком нормальный игрок, но он точно не стоит те 50 млн вместе с агентскими выплатами. С приходом Рибалты покупки работают только на одну сторону. И точно не на футбольную. Предполагаю, что больше всего от трансферов выигрывает не команда, а те, кто их совершает», – говорит Червиченко.
Кирилл Легков уточняет, что во всем мире нефиксированные цены на футболистов.
«Игрок стоит столько, за сколько его продают и покупают. У трансферов много интересантов. В России игроки часто покупаются не для того, чтобы помочь клубу, а чтобы улучшить материальное положение руководителя или менеджера. Погреть руки на любом трансфере – это ДНК нашего футбола».
Деградация легионеров в России
Российская премьер-лига в сезоне 2020/21 играется по системе «8 легионеров + 17 россиян» в составе команды. После провального осеннего выступления сборной России (только 2 победы и 3 ничьих в 8 матчах со средними соперниками), некоторые эксперты выступили за отмену лимита на легионеров. Но есть и те, кто считает, что такая мера спровоцирует поток в страну неквалифицированных игроков. С этим мнением согласен Андрей Червиченко.
«Для развития российского футбола отмена лимита не нужна. Эту идею подхватывают те, кто хочет завезти в страну неликвид, чтобы заработать. Кто ошибается больше всех сейчас в еврокубковых матчах? Иностранцы! Те, кто дает деньги команде, должны отгонять от клуба всяких проходимцев, которых интересует только нажива.
Благодаря лимиту сегодня появилась группа молодых игроков. От них многого требуют, но на самом деле они пока еще просто слишком молоды».
Кирилл Легков считает, что даже сильные игроки в российском чемпионате попросту деградируют, потому что не зарабатывают деньги, а получают их.
«Посмотрите, что стало с Азмуном (иранский нападающий «Зенита» Сердар Азмун перешел в команду в феврале 2019-го за 12 млн евро) и Барриосом (колумбийский полузащитник Вильмар Барриос стал игроком “Зенита” за 15 млн евро). Падение уровня игры футболистов связано в России с отсутствие рынка и здоровой конкуренции. Когда деньги валятся с небес, это приводит к тому, что легионерам уже просто не хочется играть», – считает Легков.
Контракт иностранца и российского игрока, это две большие разницы, обращает внимание Сергей Бавли.
«Например, у Малкома не прописано с соглашении понижение выплат при непопадании в основной состав или при получении плохих оценок от тренерского штаба. Малком пропускает матчи, а деньги на свой счет продолжает получать. Через некоторое время руководители команды могут захотеть расторгнуть с ним контракт и перестать платить зарплату в 6 млн евро за сезон. В итоге контракт может быть расторгнут по обоюдному согласию сторон. Из-за отсутствия сильного менеджмента мы и не побеждаем в Европе».
Эксперты отмечают, что в ведущих европейских чемпионатах принято поддерживать амбиции игроков на всех этапах – от юношеской команды до взрослой.
В 2019 году больше всех в России потратил на содержание молодежного футбола «Краснодар» – 11,4 млн евро. На втором месте «Зенит» – 8 млн. За последние пятнадцать лет самые яркие доморощенные петербургские футболисты: Андрей Аршавин, Александр Кержаков, Вячеслав Малафеев, Игорь Денисов, Владимир Быстров, Алексей Ионов. Все в разные годы выступали в сборной России, а Ионов продолжает защищать честь страны. Аршавин и Кержаков успели поиграть в Европе.
Для европейских команд продажа воспитанников клубной академии – важная статья доходов. Так, мадридский «Реал» за последние 11 лет продал 31 игрока на общую сумму в 308 млн евро.
Руководство «Зенита» в последние годы осознало ценность своих кадров – из 25 человек команды десять – местные воспитанники. Самые известные из них – Михаил Кержаков, Данил Круговой, Далер Кузяев, Алексей Сутормин.
Для успешного существования футбольного клуба нужны три основные вещи – хороший тренер, профессиональный спортивный директор и сильный руководитель – человек, который вкладывает в клуб деньги и ждет отдачи.
«Миллер (председатель правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер) исправно выполняет свои обязательства перед “Зенитом”, насыщая команду деньгами. Но нормального спортивного директора в клубе нет. Есть Рибалта, который как выяснилось, – больше скаут. А главный тренер Сергей Семак запутался с тем, что делает.
На место Рибалты мог бы прийти Аршавин (сейчас Андрей Аршавин в клубе занимает должность директор по развитию молодежного футбола). Не говорю, что он готов, просто никого другого со стороны к этой должности не подпустят», – уверен Кирилл Легков.
После 17-го тура РПЛ «Зенит» возглавляет чемпионскую гонку. После провала в Лиге чемпионов клубу надо спасать свой имидж защитой титула. А чтобы в следующем сезоне играть в ЛЧ нельзя опускаться ниже второго места, ведь квота от России в турнире сократилась с трех до двух участников.
Если вам понравилась эта статья, жмите плюс и подписывайтесь на блог 11+
Фото: Belga News Agency; Reuters; ФК "Зенит"; AFP; tbth; "Спорт-Экспресс".
За основу статьи взят материал журнала "Компания"